Вербальные и смешанные тесты интеллекта.




Разработанные американским психодиагностом Д. Векслером Шкалы измерения интеллекта находят применение на Западе, в основном в англоязычных странах. Об интересе к ним свидетельствуют посвященные им несколько тысяч публикаций, появившихся к настоящему времени как в журналах и монографиях, так и в Ежегодных обзорах по тестам США. Их популярность объясняется рядом причин.

Во-первых, они охватывают большой возрастной диапазон – от 3 до 74 лет, при этом на всех возрастных уровнях используются в основном одни и те же типы заданий, что позволяет проследить изменение одних и тех же интеллектуальных характеристик на протяжении почти всей жизни человека.

Во-вторых, шкалы Д. Векслера используются не только для измерения интеллектуального развития индивидов, но и как вспомогательное средство психиатрического диагноза. Д. Векслер и другие психологи-клиницисты считают, что анализ выполнения индивидом отдельных субтестов, а также паттернов и профилей из показателей помогает раскрыть конкретные расстройства психики (болезнь Альцгеймера, эмоциональные нарушения и пр.).

В-третьих, в шкалах Д.Векслера присутствуют как вербальные, так и невербальные субтесты, что позволяет оценивать разные стороны интеллектуального развития – понятийное и наглядное мышление, а также особенности зрительного восприятия, сенсомоторную координацию, внимание, память.

Будучи индивидуальными тестами, шкалы Д. Векслера отличаются от других индивидуальных тестов интеллекта тем, что задания в них не сгруппированы по возрастным уровням, а объединены в субтесты и расположены в порядке возрастающей трудности.

Векслеровские методики были разработаны для трёх возрастных диапазонов: для взрослых, начиная с 16 лет - WAIS, детей 6 – 16 лет - WISC – III и дошкольников (последний вариант от 3 до 7 лет и 3 месяцев) – WPPSI - R.

Все модификации методики включают вербальную и невербальную шкалы, каждая из которых состоит из идентичных субтестов. В тестах для взрослых и дошкольников содержится по 11 субтестов, 6 из них относятся к вербальной шкале, 5 – к невербальной шкале. Предъявление субтестов из невербальной и вербальной шкал в методиках для детей и для дошкольников чередуется, а в методике для взрослых сначала следуют субтесты вербальной шкалы, затем невербальной.

Шкала вербальная

1. Субтест общей осведомленности. Исследует запас относительно простых сведений и знаний. Предлагается 29 вопросов, оценка – 1 балл за правильное решение каждого вопроса. Примеры: из чего делают резину? Почему на солнце в темной одежде теплее, чем в светлой?

2. Субтест общей понятливости. Оценивает полноту понимания смысла выражений, способность к суждению, понимание общественных норм. Испытуемый должен дать ответ о своих предполагаемых действиях в описанной ситуации. Предлагается 14 вопросов, оценка в зависимости от точности ответа: 0, 1, 2 балла. Примеры: Что нужно сделать, если Вы нашли на улице запечатанный конверт с написанным на нем адресом и непогашенной маркой? Что означает выражение «Куй железо, пока горячо»? Почему человек, родившийся глухим, не может говорить?

3. Арифметический субтест. Оценивает концентрацию внимания, легкость оперирования числовым материалом. Испытуемый должен устно решить серию арифметических задач. Дается оценка не только точности ответа, но и затраченного на решение времени. Примеры: Если человек купил 7 марок по 2 копейки каждая и дал 50 копеек, сколько он должен получить сдачи? Цена двух банок консерв – 31 грн. Сколько стоят 12 банок? Восемь человек могут закончить работу за 6 дней. Сколько человек потребуется, чтобы закончить работу за полдня?

4. Субтест установления сходства. Оценивает способность к формированию понятий, классификаций, упорядочиванию, абстрагированию, сравнению. Испытуемый должен установить и охарактеризовать общность между парой понятий. Оценка варьирует от 0 до 2 баллов, в зависимости от достигнутого уровня обобщения: конкретного, функционального, концептуального. Например, при установлении общего в паре понятий «платье – пальто» могут быть даны ответы: сделаны из одинакового материала, имеют пуговицы (0 баллов); их носят, они дают тепло (1 балл), верхняя одежда (2 балла). В субтесте предлагается 13 пар понятий.

5. Субтест повторения цифровых рядов. Направлен на исследование оперативной памяти и внимания, состоит из двух частей: запоминания и повторения чисел в прямом и обратном порядке. Задания аналогичны соответствующему субтесту шкалы памяти (шкала памяти Векслера).

6. Словарный субтест. Направлен на изучение вербального опыта (понимания и умения определить содержание слов). Предлагается объяснить значение ряда слов. Всего в задании 42 слова: первые 10 – весьма распространенные, повседневного употребления; следующие 20 – средней сложности; третью группу составляют 12 слов высокой степени сложности. Оценка – от 0 до 2 баллов. Примеры: 1 группа – яблоко, стол, деталь; 2 группа – приговор, микроскоп, храм; 3 группа – война, балласт, идиосинкразия.

Шкала невербальная.

7. Субтест шифровки цифр. Изучает степень усвоения зрительно-двигательных навыков. Задача состоит в том, чтобы написать под каждой цифрой в клетке соответствующий ей символ. Время выполнения лимитировано. Оценка соответствует количеству правильно зашифрованных цифр.

8. Субтест нахождения недостающих деталей. Изучает особенности зрительного восприятия, наблюдательность, способность отличить существенные детали. Испытуемому предъявляют 21 изображение, в каждом из которых необходимо отыскать какую-либо недостающую деталь или какое-то несоответствие. Правильный ответ оценивается одним баллом. Лимит времени – 20 с.

9. Субтест кубиков Коса. Направлен на изучение сенсомоторной координации, способности синтеза целого из частей. Испытуемому предлагают последовательно воспроизвести десять образцов рисунков из разноцветных деревянных кубиков. Время ограничивается по каждому заданию. Оценка зависит как от точности, так и от времени исполнения.

10. Субтест последовательности картинок. Исследует способность к организации фрагментов в логическое целое, к пониманию ситуации и предвосхищению событий. В задании предлагается восемь серий картинок. В каждой серии картинки объединены сюжетом, в соответствии с которым испытуемый должен расположить их в определённой последовательности. Оценка зависит от правильности и времени решения.

11. Субтест составления фигур. Направленность субтеста аналогична субтесту 9. испытуемому предлагают в определенной последовательности детали четырёх фигур (человек, профиль, рука, слон) без указания на то, что из этих деталей должно быть составлено. В оценке учитывается время и правильность решения.

Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра – тест интеллекта. Предназначен для измерения уровня интеллектуального развития лиц в возрасте от 13 до 61 года. Предложен Р. Амтхауэром в 1953 г.

Тест интеллекта Р. Амтхауэра состоит из 9 субтестов, каждый из которых направлен на измерение различных функций интеллекта (во всех группах заданий, за исключением 4-6 субтестов, используются задачи закрытого типа).

1. Логический отбор (LS) – исследование индуктивного мышления, чутья языка. Задача испытуемого – закончить предложение одним из приведённых слов. Количество заданий – 20. Время выполнения – 6 мин.

2. Определение общих черт (GE) – исследование способности к абстрагированию, оперированию вербальными понятиями. В каждом задании испытуемому предлагают пять слов, из которых четыре объединены смысловой связью, а одно – лишнее. Это слово и следует выделить в ответе. Количество заданий – 20, время их выполнения – 6 мин.

3. Аналогии (AN) – анализ комбинаторных способностей. В каждом задании испытуемому предлагаются три слова, между первым и вторым существует определённая связь. После третьего слова – прочерк. Из пяти прилагаемых к заданию вариантов ответа необходимо выбрать такое слово, которое было бы связано с третьим таким же образом, как и первые два. Количество заданий – 20, время выполнения – 7 мин.

4. Классификация (KL) – оценка способности выносить суждение. Испытуемый должен обозначить два слова общим понятием. Количество заданий – 16, время выполнения – 8 мин. Оценка варьирует от 0 до 2 баллов в зависимости от уровня обобщения.

5. Задания на счёт (RA) – оценка уровня развития практического математического мышления. Субтест состоит из 20 арифметических задач. Время решения – 10 мин.

6. Ряды чисел (ZR) – анализ индуктивного мышления, способности оперировать числами. В 20 заданиях необходимо установить закономерность числового ряда и продолжить его. Время выполнения – 10 мин.

7. Выбор фигур (FS) – исследование пространственного воображения, комбинаторных способностей. Испытуемому предъявляют карточки, где изображены разделённые на части геометрические фигуры. При выборе ответа следует найти карточку с фигурой, которая соответствует разделённой части. Количество заданий – 20. время выполнения – 7 мин.

8. Задание с кубиками (WU) – исследуются показателя, близкие по характеру измеряемым 7 субтестом. В каждом из 20 заданий предъявляется куб в определённом, изменённом по отношению к ряду кубов, обозначенных буквами, положении. Необходимо идентифицировать данный куб с одним из обозначенных буквами. Время решения – 9 мин.

9. Задания на способность сосредоточить внимание и сохранить в памяти усвоенное (ME). Испытуемый должен запомнить ряд слов и найти их среди других, предлагаемых в задании. Слова для запоминания объединены в таблице по определённым категориям, напр. цветы: тюльпан, жасмин, гладиолус, гвоздика, ирис; или животные: зебра, уж, бык, хорёк, тигр.

Всего предлагается запомнить 25 слов (время заучивания таблицы – 3 мин.). Кроме того, испытуемых предупреждают о том, что в ряду из пяти слов, где нужно найти заученное, это слово должно занимать то же порядковое место, что и на таблице. Напр., ряд, где нужно найти заученное слово: а) зебра, б) гладиолус, в) гравюра, г) ласточка, д) нож. Правильным решением будет выбор слова «зебра». Время выполнения 20 заданий – 6 мин.

Всего в тесте обследуемому предлагается 176 заданий. Общее время обследования (без подготовительных процедур и инструктажа испытуемых) - 90 мин. При подсчёте «сырых» оценок (кроме 4 субтеста) каждое правильное решение оценивается в 1 балл. Оценки первичные по каждому субтесту переводятся в оценки шкальные, таким образом структуру интеллекта можно охарактеризовать по профилю успешности выполнения отдельных групп заданий. Сумма первичных баллов по всем субтестам переводится в общую оценку уровня интеллекта.

Тест имеет три параллельные формы теста (А, В, С), модификация IST 70 – четыре формы (А1, В2, С3, D4).

Тест разрабатывался в первую очередь как тест диагностики уровня общих способностей в связи с проблемами психодиагностики профессиональной, рекомендацией по выбору профессии, анализа профессиональной пригодности.

При создании теста Р.Амтхауэр исходил из концепции, рассматривающей интеллект как специальную подструктуру в целостной структуре личности. Этот конструкт понимается им как структурированная целостность психических способностей, проявляющихся в различных формах деятельности. В интеллекте обнаруживается наличие определённых «центров тяжести» – речевого, счётно-математического интеллекта, пространственных представлений, функций памяти и др.

Методика Выготского – Сахарова - методика исследования мышления направлен на изучение способности самостоятельно формировать понятия. Необходим набор деревянных (картонных) фигурок разной формы и разного цвета, с надписанными на них словами «биг», «цев», «гур», «лаг». Перед испытуемым выкладываются фигурки надписями книзу. Экспериментатор говорит: «Все эти фигурки отличаются многими признаками, но среди них можно найти фигурки одного типа или одного сорта. Вот, например, (открывает синий треугольник) здесь написано «цев». Это слово ничего не означает, просто это имя данного вида фигурок. Вы должны узнать, какие ещё относятся к данному сорту. Догадаться сразу вы не сможете, нужно высказывать предположение, учитывать ошибки, рассуждать и постепенно найти правильное решение. Вы должны попытаться выложить все фигурки этой группы, их несколько, пять или шесть, и только после этого вы узнаете, верно ли вы решили задачу».

Обычно психически здоровые люди легко делают первый и второй ход по форме и цвету, а затем несколько затрудняются, прежде чем найдут настоящий признак различения фигурок – размер. Если больной в три или четыре хода, логично рассуждая, справляться с заданием, это даёт право сделать вывод о том, что ему доступны сложные абстракции и логические умозаключения. При шизофрении больные часто пытаются группировать фигурки по редко встречающимся необычным признакам (так называемым слабым) пытается сравнить плотность материала и т.п.

Методика состоит из 16 деревянных или картонных фигурок, отличающихся формой (2 вида), цветом (красные, зелёные) и величиной (4 варианта).

  Слова Признаки
Форма 1 Форма 2
красный зелёный красный зелёный
Величина: 1 – 2 – 3 – 4
Биг        
Лаг        
Цев        
Гур        

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: