Тема 2. Методы педагогической психологии и их специфика
План:
1. Понятие о методе исследования в педагогической психологии.
2. Требования, предъявляемые к методам и исследованию в целом.
3. Группы методов исследования в области педагогической психологии
4. Характеристика методов, применяемых в педагогической психологии
Тема 3. Психология воспитания
План:
1. Воспитание как образовательный процесс: содержание, характеристики, формы, функции, принципы.
2. Цели воспитания: психологическая сущность, содержание. Воспитание как усвоение общечеловеческих ценностей.
3. Развитие и воспитание духовности, нравственности.
4. Критерии воспитанности учащихся. Диагностика воспитанности.
5. Психологические механизмы и закономерности формирования личности.
6. Психологические основы различных концепций воспитания.
7. Психологические основы методов и форм воспитательной работы.
8. Средства психологического воздействия на личность.
9. Специфика целей, средств, содержания воспитания в различных институтах воспитания.
Для конспектирования:
1. Зинченко В.П. Принципы психологической педагогики// Педагогика 2001-6.
Тема 4. Психология учебной деятельности
План:
1. Понятие и характеристики учебной деятельности.
2. Психологическая сущность и функциональная структура учебной деятельности.
3. Формирование мотивов учения школьников.
4. Виды учебных действий.
5. Усвоение – центральное звено учебной деятельности обучающегося.
6. Формирование индивидуального стиля учебной деятельности ученика.
7. Способность к учению и управление организацией учебной деятельности.
8. Проблемы и причины школьной неуспеваемости.
9. Психологические проблемы школьной отметки и оценки.
Тема 5. Психологические основы обучения
План:
1. Основные понятия психологии обучения.
2. Соотношение обучения и развития.
3. Психологическая характеристика форм обучения.
4. Концепции обучения и их психологические основания.
5. Теория поэтапного развития умственных действий П.Я.Гальперина.
6. Развивающее обучение в отечественной образовательной системе (Л.В. Занков, В.В. Давыдов).
7. Проблемы дифференцирования и индивидуализации обучения.
8. Психологические аспекты компьютеризации обучения.
Для конспектирования:
1. Выготский Л.С. О теории П.Я. Гальперина поэтапного формирования умственных действий. В кн. Мироненко В.В. Хрестоматия по психологии: Учебное пособие для студ. пед. ин-тов/ Под ред. А.В. Петровского. - М., 1997. - С. 416.
2. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. В кн. Мироненко В.В. Хрестоматия по психологии: Учебное пособие для студ. пед. ин-тов/ Под ред. А.В. Петровского. - М., 1997. - С. 441-448.
3. Ждан А.Н. К исторической реконструкции психологических основ развивающего обучения // Вопросы психологии, 2000-6. С. 76-87.
4. Ясвин В.А. Психологическое моделированиие образовательных сред// Психологический журнал 2000-4 Т. 21. С.79-88.
Тема 6. Психология личности учителя
План:
1. Показания и противопоказания к работе педагога.
2. Структура личности педагога.
3. Индивидуально-психологические факторы успешности педагогической деятельности.
4. Личностные свойства учителя и их место в системе профессионально значимых качеств.
5. Педагогические способности.
6. Проблемы профессионально-личностного роста педагога.
7. Психологические основы освоения педагогической деятельности.
8. Диагностика личностного роста педагога.
Для конспектирования:
1. Гоноболин Ф.Н. О некоторых психических качествах личности учителя. В кн. Мироненко В.В. Хрестоматия по психологии: Учебное пособие для студ. пед. ин-тов/ Под ред. А.В. Петровского. - М., 1997. - С. 487-493.
2. Чудновский В.Э. Личностная модель труда учителя // Вопросы психологии 1999-2. С.107.
3. Шамсутдинова И. Г., Мозговая Н.А. Интегральное качество педагога // Школа духовности, 2001-4. С.91-95.
Тема 7. Психология педагогической деятельности
План:
1. Учитель как субъект педагогической деятельности. Характеристики, содержание и функции педагогической деятельности.
2. Компоненты педагогической деятельности.
3. Мотивация педагогической деятельности.
4. Педагогические умения.
5. Индивидуальные стили педагогической деятельности.
6. Индивидуально-психологические факторы успешности педагогической деятельности.
7. Психологический анализ урока.
8. Проблемы профессионально-психологической компетенции педагога. Концепция педагогической акмеологии.
9. Диагностика педагогической деятельности.
Тема 8. Психология педагогического общения
План:
1. Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса.
2. Уровни и стили общения учителя с учащимися.
3. Создание атмосферы психологической поддержки в классе.
4. Основные области затруднения в педагогическом взаимодействии.
5. Барьеры, возникающие в педагогическом взаимодействии.
6. Механизмы формирования взаимоотношений педагога с детьми.
7. Психологическая компетентность в педагогическом общении.