Конспект урока по русскому языку в 3 класс




Тема урока: «Имя прилагательное»

Лексическая тема: Весна

Цель: закрепить навык практического употребления в речи имен прилагательных

Задачи:

Образовательные:

- активизировать словарь по лексической теме «Весна»;

- закреплять умение подбирать слова-признаки к существительным;

- закреплять умение подбирать к имени существительному качественные прилагательные;

- упражнять в подборе антонимов;

-закреплять навык образования притяжательных прилагательных;

-закреплять навык согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;

 

Коррекционно-развивающие:

-развивать зрительное восприятие и логическое мышление;

-развивать зрительно-моторную координацию.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к русскому языку;

- воспитывать любовь к родной природе;

- воспитывать эстетический вкус;

-воспитывать умение работать в коллективе;

- воспитывать усидчивость, самостоятельность, активность.

Оборудование:тетради, ручки, простые карандаши, пособие «Чьи следы»

Ход занятия

1)Организационный момент

 

- Какой сегодня день? (весенний, солнечный, тёплый и т.д.)

2) Основная часть

 

Введение в тему:

-Послушайте стихотворение и скажите, о какой части речи мы будем сегодня говорить.

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь.

-Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей?

– Сегодня мы с вами будем подбирать имена прилагательные, согласовывать их с именами существительными, тренироваться правильно употреблять их в речи.

 

- По описанию, данному в стихотворении поэта Е.Трутневой, определите время года.

Голубые, синие

Небо и ручьи.

В синих лужах плещутся

Стайкой воробьи.

- Сегодня мы будем говорить о признаках весны.

 

- Прочитайте отрывок из стихотворения А.К.Толстого. Найдите в нём слова, которые обозначают признаки предметов.

Вот уж снег последний в поле тает,

Тёплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.

Юный лес, в зелёный дым одетый,

Тёплых гроз нетерпеливо ждёт.

Подбор слов-признаков к существительным.

(Фотография весеннего леса)

-Посмотрите, мы оказались в весеннем лесу. Какая красота вокруг!

- Подберите слова- признаки к слову «солнце». Солнце весной (какое?) …,небо (какое?)…, цветы (какие?)…,ручьи (какие?)…

(Небо - голубое, чистое;

солнце- яркое, горячее;

ручьи- быстрые, прозрачные, звонкие и т.д.)

Дидактическое упражнение «Назови весенний денек»

- Погода весной бывает разная. Каждый день не похож друг на друга:

-если светит солнце, то день … -если на улице холодно, то день … -если на улице тепло, то день … -если на улице пасмурно, то день …  

-если дует ветер, то день …

-если идет дождь, то день …

- Несмотря на то, что погода весной бывает разная, мы любим это время и ждём её прихода.

 

 

Дидактическаяигра «Чьи следы» (на доске пособие «Чьи следы»)

-Ребята, не только мы ждали прихода весны, но и лесные звери вышли погреться под лучами весеннего солнышка. Чьи следы вы видите на снегу?

(заячьи, волчьи, лисьи, беличьи, оленьи, медвежьи следы).

 

Подбор качественных прилагательных.

-Посмотрите на волка. Какой он? (злой, серый, голодный, страшный, дикий, сердитый, зубастый)

-А какой заяц?

Физминутка.

Упражнение «Чудесная восьмёрка» снимает усталость глаз, снимает напряжение в мышцах шеи и спины (дети медленно рисуют восьмерку большим пальцем вытянутой руки и следят за движением пальца только глазами).

Упражнение «Вращение головы» расслабляет мышцы шеи и плеч, улучшает мыслительную деятельность, процессы чтения.

 

Подбор антонимов. (Игра с мячом)

-Иногда для описания каких-либо предметов мы используем слова, противоположные по смыслу. Как они называются? (антонимы)

-высокий-низкий;

-сильный-слабый;

-грусный-весёлый;

-старый-молодой;

-добрый-злой;

-светлый-тёмный;

-летний- зимний.

 

-Внимательно послушайте стихотворение и запомните имена прилагательные:

Ты его узнаешь сразу:

Белоклювый, черноглазый,

Он за плугом важно ходит,

Червяков, жуков находит.

Верный страж и друг полей,

Первый вестник тёплых дней.

- Назовите прилагательные, которые вы запомнили

 

Работа в тетрадях

-Откройте тетради. Запишите число.

-Послушайте рассказ.

Первые вестники.

Вот и весна. Ярко светитсолнце. По реке плывут льдины. С юга тянутся вестники весны. Через моря и горы летят весной стаи птиц домой, на родину. На деревьях распускаются почки. На припёке показалась травка. Скоро появятся одуванчики и подснежники.

Здравствуй, весна!

-Давайте прочитаем рассказ, добавляя имена прилагательные, чтобы наш рассказ окрасился яркими красками.

Первые вестники.

Вот и весна. Ярко светит ласковое солнце. По реке плывут последние льдины. С юга тянутся первые вестники весны. Через моря и высокие горы летят весной стаи перелётных птиц домой, на родину. На деревьях распускаются почки. На припёке показалась молоденькая зелёная травка. Скоро появятся жёлтенькие одуванчики и синенькие подснежники.

Здравствуй, весна!

-Давайте запишем рассказ о весне (диктант)

 

Первые вестники.

Вот и весна. Ярко светит ласковое солнце. По реке плывут последние льдины. Через моря и высокие горы летят стаи перелётных птиц. На деревьях распускаются почки. На припёке показалась молоденькая зелёная травка. Скоро появятся жёлтенькие одуванчики и синенькие подснежники.

 

Физпауза. Массаж шестигранными карандашами улучшает трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук. Ребёнку предлагается прокатывать карандаш по поверхности стола, прокатывать карандаш между ладонями.

Согласование имён прилагательных с именами существительными в роде

- Найдите картинки, которые согласуются с прилагательным белые

(облака, голуби, кролик, тюльпаны), голубое (ведро, тарелка, небо, платье), чёрный (пиджак, перчатки, грач, кот).

- Ребята, давайте ещё раз повторим, что имя прилагательное зависит от имени существительного, в словосочетании и предложении имя прилагательное имеет тот же род, число и падеж, что и имя существительное.

 

 

-Выберите только те имена прилагательные, которые подходят к слову весна. (Солнечная, жаркое, яркая, долгожданная, ранняя, холодная, дождливая, снежная, засушливая, поздняя).

 

Развитие логического мышления

– Вот и Весна. Не хочет зима уходить, упирается, снегом засыпает, ветрами холодит. А так хочется, чтобы поскорее тепло настало, что же делать? Как зиму прогнать?

-Посмотрите на картину (картинка «нелепица») её нарисовал рассеянный художник, он хотел изобразить весну, но зима ему мешала. Что же на картине нарисовано неверно? (учащиеся исправляют ошибки, называя их: весной не выкапывают картошку; весной не лепят снежную бабу; весной дети не купаются в реке).

3)Итог занятия

- О какой части речи мы сегодня говорили?

-Приведите примеры имен прилагательных?

-От каких слов зависят в речи имена прилагательные?

-Каким членом предложения являются прилагательные?

-Для чего нам нужны имена прилагательные?

- Прилагательные делают нашу речь живописной. Без них она бедна и невыразительна. Мир без прилагательных теряет краски, размеры, запахи, вкусы, становится серым.

Дифференцированная оценка деятельности детей.

-Спасибо за работу!

Литература

 

1.Зикеев А.Г. Практическая грамматика на уроках русского языка: Учеб.-метод. пособие для работы с уч-ся 4 – 7 кл. спец. (коррекционных) образоват. учреждений: В 4 ч. – М.: ВЛАДОС, 2003.

 

2.Теремкова Н.Е. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 3 / Н.Е.Теремкова –М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006.

 

 

Приложение



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: