Воздействие государственных расходов налогообложения на равновесный ВНП




Существует большое разнообразие форм и методов аккумуляции государственных доходов. В самом общем виде различают налоговые и неналоговые доходы, обычные (постоянные) и чрезвычайные (временные, специфические) доходы. Среди разнообразных государственных доходов наиболее распространенной формой принудительного изъятия средств (без встречной услуги) являются налоги. Через налоги развитые государства мобилизуют от 27 - 29 (в США и Японии) до 53% (в Швеции) ВНП. Налоги обеспечивают от 80 до 90% доходов государства. В современных условиях налоги выполняют две основные функции: фискальную и экономическую.

Фискальная функция заключается в том, что благодаря налогам создаются государственные денежные фонды и материальные условия для функционирования государства. Экономическая функция означает, что налоги как активный элемент перераспределительных отношений оказывают влияние на общественное воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя процесс накопления капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос.

Как конкретно проявляется влияние налогов на национальное производство, величину ВНП? Предположим, что государство вводит единовременно выплачиваемый налог, сумма которого не изменяется при любом уровне ВНП (налог постоянной величины). Введение этого налога приведет к уменьшению располагаемого дохода населения, следовательно, сократятся и потребительские расходы. Это отразится на всей сумме совокупных расходов: она уменьшится. При постоянных I и G график совокупных расходов (С+I+G) сдвинется вниз и вызовет сокращение объема ВНП. Точка макроэкономического равновесия переместится вниз по линии 450.

Противоположная картина будет складываться при снижении налогов.

Влияние налогов на объем ВНП имеет специфику по сравнению с воздействием инвестиций и государственных расходов. Величина располагаемого дохода используется не только на потребление, но и на сбережения населения. Снижение располагаемого дохода налогоплательщиков, вызванное ростом налогов, уменьшает не только потребительские расходы, но и сбережения.

Динамика налогов, подобно инвестициям и государственным расходам, обладает мультипликационным эффектом. Но мультипликатор налогов всегда меньше мультипликатора государственных расходов и инвестиций, поскольку при сокращении, например налогов, потребление частично увеличивается (часть располагаемого дохода идет на увеличение сбережений), тогда как каждая единица прироста государственных расходов оказывает прямое воздействие на объем ВНП.

Налоги и расходы государства являются основными инструментами фискальной политики. Фискальная политика - это система регулирования экономики посредством изменения государственных расходов и налогов. Целями фискальной политики выступают: сглаживание колебаний экономического цикла; стабилизация темпов экономического роста; достижение высокого уровня занятости и умеренных темпов инфляции. Различают два типа фискальной политики - дискреционную, или активную, и автоматическую, или пассивную. Дискреционная политика основана на манипулировании правительством государственными расходами и налогами. Рост государственных расходов и (или) снижение налогов соответствует экспансионистской (стимулирующей), снижение государственных расходов и (или) повышение налогов - контрактивной (сдерживающей) фискальной политике.

 

Налоговый мультипликатор (MRT) – это коэффициент, показывающий, на сколько сократится (увеличится) равновесный ВНП при увеличении (уменьшении) налоговых платежей.
Налоги, изменяя величину располагаемого дохода, влияют как на потребление, так и на сбережение, поэтому изменение ВНП в результате введения или изменения величины налогов зависит от соотношения, в котором прирост дохода распадается на потребление и сбережение.
Отсюда: налоговый мультипликатор равен отношению предельной склонности к потреблению (MPC) к предельной склонности к сбережениям (MPS):

.

В случае, если речь идет о пропорциональных налогах, значение мультипликатора меняется. Поскольку предельная склонность к потреблению корректируется на величину налоговой ставки, постольку и налоговый мультипликатор приобретает вид:


.


Итак, изменение ВНП в результате изменения налогов равно величине этого изменения, умноженной на налоговый мультипликатор:


.

Подобно мультипликатору государственных расходов, налоговый мультипликатор действует в обоих направлениях.
Следует отметить, что поскольку все государственные расходы непосредственно входят в совокупный спрос, и их изменение полностью отражается на его величине, то мультипликатор государственных расходов "сильнее", больше налогового мультипликатора.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: