MODERN PHILOSOPHICAL ANTHROPOLOGY




Бабенко Александр Александрович

студент 1 курса Института Юстиции

ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия»

Научный руководитель: кандидат философских наук, доцент кафедры философии

ФГБОУ ВО «СГЮА»

Комлев Алексей Евгеньевич

ПУТЬ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА КАК ПРОБЛЕМА

ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ

THE WAY OF HUMAN LIFE AS A PROBLEM

MODERN PHILOSOPHICAL ANTHROPOLOGY

Abstract: In this paper, one of the problems of philosophical anthropology - the person's life path - is considered. The central place in the work is given to those aspects of human life that influenced and influenced the choice of life path, which make us understand what is the path of a person's life in philosophical anthropology.

Аннотация: В данной работе рассматривается одна из проблем философской антропологии – жизненный путь человека. Центральное место в работе отводится тем аспектам жизни человека, которые влияли и влияют на выбор жизненного пути, которые и дают нам понять, что представляет из себя путь жизни человека в философской антропологии.

Тема жизненного пути человека является актуальной в любое время существования человечества, она значима для каждого человека, который способен мыслить абстрактно и неординарно. Каждое поколение на протяжении существования общества, нашего мира, всегда задумывалось о предназначении человека в этом самом мире, о том каков путь этого предназначения.

Стоит отметить, что в философской литературе все еще имеет место недостаточная разработанность понятия «путь жизни человека», однако в огромном множестве научных сфер по-разному трактуют само определение. В частности, в психологии мы можем встретить следующее определение: «Жизненный путь – история формирования и развития личности в определенном обществе, развития человека как современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения»[1]. В социологии мы видим совершенно другую формулировку данного термина: «Жизненный путь – совокупность разных тенденций и линий развития, последовательность событий в пределах биографии одного человека»[2]. В философии термин «жизненный путь» используется широко, но он не вводился в философскую науку специально, намеренно как это было в психологии, социологии.

Абсолютно разные философы различных эпох размышляли о жизненном пути человека. Среди них можно отметить следующих философов: Августин Блаженный, Фридрих Ницше, Мартин Хайдеггер, Артур Шопенгауэр, Махатма Ганди. Через призму восприятия и понимания жизни, они преподнесли миру множество концепций о жизненном пути человека. Например, для Августина Блаженного жизненный путь – это «путь к Богу». В свою очередь для Фридриха Ницше жизненный путь представлял собой – «путь к сверхчеловеку»[3], а Махатма Ганди вовсе говорил о том, что «жизненный путь человека тождественен пути всей Индии».

Исходя из выше сказанного можно сказать, что сама жизнь человека, рассматривается в философии как некий путь, дорога, предназначение. «Философская антропология» - учение о природе и сущности человека, из века в век это ставит ряд вопросов: зачем живет человек в данном мире; какие факторы и силы обуславливают сущность человеческой жизни, её содержание; действительно ли свободен человек от влияния этих факторов, аспектов, сил; какова роль пути человеческой жизни в нашей действительности, в нашем бытие – именно эти вопросы одни из многих, которыми задавались философы прошлого, задаются философы настоящего и будут задаваться философы недалекого будущего. Сегодня, над проблемой «жизненного пути человека» все еще тяготеет традиция, рассмотрения исключительно лишь в плоскости изучения проблемы смысла жизни. Спору нет, философское осмысление жизни человека невозможно без выяснения вопроса о смысле его бытия. Это важный, но далеко не единственный аспект, связанный с постижением жизни человека. Ведь очевидно, что прежде всего человек должен жить, а потом уже постигать смысл своего предназначения.

Человек не есть слепок данности, он есть активное, деятельное начало, которое может формировать свой путь жизни. Именно этим он отличается от животного, поскольку только человек может вносить свои коррективы в сценарий складывающегося пути жизни, придать ему позитивную или негативную направленность. Но именно формировать, а не изменять все так, как ему заблагорассудится. Это опять-таки связано с тем, что многое из того, что есть у человека, не зависит от него, а дается ему в пользование. Как расчётливый хозяин человек должен воспользоваться лучшим из того, что есть у него, сформировать себя и свой путь жизни. Например, человек родился мальчиком или девочкой, и ему суждено следовать путем жизни мужчины или женщины. В эти «рамки» он может вносить коррективы, меняя траекторию жизненного пути, его направленность. Однако «конечный результат» опять-таки не будет определяться только желанием и волей человека. Он будет зависеть от действия многих факторов. Именно об этих факторах, которые выступают в лице аспектов жизненного пути, далее и пойдёт речь.

За долгое, продолжительное время изучения проблемы жизненного пути определилось множество аспектов изучения данной проблемы: коммуникативный, социально-философский, онтологический, экзистенциальный, аксиологический, и др. На мой взгляд, наиболее актуальные аспекты: коммуникативный, экзистенциальный, а также аксиологический. Коммуникативный аспект предполагает собой обращение к уникальному опыту конкретного человека на его собственном пути в мире. В частности, здесь всё основывается на многообразии отношений отдельного человека с конкретными другими – чужими (недругами, попутчиками) и своими (близкими, родными, спутниками). Сама идея человеческого бытия через диалог с «другим» проявляется как центральная идея для экзистенциальной философии (уникальности бытия человека) и для философии персонализма (где человеческая личность предстает как высшая духовная ценность).

Также, коммуникативный аспект дополняет экзистенциальный, если конечно предметом исследования являются уникальные события, значимые вехи жизненного пути. С позиции экзистенциального аспекта человек каждый день выбирает, определяет и подтверждает свое существование, свое бытие. Конечно, данный выбор не может быть сделан раз и навсегда, но, чтобы являться субъектом своей жизни – нужно определенно осуществлять выбор своей независимой позиции по отношению к своим жизненным целям, задачам и обстоятельствам. Современные возможности коммуникационных и информационных технологий актуализируют и обостряют философскую антропологическую проблему отношений «я – другой». Технологии ликвидируют временные и пространственные ограничения. Собственно, интернет приближает и предрасполагает к человеку множество «виртуальных других», замещая и занимая пространство и время реального общения; виртуальные «близкие» отдаляют реальных.

Из-за возможности человека «творить» собственный мир вокруг себя и находиться во множестве коммуникаций с теми самыми «другими», актуальность приобретает еще один аспект исследования жизненного пути человека – аксиологический. В этом аспекте важными предметами исследования оказываются ценности и цели человека, в соответствии с которыми определяется его жизненный путь, ориентиры и идеалы на этом самом пути. Стратегии жизни, смысловые ориентации, жизненные цели определяют взаимодействие и взаимоотношение человека с действительностью, с нашим миром. Именно цели, ориентиры оказываются наиболее гибкими, в условиях быстрых видоизменений социальной реальности. Цели, ориентиры предстоят перед человеком - важными в решении задач успешного взаимодействия с миром. При доскональном рассмотрении оказывается, что достижение большой, значимой для жизни и пути цели и состоит собственно в том, чтобы планомерно осуществлять цель каждого дня, иначе к цели более значимой и большой за свою жизнь человеку никак не подобраться. Именно будущее, показанное в каждой малой цели, делается предметом человеческой заботы и приобретает аксиологическую характеристику ценности.

Итак, можно утверждать, что путь жизни человека является актуальным объектом; актуальной проблемой исследования в философской антропологии прошлого, настоящего и будущего. Стоит отметить, что жизненный путь у каждого человека уникален по-своему, но вероятность сосредоточенного изучения этих уникальных объектов и есть достоинство «наук о культуре», «наук о человеческой жизни» к которым и принадлежит философская антропология. Человек всегда – «герой» своего времени; всякий уникальный путь человеческой жизни, человеческого бытия предстаёт перед нами как объединение многих субъективных и объективных, внутренних и внешних, случайных и необходимых составляющих в конкретных социокультурных обстоятельствах.

 


[1] См: Реан А.А, «Психология человека от рождения до смерти», «Издательство АСТ», 2015. С. 98.

[2] См: Зиновьева Т.В «Основные социологические термины», Челябинск: «ЮУРГУ», 2006. С. 17.

[3] Фридрих Вильгельм Ницше «Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого»; 1883 год.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: