Государственная поддержка учреждений начального и среднего профессионального образования.




С 2007 года в приоритетный национальный проект "Образование" включено новое направление "О мерах государственной поддержки подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в государственных образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования".

Стратегической задачей данного направления нацпроекта выступает преодоление отставания в структуре, объёмах и качестве подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена от требований конкурентоспособных предприятий различных отраслей новой экономики, в том числе для решения актуальных задач приоритетных национальных проектов "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", "Развитие агропромышленного комплекса", "Здоровье", "Образование".

Конкурсный отбор проводится с целью оказания учебным заведениям государственной поддержки посредством предоставления им субсидий из федерального бюджета в объёме от 20 до 30 млн. рублей на реализацию их инновационных образовательных программ. При отборе образовательных учреждений одним из важнейших факторов являлась поддержка средствами работодателей подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств. Условием участия учреждений НПО/СПО в конкурсе выступает софинансирование их образовательных программ за счёт средств работодателей, бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств образовательного учреждения.

На участие в первом конкурсе было подано 266 заявок, в том числе 162 - от учреждений среднего профессионального образования, 104 - от учреждений начального профессионального образования. Конкурсной комиссией по формальным признакам было отклонено 55 заявок. Кроме того, Калининградский технический колледж попросил снять свою заявку с участия в конкурсе в связи с невозможностью софинансирования. Таким образом, к участию в конкурсе было допущено 210 заявок.

11 мая 2007 года по итогам представления экспертиз заявок участников конкурса, конкурсная комиссия путём тайного голосования определила 76 инновационных образовательных программ, которые получат финансирование из федерального бюджета в общем объёме 1,8 млрд. рублей. В числе победителей 45 учреждений среднего профессионального образования и 31 учреждение начального профессионального образования, расположенных в 40 субъектах Российской Федерации всех федеральных округов.

Инновационные школы.

Конкурс инновационных образовательных программ общеобразовательных учреждений проводится в рамках приоритетного национального проекта "Образование". Данное направление нацпроекта предусматривает ежегодное оказание государственной поддержки 3&nbsp000 общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, по 1 млн. руб. каждому. Государственная поддержка осуществляется из средств федерального бюджета в объёме 3 млрд. рублей.

Средства государственной поддержки направляются на приобретение лабораторного оборудования, программного и методического обеспечения, модернизацию материально-технической учебной базы, повышение квалификации и переподготовки педагогических работников общеобразовательных учреждений.

Конкурсный отбор проводится во всех субъектах Российской Федерации специально созданными конкурсными комиссиями при участии родителей, ассоциаций выпускников, профессиональных объединений работодателей, журналистов, экспертов по вопросам общего образования, советов ректоров вузов, руководителей учреждений начального и среднего профессионального образования, профсоюзной организации работников народного образования и науки и других общественных организаций.

Списки учреждений - победителей региональных конкурсов не позднее 15 июня должны быть направлены в Минобрнауки России, издающего приказ об учреждениях - победителях, которым предоставляется государственная поддержка на реализацию программ развития. Победители конкурса также награждаются Дипломами Министерства образования и науки Российской Федерации.

В 2006 году государственная поддержка по итогам конкурсного отбора оказана 3 тыс. общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, внедряющих инновационные образовательные программы в объёме 3,0 млрд. рублей. Объём средств софинансирования субъекты определяли самостоятельно. Предусмотренные средства федерального бюджета были направлены в субъекты Российской Федерации в полном объёме в июне-июле 2006 года. В соответствии со ст. 52, п. 3 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год" средства, не освоенные в 2006 году школами-победителями в 25 субъектах Российской Федерации, перенесены на эти же цели в 2007 году.

В 2007 году государственная поддержка на конкурсной основе была оказана 3 тысячам общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, в объёме 3,0 млрд. руб. В конкурсе 2007 года могли принять участие общеобразовательные учреждения, не участвовавшие или не победившие в первом конкурсе. В мае-июле 2007 г. направлены в субъекты Российской Федерации субсидии в объеме 3,0 млрд. руб., что составляет 100 процентов годового объёма средств.

Таким образом, в 2006-2007 годах государственная поддержка оказана 6 тысячам общеобразовательных учреждений (в том числе 161 общеобразовательное учреждение приняло участие в конкурсе и стало повторно победителем), внедряющих инновационные образовательные программы, в том числе часть школ-победителей 2006 года (161) стали победителями конкурса 2007 года вторично, что не противоречит Порядку и критериям конкурсного отбора общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, утвержденным приказом Минобрнауки России от 7 марта 2006 г. N 46. Общий объем государственной поддержки составил 6,0 млрд. рублей.

В результате реализации приоритетного национального проекта устранены замечания в уставах школ в 70 регионах; созданы органы школьного самоуправления в 45 регионах (примерно в 20 регионах уже были созданы ранее); оформлены лицевые счета школ в 40 регионах (ранее были лишь в 18-20 регионах); нормализована наполняемость классов в сельской местности (с 10 до 12 человек); снизился порог среднего возраста педагогов (от 12 процентов пенсионеров до 11 процентов); улучшилась материальная оснащенность школ.

Один из конкурсных критериев заключается в том, что школа, претендующая на государственную поддержку, должна стать ресурсным центром для других школ, организаций социальной сферы или местных жителей. Таким образом, в ходе конкурсного отбора поддержана практика создания опорных школ, предоставляющих доступное качественное образование возможно более широкому кругу граждан, школ, оказывающих методическую помощь педагогам из других учреждений, способствуя их профессиональному росту.

Таким образом, приоритетный национальный проект стал практическим инструментом запуска системных изменений в сфере образования.

Направления приоритетного национального проекта "Образование" образуют целостную мозаику, разные компоненты которой дополняют друг друга, с разных сторон направляя образовательную систему к единым целям, обеспечивая системные сдвиги. По мнению Министра образования и науки Российской Федерации Андрея Фурсенко, "национальный проект - не разовая акция, возникшая потому только, что появились деньги и надо их потратить. Это логический шаг в развитии реформы образования. Если хотите, это катализатор тех системных изменений, которые давно назрели, готовность к которым наконец-то сформировалась в обществе, а теперь еще и ресурсно обеспечены.

Заключение

На основе изложенной информации можно констатировать, что главные задачи, стоящие перед системой образования по обеспечению запуска процесса модернизации образовательной отрасли, в основном решены.

Благодаря поддержке Президента Российской Федерации, всех органов законодательной и исполнительной власти Минобразованию России и органам управления образованием удалось осуществить ряд мер по восстановлению ответственности государства в сфере образования.

Произошло кардинальное изменение отношения всех государственных структур к проблемам образования. Намеченный Государственным советом Российской Федерации и нормативно закрепленный Концепцией модернизации российского образования курс на обновление образовательной отрасли успешно реализуется.

Положительно оценивая результаты выполнения указанной Концепции, следует подчеркнуть, что еще предстоит масштабная работа по развитию образования, которая требует мобилизации сил государства и общества.

Однако существуют и некоторые отрицательные стороны реализации образовательной политики.

Так, «существенным дефектом управления процессами развития образования в регионах Российской Федерации и отдельных муниципалитетах является неразработанность механизма оценки результатов осуществляемых преобразований. Отсутствует информация о результативности реализации государственной политики в области образования в разрезе субъектов Российской Федерации и отдельных муниципалитетов, не разработаны и не применяются индикаторы, ориентирующие деятельность органов управления образованием субъектов Российской Федерации и муниципалитетов на реализацию приоритетов государственной политики в области модернизации управления образованием»[1].

Действительно, подобная ситуация порождает отсутствие ответственности за результаты проводимой образовательной политики. Проблематичным оказывается решение задачи, поставленной в приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации: "В основу финансирования системы образования должен быть положен принцип "управление по результатам".

В связи с этим Национальным фондом подготовки кадров предлагаются индикаторы результативности деятельности органов управления образованием в регионах. Они отражают эффективность деятельности региональных и муниципальных органов управления образованием по обеспечению доступности качественного образования при эффективном использовании ресурсов.

Национальный проект "Образование" в образовательной политике России позволил заложить основы для эффективного развития этой сферы с учетом современных требований и реалий.

По словам министра науки и образования Андрея Фурсенко "в результате национального проекта заложены основы современной модели образования и интегрированного наукой и экономикой, и отработаны эффективные механизмы содействия программам социального развития"[2].

В заключении хочется отметить, что программа «Образование» является от части передовым документом, созидающим одну из базовых сфер жизни государства – образование. Однако, стоит выразить опасение, что для подобной программы существует программа не выполнения по ряду причин:

1. Недофинансирование программ.

2. Бюрократический блок в выполнении программы.

3. Нехватка людских ресурсов в плане качественно-новых преподавателей «последнего поколения».

Опасение заключается ещё и в том, что на бумаге программа «Образование» представляет качественный проект реформирования обр. системы страны, однако его необходимо воплощать на практике, а это уже совсем не нанесение чернил на бумагу…

Список источников и литературы:

1. Закон об образовании от 10.07.1992 г. №3226-1 (ред. от 07.08.2000 г. с изменениями от 30.12.2001 г.).

2. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. – СПб., 2003.

3. Мысляков С. «Мильон терзаний» выпускника // Российская газета. – 2004. – 26 марта. - № 61.

4. Федяева О.Д. Государственная политика в области образования в России: (вторая половина 80-х – начало 90-х гг.). – Омск, 1995.

5. Интернет-статья «Государственная политика Российской Федерации в области образования: понятие и законодательные принципы»// https://www.lexed.ru/obrazovatelnoe-pravo/analitika/detail.php?ELEMENT_ID=646

6. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. № 1756-р // Официальные документы в образовании. – 2002. - №4. – С. 3 – 31.

7. Сайт Министерства образования и науки РФ //https://минобрнауки.рф/

8. Национальный проект «Образование» (Сайт Министерства образования и науки РФ // https://www.mon.gov.ru/pro/pnpo

9. Доклад Министра науки и образования А. Фурсенко на заседании Совета по национальным проектам// Пресс-центр Министерства образования и науки. Итар-Тасс 28.02.2008

10. Звенигородская Г.П. Содержание образования в контексте идей модернизации // Управление в образовании. – 2003. - №1.

[1]. «Методические рекомендации по использованию индикаторов эффективности деятельности органов управления образованием в регионах России по модернизации управления образованием в соответствии с приоритетами государственной политики в области образования» //Проект «Реформа системы образования».

//https://portal.ntf.ru/portal/page/portal/rso/about/about_project

[2]. Доклад на заседании Совета по национальным проектам// Пресс-центр Министерства образования и науки. Итар-Тасс 28.02.2008

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: