ЗАГАДКИ, В КОТОРЫХ ДАЁТСЯ ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТА ИЛИ ЯВЛЕНИЯ ПУТЁМ ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ЕГО ПРИЗНАКОВ




ЛИТЕРАТУРНОЕ

ЧТЕНИЕ

Класс

СИСТЕМА УРОКОВ ПО УЧЕБНИКАМ. Л. А. ЕФРОСИНИНОЙ

Издательство «Учитель»

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

1 класс

Система уроков по учебникам JI. А. Ефросининой

Авторы-составители С. В. Николаева, И. Г. Смирнова

Волгоград


УДК 372.016:82*01 ББК 74.268.3 J164

Авторы-составители С. В. Николаева, И. Г. Смирнова

Литературное чтение. 1 класс: система уроков по учеб- J164 никам JI. А. Ефросининой / авт.-сост. С. В. Николаева, И. Г. Смирнова. - Волгоград: Учитель, 2013. - 367 с.

ISBN 978-5-7057-2982-1

Предлагаемое пособие представляет подробные поурочные разработки по курсу «Литературное чтение» для 1 класса, составленные в соответствии с основными по­ложениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и ориентирование на работу по учебникам и рабочим тетрадям Л. А. Ефросининой «Литературное чтение. 1 класс» (М.: Вентана-Граф, 2012). В разработках уроков четко прослеживается ведущая идея - углубление процесса вос­приятия художественного произведения, поддержка и развитие интереса к чтению.

Конспекты содержат дополнительные и занимательные материалы, направлен­ные на решение образовательных задач обучения, развитие творческого потенциала, формирование устойчивости мотивации и познавательных способностей обучаю­щихся; запланированы педагогические средства, которые направлены на формиро­вание универсальных учебных действий, результаты освоения образовательной про­граммы: личностные, метапредметные, предметные.

Предназначено учителям начальных классов, руководителям методических объ­единений.

УДК 372.016:82*01 ББК 74.268.3

Пособия издательства «Учитель» допуирны к использованию в образовательном процессе Приказом Министерства образования и науки РФ N° 16от 16.01.2012 г.

ISBN 978-5-7057-2982-1 © Николаева С. В, Смирнова И. Г.,

авторы-составители, 2010 © Издательство «Учитель», 2010 © Оформление. Издательство «Учитель», 2011 Последнее издание, 2013


ВВЕДЕНИЕ

В 1—4 классах литературное чтение выступает и как предмет обучения, и как средство получения нужной информации, обо­гащения читательского опыта, формирования стойкого интереса к книге и потребности в чтении, а главное - как средство разви­тия личности младшего школьника.

Предлагаемое пособие представляет собой подробные по­урочные разработки по курсу «Литературное чтение» для перво­го класса начальной школы. Разработано пособие в соответст­вии с программой «Литературное чтение в четырёхлетней на­чальной школе» (авторы Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова), в соответствии с основными положениями ФГОО НОО.

Учебно-методический комплект по литературному чтению для 1 класса включает:

Литературное чтение: 1 класс: учебник для учащихся об­щеобразовательных учреждений / авт.-сост. Л. А. Ефросинина. - М.: Вентана-Граф, 2012.

Ефросинина, Л. А. Литературное чтение: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Л. А. Еф­росинина. -М.: Вентана-Граф, 2012.

Литературное чтение: уроки слушания: 1 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений / авт.-сост. Л. А. Ефросинина. - М.: Вентана-Граф, 2012.

Ефросинина, Л. А. Литературное чтение: уроки слушания: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Л. А. Ефросинина. - М.: Вентана-Граф, 2012.

В пособии учитель может найти все, что необходимо для подготовки к занятиям: подробные разработки уроков, загадки, кроссворды, творческие задания, игровые моменты, справочные материалы. Здесь собраны материалы о жизни и творчестве писателей, задания для закрепления и проверки знаний, приве­дены различные формы самостоятельной работы (в группах, па­рах). Большое внимание уделяется развитию творческих спо­собностей, фантазии и воображения учащихся.

При создании пособия активно использовались методиче­ские рекомендации автора учебника JI. А. Ефросининой. Де­тальное рассмотрение тем поможет учителю проводить увлека­тельные и способствующие гармоничному развитию уроки.

Обновлённый УМК обладает высоким образовательно-вос­питательным и развивающим потенциалом и позволяет надёжно получать весьма высокие результаты при условии методически грамотного и творческого применения.

Первая часть пособия - уроки слушания. Литературное слуша­ние - важнейшее звено в обучении, воспитании и развитии перво­классников. Цель уроков слушания - обогащение читательского опыта, развитие читательского интереса, эстетического вкуса уча­щихся, их стремления к самостоятельному общению с книгой.

Уроки слушания проводятся один раз в неделю (33 часа). Главной их задачей является обучение искусству слушать - сказку, рассказ, стихотворение. Умение слушать художествен­ное произведение позволит ребенку эмоционально воспринять произведение, задуматься о нравственных категориях - добре и зле, дружбе и вражде, любви и ненависти, а также испытать радость, веселье, гордость, грусть и т. д.

Вторая часть пособия - уроки литературного чтения.

Начинать работу по учебнику «Литературное чтение» следу­ет после изучения второй части букваря. Данное тематическое планирование ориентировано на 21 час (IV четверть). Здесь представлена работа по всем произведениям, рекомендуемым к изучению. Не старайтесь проработать весь предлагаемый ма­териал. Исходите из уровня готовности класса и отдельных уча­щихся. Обязательно учитывайте индивидуальные способности и возможности первоклассников.

ЛИТЕРАТУРНОЕ СЛУШАНИЕ
Программная тема № урока Тема, учебный материал
     
О тебе, моя Родина   Стихи о Родине. С. Дрожжин «Привет»
  Рассказы о Родине. С. Романовский «Москва»
Мир родной природы   Сказки о природе. В. Белов «Родничок»
  Сказки о природе. М. Михайлов «Лесные хо­ромы»
Учимся уму-разуму   Рассказы о детях. В. Железников «История с азбукой»
  Веселые рассказы о детях. Л. Пантелеев «Бук­ва „ты"»
Мир сказок   Сказки о животных. В. Сутеев «Дядя Миша»
  Литературные (авторские) сказки. Ш. Перро «Красная Шапочка»
  Малые жанры фольклора (потешки, считалки, загадки, пословицы и поговорки)
Мир родной природы   Стихи о животных. А. Блок «Зайчик»
И Рассказы для детей. М. Пришвин «Лисичкин хлеб»
Учимся уму- разуму   Стихи о детях. Е. Благинина «Тюлюлюй»
Мир сказок   Сказки С. Я. Маршака. С. Маршак «Тихая сказка»
  Сказки В. Г. Сутеева. В. Сутеев «Елка»
  Сказки К. И. Чуковского. К. Чуковский «Му- ха-цокотуха»
Мир родной природы   Стихи о родной природе. А. Блок «Снег да снег»
  Рассказы о животных. Г. Скребицкий «Пу­шок»
Мир сказок   Народные сказки. Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»
  Народные сказки. Русская народная сказка «Терёшечка»

 

Окончание табл.
     
    Народные сказки. Русская народная сказка «Кот, петух и лиса»
  Литературные сказки. Бр. Гримм «Заяц и еж»
Учимся уму- разуму   Рассказы о детях. Н. Носов «Фантазёры»
  Произведения о детях. Е. Ильина «Шум и Шумок»
  Стихи о родной природе. Муса Гали «Земные краски»
  Контрольный урок. «Проверь себя»
  Литературные (авторские) сказки. В. Сутеев «Кораблик» (учебник), «Палочка-выруча­лочка» (хрестоматия). Дополнительное чте­ние. Кир Булычев «Скороговорка»
  Рассказы о детях. Е. Пермяк «Пичугин мост» (хрестоматия), «Торопливый ножик» (учеб­ник)
  Стихи о детях. Н. Саконская «Мы с мамой». Дополнительное чтение. Э. Успенский «Всё в порядке» (учебник). «Проверь себя»
Мир родной природы   Стихи о природе. Е. Трутнева «Когда это бы­вает?». «Книжная полка» (учебник)
  Произведения о родной природе. И. Мазнин «Давайте дружить» (учебник), Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» (хрестоматия). Дополнительное чтение. Ю. Коваль «Бабочка»
Учимся уму- разуму   Рассказы о детях. С. Баруздин «Человеки» (хрестоматия), В. Осеева «Кто виноват?», «На катке» (учебник)
Мир сказок   Сказки зарубежных писателей. Х.-К. Андер­сен «Стойкий оловянный солдатик» (хресто­матия). Страница «Проверь себя»(учебник)
Мир родной природы   Произведение о мире. Ю. Коринец «Волшеб­ное письмо» (учебник). Оформление дневни­ка читателя «Летнее чтение»

 

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ (IV четверть, 21 ч)

Программная тема № урока Тема, учебный материал
     
Читаем сказки, за­гадки, ско­роговорки (3 ч)   Литературные (авторские) сказки. А. Пушкин «Сказка о царе Салтане» (отрывок)
  Сказки народные. Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть»
  Литературная (авторская) сказка. В. Бианки «Лис и Мышонок». «Проверь себя». «Книжная полка»
Учимся уму-разуму (3 ч)   Рассказы для детей. К. Ушинский «Играющие собаки». В. Осеева «Кто наказал его?». И. Северянин «Её питомцы». Дополнительное чтение. Л. Толстой «Косточка»
  Рассказы о детях. В. Осеева «Потерянный день», «Три товарища». Дополнительное чте­ние. В. Осеева «Печенье»
  Стихотворения для детей. А. Барто «Я - лиш­ний». Я. Аким «Мама»
Читаем о родной природе (3 ч)   Произведения о родной природе (рассказы, стихотворения). Л. Толстой «Солнце и ветер», В. Бианки «Синичкин календарь». Дополни­тельное чтение. Э. Мошковская «Лед тро­нулся»
  Произведения о родной природе. И. Соколов- Микитов «Русский лес» (отрывок). Дополни­тельное чтение. Русская народная песня «Бе­резонька»
  Произведения о родной природе. С. Маршак «Апрель». Дополнительное чтение. М. Пришвин «Лесная капель»
О наших друзьях - животных (3 ч)   Произведения о животных. С. Михалков «Аи­сты и лягушки», Е. Чарушин «Томкины сны», И. Жуков «Нападение на зоопарк»

     
    Произведения о животных. М. Пришвин «Ёжик», Ю. Могутин «Убежал», Б. Заходер «Ёжик». Дополнительное чтение. М. Пришвин «Норка и Жулька»
  Произведения фольклора, рассказы о живот­ных. Русская народная песня «Котик». Сказка Э. Шима «Глухарь». «Проверь себя». Кон­трольная работа. Дополнительное чтение. Г. Скребицкий «Самые быстрые крылья»
Учимся уму-разуму (2 ч)   Литературные (авторские) сказки для детей. М. Пляцковский «Добрая лошадь»
  Рассказы о детях. В. Голявкин «Про то, для кого Вовка учится». И. Бутмин «Клоун», Е. Пермяк «Бумажный змей». В. Берестов «Серёжа и гвозди». «Проверь себя». Библиотечный урок. Книги о детях и для детей. «Книжная полка». Дополнительное чтение. Е. Пермяк «Самое страшное», С. Востоков «Кто кого»
Читаем сказки, пословицы, считалки (2 ч)   Произведения современных писателей. М. Пляцковский «Урок дружбы». А. Усачёв «Грамотная мышка», М. Яснов «В лесной библиотеке» (считалка). Дополнительное чте­ние. Сказки о животных. В. Орлов «Как ма­лышу нашли маму»
  Сказки о детях. С. Прокофьева «Сказка о том, что надо дарить». Дополнительное чтение. Сказки зарубежных писателей. Д. Биссет «Дра­кон Комодо». «Проверь себя»
О наших друзьях - животных (2 ч)   Произведения о животных (стихотворения, рассказы). А. Барто «Жук», Н. Сладков «На одном бревне»
  Произведения о больших и маленьких. Е. Чарушин «Томка и корова». В. Берестов «Выводок». «Проверь себя». Библиотечный урок. Книги о животных. «Книжная полка». Дополнительное чтение. Книга Е. И. Чаруши­на «Большие и маленькие»

 

Окончание табл.
     
Читаем о родной природе (3 ч)   Рассказы и стихотворения о природе. И. Со- колов-Микитов «Радуга», «Май», Е. Трутнева «Эхо», А. Барто «Весенняя гроза». Дополни­тельное чтение. И. Шевчук «Ленивое эхо»
  А. Плещеев «Травка зеленеет...», Я. Тайц «Всё здесь». К. Чуковский «Радость». М. Есе- новский «Моя небольшая родина». Дополни­тельное чтение. Я. Тайц «По ягоды»
  Р. Ванеева «Здравствуй, лето!». В. Лунин «Я видела чудо». Комплексная контрольная работа. «Проверь себя»

 

ЛИТЕРАТУРНОЕ СЛУШАНИЕ

Урок 1 СТИХИ О РОДИНЕ.

С. ДРОЖЖИН «ПРИВЕТ» Цель деятельности педагога: создать условия для ознаком­ления с хрестоматией и рабочей тетрадью, для формирования умений: слушать стихотворения (С. Дрожжин «Привет»), поль­зоваться условными обозначениями - «заместитель» жанра, те­ма (А - стихотворение, тема о Родине - красный цвет), отвечать на вопросы по содержанию, называть фамилию автора и заголо­вок произведения, выделять главную мысль, слова и предложе­ния, говорящие об отношении автора к Родине, высказывать свое отношение к Родине; воспитывать чувство причастности к своему народу, стране, ее истории. Планируемые результаты (УУД):

личностные: осознают значимость слушания литературных произведений; проявляют эмоциональную отзывчивость, пони­мают красоту природы России и родного края на основе слуша­ния произведений о Родине;

метапредметные: регулятивные - принимают и сохра­няют учебную задачу; познавательные - осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных зада­ний; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме, составляют несложные монологические выска­зывания о героях, владеют приёмами понимания прослушанного произведения; коммуникативные - описывают объект: пе­редают внешние характеристики, используя выразительные средства языка;

предметные: научатся правильно называть произведение, определять и называть жанр и тему, работать с несложными таблицами; получат возможность научиться определять при­мерную тему книги по обложке и иллюстрациям, дополнять не­достающими данными готовую модель.

Сценарий урока

I. Организационный момент. Знакомство с хрестоматией.

Личностные УУД: смыслообразование - мотивация учебной деятельности.

Дети, в школу собирайтесь, Петушок пропел давно! Попроворней одевайтесь, - Смотрит солнышко в окно!

А. Шибаев

- Сегодня у нас первый в этом году урок литературного слушания. Как вы думаете, что вы будете делать на этом уроке? (Предположения детей.)

- Каждый урок литературного слушания - это интересная встреча с новым произведением. Рассмотрите учебную хресто­матию. Откройте в конце книги содержание.

Учитель знакомит детей с названиями разделов.

- Учебная хрестоматия укажет вам путь к Королеве. Угадай­те, кто это?

Говорит она беззвучно, А понятно и не скучно. Ты беседуй чаще с ней - Станешь вчетверо умней.

(Книга.)

- Книги... Наши верные и мудрые друзья, наши добрые со­ветчики.

II. Введение в тему урока.

Работа по серии картинок «Откуда пришла книга». Регулятивные УУД: понимают цель и смысл задания.

- Назовите правила обращения с книгой.

ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ С КНИГОЙ

• Берите книгу чистыми руками.

• Не перегибайте книгу - от этого выпадают страницы.

• Не кладите в книгу карандаши и другие предметы, от этого рвётся переплёт.

• Не загибайте страницы, пользуйтесь закладками.

• Не читайте книгу во время еды.

• Чтобы книга дольше служила, оберните её.

- Почему с книгой надо обращаться бережно? (Дети по се­рии картинок составляют рассказ «Откуда приита книга».)

Примерный рассказ.

Все книжки родились в дремучем лесу. Сначала была ма­ленькая сосенка, потом она стала сосной, шли годы, верхушка сосны тянулась к солнцу. Но вот однажды в лесную чащу при­шли лесорубы и спилили это могучее дерево. На помощь лесо­рубам спешит трактор. Лесорубы обрубают ветви, вяжут, крепко стягивают стволы железными канатами - тросами. Вздрогнет, запыхтит лесной вездеход и потянет тяжелую ношу к реке. Здесь их погрузят на специальные суда - лесовозы.

Голубая дорога реки приведет стволы на комбинат. Из них будут делать бумагу. Вот стволы переходят из цеха в цех. Дере­вья там распиливают и измельчают в опилки. Дальше опилки варят, чтобы получить волокнистую массу, похожую на жидкое тесто. Машины разливают и раскатывают бумажное тесто, су­шат, потом из полос получается бумага. Бесконечной лентой выползает бумага из машины и сматывается в огромные бумаж­ные рулоны.

Книгу будет писать писатель. Он должен много знать, чтобы написать интересную книгу. А чтобы книжка была красочной, необходимо поработать еще профессионалам-художникам.

Книгу печатают в типографии. У вас есть учебники. Все одинаковые. Сделаны они в типографии.


Типография - книжная фабрика. Как на любой фабрике, здесь много цехов. В одном цеху подготавливают бумагу, в дру­гом - краски. В каждом цеху - машины. Книгу делают при по­мощи машин. В печатную машину подается чистая белая бума­га, а выхолит уже с текстами и картинками. Далее необходимо сложить листы в тетрадь - сфальцевать, как говорят в типогра­фии, правильно подобрать их, странички должны идти одна за другой. Еще долгий путь пройдет книга, пока не окажется у ма­шины, которая делает на нее обложку.

Потом книга попадает в книжный магазин, в библиотеку.

Регулятивные УУД: принимают позицию слушателя в соот­ветствии с поставленной задачей.

Я всех людей, что трудятся над книгой, Люблю, и уважаю, и ценю. А книги - у меня их очень много - На книжной полке бережно храню. Покамест книгой сделается книга, Огромный путь она пройти должна. И сколько знаний требуется разных, Труда, забот, чтоб родилась она! Пока бумагу сделают, ребята, Положится большой, тяжелый труд. Писатель на бумаге пишет книгу, Потом ее в редакцию несут. За книгой этой - сколько дней рабочих, Ночей бессонных, помыслов живых... Писателям я очень благодарен, За труд упорный уважаю их. Вот рукопись готова. И редактор Прочтет ее. Потом отдаст в печать. За каждое словечко в этой книге Перед народом надо отвечать! Проворная печатная машина И день и ночь печатает листы... Но ведь листы - они еще не книга, Ее такой читать не станешь ты! Ее подклеить нужно и обрезать, В хороший переплет переплести, Упаковать, на поезде отправить


И по стране огромной развезти. И станет жить в народе книга эта, Беседуя с читателем своим. Источник радости, источник жизни, света... Люби ее! Читать давай другим!

К. Мухаммади

Вывод учителя: вот такой долгий путь проходит книга, чтобы из дерева превратиться в источник знаний. Это очень большой труд людей, и мы должны уважать этот труд, беречь книгу.

1- й ученик. «Кто много читает, тот много знает», - гово­рит народная пословица. И это так. Книги учат нас любить Ро­дину, рассказывают о лучших людях.

2- й ученик. Книга - наш помощник в труде. Рабочий чи­тает книги о технике, чтобы лучше управлять станком, врач - по медицине, чтобы лучше лечить, учитель - по педагогике, чтобы лучше учить и воспитывать детей.

Учитель. Чтобы знать и понимать все то, о чём в книге на­писано, надо читать вдумчиво, не спеша, не пропуская страниц. Книги надо беречь! Они живут рядом с нами в шкафах и на полках.

В нашей школе есть библиотека. Она открыта и работает для вас. В библиотечном царстве-государстве много книг и журна­лов, интересных фильмов, электронных справочников. Чтобы стать настоящими читателями, надо знать правила пользования библиотекой.

ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ БИБЛИОТЕКОЙ

В библиотеке надо вести себя тихо.

1) Как пользоваться абонементом.

Абонемент - место, где выдают книги на дом. В назначен­ный день книгу надо вернуть в библиотеку. Если не успел про­читать, срок можно продлить.

2) Как пользоваться читальным залом.

Из читального зала книги на дом не выдаются.

Дверь в чудеса открыта здесь Для всех, любому человеку. Тут даже свой волшебник есть - Зовут его библиотекарь.

- Если вам будет нужна помощь, хозяйка библиотеки (Ф. И. О. библиотекаря) с радостью поможет вам.

III. Постановка целей урока.

Демонстрация слайда.

Учитель. Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Как мама. (Ю. Яков­лев.)

Личностные УУД: воспринимают речь учителя.

- Много произведений посвящено России - нашей Родине. Сегодня мы познакомимся с одним стихотворением.

Учитель читает стихотворение.

Россия, Русь - куда я ни взгляну, За все твои страдания и битвы Люблю твою, Россия, старину, Твои леса, погосты и молитвы.

Н. Рубцов

Звучит русская лирическая музыка. Учитель показывает слайды с иллюстрациями.

- Необозримая ширь полей. Звон колосьев тугих. Разливы могучих рек. Это Россия.

Вы смотрите в спокойное небо, бредёте лесными тропами, сидите у прохладной воды. Это Россия.

Древние стены Кремля. Блеск куполов над храмами. Это Россия.

Сотни радостных глаз. Людское море. Это тоже Россия.

Коммуникативные УУД: воспринимают текст.

- Если вы внимательно слушали, то сами сможете опреде­лить тему нашего урока. Как думаете, что будем читать и о чём?

IV. Работа по теме урока.

- Сегодня будем читать стихи о Родине.

1. Слушание стихотворения С. Дрожжина «Привет».

Познавательные УУД: понимают содержание текста.

- Понравилось стихотворение? Какие картины рождались в вашем воображении во время чтения? Какое слово повторяет­ся в этом стихотворении? Кому или чему говорит «привет» ав­тор стихотворения? (Родному краю.) А что такое родной край? (Родной край - это место, где мы родились, где живём.)

У каждого из вас есть такое родное место, где живете вы и ваша семья, ваши друзья и родственники. У героя стихотворе­ния родной край - любимое место с темными лесами, с великой рекой и неоглядными полями. Посмотрите на иллюстрацию на странице 3. Что на ней изображено? (Девочки идут по дороге, впереди бежит собака, солнце светит.) Удалось ли художнику передать то, что сказал поэт своим стихотворением?

2. Формирование читательских умений с применени­ем моделирования.

Регулятивные УУД: удерживают цель деятельности до по­лучения ее результата.

Познавательные УУД: применяют модели для получения информации о литературном произведении.

- Сегодня вы научитесь выстраивать модель произведения, с которым познакомились. Выполнять будем вместе.

Для моделирования обложки у каждого ученика должен быть лист бумаги и цветные карандаши. Учитель работает на доске, дети - на своих листах.

- Возьмите лист бумаги и покажите, что я вам читала. (Дети берут листочки и кладут их перед собой вертикально.) Договоримся: когда мы читаем стихо­творение, в середине будем рисовать треугольник. Вот так.

Каждый ребенок рисует на своем листке.

- Покажите. (Дети показывают свои работы.)

- О чем это стихотворение? (Высказывания детей.) Это сти­хотворение о Родине. А как это показать на модели? Давайте договоримся: если мы читаем произведение о Родине, то закра­шиваем значок треугольника на модели красным цветом. Поче­му вы закрасили красным цветом? (Высказывания детей.)

- У этого стихотворения есть автор. Это стихотворение на­писал Спиридон Дрожжин. Фамилию автора договоримся пока­зывать красной рамочкой в верхней части модели. Вот так. (Учитель показывает, как надо делать.) Какое слово здесь «спряталось»? Прочитайте. Поставьте пальчик и вместе со мной читаем: Дрожжин. Это фамилия поэта. Как вы думаете, какой заголовок выбрал для своего стихотворения поэт? (Дети подби­рают варианты заголовков.) Поэт Дрожжин озаглавил свое стихотворение «Привет». Покажем на модели это слово. Нари­суем внизу синюю рамочку. Это заголовок. (Показывает на бе­лом листе.) Получается вот такая модель. Какое слово здесь «спряталось»? Прочитаем. (Дети вместе с учителем прочиты­вают слово «Привет».)

Регулятивные УУД: осуществляют контроль деятельности.

- Каким изобразил родной край поэт С. Дрожжин? Хотите еще послушать?

3.Словарная работа.

Познавательные УУД'. воспроизводят информацию по памя­ти или обращаются за помощью к учителю.

- Что значит «неоглядные поля»? (Очень большие.) Как вы понимаете слова «великая река»? (Тоже большая.) Великая река длинная, широкая, многоводная.

Что означает выражение «тёмный лес»? (Дремучий.) Герой стихотворения говорит так: «Привет тебе, народ родимый, // Ге­рой труда неутомимый // Среди зимы и в летний зной...» К кому он обращается? (К народу.) Как вы думаете, почему поэт гово­рит о людях?

Вывод: поэт обращается к «родимому народу», то есть к тем людям, которые живут и трудятся рядом с ним. Трудятся и зи­мой, и летом. Трудятся без отдыха, то есть неутомимо.

4. Отработка навыка чтения.

1) Дыхательная гимнастика.

- Прочитайте гласные звуки на одном выдохе: а-э-о-ы, о-у-ы-а, а-э-ы-у, о-у-а-ы.

- Прочитайте слоги на одном выдохе: ма-мя-ла-ля, па-пя-та-тя, ба-бя-да-дя.

- Прочитайте чистоговорку:

Ва-фа-ва - в лесу живет... (сова).

Вы-фы-вы - в саду росли... (сливы).

Фа-ва-фа - платье новое из... (шкафа).

Фе-ве-фе- подушка на... (софе).

2) Работа над интонацией.

- Прочитайте с различной интонацией:

О-о-о! - с восторгом, удивленно, жалостливо;

Э-э-э! - растерянно;

У-у-у! - с удивлением;

А-а-а! - нежно.

3) Дифференцированные задания.

Упражнения в чтении по учебнику.

- Прочитайте слова: Родина, родной край, родная сторона, родная страна, Отечество, Отчизна.

Все эти слова похожи по своему значению. Что обозначают все эти слова? (Место, где человек родился, где он живёт.) Мы живём в России. Родной край - частица Родины, самый дорогой уголок для каждого человека.

5. Самостоятельная работа в тетради.

V. Обобщение.

Регулятивные УУД: анализируют собственную работу.

- Что вы сегодня слушали? Расскажите по готовой модели.

- Почему стихотворение Спиридона Дрожжина называется «Привет»? (За словом «привет» стоит дружеская интонация,

которая включает в себя разные оттенки отношения поэта к родному краю: любование, восхищение, уважение, радость.)

- Какими словами вы можете выразить свое отношение к родному краю, к месту своего рождения?

- Как называется наша страна? Как называются люди, жи­вущие в нашей стране? Какой город является столицей России?

VI. Итог урока.

Коллективное чтение стихотворения Дрожжина «Привет».

Коммуникативные УУД: используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления.

- Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? Почему? (Дети обосновывают свои ответы.)

- Я хочу закончить наш урок словами Ю. Яковлева.

О НАШЕЙ РОДИНЕ

В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - деревня, улица, дом, где он родился.

Это его маленькая родина, а из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая, великая Родина.

Для самостоятельной работы (по.выбору детей): найти книгу со стихами о Родине, выучить одно стихотворение; выполнить рисунок «Наша Родина»; с помощью родителей за­писать стихотворение о Родине в тетрадь.

Урок 2 РАССКАЗЫО РОДИНЕ.

С. РОМАНОВСКИЙ «МОСКВА»

Цель деятельности педагога: создать условия для ознаком­ления с рассказом С. Романовского «Москва», соотнесения но­вой информации с прошлым опытом общения с книгой, для раз­вития умений слушать научно-познавательный текст; содейст­вовать развитию речи учащихся, пополнению словарного запаса, воспитанию чувства патриотизма, интереса к истории и культуре России.

Планируемые результаты (УУД):

личностные - высказывают своё мнение, подтверждая его собственными аргументами и другим авторитетным мнением (родителей, учителя), проявляют уважительное отношение к од­ноклассникам и их работам;

метапредметные: регулятивные - принимают и сохра­няют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; по­знавательные - знакомятся со знаками, символами, приве­денными в учебнике; коммуникативные - используют в об­щении правила вежливости;

предметные: научатся правильно называть произведение, определять и называть жанр и тему, работать с несложными таблицами; получат возможность научиться находить инфор­мацию о произведении и книге (фамилия автора, жанр, тема), дополнять недостающими данными готовую модель.

Сценарий урока

I. Организационный момент. Введение в тему урока.

Личностные УУД: смыслообразование - мотивация учебной деятельности.

- У поэта Михаила Матусовского есть хорошие стихи:

С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре. С хороших и верных товарищей, Живущих в соседнем дворе. А может, она начинается С той песни, что пела нам мать. С того, что в любых испытаниях У нас никому не отнять...

- С чего начинается Родина? На этот вопрос каждый ответит по-своему. Но одно ясно, что Родина - это самое дорогое, что есть у человека, у гражданина.

Работа с книжками-самоделками со стихотворе­ниями о Родине.

Регулятивные УУД: принимают участие в обсуждении кни­жек-самоделок.

- Рассмотрите книжки-самоделки на выставке. Что объеди­няет произведения в книжках? (В книжках-самоделках стихи о Родине и иллюстрации к ним.) Верно. Вы прочитали разные стихи, но на одну тему о Родине.

Познавательные УУД: применяют мо­дели для получения информации.

- Составим модель обложки к книж­кам-самоделкам. (Учитель составляет мо­дель обложки на доске.)

- У каждого стихотворения есть автор. Обозначим фамилию автора красной рамочкой вверху.

- Каждое стихотворение имеет название. Заменим заголовок синей рамочкой внизу.

- Как с помощью «заместителя» показать, что в книжке - стихи? (В середине треугольник.)

- Каким цветом закрасим треугольник? Почему? (Красный треугольник - стихи о Родине.)

Чтение наизусть стихотворений о Родине подготов­ленными детьми.

- Много поэтов написали замечательные стихи о нашей большой Родине. Расскажите стихи, которые вы выучили, назы­вая перед прочтением фамилию автора и заголовок.

Работа с выставкой детских рисунков.

Дети показывают рисунки, поясняют, что на них изобра­жено и почему.

- Вы правы, ребята, всё это и есть наша большая Родина, ко­торая складывается из маленьких частей. (Моя семья, мой дом, мой город.)

Что мы Родиной зовём? Дом, где мы с тобой живём, И берёзки, вдоль которых Рядом с мамой мы идем.

Что мы Родиной зовём? Поле с тонким колоском, Наши праздники и песни, Тёплый вечер за окном. Что мы Родиной зовём? Всё, что в сердце бережём, И под небом синим-синим Флаг России над Кремлём.

В. Степанов

- Как называется наша Родина? (Россия.) Россия - это стра­на, в которой мы живём. Россия занимает первое место по тер­ритории среди всех стран мира. В России проживают люди мно­гих национальностей, это русские, татары, чуваши, ненцы, яку­ты, украинцы, белорусы и многие другие. А Родиной мы зовем ее потому, что здесь мы родились, все вокруг для нас родное.

II. Работа по теме урока.

1. Слушание рассказа С. Романовского «Москва». Беседа после чтения.

Коммуникативные УУД'. воспринимают текст с учетом по­ставленной задачи.

- Послушайте, о чем я буду читать.

Учитель читает рассказ.

- На берегах какой реки стоит город Москва? (Древние горо­да возводили по берегам рек. Город Москва возник на высоком берегу Москвы-реки при слиянии ее с речкой Неглинкой. По име­ни реки Москвы и был назван город.) Что вы узнали о Москве из рассказа? Кто запомнил, что означает слово «Москва»?

Слайд со словами: Москва, Россия, Родина.

- Прочитайте слова. Почему эти слова написаны рядом?

- У русского народа есть такая поговорка: «Москва - всем городам мать». Почему так говорят? (Москва — столица нашей Родины. Когда-то, много-много лет назад, Москва объединила вокруг себя другие города и стала главным городом русской земли.)

Словарная работа (познавательные УУД).

Уроженец - человек, родившийся в каком-либо месте.

Вековые деревья - деревья, живущие, существующие столе­тия, века, очень долго.

Пригляден для жилья - хорошо подходит для житья.

Пригревки - место, согретое, освещенное солнцем.

Росчисть - вырубленное и выжженное место в лесу для пашни.

Крепостца - небольшая, незначительная крепость.

Крепость - укреплённый оборонительный пункт. Крепо­стью называют как одиночное оборонительное строение, так и комплекс строений. Как правило, это обнесённая крепостной стеной территория, в которой находится постоянный гарнизон.

Повторное чтение текста. Составление модели обложки.

Учитель работает на доске, а ученики - на своих листах.

- Положите перед собой лист для моделирования обложки.

- Кто написал рассказ, который вы прослушали? Романов­ский - это фамилия автора. Заменим фамилию красной рамоч­кой вверху. Вот так.

- Как называется рассказ Романовского? Это - заголовок. Заменим заголовок синей рамочкой внизу.

- Ведите пальчиком, «прочитайте» заголовок.

- Что вы слушали: стихотворение или рассказ? Договоримся обозначать рассказ прямоугольником. Нарисуйте прямоугольник вместо слова «рассказ».

- О чем этот рассказ? Рассказ о Ро­дине, поэтому закрасим прямоугольник красным цветом.

- Сравните свою работу с образцом на доске.

Кр.

- Сравните модель вашей обложки с моделью к стихотворе­ниям о Родине. Чем отличаются модели? (Модели отличаются «заместителями» жанра.)

- Как на модели обложки обозначается стихотворение? рас­сказ? Каким цветом замещаем тему произведения? Почему на раз­ных моделях цвет темы одинаковый - красный? (Произведения о Родине.) Какое произведение (рассказ Романовского «Моск­ва» или стихи о Родине) дало вам новые сведения о Москве? Какое затронуло ваши чувства?

Физкультминутка

2. Работа по учебнику.

Коммуникативные УУД: используют доступные речевые сред­ства для передачи своего впечатления.

- Удалось ли художнику передать то, что сказал писатель своим рассказом? На какой иллюстрации современная Москва? Кто любуется вечерней Москвой на первой иллюстрации?

Упражнение в чтении.

Слайд со словами: Родина, Москва, Москва-река, холмы, крепость.

- Прочитайте слова. Почему слова «Москва», «Родина» на­писаны с большой буквы? Прочитайте слова и предложения в учебнике.

3. Работа в тетради.

- Какой рисунок вы сделали? (Кремль, Спасская башня и др.)

КРЕМЛЬ

Сердцем Москвы, как и всякого старинного города, всегда был Кремль. Это крепость, которая обычно размещалась вокруг города и хорошо защищала его от врагов.

Да и само слово «город» в старину означало ограду, стену, а не само поселение.

СПАССКАЯ БАШНЯ

Самая главная и самая красивая башня Кремля - Спасская башня. На ней установлены главные часы страны - куранты, они показывают точное московское время.

Москва - это Красная площадь.

Москва - это башни Кремля.

Москва - это сердце России, Которое любит тебя.

Весной 1147 года на холме, поросшем бором (Боровицком холме), стал строиться город, названный Москвой по имени ре­ки, около которой он был заложен.

III. Итог урока.

Регулятивные УУД: осуществляют контроль деятельности.

- Что вы сегодня слушали? О чем этот рассказ? Кто его ав­тор? Покажите на модели фамилию автора. (Романовский.) По­кажите заголовок и «прочитайте» хором. (Москва.)

- Мы познакомились с рассказом о Родине.

Для самостоятельной работы (по желанию): найти книгу о Москве или книгу с расс



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: