Традиционное гостеприимство




РЕФЕРАТ

На тему: «Жизнь и быт народов Кавказа»

 

Ученика 9 – 2 класса

 

Сыча Ивана.

 

 

 

О культуре и быте раннесредневекового населения Северного Кавказа наиболее полное представление дают многочисленные археологические памятники. В настоящее время в приморских районах Дагестана известие более 40 памятников, связанных с оседавшими здесь кочевниками.

Своим происхождением культура многочисленных городищ и поселений Терско-Сулакского междуречья восходит к местному оседло земледельческому населению, связанному с Кавказской Албанией.

В VI-начале VII вв. начинается проникновение христианства (из Византии в Грузию). Кроме монастыря Иоанна Крестителя, находившегося в западной части Алании, свидетельством первого проникновения этой "мировой религии" могут быть крест с греческой надписью в VIII в найденный на Рим-горе близ Кисловодска.

В VIII-ІХ вв. происходило дальнейшее распространение христианства на Северо-Западном Кавказе. Центром одной из христианских епархий константинопольского патриарха на рубеже VII и по VIII вв. был город Никопсия в Зихии. Вместе с Боспорской и Херсонесской, эта епархия называлась "Зихской". В епархий списке, составленном перед 787 г. Никопсийская и Себастопольская епархии названы "абхазскими", что дает повод предполагать переход Никопсии под власть Абхазского княжества в конце VIII в в.

Архитектура второй половины я тысячелетия н. э. на территории Северного Кавказа изучена слабо. Наиболее впечатляющими являются крепостные стены Хумары, имеющие толщину от 3 до 5 м, несомненно в древности считавшиеся высокими и неприступными. Внешний и внутренний панцири сложены из больших, тщательно отесанных и подогнанных песчаниковых блоков на извести, промежуток между ними забутован (та же строительная техника применялась и при сооружении жилых и хозяйственных построек, но с применением глины вместо извести).

-1-

Народы Северного Кавказа боролись за независимость и против хазар, и против Арабского халифата. Ослабление этих двух держав способствовало постепенному освобождению народов Северного Кавказа, возникновению здесь своих собственных ранних государственных образований (Аланского союза, государств Дагестана) Эти процессы проходили неравномерно и наиболее интенсивно в тех областях, которые были больше связаны с древними цивилизациями Закавказья и Передней Азии. В VI-ІХ века были периодом дальнейшего развития культуры народов Северного Кавказа.

Десятый век - первая четверть XIII в в.- один из наиболее интересных периодов в судьбах народов Северного Кавказа. Усиливаются экономические, культурные, военно-политические контакты народов Северного Кавказа между собой и с другими народами. Переживает подъем городская и международная торговля.Рассматриваемый период начался для народов Северного Кавказа при благоприятных внешнеполитических обстоятельствах. Народы Северовосточного Кавказа еще в ІХ в. освободились от гнета Арабского халифата в конце ІХ - начале Х в. адыгские и аланские земли сбросили хазарское иго Одновременно этот период характеризуется установлением первых контактов между Русью и народами Северного Кавказа - тех связей, которые впоследствии сыграли огромную роль в истории региона.

Адыги (общее самоназвание предков современных адыгейцев, кабардинцев, черкесов) занимали западную часть Северного Кавказа, Прикубанье и часть Черноморского побережья. В византийских и русских летописях адыги были известны под названием "касоги", а у восточных авторов - "кашаки".В в начале Х. возросло политическое значение Алании. Конец продолжавшейся в течение 200 лет политической зависимости от хазар и приобретение самостоятельности способствовали как успехам в области экономической жизни, так и росту международного престижа Алании.

-2-

История Алании - это не только история алан - предков современных осетин. В состав сперва племенного союза, а затем государства алан входили (и, возможно, иногда под этим термином скрывались) отдельные, менее многочисленные группы вайнахов, возможно тюрок, части адыгов. Большое значение в истории русско-северокавказских взаимоотношений имел и поход 944-945 гг., когда русы овладели крупнейшим в то время городом Закавказья Берда (Партавом). Примечательно, что в последнем походе в военных действиях на стороне руссов участвовали аланы и лезгины, что является свидетельством союза Киевской Руси с этими народами.

Огромную роль в дальнейшем развитии русско-северокавказских контактов во всех сферах – торговоэкономической, культурной, военно-политической - сыграло образование Тмутараканского княжества.

Значительные навыки и знания требовались и при строительстве некоторых видов погребальных памятников - катакомб, гробниц, склепов. Великолепным образцом высокого мастерства художников-камнетесов того времени можно считать древний дольменообразный склеп на р. В Кривой Западной Алании. Он сооружен из девяти тщательно обработанных и точно подогнанных плит, и снаружи уже в эпоху Средневековья сплошь покрыт плоскорельефными изображениями людей, собак, оленей, птиц, крестов и т. д. Плиты с плоскорельефными изображениями Каменные всадников, охотников с луками, овец и прочих фигур и узоров, а также надгробные плиты и кресты с выгравированными на поверхности орнаментальными мотивами и греческими надписями, относящиеся к Х - ХІІІ вв. и более позднему времени, найдены и в других местах Центрального Кавказа и Прикубанья (Гиляч, Теберда, Рим-Гора, Малый Зеленчук, Верхний Чегем, Безенги, р. Баксан и др.).

Со строительством связаны также кубачинские каменные рельефы с изображением различных бытовых или военных сцен, покрыты эпиграфическим и растительным орнаментом.

-3-

 

Народы Северного Кавказа издавна находились в многосторонних связях между собой и шли общим путем социально-экономического и культурного развития. Это обстоятельство, а также сходные естественно-географические условия способствовали выработке у них общих черт в хозяйстве и быту, в материальной и духовной культуре, в нравах и обычаях, что сделало Северный Кавказ одной из своеобразных историко-этнографических областей. Однако При значительной общности и сходстве народы Северного Кавказа имели в прошлом немало и существенных различий. Не говоря уже об общеизвестном многоязычия народов Северного Кавказа, их отличали друг от друга и уровень общественного развития, и отдельные черты материальной и духовной культуры. Господство натурального хозяйства в сочетании с природными условиями горной страны поддерживали до присоединения Кавказа к России изолированность и замкнутость населявших этот край народов, задерживая процесс нивелировки их местных особенностей. В 60-х годах XIX в., после окончания длительной Кавказской войны, вся территория Северного Кавказа вошла в состав Российской империи, что совпало с отменой в России крепостного права, ознаменовавшего победу в стране капиталистического способа производства. Вслед за крестьянской реформой в Центральной России последовала соответствующая реформа и на Северном Кавказе. В 1867 г. у всех народов Северного Кавказа было отменено рабство и крепостничество. Крестьянская реформа на Северном Кавказе была обусловлена не столько уровнем местного общественного развития, который характеризовался в середине XIX в. господством феодально-патриархальных отношений, сколько необходимостью приспособить социальный строй народов Северного Кавказа к потребностям экономического развития Центральной России. Царское правительство, открывая крестьянской и другими буржуазными реформами путь для дальнейшего капиталистического развития в стране, не могло не провести минимальных преобразований и на национальных окраинах, связанных экономически с Центральной Россией.

-4-

 

 

Основные традиции семьи

Семейные обычаи на Кавказе почитаются всеми – и стариками, и молодыми людьми. Глава семьи, естественно, мужчина. Большим авторитетом обладает самый старший член семьи – дедушек абсолютно все обязаны слушать и перечить им строго воспрещается. Вообще, у кавказцев принято считать что, если ты в молодом возрасте почитаешь и уважаешь старших, жизнь будет счастливой и удачной. При этом многие полагают, что проявление подобного уважения – секрет долголетия жителей Кавказа. Стоит отметить, что в домах, где вместе проживают люди разного кровного родства, комнаты расположены таким образом, чтоб они друг с другом не встречались. Даже случайно невестка со свекром, например, столкнуться в жилище не могут. Если рядом присутствует старший или представительница прекрасного пола, мужчина должен скромно стоять в стороне.

 

Традиционное гостеприимство

Все знают, насколько гостеприимны народы Кавказа. Даже, если в дом забредет какой-нибудь случайный путник, ему в большинстве случаев предложат пищу и кров на ночлег. Для гостей, которых ждут в кавказских семьях, обязательно заранее готовят либо отдельный дом, либо комнату. К гостям относятся с должным уважением и защищают их, если вдруг возникнет сложные взаимоотношения с другими членами семьи. На празднике главенствующее место в центре стола занимает непосредственно глава семейства.

-5-

Список использованой литературы:

https://kulturakavkaza.ru/po/82

https://www.alaniatv.com/obraz-zhizni-kavkazskih-narodov.html

-6-



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: