Понятие рынка. Спрос и предложение.




Рынок - это общественный институт, сводящий вместе покупателя и продавца для совершения ими сделки купли-продажи определенного товара и/или услуги. Рынок дает информацию о ценах и объемах товаров. Рынок имеет контрольно-распределительную функцию, так как продаются только востребованные товары, и рынок «тестирует» продукцию по таким параметрам, как качественные характеристики товара, сервисное обеспечение, реклама и т.п.

Поведение главных субъектов рынка - покупателей и продавцов отражают две рыночные силы: спрос и предложение. Итогом их взаимодействия становится соглашение сторон о купле-продаже товара или услуги в определенном объеме по определенной цене. Конкурентное ценообразование аккумулирует в цене огромный объем разнообразной информации о количественных и качественных характеристиках экономических процессов, формирует информационно-побудительную основу рыночной экономики.

Спрос покупателей на те или иные товары формируется под влиянием потребностей. Потребности индивидуальны и складываются под воздействием целого ряда факторов, определяющих условия существования. Спрос это желание и способность покупателей совершать сделки по приобретению имеющегося на рынке товара. Величина спроса – это количество товара, которое покупатели хотят и могут приобрести по данной цене в течение определенного времени.

Согласно закону спроса потребителями, при прочих равных условиях, будет куплено тем большее количество товаров, чем ниже их рыночная цена. Это объясняется следующим: во-первых, уменьшение цены ведет к увеличению числа покупателей, которым данный товар становится доступным; во-вторых, один и тот же потребитель может позволить себе покупать большее количество подешевевшего товара, поскольку снижение цен равносильно увеличению дохода потребителя (проявление эффекта дохода); в-третьих, подешевевший товар «оттягивает» на себя часть спроса, который в противном случае был бы направлен на приобретение других товаров (эффект замещения).

Функциональная зависимость между объемом спроса (QD) и ценой может быть представлена в виде функции QD = f(P). Построенная кривая D носит название кривой спроса и показывает, какое количество (Q) товара готовы купить покупатели при каждом данном уровне цен в конкретный период времени при неизменных прочих факторах.

Другими словами, движение вдоль кривой спроса (от одной точки к другой) отражает изменение в количестве товара, на которое потребители предъявляют спрос, происходящее в результате изменения цены товара. Например, если зависимость линейная, она примет вид: QD = а- bP, где a, b - численные коэффициенты.

В экономической теории принято различать индивидуальный спрос, как спрос отдельного покупателя на определенный товар, и рыночный спрос – суммарный спрос всех покупателей для каждой цены товара. Кривая индивидуального спроса не является плавной, а имеет, скорее, ступенчатый вид.

Цена – не единственный фактор, влияющий на спрос. Действие неценовых факторов спроса зачастую может нейтрализовать влияние цены. Среди неценовых факторов, определяющих объем спроса, следует отметить: доходы потребителей, цены на другие товары, например, взаимозаменяемые (товары-субституты) и взаимодополняемые товары (комплементы), вкусы и предпочтения покупателей, ожидания покупателей, включая инфляционные.

Доходы населения и размеры накопленного имущества обычно связаны со спросом прямой зависимостью: чем богаче население, тем больше спрос; а чем оно беднее, тем меньше. Уменьшение цены товаров-субститутов, которые могут заменить данный товар в потреблении (например, чай-кофе, говядина-кура) приведет к уменьшению спроса на данный товар, т. е. предпочтение будет отдано более дешевым товарам.

Изменение цен на товары-комплементы, дополняющие данное благо в потреблении (фотопленка-фотоаппараты, бензин-автомобили), вызывает однонаправленное изменение спроса (при росте цены на любой из взаимодополняющих товаров спрос падает на оба или наоборот). Увеличение спроса может быть обусловлено инфляционными ожиданиями. Сезонные, предпраздничные колебания продаж также можно отнести к изменениям спроса под влиянием потребительских ожиданий. Достаточно динамично изменяет объем спроса и культурологические и социальные факторы (вкусы и предпочтения потребителей, социальный статус и традиции).

