Столь убедительно и открыто выступили на стороне русских князей.




О, ПРЕПОДОБНЫЕ И БОГОНОСНЫЕ ОТЦЫСВЯТЫЕ В ЗЕМЛЕ РОССИЙСТЕЙ ПРОСИЯВШИЕ, МОЛИТВАМИ СВОИМИ ПРЕЧИСТЫМИ, СО БОГОРОДИЦЕЮ, МОЛИТЕ БОГА О НАС. АМИНЬ.

РУСЬ МОСКОВСКАЯ.

«КАЖДЫЙ ХОЧЕТ ИМЕТЬ «ВСЁ!» – И, ЧТОБЫЕМУ ЗА «ВСЁ!» НИЧЕГО НЕ БЫЛО.

НО НЕЛЬЗЯ ДАТЬ СРАЗУ «ВСЕМ» – СРАЗУ «ВСЁ»,

ПОТОМУ ЧТО «ВСЕГО» ВСЕГДА МАЛО,

А «ВСЕХ» ВСЕГДА МНОГО».

После победы на Куликовом поле, великий князь Димитрий, прозванный Донским, из князя Московского, превратился в «царя русского народа», а его княжество выросло в национальное государство – Московское.

С тех достопамятных пор, Праздник Рождества Пресвятой Богородицы считается днём начала Русского государства. Но давайте начнём рассуждать обо всём не спеша и по порядку.

Победа на Куликовом поле, по справедливому (на мой взгляд – спорному) замечанию многих историков, равнялась поражению, потому что досталась дорогой ценой. По дошедшим до нас данным из летописных источников (явно преувеличенным, но, тем не менее!) татар было уничтожено почти в три раза больше русских. Но и больше половины ратников, объединённых княжеских дружин, тоже погибла. Факт известный и документально подтверждённый. По сложившейся стародавней традиции, после битвы Димитрий Иоаннович, повелел подать списки погибших, для занесения их в Синодик, с целью последующего церковного поминания. Это дело было поручено исполнить московскому боярину Михайло Андреевичу. Собрав данные от каждого военачальника, боярин доложил великому князю:

«Государь, мы лишились сорока московских бояр, двенадцати белозерских, девяноста новгородских посадников, двадцати коломенских бояр, сорока серпуховских, двадцати пяти переяславских, пятидесяти суздальских, тридцати пяти владимирских, сорока муромских, двадцати трёх дмитровских, тридцати ростовских, шестидесяти можайских, тридцати звенигородских, тридцати угличских, пятидесяти галичских, семидесяти ярославских, ста нижегородских, ста четырёх тверских (!) и тридцати начальников литовских, а от всего воинства, осталось токмо сорок тысяч человек. Может быть, за исключением раненных, да бежавших за Дон ». Если татарские военачальники никогда не жалели своих воинов в бою, потому что они могли всегда пополнить свои войска свежими силами – для Руси уничтожение такого количества ратных людей, князей, воевод, посадских, тысяцких, несомненно, было тяжёлой утратой. Мне думается, что главный исторический итог, столь славной и полной победы, заключался в том, что сокрушительное поражение потерпели не столько татары, сколько, сложившаяся к тому времени известная нам система взаимоотношений русских княжеств. Эта победа, прежде всего, дала мощный импульс не столько к объединению русского народа – это уже давно ни у кого не вызывало даже лёгкой тени сомнения, сколько к настоящему, выстраданному пониманию, что избавиться от чужеземцев, можно только под единоличной властью сильного и мудрого общерусского царя. На Куликовом поле, Москва одержала свою главную победу над доморощенным врагом, который был посильнее татар, который больше всего и способствовал этому долговременному порабощению страны. Москва – весьма и весьма не популярными, а порой и жестокими мерами – сумела - таки победить разновластие: княжескую разрозненность и земскую вражду, борьбу межличностных и удельных интересов – при полном забвении интересов общерусских. На Куликовом поле народ узнал, как бы воочию смог убедиться, что только Московское княжество – есть истинное сосредоточие и сердце Русской Земли, истинный защитник, оберегатель и устроитель земской тишины и политической независимости. В этом, собственно, мне думается, и скрывалась самая важная причина её политического возвышения над всеми остальными княжествами. Сильнейшие из них – Тверь (при этом имеем в виду, что по Синодику погибло 104 тверских боярина!) и Рязань (вообще не участвовала в битве), в глазах народа выступили: одна – мятежницей, другая – изменницей русскому делу. Все завистники и враги Москвы были посрамлены, как враги всей Руси. Но! Существует одна очень привлекательная версия взаимоотношений великого князя с правящей верхушкой, сразу же после описываемых нами событий. А именно. Через два года после Куликовской битвы, против Димитрия Донского был устроен заговор, во главе (с кем бы вы думали?) – московскими боярами! Димитрий же, после решительного разгрома войска Мамая – главного врага хана Тохтамыша, недолго думая, обратился к «действующему» ордынскому царю за помощью. Сам Димитрий в это время, якобы со всей своей семьёй отсиживался в Коломне. Московские бояре, пользуясь отсутствием великого князя, а может быть, предвкушая собственную – боярскую – победу, выкатили из погребов бочки с мёдом и устроили всенародную попойку. Так или иначе, окончательно добив Мамая, который бежал в Кафу (Феодосию, где и был вскоре убит своими же сторонниками), Тохтамыш пришёл на помощь великому князю. Как всегда обманом, захватил и сжёг пьяную Москву. Кстати, вместе с мятежными боярами. После чего, не много, как бы для вида, пограбив окрестности, почти сразу же увёл свои войска из княжества. Московские господари, частенько прибегали к помощи золотоордынцев. Это факт неоспоримый. Естественно, любая версия имеет право на своё существование. Но меня в этой ситуации больше всего интересует совсем другое обстоятельство: даже московские (не говоря уже о других) бояре были против объединения Руси и единоличной власти великого князя. И только – опять же, замечу, не популярные, но весьма смелые и решительные действия Димитрия Донского, при безусловной поддержке его духовного отца – митрополита Алексия, не дали русской истории течь в том же – за полтора века, устоявшимся и ставшим привычным – руслом. И это ещё одна из великих заслуг Димитрия Донского. После Куликовской битвы, князь, как и его прапрадед – Александр Невский, был уже любим всем русским народом, для которого имя Димитрия Донского, почти сразу стало символом свободы и независимости. Он уже в то время, фактически превратился в «русского народного государя». А если весь народ был на стороне великого князя, то уже ни какие силы, тем более в угоду личных, меркантильных интересов, не смогли препятствовать образованию русского централизованного государства. И пусть до того времени, когда царь Василий Третий разорвал ханскую басму, оставалось ещё ровно 100 лет, власть Золотой Орды, как сообщает нам Большая Советская Энциклопедия, стала в значительной степени – номинальной. Я бы добавил: в значительной степени, благодаря заслугам великого князя Московского и всея Руси -

Димитрия Донского.

 

С этого легендарного времени, только Москва стала искренней надеждой и русской народной православной верой в скорое и полное освобождение от татаро-монгольского порабощения. И уже никто, кроме Москвы не мог серьёзно претендовать на это место.

Ещё одно обстоятельство, которое мы должны себе навсегда усвоить в доказательство возвышения Москвы и разложения Орды. Это то, что казаки на Куликовом поле, во главе с воеводой Боброком, которые, собственно, и обеспечили решающую победу, первый раз со времён нашествия татар,

столь убедительно и открыто выступили на стороне русских князей.

На Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1988 года, посвящённом 1000 – летию Крещения Руси, великий князь Владимирский и Московский Димитрий Иоаннович Донской, был канонизирован в лике русских святых, спустя 599 лет! после своей смерти. В решении Собора говорилось: «… Собор определяет: изволися Духу Святому и нам причислить к лику святых угодников Божиих для Всероссийского церковного почитания... князя Московского Димитрия Донского (1350 - 1389), показавшего подвиг праведной и благочестивой жизни. В своём ревностном служении Церкви Христовой, патриотических трудах Отечеству и народу в грозные годы вражеского ига он явился истинным сыном Церкви Русской, вдохновляющей и ныне её верных чад на самоотверженное служение Богу и людям. В недавнем праздновании 600 – летия Куликовской битвы утвердилась почитаемость князя, по слову Евангелия отдавшего «душу свою за други своя» (Ин. 13- 15). Он защищал веру Христову, основал многие монастыри, строил храмы и благотворительствовал бедным».

 

«СТОЯТЬ НАСМЕРТЬ! НИ ШАГУ НАЗАД!

ЗА НАМИ – МОСКВА!».

Имя великого князя Димитрия Донского в годы Великой Отечественной войны было на устах русских солдат, защищавших родную землю, и вдохновляло их на победу. 30 декабря 1942 года митрополит Сергий (Страгородский) объявил о начале сбора средств на танковую колонну имени Димитрия Донского. Деньги на танки были собраны Церковью, пастырями, настоятелями многих храмов, прихожанами и верующими. Колонна была сформирована и направлена на фронт – бить врагов России. Это событие ещё раз проявило силу подвига и благодарности потомков святому благоверному великому князю Димитрию Донскому.

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ДОНСКАЯ».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: