Философия в понимании Томаса Гоббса - синоним науки, и главный ее предмет - тело. Категория тело интерпретируется очень широко: естественное тело - вещь, естественное и одновременно социальное тело - человек, искусственно созданное тело - государство.
Соответственно существуют три раздела философии (науки вообще):
· философия природы
· философия человека (антропология)
· философия государства.
Всю же философию Томас Гоббс разделяет на две части: естественную или, в аристотелевской интерпретации первую философию (натурфилософию), и философию гражданскую или моральную.
Человек - исключительно телесное существо, как и весь универсум - только совокупность тел. Материалистический подход.
В отличие от бэконовского материализма, у Гоббса - механистический материализм. Все свойства тел, в том числе и человека, Гоббс делит на три группы:
· свойства, неотделимые от тела;
· свойства, присущие большинству тел, но не всем;
· свойства, которые могут меняться.
Первые - протяженность и фигура; вторые - движение и покой; третьи - все чуственно воспринимаемые свойства.
Вслед за Галилеем, восстанавливает демокритовское различение объективных свойств (механических) и свойств, которые не являются объективными.
Он полагает, что все чувственно воспринимаемые свойства:
· великий обман чувств (как Демокрит и Галилей);
· телесный мир - иллюзия человеческих ощущений.
С учетом номинализма материалистически трактует материю, пространство, время.
Материя-аристотелевское понятие первоматерии - только универсалия, не имеющая реального смысла. Реальны только телесные тела, которые мы наблюдаем. Материя - знак того, что мы отвлекаемся от свойств тел.
Пространство. Это - протяженность тела (это, это, это и т.д.); тоже универсалия, представление о нашей абстракции. Материальная и движущая причины - реальны.
Движущая причина - активность тела, материя пассивна. Материальная причина - воспринимающее тело.
Целевая причина - говорится только о человеке
Достаточное значение Гоббс уделял тому сравнению, что природа наделила человека с физической силой и с определенными, различными интеллектуальными способностями. Также в его учении является изложение мыслей о том, как желание и страсти наблюдаются у каждого из нас, и мы ими руководствуемся постоянно и с помощью них делаем действия, бывает переполняют все, и мы тогда более склонны к фантазиям и т.п., а есть еще некоторые желания, которыми руководствуется человек: это могут быть страхи смерти или определенные вещи, которые хотелось бы иметь благодаря своему труду.
Его учение объединяло социальные, физические и политические взгляды в которых человек является чем-то совершенно новым и со своей неизменной природой. Истинным, добрым он считал страсти и желания, а отрицательным и злым неприязнь, нетерпимость. Достоинства и недостатки вызывают понимание, что приводит и препятствует достижению истины и добра. Обязанности, которые являются лишь причиной или следствием общественного утверждения определенных норм и законов, которые походят моральным обязательством и которые отличаются, друг от друга тем характером определенных правил.
Гоббс считал общественный мир истинным благом. Ученый знал, что законы, которые предоставляет нам естественность морали является такой же, как и общественные добродетели. Он был за то, что полезная религия, как средство для населения.
Учение о языке
Учение о языке - одно из важнейших достижений философии Томаса Гоббса. Основная мысль такова: язык - это средство социализации человека. «Без способности людей к языку, у людей не было бы ни государства, ни общества, ни договора, ни мира так же, как нет во львов, медведей и волков».
Язык - такое же сильное орудие, как и другие материальные орудия людей. Томас Гоббс считал, что язык - это чисто условная система знаков, которая основывается на согласии между людьми определенного круга общения. Язык требует постоянной проверки и уточнения, так как в процессе общения люди могут вкладывать в слова разный смысл и этим усложнять поиск истины.
Анализируя познавательную деятельность как целостный процесс, философ стоит на позиции единства чувственного и логического (рационального), но считает рациональное ведущей формой познания. На такой же позиции стоит Томас Гоббс и в решении проблемы метода познания. Первое знание, которое люди получают с помощью чувства, требует использования методов индукции и анализа.