Предложение можно определить как желание и способность продавцов производить и продавать товар. Величина предложения – это количество товара, которое продавцы готовы произвести и продать в течение определенного промежутка времени.

Объем предлагаемого к продаже товара при прочих равных условиях будет тем больше, чем выше цена на товар, т. е. между предложением и ценой существует прямая зависимость; она называется законом предложения. Чем выше цена, тем больше выручка производителя. Кривая, построенная на основе зависимости объема предложения от изменения цены носит название кривой предложения (S). Она показывает, какое количество товара (Q) производители готовы продать при каждом данном уровне цен в конкретный период времени. Движение вдоль кривой предложения отражает изменения в объеме предложения, вызванные только изменением цены, т. е. при сохранении прочих условий неизменными.

В аналитической форме предложение может быть представлено в общем виде как некая функция цен: QS = f(P). Если зависимость будет линейной, то принимает вид QS = aP+ b.

Помимо ценового фактора, влияющего на колебания объема предложения существуют неценовые факторы сдвига кривой предложения:

· технические возможности производителя, характер применяемой технологии;

· цены используемых ресурсов;

· налоги и дотации ожидания продавцов;

· цены на другие товары;

· число продавцов.

При изменении цены меняется величина предложения, что отражается в графической форме перемещением вдоль кривой предложения. Изменение же любой другой детерминанты предложения (неценовых факторов) в графической форме будет выражено сдвигом всей кривой предложения вправо или влево.

Совпадение интересов покупателей и продавцов на нашем графике характеризует точка пересечения кривых спроса и предложения, по традиции обозначаемая буквой Е. Данную точку принято называть точкой равновесия, поскольку спрос в ней точно уравновешен предложением.

Равновесная цена, формирующаяся в результате действия рыночных конкурентных сил, выполняет важнейшие функции в экономике:

· информационную: ее величина служит ориентиром для всех субъектов рыночной экономики;

· нормирующую: она нормирует распределение товаров, давая сигнал потребителю о его возможностях потреблять и производителю об окупаемости расходов и целесообразности производства:

· стимулирующую: она вынуждает производителя расширять или сокращать производство, менять технологию и ассортимент.

Объяснение установления равновесия за счет колебания цен, в ходе которого их повышение или понижение приводит рынок в состояние равновесия, принадлежит швейцарскому экономисту Л. Вальрасу. Иной подход к объяснению механизма установления рыночного равновесия использовал великий английский экономист А.Маршалл, который считал, что, реагируя на нарушение рыночного равновесия, продавцы маневрируют не ценами, а объемом предложения. При любом объеме производства ниже равновесного цена предложения меньше цены спроса. Выставив свои товары на продажу по такой цене, они легко продадут их, получив огромную прибыль. Произойдет наращивание объемов производства и переход на данный рынок производителей других отраслей. Предложение будет расти, а цены понемногу падать, пока не дойдут до равновесного уровня.

Оба подхода к равновесию отражают рыночные реалии, но механизм Л. Вальраса способствуют установлению равновесия в коротком периоде, а механизм А. Маршалла действует в длительном периоде (в длительном периоде можно построить производственные мощности для удовлетворения любого объема спроса).

Для характеристики степени влияния изменения цены на поведение покупателей и продавцов в экономике используется понятие эластичность, которую можно определить как степень реакции одной величины на изменение другой.

Зависимость изменения спроса на товар от изменения его цены называется эластичностью спроса по цене (ценовой эластичностью). Принято различать три варианта ценовой эластичности спроса: Эластичный спрос: при незначительных понижениях цены объем продаж значительно возрастает. Единичная эластичность спроса: изменение цены в процентах, равно изменении объема продаж в процентах. Неэластичный спрос означает, что объем продаж не изменяется вслед за изменением цены.

Эластичность можно измерить с помощью коэффициента эластичности. Это отношение процентного изменения количества товара к процентному изменению его цены:

В случае эластичного спроса, когда прирост количества больше уменьшения цены, величина коэффициента превышает единицу (ЕD > 1); при неэластичном спросе, напротив, ЕD < 1; а в случае спроса единичной эластичности, когда процентное изменение цены строго равно изменению количества, устанавливается равенство ЕD= 1

Эластичным спрос по цене бывает, как правило, для предметов роскоши (драгоценности, меха, черная икра) и для достаточно дорогих предметов потребления (автомобили, телевизоры, стиральные машины, аудио- и видеотехника, персональные компьютеры и др.) Неэластичен спрос на товары первой необходимости с относительно низкими ценами – на хлеб, картофель, одежду, обувь, белье, расходы на общественный транспорт и пр.

Выделяют также абсолютно эластичный спрос и абсолютно неэластичный спрос. Абсолютно эластичный спрос характерен для ситуации совершенной конкуренции когда производители не могут влиять на цену, а покупатели готовы приобретать любое количество товаров по конкретной цене. В случае абсолютно неэластичного спроса они покупают одно и то же количество товара при любых уровнях цен. Примером спроса, приближающегося к абсолютно неэластичному, можно считать спрос на медикаменты.

При эластичном спросе снижение цены вызывает увеличение объема продаж. При спросе единичной эластичности прирост объема продаж при снижении цены таков, что общая выручка остается неизменной. При неэластичном спросе снижение цены ведет к столь малому увеличению продаж, что объем общей выручки уменьшается

Эластичность спроса по цене зависит от ряда факторов:

1) незаменимость. Если у товара есть заменители (товары-субституты), то спрос будет более эластичным, противоположным образом влияет отсутствие таковых;

2) значимость товара для потребителя. Как правило, неэластичным является спрос на товары первой необходимости, а более эластичным – на все другие группы товаров;

3) удельный вес в доходах и расходах. Товары, на которые тратится значительная доля средств, эластичны, а занимающие незначительную долю бюджета – неэластичны.

4) временные рамки. Эластичность спроса увеличивается в долгосрочном плане и становится менее эластичной на коротких промежутках времени.

Кроме эластичности спроса по цене рассматривают эластичность спроса по доходу, которую можно определить как отношение процентного изменения объема спроса на товар к процентному изменению дохода (I):

Если потребитель увеличивает объем закупок при росте дохода, то эластичность по доходу положительна (EI > 0). В этом случае речь идет, скорее всего, о стандартном нормальном товаре, допустим, дополнительных парах обуви, которую потребитель может позволить себе купить. Если при этом рост спроса опережает рост дохода (EI > 1), то говорят о высокой эластичности спроса по доходу. Эластичность по доходу отрицательна (EI < 0), если речь идет об аномальных или низкокачественных товарах (дешевая колбаса, сигареты), которые потребители при растущем доходе покупают, как правило, меньше, заменяя их более качественными товарами.

Реакция потребителей на изменение цены зависит также от цен на другие товары. Зависимость эластичности спроса на одно благо относительно изменения цен на другие блага называется перекрестной эластичностью, которая измеряется как отношение процентного изменения спроса на товар А к процентному изменению цены на товар В:

где QА - объем спроса на товар А; PB - цена товара В.

Перекрестная эластичность показывает наличие связи в потреблении между рассматриваемыми товарами. Если Ecross > 0, с повышением цены на товар В растет спрос на товар А, то речь идет о взаимозаменяемых товарах (товарах-субститутах). Если Ecross < 0, повышение цен на товар ведет к уменьшению спроса на товар А, то мы имеем дело с взаимодополняющими товарами: так, рост цен на фотопленку уменьшает спрос на фотоаппараты. Товары могут быть индифферентны друг к другу (Ecross = 0), изменение цен на один из них ничего не меняет в количественном спросе на другой.

Чувствительность объема предложения к изменению рыночной цены показывает эластичность предложения, которую можно определить как степень изменения количества предлагаемых к продаже товаров и услуг в ответ на изменение рыночной цены. Измерение эластичности предложения также производится с помощью коэффициента эластичности, который рассчитывается как отношение процентного изменения количества предлагаемой продукции к процентному изменению цены. Формула для подсчета коэффициента эластичности предложения по цене (ES) имеет вид:

Выделяют эластичное предложение, неэластичное предложение, предложение единичной эластичности, абсолютно эластичное и абсолютно неэластичное предложение.

На эластичность предложения оказывают влияние различные факторы: цены на сырье и уровень заработной платы, ставка процента, наличие резервных производственных мощностей, характер продукции (промышленная продукция или товары потребления). Важнейшее значение для эластичности предложения имеет фактор времени. В коротком и длительном периодах с ростом спроса объем предложения будет нарастать. При этом цена будет также расти, но в меньших масштабах, чем увеличится спрос. Различия между краткосрочным и долгосрочным периодами состоят в степени эластичности кривой. В краткосрочном периоде она невелика за счет увеличения загрузки уже существующих мощностей (можно получить лишь ограниченный прирост производства). Так для нефтяной промышленности лимитирующим фактором является «труба» - пропускная мощность нефтепроводов.

В долгосрочном периоде при благоприятном изменении спроса наращиванию предложения почти нет границ. Поэтому кривая весьма эластична. При отсутствии ресурсных ограничений кривая предложения в долгосрочном периоде очень эластична, а порой и абсолютно эластична.

Рыночное ценообразование лежит в основе саморегулирования рыночной экономики. Однако равновесные цены не всегда адекватны интересам национального хозяйства. Государственное вмешательство в этом случае может принимать форму законодательного установления фиксированных цен выше равновесной или ниже равновесной цены. К установлению максимальной цены государство вынуждено прибегать, когда равновесная цена столь высока, что исключает товар, который относится к предметам первой необходимости (хлеб, сахар, молоко)из потребления большей части населения. Если фиксированная цена окажется ниже равновесной, возникает дефицит товара; если принудительно установленная цена выше равновесной, следствием будет излишек товара.

Другое негативное последствие установления потолка цены - черный рынок, который является спутником дефицита. Государство может ликвидировать дефицит в условиях фиксированных цен либо увеличивая предложение за счет импорта, либо уменьшая спрос на товар путем нормирования потребления посредством карточек и талонов.

Государственная фиксация цен в менее критической обстановке обычно бывает ориентирована на устранения перекосов в рыночном ценообразовании, возникших в результате несовершенства рынка, скажем, отсутствия на данном конкретном рынке конкуренции. Борясь с несовершенствами рыночного механизма, государство устанавливает обязательную цену, максимально близкую к равновесной.

Другой формой действия государства, влияющего на цену равновесия, можно считать налоги и дотации. Налоги включаются в цену продаваемого товара, влияя на равновесную цену. Субсидии, или дотации производителю, призваны поддержать важные объекты национальной экономики, например, сельскохозяйственное производство или научно-технические проекты.

Введение налогов на рынках с разной эластичностью предложения дает различные результаты. Объем налоговых сборов значительно выше при неэластичном, чем при эластичном предложении. При неэластичном предложении их бремя ложиться на производителя, а при эластичном – на потребителя.

Последствия государственной политики противоречивы. Вмешиваясь в рыночное ценообразование, государство ограничивает свободу потребительского выбора и берет на себя те функции, которые в идеальной рыночной модели должен выполнять потребитель. В результате снижается экономическая эффективность, увеличиваются административные затраты и бюрократическая опека.

В экстремальных экономических ситуациях, для устранения нарушений, вносимых несовершенством рынка; для поддержки отдельных субъектов экономики вмешательство государства в экономику, безусловно, необходимо.

 

Оцените следующие утверждения в терминах «верно/неверно»:

1. При эластичном спросе и предложении понижение цены вызывает сокращение покупок

2. Эластичность спроса и предложения показывает, на сколько изменяется цена при изменении спроса и предложения

3. В точке равновесия спрос равен предложению

4. Эластичность предложения растет по мере увеличения рассматриваемого периода времени

5. Эффект Гиффена: увеличение цены ведет к снижению спроса

6. Эффект Веблена выражается в том, что когда товар становится более доступным, спрос падает вследствие потребности некоторых покупателей выделяться из общей массы потребителей

7. Если на рынке появляется больше товара одного вида, то цены на него снижаются

8. Эластичность предложения уменьшается по мере увеличения рассматриваемого периода времени

9. Функция a - bP является функцией предложения, а функция a+bP является функцией спроса

10. К недостаткам рыночной системы относятся такие характеристики как монополизм, неравномерность в распределении, стихийность экономических процессов

 

Тесты.

 

1.На рыночный спрос напрямую НЕ влияют:

a. доходы потребителей

b. цены на ресурсы

c. цены на взаимосвязанные товары

2. Рост цены одного товара приводит к росту спроса на другой товар, если эти товары:

a. эластичные

b. взаимодополняющие

c. взаимозаменяемые

3. При увеличении цен на ресурсы производители покупают меньшее количество ресурсов. Это проявление:

a. закона предложения

b. закона спроса

c. закона ограниченности ресурсов

d. закона прибыли

4. Если цены на билеты пригородной электрички значительно вырастут, то на рынке пригородных автобусов будет наблюдаться:

a. снижение равновесной цены и равновесного объема продаж

b. повышение равновесной цены и снижение равновесного объема продаж

c. снижение равновесной цены и увеличение равновесного объема продаж

5. Кривую предложения вниз и вверх сдвигает:

a. уменьшение цены товара

b. совершенствование технологии

c. повышение издержек производства

6.. Если на рынке фактическая цена выше равновесной, то образуется

a. конкуренции между покупателями

b. товарный дефицит

c. товарный излишек

7. Закон спроса предполагает:

a. если спрос выше предложения товара, то возникает дефицит

b. с ростом дохода потребителя растет спрос на товар

c. при росте цены на товар спрос на товар падает

8. Изменение величины спроса на товар может быть вызвано:

a. ростом или падением рыночной цены на товар

b. ростом или падением уровня доходов потребителей

c. изменениями в предпочтениях потребителей

9. Увеличение цены товара:

a. сдвигает кривую предложения вправо

b. сдвигает кривую спроса вправо

c. увеличивает объем спроса

d. увеличивает объем предложения

10. В классической теории политэкономии потребительная стоимость товара

a. измерима

b. не поддается измерению

c. измерима в отдельных случаях

Задачи

Задача 1. Даны функции спроса и предложения: QD = 8000 - 12Р; QS = = 4Р - 750. Найти величину дефицита (или перепроизводства) и рыночную цену при дефиците или излишке при введении государственной цены РG = 500.

Решение:

а) подставим значение государственной цены ( 500) последовательно в уравнение спроса и предложения.

QD = 8000 - 12Р = 8000 - (12 х 500) = 2000,

QS = = 4Р - 750= 4´500 -750 = 1250. Спрос превышает предложение на 750 единиц, что и составляет величину дефицита.

б) теперь известно, что производители будут поставлять на рынок объем продукции, равный 1250. Подставим этот объем в уравнение спроса:

1250 = 8000 - 12Р. Получаем, что Р = 562,5. Данная цена превышает и государственную, и равновесную цену и является ценой «черного рынка».

 

Задача 2. Функция спроса: QD =-2,5Р + 1000. Равновесная цена: Р*= 200. Необходимо найти объем суммарного излишка потребителя.

Решение

Объем суммарного излишка потребителя равен площади треугольника, ограниченного линией спроса, осью цен и перпендикуляром к оси цен из точки равновесия (горизонтальная линия Р* = 200). Ось цен пересекается с линией спроса в точке, где Q=0, т.е. при Р= 400. Для Р* = 200 равновесный объем равен Q*=-2,5Р + 1000= 500. Следовательно; излишек может быть найден при помощи формулы расчета площади прямоугольного треугольника: S = S(400 - 200) ´500 = 50 000.

 

Задача 3. Линия спроса задана формулой: QD = 3 - 2Р, где Р - цена товара. При какой Р ценовая эластичность спроса ЕD(р) =1?

Решение: По формуле расчета эластичности ED(р) =Δ QD (р) ´Р/QD

Получаем: -1 = -2´Р/(3 - 2Р), из данного уравнения следует, что Р=0,75.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: