Тема «Самосознание личности »




 

Задача 1.

Ниже приведены разные способы осмысления "Я". Прокомментируйте их с точки зрения возможной поведенческой реализации. Какая из формулировок отражает ваше собственное восприятие своего "Я" и почему?

1. Каждый человек есть вселенная, которая с ним родилась и с ним умирает: под каждым надгробным камнем погребена целая всемирная история. (Г.Гейне).

2. Я ничто. Этот малый промежуток не способен отделить меня от небытия, куда мне надлежит идти. Я пришел лишь затем, чтобы составить множество; больше нечего было сделать из меня. (Епископ Боссюэ).

3. Я так бессмысленно чудесен, что Смысл склонился надо мной! (И.Северянин).

4. Человек - это существо, нуждающееся в тайне (т.е. с жалом бесконечности в душе) и знающее себя смертным (М.Мамардашвили).

5. Человек не есть то, что он есть. Человек есть то, что он не есть. (Ж-П. Сартр).

Тема «Способности»

Задача 1.

Выберите характеристики, позволяющие судить о наличии у человека способностей к какой-либо деятельности:

а) быстрота овладения деятельностью; б) желание овладеть данной деятельностью; в) качество достижений; г) интерес к деятельности; д) творческое начало деятельности; е) легкость овладения деятельностью;;) все ответы верны; з) все ответы неверны.

 

Задача 2.

Определите виды способностей.

1.Способности, определяющие успех человека вразнообразных видах деятельности.

2. Способности, связанные с созданием предметов материальной и духовной культуры, производством новых идей, изобретений.

3. Способности, определяющие успешность обучения и воспитания, усвоение человеком знаний, умений и навыков.

4. Способности, непосредственно связанные с врожденными задатками, но не тождественные им, а формирующиеся на их основе при наличии элементарного жизненного опыта.

 

Задача 3.

Познакомьтесь с определениями способностей, выработанными в отечественной психологии. Определите, в чем все психологи сходятся, а в чем их позиции различаются, Обобщите приведенные определения, сформулируйте наиболее полное понятие способностей.

Б.М.Теплов: «Под способностями подразумеваются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих видов деятельности; понятие «способность» не сводится к тем знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у данного человека».

Н.В.Кузьмина: «Способности - индивидуально-устойчивые свойства личности, состоящие в специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям деятельности и нахождению (т.е. созданию) наиболее продуктивных способов получения искомых результатов в ней».

Н.С. Лейтес: «Способности - особенности психики, отличающие людей друг от друга по темпу продвижения, по значительности и своеобразию достигаемых результатов при относительно равном запасе знаний, навыков и одинаковом отношении к деятельности».

С.Л.Рубинштейн: «Способность - это сложная синтетическая особенность личности, которая определяет ее пригодность к деятельности. Более или менее специфические качества, которые требуются для определенной деятельности и через посредство ее могут сформироваться на базе тех или иных задатков. Все специальные способности человека - это в конце концов различные проявления, стороны общей его способности к освоению достижений человеческой культуры и ее дальнейшему продвижению».

 

Задача 4.

Прокомментируйте приведенные высказывания. Какие из них, на ваш взгляд, правильны, какие ошибочны, какие спорны и почему?

1. Способности - это врожденные психические качества личности, проявляющиеся в таланте, умственной одаренности.

2. Способности не приобретаются человеком в готовом виде, как нечто данное ему от рождения, а формируются в деятельности на основе имеющихся природных задатков.

3. Способности - это личностные образования, включающие в свой состав определенным образом структурированные знания и умения человека, сформированные на базе его врожденных задатков и как единое целое определяющие его возможности в успешном овладении технической стороной той или иной деятельности.

4. Каждый человек в потенции гений, но только в какой-то одной области науки или искусства, важно лишь найти себя в ней, а этому может помочь только случай.


Литература

1. Аверин В.А. Психология личности. Уч. пособие. СПб, 1999.

2. Асмолов А.Г.Психология личности. Изд. МГУ. 1990.

3.Дружинин В.Н. Психология общих способностей. Спб, 1999.

4. Общая психология. /Под ред. А.В.Петровского, 3-е изд., М.,1986 и др. изд.

5. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., 2000.

6. Мерлин В.С. Личность как предмет психологического исследования (учебное пособие к спецкурсу). Пермь, 1990.

7. Мерлин В.С. Структура личности: характер, способности, самосознание (учебное пособие к спецкурсу). Пермь, 1988.

8. Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1986.

9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х томах. М., 1989.

10. Немов Р.С. Психология. Том 1. М.,1994.

· Курсивом выделена дополнительная литература

 

 

ВОПРОСЫК ЭКЗАМЕНУ

1. Особенности донаучной психологии.

2. Основные направления психологии как самостоятельной науки.

3. Психика как отражение объективной действительности.

4. Психика и мозг.

5. Принципы и методы современной психологии.

6. Этапы развития психики в филогенезе.

7. Сознание и условия его развития. Сознание и бессознательное.

8. Основные феномены психики человека: организм, индивид, личность, субъект, индивидуальность.

9. Понятие о темпераменте. Физиологические основы темперамента (гуморальная, конституциональная и генетическая теории).

10. Типы темперамента и их психологическая характеристика.

11. Роль темперамента в трудовой и учебной деятельности. Индивидуальный стиль деятельности.

12. Понятие о личности и ее структура. Отличительные признаки свойств личности.

13. Самосознание личности.

14. Активность личности и ее жизненная позиция. Сущность зарубежных и отечественных концепций активности личности.

15. Направленность личности и ее характеристика.

16. Понятие о характере. Роль приобретенных и наследственных физиологических механизмов в возникновении характера.

17. Структура характера. Формирование характера.

18. Понятие о способностях, их виды и структура.

19. Количественная и качественная характеристика способностей.

20. Физиологические основы способностей. Задатки и способности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: