Примерный перечень вопросов к экзамену




1. Сущность и содержание социальной педагогики.

2. Структура социальной педагогики

3. Основные принципы социальной педагогики

4. Сущность понятия «социализация» и процесса социализации

5. Процесс и стадии социализации

6. Агенты социализации

7. Механизмы социализации

8. СМИ: виды и основные функции

9. Основные теории воздействия СМИ

10. Механизмы влияния СМИ на личность (группу)

11. Результаты воздействия СМИ личность (группу)

12. Основные методы воздействия СМИ на личность и группу

13. Положительные и отрицательные стороны СМИ.

14. Социальное воспитание с позиции государства (общества).

15. Социальное воспитание с позиции социальных институтов и самой личности как его субъектов.

16. Сущность социального воспитания.

17. Объект и субъекты социального воспитания.

18. Целепологание в социальном воспитании.

19. Принципы и подходы социального воспитания.

20. Методы социального воспитания.

21. Норма и патология в социальном развитии человека

22. Формы и причины социальных отклонений

23. Основные направления социально-педагогической деятельности по профилактике и преодолению девиантного поведения детей и подростков

24. Девиантное поведение: понятие, факторы, причины

25. Формы девиантного поведения

26. Профилактика девиантного поведения подростков

27. Сущность понятий безнадзорности и беспризорности, их характеристика.

28. Причины возникновения.

29. Практика социально - педагогической работы с безнадзорными и беспризорными.

30. Понятия «дети-сироты», «дети, оставшиеся без попечения родителей», «опека», «попечительство»

31. Усыновление (удочерение) детей

32. Формы государственного попечения детей-сирот

33. Дети-инвалиды как объект социально-педагогической работы

34. Виды реабилитации детей-инвалидов

35. Направления социально-педагогической работы с детьми-инвалидами

36. Человек как объект социализации.

37. Человек как субъект социализации.

38. Человек как жертва процесса социализации.

39. Источники социального развития человека.

40. Движущие силы социального развития человека.

41. Роль личности ребенка в социальном самосовершенствовании.

42. Мегафакторы социализации: космос, планета и мир.

43. Страна как источник влияния на социализацию человека.

44. Этнос как источник влияния на социализацию человека.

45. Общество как источник влияния на социализацию человека.

46. Государство как источник влияния на социализацию человека.

47. Регион.

48. Сельский поселок.

49. Город.

50. Муниципальная система социального воспитания.

51. Общая характеристика социально-педагогической деятельности (социально-педагогического процесса).

52. Специфика социально-педагогических технологий.

53. Формы, уровни структуры социально-педагогических технологий.

54. Процесс технологизации социально-педагогической деятельности.

55. Планирование и организация работы социального педагога.

56. Критерии эффективности работы социального педагога.

1. Историческое развитие семьи.

2. Основные подходы к изучению семьи.

3. Характеристика семьи.

4. Типы семейных отношений.

5. Компоненты семьи как педагогической системы.

6. Семейное воспитание.

7. Домашний очаг.

8. Работа социального педагога с семьей.

9. Пути повышения воспитательных возможностей семьи.

57. Сравните понятия «ребенок с отклонениями в развитии», «ребенок-инвалид», «ребенок с ограниченными возможностями».

58. Причины нарушений, отклонений и задержек в развитии детей с ограниченными возможностями.

59. Общее и особенное в социализации детей с ограниченными возможностями.

60. Условия и правовые нормы социализации детей с ограниченными возможностями.

61. Выделите основные свойства социально-педагогических норм.

62. «Необученные дети» как отклонение от нормы в образовании.

63. Сиротство как отклонение в социальной жизни ребенка.

64. Девиантное поведение детей как отклонение от социальной нормы.

65. Проблема алкоголизма.

66. Особенности детского алкоголизма.

67. Причины и последствия детского алкоголизма.

68. Уровни вовлеченности детей в употребление спиртных напитков.

69. Проблема наркомании.

70. Классификация и типы наркотиков.

71. Особенности подростковой наркомании.

72. Причины и последствия подростковой наркомании.

73. Уровни вовлеченности подростков в употребление наркотических веществ.

74. Проблема преступности несовершеннолетних.

75. Делинквентное поведение как форма отклоняющегося поведения личности.

76. Условия формирования делинквентного поведения.

77. Противоправная мотивация.

78. Проблемы воспитательной работы в пенитенциарных учреждениях.

79. Специальные учебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних правонарушителей.

80. Возрастные особенности несовершеннолетних осужденных, находящихся в воспитательных колониях. Антисоциальная личность.

81. Проблема проституции.

82. Особенности детской проституции.

83. Причины и последствия детской проституции.

84. Типология проституции.

85. Сущность понятия «субкультура», признаки субкультуры.

86. Субкультура и социализация.

87. Субкультура и воспитание.

88. Истоки формирования понимания важности детской субкультуры и

89. социокультурного мира ребенка.

90. Особенности проявления и необходимость учета социокультурного мира ребенка, подростка.

91. Сущность понятия «трудные жизненные ситуации» для детей, их типология.

92. Приемные замещающие семьи для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

93. Государственные и негосударственные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

94. Технология социально-педагогической поддержки детей и подростков в кризисных ситуациях.

95. Работа социального педагога в приютах.

96. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях интернатного типа.

97. Понятие «трудновоспитуемый» в социальной педагогике.

98. Типичные группы трудновоспитуемых и особенности воспитательной работы с ними.

99. Формы проявления трудновоспитуемости и проблемы воспитания трудновоспитуемых.

100. Работа социального педагога с трудными подростками.

101. Работа социального педагога с одаренными детьми.

102. Диагностика и коррекция педагогической запущенности и трудновоспитуемости детей и подростков.

103. Профессиональная деформация личности: понятие, сущность и содержание.

104. Факторы профессиональной деятельности, существенно влияющие на личность и ее проявление.

105. Типичные проявления профессиональной деформации личности социального работника.

106. Пути преодоления негативной профессиональной деформации социального работника.

107. Досуг в системе социально-культурной деятельности.

108. Роль культурно-досуговой деятельности в социальном воспитании молодежи.

109. Современная социокультурная ситуация в сфере досуга молодежи (Интернет и компьютерные игры. Телевидение. Чтение. Кино. Дискотеки. Общая характеристика и типология досуговых стратегий молодежи.).

110. Досуг ребенка.

111. Роль подростковых клубов в социализации детей.

112. Организация семейного досуга.

113. Организация социального опыта.

114. Рекомендации по организации досуга детей для социального педагога.

115. Роль сверстников в социальном формировании личности.

116. Контркультурные организации как фактор десоциализации

117. Официальные объединения (общественные движения) детей и молодежи: понятие, виды и функции.

118. Неформальные объединения детей и подростков: понятие, виды и функции.

119. Криминогенные группировки: типология членов.

120. Самоуправление учащихся: вчера и сегодня.

121. Общая характеристика социально-ориентированных объединений школьников.

122. Деятельность – основа личной успешности.

123. Лидер – субъект социально-ориентированного объединения.

124. Практика самореализации школьников в социально ориентированном объединении.

125. Игровые технологии.

126. Технологии субъектной самореализации школьников в социально-ориентированном объединении.

127. Руководитель социально ориентированного объединения школьников: общее назначение и основные направления деятельности.

Основная литература

1. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций. - М.1999.

2. Липский И.А. Социальная педагогика. Методологический анализ: Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 320 с.

3. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. – М.: Гардерини, 2005. – 269 с.

4. Мустаева Ф.А. Социальная педагогика: Учебник для вузов. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 528 с.

5. Нагавкина Л.В. и др. Социальный педагог: введение в должность. - СПб, 2001.

6. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 480 с.

7. Педагогика: пед. Теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений/С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред.С.А. Смирнова. – 4-е изд., испр. – М.: Изд. центр «Академия», 2001. – 512 с.

Дополнительная литература

1. Амонашвили Ш. Размышления о гуманной педагогике. - М, 1995.

2. Байбородова Л.B., Рожков М..И. Организация воспитательного процесса в школе. М-,2000.

3. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня/под ред. Н.Л. Селивановой.- М, 1998.

4. Кащенко В. П. Педагогическая коррекция. М, 1999.

5. Кон И.С. Ребенок и общество. М, 1988.

6. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: в 8 Т.-М. 1983-1986.

7. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М, 1999.

8. Наторп П. Социальная педагогика. - М, 1911.

9. Теория и практика социальной работы отечественный и зарубежный опыт.

10. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании//Избр. произв. в 4т. - М, 1946.

11. Эриксон Э. Детство и общество. - СПб., 1996.

Периодические издания

1. Щедровицкий Г.П. Игра и детское общество//Дошкол: воспитание.-1964, -№4-

2. Шакуров Р. Профилактика наркомании среди учащихся//Народное образование – 2005 - № 7 – с. 143

3. Бейлинсон В. Социальная педагогика А.С. Макаренко//Народное образование – 2005 - № 6 – с. 159

4. Бутуханов А. Попечители//Народное образование – 2005 - № 2 – с. 207

5. Кулемзина А.В. Принципы педагогической поддержки одаренных детей//Педагогика – 2003 - № 6 – с. 27-32

6. Романенко Н.М. Особенности восприятия телеинформации школьниками//Педагогика – 2003 - № 4 – 46-48

7. Новикова Л.И. Повседневность и семья как воспитательное пространство//Педагогика – 2003 - № 6 – с. 67-73

8. Аменд А.Ф., Жукова М.В., Фролова Е.В. Проблема профилактикинаркомании в молодежной среде//Педагогика – 2004 - № 4 – с. 21-29

9. Данюшенков В.С., Иванова Н.В. Современные представления о социальном пространстве//Педагогика – 2004 - № 9 – с. 28-33

10. Липский И.А. Технологический потенциал социально-педагогической деятельности//Педагогика – 2004 - № 9 – с. 34-41

11. Селиванова О.А. Личностно значимые условия реинтеграции "уличного" подростка вв социум//Педагогика – 2005 - № 1 – с. 56 – 61

12. Селиванова О.А., Щепина Ю.А. О неформальных объединениях безнадзорных подростков//Педагогика – 2005 - № 10 – с. 49-52

13. Селиванова О.А., Фалько В.В. Взаимодействие социального педагога с детьми "группы риска"//Педагогика – 2006 - № 6 - с. 58-62

14. Федоров А.В. Школьники и компьютерные игры с "экранным насилием"//Педагогика – 2005 - № 6 – с. 45-49

15. Ватова Л.С. Молодежный вандализм и его профилактика//Педагогика – 2003 - № 5 – с. 34-38

16. Соколова А. В столице ищут новые подходы к решению проблем беспризорности//Воспитание школьников – 2004 - № 8

17. Беличева С., Дементьева И. Карта обследования социально дезадаптированных несовершеннолетних//Воспитание школьников – 2004 - № 3

18. Зиядова Д. Мотивы преступлений, совершаемых школьниками//Воспитание школьников – 2005 - № 1

19. Азаров Ю. Беспризорность и детская преступность//Воспитание школьников – 2002 - № 7

20. Трус И. Школьники с девиантным поведением: особенности воспитания//Воспитание школьников – 2002 - № 7

21. Колесова Л.С. Профилактика рискованного поведения подростков//Педагогика – 20055 - № 8 – с. 50-60

22. Арефьев А.Л. Беспризорные дети России//Социс – 2003 - № 9

23. Ефремов К. Трудные дети, трудные люди//Народное образование – 2004 - № 3 – с.117

24. Арефьев А.Л. Девиантные явления в среде учащейся молодежи//Народное образование – 2003 - № 7 – с. 193

25. Шипилова Л. Чтобы не быцло беспризорных и безнадзорных детей//Народное образование – 2005 - № 3 – с. 59

Интернет-ресурсы

1. Проблемы «трудных» подростков, пути их предупреждения и решения [Электронный ресурс] / Режим доступа: // https://www.petropavl.kz/skoipkppk/page5/socped/24.shtml

2. Социальная педагогика как часть социальной философии ресурс] / Режим доступа: https://www.lib4all.ru/base/B3044/B3044Part4-27.php

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: