ЗАГАДКИ, ГДЕ ОПИСАНИЕ ПРЕДПОЛАГАЕТ КРАТКУЮ ХАРАКТЕРИСТИКУ ПРЕДМЕТА ИЛИ ЯВЛЕНИЯ




- Чтобы решить такую загадку, надо выделить отмеченный признак, связать его по ассоциации с другими, не названными в загадке.

• Голубая простыня весь свет одевает. (Небо.)

ЗАГАДКИ, В КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ СРАВНЕНИЕ

- Чтобы решить такую загадку, надо доказать от противного: сопоставить разные, но в то же время схожие признаки, сгруп­пировать их по-новому, в другом сочетании.

• Летит, а не птица, воет, а не зверь. (Ветер.)

ЗАГАДКИ, В ОПИСАНИИ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ МЕТАФОРЫ

• Под одной крышей четыре братца живут. (Стол.)

Учитель читает загадки из учебника. Дети проводят иссле­дования, на каком описании построены данные загадки.

Ответы: молния, гром, дождь, туча, лиса, ёж.

- Откуда взялись загадки?

Родились загадки очень давно, в те времена, когда топор за богатство считался. Много бед тогда подстерегало человека: ударит молния, вспыхнет лесной пожар, волки нападут на стадо. Наши предки думали, что и дерево, и трава, и звери лесные - все понимают человеческий язык. И для того чтобы природу обма­нуть, придумали охотники, рыболовы и пастухи особый «тай­ный язык». Из него и родились когда-то загадки.

5.Рефлексия.

- С какими малыми жанрами народного творчества вы сего­дня встретились? Какое задание было самым трудным? Самым интересным? Какие жанры народного творчества остались сего­дня без внимания? (Песни, считалки.)

Конкурс знатоков (работа по группам).

- При помощи считалки выберите участника конкурса «Ма­лые жанры фольклора». Представители от каждой команды чи­тают выразительно на выбор загадку, потешку, скороговорку, пословицу. Остальные должны сказать, что к какому жанру от­носится.

IV. Итог урока.

- Живет на земле человек. Он маленький, земля огромная. Человек любит свою землю, потому что не может он жить без запаха листьев, звонкой песни, без ручьев, без синей мохнатой головки василька в поле, без народных сказок и песен, которые поют ему мама и бабушка. Этот человек - каждый из вас.

Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим, И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим.

В. Шафран

Урок 10

СТИХИ О ЖИВОТНЫХ. А. БЛОК. «ЗАЙЧИК»

Цель деятельности педагога: создать условия для ознаком­ления со стихотворением А. Блока «Зайчик», выявления на­строения и чувств, которые передает поэт, для развития умения слушать стихотворение, осознанно воспринимать, формулиро­вать ответы на вопросы по содержанию, правильно называть стихотворение (фамилия автора, заголовок); способствовать вос­питанию доброго отношения к природе, всему живому.

Планируемые результаты (УУД):

личностные: проявляют положительное отношение к уроку литературного чтения, высказывают своё мнение о прослушан­ном произведении;

метапредметные: регулятивные - удерживают цель деятельности до получения ее результата, оценивают уровень владения тем или иным учебным действием (отвечают на вопрос «Чего я не знаю и не умею?»); познавательные - знакомятся со стихотворением А. Блока, определяют настроение, чувства, которые передает поэт; коммуникативные - составляют небольшие устные монологические высказывания, используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления;

предметные: научатся моделировать обложку книги: ука­зывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему (о животном), эмоционально реагировать на события произведения при слу­шании; получат возможность научиться инсценировать от­дельные эпизоды произведения.

Сценарий урока

I. Подготовка к восприятию стихотворения.

Солнце реже смеется, Нет в цветах благовонья. Скоро Осень проснется И заплачет спросонья.

К. Бальмонт

Звучит произведение П. Чайковского «Осенняя песня».

- Осень, осень на дворе. Листья падают с деревьев, трава увядает. Летят в небе птицы. На хвостах своих лето уносят.

Здравствуй, осень! Здравствуй, осень!

Хорошо, что ты пришла!

У тебя мы, осень, спросим:

Что в подарок принесла?

- Что вы представляете, когда слышите слово «осень»?

II. Объявление темы, постановка целей урока.

- Осень - это вечер года. Многие великие русские поэты пи­сали стихи об осени. Читая эти строки, можно почувствовать разное настроение: восхищение, грусть, печаль об ушедшем ле­те, ожидание чуда...

Читает стихи об осени.

- Одинаково ли пишут поэты? Как они говорят об осени?

- Сегодня вы познакомитесь со стихотворением А. Блока «Зай­чик». Постарайтесь почувствовать настроение природы и человека.

Потихоньку уходит вдаль царица по имени Осень. Она по­кидает свой расписной терем. Перед нами совсем другая карти­на. Представьте, что мы в лесу. Я начинаю читать.

II. Работа по теме урока.

Первичное чтение стихотворения учителем. Выявле­ние первичного восприятия. Беседа.

Моделирование обложки под руководством учителя.

- Что я вам читала? Правильно, это стихотворение. Нари­суйте на листочке треугольник.

- О ком это стихотворение? (Стихотворение о животном.) Это стихотворение о зайчике, о животном. Закрасьте треуголь­ник коричневым цветом.

- Кто написал это произведение? Автор этого стихотворения русский поэт Александр Блок. Вы еще не умеете писать, поэто­му вместо фамилии автора рисуем в верхней части листочка ра­мочку.

Рассказ учителя о поэте.

Александр Александрович Блок первые стихи написал в пять лет. А в тринадцать лет вместе с двоюродными братьями изда­вал рукописный журнал. В журнале он был главным редакто­ром, главным художником и главным автором - помещал в нём свои стихи, рассказы, очерки.

Главные темы его творчества - Родина, человек, природа.

- Как Блок озаглавил свое стихотворение? Правильно, поэт дал своему стихотворению заголовок «Зайчик». Нарисуйте на листочке в нижней части рамочку.

Работа с готовой моделью.

- Покажите фамилию автора. Прочитайте: Блок. (Дети, по­ставив пальчик на красную рамочку, повторяют фамилию - Блок.) Что вы прочитали? (Фамилию автора.)

- Прочитайте заголовок. (Дети указывают заголовок и «чи­тают»: «Зайчик».)

- Понравилось ли вам стихотворение? Какое чувство вызы­вает оно у вас? Какое настроение передает это стихотворение?

На доске записан словесный ряд - словарь осенних настроений.

беспокойное неуютное сонное
волшебное обиженное спокойное

 

 

грустное печальное таинственное
доброе приятное тёплое
загадочное противоречивое тихое
ленивое радостное торжественное
мечтательное светлое тревожное
мрачное сказочное удивлённое
боязливое солнечное хмурое

 

- Какую картину представили? Нарисуйте словами. Какие краски вам бы потребовались? (Серая, черная, коричневая, тем­но-синяя.) Какие звуки услышали?

Незримо по лесам поет и бродит Осень... Осень - долгое вре­мя года. Она начинается обычно как праздник красок, а заканчи­вается ненастьями, когда деревья голые, грязь, дождь, сырость.

- Каких животных можно встретить в осеннем лесу? Какие изменения происходят в жизни диких животных? Как они гото­вятся к зиме?

- Отгадайте загадки.

Читает учитель или хорошо читающие дети.

С ветки на ветку, быстрый, как мяч, Скачет по лесу рыжий циркач. Вот на лету он шишку сорвал, Прыгнул на ствол и в дупло убежал.

(Белка.)

- Белка устраивает себе тёплое гнездо в дупле ели и спит там в сильный мороз, накрывшись пушистым хвостом. Делает запа­сы орехов, желудей и сушёных грибов. К зиме обрастает пуши­стым голубоватым мехом.

Он зимой лежит в берлоге, Добровольно одинокий, Спит и видит сны о том, Как весной пройдёт по лесу, Как всё будет интересно, А пока все подо льдом... А чтоб сон хороший снился, Не давил чтоб груз забот, Как проказник-шалунишка, Лапу он свою сосёт.

(Медведь.)

- Зимой медведь ничего не ест. Он спит в берлоге и живёт за счёт накопленного летом и осенью жира.

У кого вот нет берлоги, Не нужна ему нора? От врагов спасают ноги, А от голода - кора.

(Заяц.)

- Кому из животных будет труднее пережить зиму? Помните сказку «Заюшкина избушка»? Представьте, что

действие происходит не весной, а осенью, и избушка у Лисы не изо льда, а из листьев.

Инсценирование начала сказки заранее подготов­ленными детьми.

Ведущий. Была у Зайчика избушка лубяная, а у Лисы ли­ственная. Подул сильный ветер и раздул все листья. Осталась Лиса без жилья. Впереди холодная зима. Пошла она к Зайцу на постой проситься.

Лиса (просит жалобно). Зайчик, зайчик! Пусти меня по­греться, я у двери постою, лапки погрею.

Зайчик. Заходи, Лиса, не замерзать же тебе!

Лиса заходит в избушку и начинает толкать Зайчика.

Зайчик. Эй, Лиса-соседка, что же ты делаешь?

Лиса (стучит ногами). Уходи сейчас же, а то съем!

Ведущий. Делать нечего - пошёл Зайчик, плачет.

- Рассмотрите иллюстрацию в хрестоматии. Осень - сырое время года. Частые дожди, не просыхающие лужи. Зябко на улице. С наступлением сумерек становится холодно.

Учитель повторно читает стихотворение А. Блока «Зайчик».

- Как начинается стихотворение? Что изменилось в природе с приходом осени? Как поэт относится к осени? Какой стала жизнь зайчика? Как об этом сказано в стихотворении?

Работа по группам (в каждой группе должны быть чи­тающие дети).

- Послушайте лесные диалоги с зайчиком. Как он сам гово­рит о своей жизни с приходом глубокой осени.

1- я группа.

Заяц зайцу говорит:

- Мне бы волчий аппетит!

- В аппетите мало толку,

Мне бы зубы, как у волка.

В. Викторов

2- я группа.

Заяц. Здравствуй, Ушан - летучая мышь.

Ушан. Здравствуй, Заяц - Длинные Уши.

Заяц. Как живёшь-поживаешь?

Ушан. Лучше всех живу, горя не знаю.

Заяц. Как же ты так ухитряешься?

Ушан. Это проще простого. Как плохо мне, зима там при­шла или дождь, ветер, я на боковую. Сплю да сладкие сны смот­рю. Иной год месяцев десять просплю.

Заяц. Ну, брат, тут я тебе не товарищ. Я так не могу. Я если и сплю, так и то с открытыми глазами.

3-я группа.

Снегирь. Заяц белый, куда бегал?

Заяц. На деревню.

Снегирь. Для чего?

Заяц. Клочок сена подобрать, зелени пощипать, кочерыжку капусты найти.

Снегирь. И нашёл?

Заяц. Как бы не так. Сено под снегом, зелень под снегом, а в огороде собаки кусачие.

Снегирь.А теперь куда?

Заяц. Осинку глодать.

Снегирь. Да она, поди, горькая?

Заяц. Сладкая. Вчера не поел, сегодня не поел, куда как осинка сладкая покажется.


 

Проводится под музыку в обработке Н. Римского-Корсакова «Заинька».

Дети поют и делают движения.

Заинька, повернись, Серенький, повернись. Вот так-эдак повернись. Заинька, топни ножкой, Серенький, топни ножкой, Вот так-эдак топни ножкой. Заинька, попляши, Серенький, попляши, Вот так-эдак попляши.

- Представьте ситуацию, что нам надо снять по этому сти­хотворению мультфильм. Каким будет его начало?

Учитель снова читает первые два столбика. Дети на лис­точках моделируют первую картину: цветными карандашами рисуют летний пейзаж (солнышко) и зайчика.

- Что было дальше?

Учитель читает следующие два столбика. Дети на листоч­ках моделируют вторую картину: цветными карандашами ри­суют изменения в природе (дождь) и волка.

- Чем заканчивается стихотворение?

Учитель читает последние два столбика. Дети рисуют «мечты зайчика».

- Какая картинка вам нравится больше? Почему? (Последняя самая позитивная, зайчик думает о лете, когда трудности кон­чатся и всё будет хорошо.)

Речевая разминка.

ЗАЯЦ

Я боюсь, я боюсь волка и кукушку.

Я боюсь, я боюсь жабу и лягушку.

Я боюсь, я боюсь муравья и мушку,

И ужа, и ежа, и чижа, и стрижа.

Поглядите, как дрожат ушки на макушке.

Е. Тараховская

- Прочитайте так, чтобы все поняли, как боится заяц.

Словарная работа.

- Поставим перед собой задачу проникнуть в тайны художе­ственного слова, чтобы поэтические образы этого стихотворе­ния «открылись» нам и мы более глубоко смогли бы понять мысли и чувства поэта. Для этого давайте выясним значения слов, которые вы не знаете, и объясним смысл непонятных вы­ражений.

Ложбинка - ямка, впадина, борозда, выем, вогнутость, вмя­тина, овражек, вмятость, лунка, пазуха, щербинка, выемка, уг­лубление, выщербинка, бороздка.

Тешить - забавлять, развлекать, доставлять веселье, поте­шать.

Хмурый - суровый, угрюмый, насупившийся.

Ступать — шагнуть, сделать шаг, стать ногой куда-нибудь.

Упражнение в чтении слов, которые особенно за­помнились и понравились.

Дети называют слова, а учитель записывает их печатными буквами на доске. Затем дети упражняются в чтении слов: зайчик, волк, осень, лето, холодно, тепло.

Выполнение заданий в учебнике и тетради.

Заучивание стихотворения наизусть всем классом.

III. Обобщение.

- Отгадайте загадку:

Что за зверь лесной Встал, как столбик, под сосной И стоит среди травы - Уши больше головы?

(Зайчик.)

- Какие загадки про зайчика знаете вы? (Ответы детей.) Когда для зайчика наступает тяжёлое время?

- Объясните пословицу: «Осень - перемен восемь». (Погода осенью постоянно меняется: то тепло, то морозно, то ясно, то пасмурно, то летняя погода, то осенняя, выпадает первый снег, а днем - оттепель.)

Аукцион «Какая бывает осень?».

ОСЕНЬ

дождливая золотая щедрая

сырая багряная урожайная

слякотная кормилица

- Какое стихотворение подарил нам замечательный поэт А. Блок? На какую тему это стихотворение? Какие ещё произве­дения о животных вы можете назвать? В каком жанре они напи­саны? (Сказка о животных В. Сутеева «Дядя Миша».)

- Прочитайте выразительно наизусть ту часть стихотворения А. Блока, которую запомнили.

IV. Итог урока.

Учитель читает любое стихотворение об осени.

Урок 11 РАССКАЗЫДЛЯ ДЕТЕЙ.

М. ПРИШВИН «ЛИСИЧКИН ХЛЕБ»

Цель деятельности педагога: создать условия для ознаком­ления с рассказом М. Пришвина «Лисичкин хлеб», для воспри­ятия литературного произведения, составления схемы, модели­рования обложки.

Планируемые результаты (УУД):

личностные: осознают значимость чтения для развития и обу­чения; испытывают потребность в систематическом чтении; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное; вы­сказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника;

метапредметные: регулятивные - принимают позицию слушателя в соответствии с учебной задачей; познаватель­ные - знакомятся (рассматривают) с книгами о природе, слу­шают рассказ М. Пришвина, понимают фактическое содержание текста, отвечают на заданные вопросы, составляют схему «Дары леса», моделируют обложку книги; коммуникативные - используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления;

предметные: научатся отвечать на вопросы по содержанию произведения, правильно называть произведение (фамилию ав­тора и заглавие), получат возможность научиться высказывать суждения о произведении и поступках героев.

Сценарий урока

I. Организационный момент.

- Отгадайте загадку.

Богатырь стоит богат, угощает всех ребят. Ваню - земляникой, Таню - костяникой, Машеньку - орешком, Петю - сыроежкой, Катеньку - малинкой, Васю - хворостинкой!

- Что это? Кто догадался? (Лес.)

II. Введение в тему урока. Работа с книгами.

- Какие книги вы принесли на выставку? О чем они? (О при­роде.)

На доске модели обложек книг с произведениями разных жанров и тем.

- Расскажите о своей книге по плану:

1) фамилия автора;

2) заголовок;

3) показ модели обложки книги.

III. Работа по теме урока.

1. Слушание рассказам. Пришвина «Лисичкин хлеб».

- Ребята, послушайте. Я хочу вас познакомить с рассказом писателя Михаила Михайловича Пришвина. Он написал много рассказов для детей. А мы познакомимся с рассказом, который называется «Лисичкин хлеб».

- Интересно, почему М. Пришвин так назвал свой рассказ? Тогда слушайте.

2. Б е с е д а после слушания.

- Понравился вам рассказ? О какой птице рассказывает ав­тор? Что автор рассказывает о сосновой смоле?

- Что увидела Зиночка под заячьей капустой? Как охотник назвал этот хлеб? Для чего охотник сказал Зиночке, что это Ли­сичкин хлеб? Почему рассказ называется «Лисичкин хлеб»?

Слово об авторе (информация для учителя).

С детства М. Пришвин был очень любознательным и частенько задавал взрослым «глупые вопросы». Немного было людей, имевших терпение на них отвечать. Чаще говорили: «Ты еще маленький, не поймешь!».


Знать многое очень хотелось, значит, надо было расти. И он рос. Незаметно пришло время уезжать в город, в гимназию. За время обучения главным событием стал побег в неведомую страну Азию. Будучи первоклассником, он подговорил двух товарищей, и однажды сентябрьским утром они сели в лодку и отправились в... Азию искать счастья. Их, конечно, нашли и вернули в семьи, но мечты о путешест­виях не оставляли будущего писателя. С дорожной сумкой и охот­ничьим ружьем он исходил сначала северные земли, затем азиатские степи. А вскоре родились и первые его книги о природе: «В краю не­пуганых птиц», «За волшебным колобком». Писатель-мудрец учит внимательно вглядываться в мир природы, задумываться о судьбе зве­ря и птицы, дерева и травы, открывать неразрывную связь всего суще­го на земле. Произведения Пришвина поэтичны и похожи на стихи в прозе - «Лесная капель», «Глаза земли», «Золотой луг», «Незабуд­ки». Он пришел в детскую литературу в 1925 году, но и сегодня его книги современны и поучительны.

Из воспоминаний В. Н. Пришвиной*.

Михаил Михайлович всё время поглядывает по сторонам, что-то обдумывает, время от времени присаживаясь, записывает быстро ка­рандашом в карманную книжку. Потом встанет, блеснет веселым и внимательным глазом - и опять мы зашагаем рядом по дороге.

Когда дома он прочтет тебе записанное - дивишься: мимо всего этого сам ты шел, и видя - не видел, и слыша - не слышал! Получа­лось так, будто Михаил Михайлович идет следом за тобой; собирает твое, утерянное от твоего невнимания, и теперь приносит тебе же его как подарок.

Мы всегда возвращались с наших прогулок, нагруженные такими подарками.

Михаил Михайлович не только детский писатель - книги свои он писал для всех. Писал только о том, что он сам видел и сам пережил в природе.

Так, например, чтобы описать, как происходит весенний разлив рек, Михаил Михайлович строит себе из обыкновенного грузовика фанерный домик на колесах, берет с собой резиновую складную лод­ку, ружье и все что нужно для одинокой жизни в лесу, отправляется на места разлива реки нашей - Волги - и там наблюдает, как спасаются от заливающей сушу воды и самые крупные звери - лоси, и самые ма­ленькие - водяные крысы и землеройки.

' Ресурсный материал: httpy/allbooks.su/chr_240Axt_authorjd_3426/txt bonkid 8893/iiKjex_Kthtml

78

Так проходят дни: за костром, охотой, с удочкой, фотоаппаратом. Весна движется, земля начинает обсыхать, показывается трава, дере­вья зеленеют. Проходит лето, потом осень, наконец летят белые мухи и мороз начинает мостить дорогу в обратный путь. Тогда Михаил Ми­хайлович возвращается к нам с новыми рассказами.

Все мы знаем и деревья в наших лесах, и цветы на лугах, и птиц, и разных зверушек. Но Пришвин поглядел на них своим особым зор­ким глазом и увидал такое, что нам и невдомек.

Даже солнце не все замечает! А художник узнает тайны природы и радуется, их открывая.

Михаил Михайлович посмотрел на березку и что-то записал в книжку.

- Что ты записал?

Он мне прочел:

- «Видел Снегурочку в лесу: одна сережка у нее из золотого лис­тика, а другая еще зеленая».

И это был в тот раз его последний мне подарок.

3. Составление схемы «Дары леса, которые принес дедушка».

- Кто запомнил, какие «дары леса» принес дедушка?

- Нарисуйте их на своих листочках. (Дети работают на лис­точках: рисуют «дары леса», которые принес дедушка.)

Проверка выполненной работы.

- Какие «дары леса» принес дедушка?

белые, красные и черные грибы петров крест
ягода костяника k Дары леса, которые принес дедушка
брусника
комочек сосновой ' смолы трава кукушкины слезки заячья капуста валерьяна

Учитель прикрепляет картинки (или показывает слайды) с названными «дарами» или таблички с названиями на доску.

- Если хотите, дома доделайте свою работу и расскажите о ней родителям.

4. Выполнение заданий в учебнике.

Повторное чтение текста учителем. Последнюю часть текста читают дети.

Словарная работа.

- В рассказе встречаются слова, которые требуют разъясне­ния. Объясните, что значат слова добыча, Терентий (тетерев), сосновая смола, кукушкины слезы, заячья капуста, копуля.

Самостоятельное чтение рассказа «Лес».

- Ребята, какие деревья растут в лесу? Кто живет в лесу? Расскажите о тетереве, рябчике.

- Какие животные живут в лесу? Какие вы знаете лесные растения?

- Прочитайте цепочку слов. По какому признаку их объеди­нили? Каким бывает хлеб?

- Прочитайте слова, похожие (противоположные) по смыс­лу. (Свежий - мягкий. Белый - черный.)

- Каким еще может быть хлеб?

5. Выполнение зад ан ий в тетради.

6. Моделирование обложки книги.

- Нарисуйте модель обложки: как называется рассказ; на­пишите или «напечатайте» фамилию автора; напишите заголо­вок; укажите, что мы читали, о ком, о чем. (Дети самостоя­тельно рисуют модель обложки.)

Проверка выполненной работы.

- Прочитайте фамилию автора. Это рассказ, стихотворение или сказка? (Рассказ.) О чем рассказ? (О природе.) Как обозна­чили на модели? (Нарисовали зеленый прямоугольник.)

- Укажите заголовок. Прочитайте. Кто автор и как называет­ся это произведение? (М. Пришвин. «Лисичкин хлеб».)

7. Работа с детскими книгами и рубрикой «Книж­ная полка» (по учебнику).

- Рассмотрите обложки детских книг. Назовите каждую.

- Ответьте на вопросы учебника.

- Рассмотрите модели и назовите книги, которые соответст­вуют предложенным моделям.


 

 


 
  ?  
  зел.  
  ?  
 
         
?
?

 

 


- К какой модели подходит прочитанный нами рассказ?

IV. Итог урока.

- Почему рассказ называется «Лисичкин хлеб»? Подходит ли к тексту название?

- Есть ли среди книг на нашей выставке книги М. Пришви­на? Какие? (Имеются в виду книги, с которыми работали в на­чале урока.)

- Кто прочитал рассказы М. Пришвина? Чем они вам понра­вились? О чем он писал?

- Что вы можете сказать о человеке, который способен уви­деть и услышать многое в природе и рассказать об этом? (Этот человек - как М. Пришвин - очень наблюдательный, любит при­роду, познает ее, радуется каждому общению с ней.)

Урок 12 СТИХИ О ДЕТЯХ.

Е. БЛАГИНИНА «ТЮЛЮЛЮЙ»

Цель деятельности педагога: создать условия для ознаком­ления с юмористическим стихотворением Е. Благининой «Тю- люлюй», для осознанного восприятия литературного произведе­ния; формирование представлений о положительных и отрица­тельных чертах характера героя, воспитание уважения, заботы и внимания друг к другу.

Планируемые результаты (УУД):

личностные: проявляют эмоциональное восприятие поступ­ков героев литературных произведений, различают основные нравственно-этические понятия;

метапредметные: регулятивные - принимают и сохра­няют учебную задачу, планируют свои действия; познава­тельные - формулируют ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения, выделяют слова, в которых слы­шится авторское отношение к герою; коммуникативные - различают виды текста, выбирают текст, соответствующий по­ставленной учебной задаче; составляют небольшие устные мо­нологические высказывания;

предметные: научатся моделировать обложку, сравнивать модели обложек (стихи о природе, стихи о детях), читать слова и отрывки из стихотворения; получат возможность научиться определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям.

Сценарий урока

I. Введение в тему урока.

НЕ МЕШАЙТЕ МНЕ ТРУДИТЬСЯ Не мешайте мне трудиться, Я водицы притащу И колодезной водицей Всех, конечно, угощу. Пейте, пейте, не жалейте! А хотите, в лейку лейте - Поливайте огород: Он ведь тоже воду пьёт!

Е. Благинина

- Это стихотворение написала Елена Александровна Благи­нина. Сегодня на уроке мы будем работать с другим ее произве­дением.

Работа с выставкой книг о детях.

На доске модели обложек произведений разных жанров и тем.

- Расскажите по моделям обложек о жанре и теме произве­дения.

- Вспомним некоторые из прочитанных произведений. Я буду читать отрывок, а вы выберите подходящую модель об­ложки, назовите автора и заголовок.

1) «...За каких-нибудь десять дней мы одолели с ней век» русскую азбуку, могли уже свободно читать и «папа», и «мама», и «Саша», и «Маша», и оставалась у нас невыученной одна только самая последняя буква - «я». И тут вот, на этой послед­ней буковке, мы вдруг с Иринушкой и споткнулись...». (Л. Пан­телеев «Буква „ ты "».)

2) «...Голос у нее жалобный, тоненький. Комариный писк, а не голос.

Я оглянулся на свою картину, и в животе у меня заурчало. Есть захотелось.

Ну ее, эту ненормальную. Вышел из класса и пошел. Но тут меня совесть заела, и я вернулся.

- Ты, - говорю, - если не скажешь, зачем здесь сидишь, я сейчас вызову школьного врача. А он - раз-два! - «скорая по­мощь», сирена - и ты в больнице.

Решил напугать ее. Я этого врача сам боюсь...» (В. Железни- ков «История с азбукой».)

3) Почему сегодня Петя Просыпался десять раз? Потому что он сегодня Поступает в первый класс...

А. Барто «В школу»

- Разделите книги, принесенные из дома, на группы по жан­рам и темам.

II. Работа по теме урока.

1. Слушание стихотворения Е. Благининой «Тюлю- люй». Беседа после чтения.

- О каком человеке это стихотворение? Соответствует ли имя героя его характеру?

- Каким тоном нужно произносить слово Тюлюлюй?

- Правильно ли поступают родители, оберегая мальчика от всего? Вы хотели бы оказаться на месте Тюлюлюя?

- Чем старше вы становитесь, тем больше обязанностей у вас появляется. Человек не может жить один. Сразу же после рождения он окружен людьми. Как можно назвать людей, кото­рые с самых первых дней окружают нас своей заботой и внима­нием? Ответить на этот вопрос вы сможете, отгадав ребус: 7Я. Правильно. Это ваша семья.

- Много ли домашних обязанностей было у вас, когда вы были совсем маленькими? Какие это были обязанности, расска­жите.

Динамическая пауза «Я могу это делать сам...». (По цепочке, передавая мяч друг другу, дети перечисляют все свои умения и навыки.)

- Зачем надо с детства выполнять свои обязанности? (Пра­вильно, чтобы семья ваша была крепкой и дружной, нужно уметь заботиться друг о друге, а значит выполнять все свои обязательства друг перед другом.)

- Что же будет с нами, если мы так и не научимся выполнять свои обязанности? Давайте пофантазируем, каким вырастет этот мальчик Тюлюлюй? Прочитайте реплики Тюлюлюя.

Учитель раздает листочки с репликами Тюлюлюя. Дети чи­тают с необходимой интонацией.

1) «Сами плохо накормили, а Тюлюлюй виноват! Есть хочу!»

2) «Да-а, сами кормят до отвалу, а Тюлюлюй виноват. Не пойду!»

3) «Да-а! Сами криво посадили, а Тюлюлюй виноват! У-у-у-у!»

- Как вы думаете, почему мальчик грубит взрослым? Может, мальчик не любит своих родных?

- Как обращаются к мальчику взрослые? Каким взрослые представляют мальчика, если так опекают его? Как вы думаете, кто прав, а кто виноват?

- Как бы вы поступили на месте этого героя?

- Родители любят тебя таким, какой ты есть: капризный, про­казливый, драчун или вежливый и послушный, потому что ты их
ребенок. Но ты человек, только еще маленький, у тебя есть свои желания, свои интересы. Взрослые должны считаться с твоими желаниями, прислушиваться к твоему мнению, но этого следует добиваться делами, а не капризами. Только в этом случае тебя будут уважать.

2. Моделирование обложки.

Фамилия автора
Благинина
'Жёлт.
Тюлюлюй
Стихотворение о детях Заголовок

- Определите жанр

и тему прочитанного про­изведения. «Напечатайте» фамилию автора и заго­ловок в рамочках. По­ставьте пальчик на фами­лию автора, прочитайте. (Читают хором: «Благинина».)

- Поставьте пальчик на заголовок, прочитайте.

- А теперь поднимите модели и покажите название стихо­творения. Хором прочитайте фамилию автора и заголовок.

Повторное слушание и определение отношения автора к ге­рою.

- Как автор говорит о герое? Как его называет? С какой ин­тонацией в конце произносит: «Вот какой Тюлюлюй, Тюлюлю- юшка!»?

3. Выполнение заданий в учебнике и тетради.

^^ Физкультминутка

Учащиеся повторяют движения за учителем.

МОИ ДЕЛА В понедельник я стирала, Пол во вторник подметала. В среду я пекла калач, Весь четверг искала мяч. В пятницу посуду мыла, А в субботу торт купила.

Всех подружек в воскресенье Позвала на день рожденья.

4. Работа с рубрикой учебника «Книжная полка».

- Рассмотрите обложки детских книг. Назовите произведе­ния и фамилии авторов. Рассмотрите обложки изданных книг. Назовите книги правильно. Какую из этих книг вы хо­тели бы прочитать?

III. Итог урока.

- Назовите автора, стихотворение которого вы сегодня слу­шали. (Ответы детей.)

Благинина Елена Александровна написала для детей множе­ство стихов. Главная тема её творчества - детство.

Слово об авторе (информация для учителя).

Елена Александровна Благинина (1903-1989), детская поэтесса, пе­реводчик - уроженка орловской деревни. Дочь багажного кассира на станции Курск-I, внучка священника, собиралась стать учительни­цей. Каждый день, в любую погоду, в самодельных башмаках на верё­вочной подошве (время было трудное: двадцатые годы) шла она за семь километров от дома в Курский педагогический институт. Но желание писать оказалось сильнее, и тогда же - в годы студенчества - в альма­нахе курских поэтов появились первые лирические стихи Елены Алек­сандровны. Потом был Высший литературно-художественный институт в Москве. В детскую литературу Елена Александровна пришла в начале 30-х годов. «Ребята любили и её, и её стихи - замечательные стихи о том, что близко и дорого детям: про ветер, про дождик, про радугу, про берёзки, про яблоки, про сад и огород и, конечно, про самих детей, про их радости и горести», - вспоминает литературовед Е. Таратута. Елена Александровна прожила долгую жизнь и работала постоянно. Она писала стихи, искрящиеся юмором, «дразнилки», «считалки», «скороговорки», песенки, сказки. Лучшее из всего созданного Еленой Благининой вошло в сборники «Журавушка» (1973, 1983, 1988), «Уле- тают-улетели» (1983), «Гори, гори ясно!» (1990). Последний сборник появился, когда Елены Александровны уже не было в живых, она умерла в 1989 г.

- Что вы узнали о жизни Е. Благининой? Как называлось стихотворение? Чему научило вас это стихотворение?

- В. Берестов тоже не остался в стороне от этой темы и на­писал стихотворение «На лбу бывают шишки...».

Учитель читает стихотворение. На лбу бывают шишки, Пусть голова в зеленке Под глазом - фонари. И в пластыре нога,

Уж если мы мальчишки, Но есть еще силенки, То мы - богатыри. Чтоб разгромить врага.

Царапины. Занозы. Упрямые с утра мы,

Нам страшен только йод! Опять на бой, в дозор! (Тут, не стесняясь, слезы...От тех сражений шрамы Сам полководец льет.) Остались до сих пор.

В. Берестов

- В какие игры любят играть мальчишки?

Учитель напоминает о правилах поведения в школе на пере­мене.

- С кем бы вы хотели дружить: с Тюлюлюем или мальчиш­кой-богатырём? Почему?

Для самостоятельной работы (по желанию): найти книгу со стихотворениями о детях; выполнить задания в тетради.

Урок 13 СКАЗКИ С. Я. МАРШАКА.

С. МАРШАК «ТИХАЯ СКАЗКА»

Цель деятельности педагога: создать условия для ознаком­ления учащихся с произведением С. Маршака «Тихая сказка», осознанного восприятия литературного произведения в стихо­творной форме; формирование умений моделировать обложку, сравнивать модели рассказа и сказки, составлять схематический план и рассказывать сказку по плану.

Планируемые результаты (УУД):

личностные: выражают положительное отношение к процес­су познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать; имеют основы для развития творческого воображения;

метапредметные: регулятивные - осуществляют дей­ствие по образцу и заданному правилу, понимают цель и смысл выполняемых заданий; познавательные - знакомятся со сказ­кой в стихотворной форме, называют произведение, сравнивают авторские и народные сказки; коммуникативные - исполь­зуют коммуникативно-речевые действия, конструктивные спо­собы взаимодействия с окружающими;

предметные: научатся формулировать ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения, рассматривать книги со сказками (авторские и народные); получат возмож­ность научиться находить информацию о произведении и книге (фамилия автора, жанр, тема).

Сценарий урока

I. Организационный момент.

Речевая разминка.

Раз-два-три-четыре-пять! Надо, надо, надо спать И не надо куролесить. Кто не спит, тот выйдет вон. Кто уснул, увидит сон.

В. Берестов

- Обратите внимание на ритмичность стихотворения. Что это за стихотворение? (Считалка.) Зачем нужны считалки, за­чем их придумали? (Для расчёта играющих.)

Работа с книгами сказок.

- Рассмотрите книги, представленные на выставке.

Сказки, сказки - ярмарка чудес, Мир волшебный, разноцветный лес. Крылья сказок тихо шелестят, Значит, в гости к нам они летят!

- Отгадайте загадки, найдите на выставке книгу. Прочитайте название книги, рассмотрите обложку, пролистайте книгу, по­считайте, сколько в ней сказок. Прочитайте отрывок.

Перед волком не дрожал, От медведя убежал,

А лисице на зубок

Все ж попался... (Колобок.)

- Прочитайте, какую песенку пел Колобок.

Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

(Три медведя из одноименной сказки.)

- Спасите! Нас съел серый волк... (Козлята из сказки «Волк и семеро козлят».)

- А это из какой сказки?

Ах ты, Петя-простота, Сплоховал немножко. Не послушался кота - Выглянул в окошко.

(«Кот, петух и лиса».)

- Как в сказках называют лису? (Лисичка-сестричка, Лиса Патрикеевна, Кумушка, Лисонька.)

«...Все закончилось благополучно, только хвост мой остался в проруби...» (Волк из сказки «Лисичка-сестричка и Волк».) Маленькая девочка весело бежит По тропинке к домику, что в лесу стоит. Нужно этой девочке к бабушке скорей, Отнести корзиночку, посланную ей.

(«Красная Шапочка».)

- Сказки появились давным-давно. В сказках происходят чудеса: звери и птицы разговаривают; добры молодцы и вол­шебницы защищают слабых и награждают трудолюбивых.

II. Объявление темы урока.

Учитель читает стихотворение:

- Доброй ночи! - молвит тишина; Каждому сейчас она слышна;

Говорит бесшумными словами: - Спите, я всю ночь останусь с вами.

А. Кондратьев



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: