ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
Ремонт или обслуживание автомобиля, его узлов определяется по определенной технологии. Технология ТО и ТР автомобиля – это совокупность методов изменения его технического состояния с целью обеспечения работоспособности.
Технологический процесс – это совокупность операций, выполняемых планомерно и последовательно во времени и пространстве над автомобилем (агрегатом).
Операция – законченная часть технологического процесса, выполняемая над данным объектом (автомобилем) или его элементом одним или несколькими исполнителями на одном рабочем месте.
Часть операции, характеризуемая неизменностью применяемого оборудования или инструмента, называется переходом.
На проведение технических обслуживаний и текущих ремонтов специализированными проектными организациями разрабатываются типовые технологии, которые для каждого конкретного АТП требуют привязки с учетом категории условий эксплуатации и особенно состояния производственно-технической базы.
Технологические процессы на технические обслуживания требуют минимальной привязки. Вызвано это тем, что периодичность и объем каждого вида обслуживания регламентированы, существует перечень работ по узлам (агрегатам), оценена трудоемкость этих работ.
Привязка технологических процессов на текущий ремонт сложнее, поскольку отказы автомобиля случайны по месту, времени, трудоемкости и количеству возникновения, труднее поддаются регламентации.
При внедрении технологических процессов следует учитывать оснащенность рабочих постов оборудованием, инструментом, приборами, технологической документацией, проводить обучение исполнителей выполнению закрепленных операций и соблюдению технических условий.
Правильно организованный технологический процесс обеспечивает оптимальные затраты и безопасность труда, высокое качество работ, сокращение передвижения исполнителей, особенно если 1 человек выполняет несколько операций, уравнивание загрузки между исполнителями и постами, персональную ответственность за качество выполнения закрепленных операций.
Совокупность технологических процессов технического обслуживания и текущего ремонта представляет собой производственный процесс автотранспортного предприятия.
Основным структурным элементом производственных зон автотранспортного предприятия является рабочее место или рабочий пост.
Рабочее место - это зона трудовой деятельности исполнителя, оснащенная технологическим оборудованием, приспособлениями и инструментом для выполнения конкретной работы.
Рабочий пост – это участок производственной площади, оснащенный технологическим оборудованием для размещения автомобиля и предназначенный для выполнения одной или нескольких однородных работ. Пост включает одно или несколько рабочих мест.
Рабочие места в условиях современного автотранспортного предприятия представляют собой систему неразрывно связанных звеньев. Эта связь определяется единством производственного процесса, пропорциональным соотношением сменных заданий на всех рабочих местах, коммуникацией промышленных разводов, подающих сжатый воздух, электроэнергию, охлаждающую жидкость, смазочные материалы и т. д.
Соответствие рабочего места данным условиям выясняетсп на основании его аттестации. Она позволяет сократить долю ручного и тяжелого физического труда, ликвидировать малоэффективные рабочие места, увеличить коэффициент сменности оборудования. Аттестация проводится по четырем показателям: оснащенности рабочего места технической документацией и технологическим оборудованием, планированию и условиям работы, разделения или кооперации объемов работ, нормирования труда. Исходной документацией являются табели стандартизованного оборудования с рекомендациями о размещении их по технологическому принципу, а также типовые технологии на техническое обслуживание и текущий ремонт.
Основой типовых технологий являются технологические карты. Технологическая карта - это форма технологического документа, в которой записан весь процесс воздействия на автомобиль или его агрегат, указаны в определенной последовательности операции, их составные части, профессия исполнителей и их местонахождение, технологическая оснастка, нормы времени, технические условия и указания.
Технологические карты являются первичными документами, на базе которых строится вся организация производства. Они подразделяются на операционные и постовые.
Операционные картысодержат перечень воздействий по агрегатам, узлам, системам автомобиля.
Постовые карты содержат перечень воздействий, выполняемых на конкретном посту (рабочем месте).
Для координации работ нескольких постов, технологически связанных друг с другом, например, на поточной линии технического обслуживания, используют карты-схемы. Они содержат по каждому посту: общую характеристику работ и номера операций (согласно операционным картам), число исполнителей, места их расположения, трудоемкость работ.
Карты-схемы позволяют также совершенствовать производственный процесс путем перераспределения работ по постам, обоснования целесообразности создания специализированных постов.
Технологические карты входят в различные виды нормативно-технической документации, разрабатываемой различными автотранспортными объединениями, ассоциациями, вплоть до республиканских министерств транспорта.
В частности, в РСФСР разрабатывались и выпускались следующие основные документы.
Руководящие документы (РД), которые устанавливают организационно-методические и общетехнические требования и правила проведения работ. При внедрении на АТП такого документа не допускается видоизменение каких-либо его положений.
Руководства по текущему ремонту (РТ), которые излагают порядок и правила проведения текущего ремонта (постовые и цеховые работы) основных агрегатов автомобилей. При внедрении РТ допускаются отдельные изменения для привязки к конкретным условиям АТП.
Инструкции по техническому обслуживанию (ИО), которые излагают порядок и правила технического обслуживания автомобилей. Условия при внедрении те же, чтo и у РТ.
Методические указания (МУ) - документ рекомендационного плана. Устанавливает общие методы проведения работ.
Каждый документ имеет свой код. Например, РТ-200-РСФГР-15-008084, где соответственно РТ - обозначение документа; 200 – индекс Минавтотранса РСФСР; 15 - индекс организации-разработчика (здесь - Центравтотех); 0080 -- регистрационный номер документа: 84 - год утверждения.
На новые модели автомобилей, если централизованно нормативно-техническая документация еще не разработана, производственно-технический отдел АТП разрабатывает свои технологические карты. Исходным материалом при этом являются:
сборочные и рабочие чертежи изделия;
технические условия на сборку, регулировку, контроль, испытания;
производственная программа (для выбора оборудования оптимальной производительности и стоимости);
сведения о существующем оборудовании и инструменте;
нормы времени (при отсутствии устанавливаются хронометражом или берутся по аналогам);
масса изделия (для выбора подъемно-транспортных средств).
Порядок разработки технологической карты:
- изучается конструкция изделия,
- составляется план проведения работ,
- определяется последовательность операций и переходов,
- устанавливаются нормы времени,
- выбираются оборудование и инструмент,
- оформляется технологическая документация.