Нарушение темпов и сроков психосексуального развития.




Своевременность и гармоничность психосексуального развития является прерогативой нормы. Однако часто приходится наблюдать отклонения темпов и сроков психосексуального развития, которые являются проявлением дизонтогенеза. Данные нарушения бывают в форме задержки психосексуального развития (ЗПР) и в форме преждевременного психосексуального развития (ППР).

Причины, проявления и значение нарушений темпов и сроков психосексуального развития описаны В.М. Масловым, И.Л. Ботневой и Г.С. Васильченко (1983, 1990).

Задержки (ретардации) психосексуального развития – наиболее частые клинические варианты нарушений психосексуального развития. Они заключаются в отставании сроков становления сексуальности от возраста ребенка. По происхождению и по механизмам развития выделяют три варианта задержек: соматогенные, психогенные и социогенные.

Соматогенные задержки связаны с отставанием в половом развитии. Это наиболее глубокие и трудно корригируемые нарушения, имеющие биологическую основу, связанную с эндокринной системой. Самые грубые нарушения эндокринной системы, например, агонадизм, обычно приводят к асексуальности, т.е. к полному выпадению сексуальных компонентов в психическом развитии личности.

Психогенные задержки обусловлены нарушениями в становлении психики и могут наблюдаться при общем отставании психического развития или могут быть изолированными при своевременном созревании остальных компонентов. Соматополовое развитие при этом может происходить правильно и своевременно. Психогенные задержки психосексуального развития наиболее часто происходят из-за расстройств личности, в частности астенического, психастенического, шизоидного или истероидного типа. Тормозящее влияние расстройства личности может сказываться уже на этапе формирования полоролевого поведения и в наибольшей мере проявляет себя на этапе психосексуальных ориентаций.

Нарушенная коммуникативность у этих лиц обусловливает обеднение качества общения, ограничение контактов со сверстниками, к изоляции, что не позволяет развивать навыки полоролевого поведения. При взрослении эти навыки как бы фиксируются, остаются на прежнем более раннем уровне, напоминая инфантильный рисунок полоролевого поведения. Неразвитость стереотипа полоролевого поведения создает крайнюю неуверенность и ограничивает или исключает возможность контактов с лицами противоположного пола. В иных случаях попытки установления контактов со сверстниками противоположного пола оказываются неловкими, не воспринимаются другой стороной и не приводят к успеху или же взаимоотношения быстро распадаются. Эмоциональная лабильность, яркое фантазирование при ограничении общения создают предпосылки для формирования и закрепления заместительных и суррогатных форм сексуальной активности. У лиц с истероидными расстройствами эмоциональная лабильность, яркое фантазирование и высокий уровень притязаний приводят к формированию оторванных от реальности установок всех этапов становления сексуальности. Попытки реализовать эти установки во второй фазе, когда должно произойти закрепление модели поведения, вызывают конфликты, как внутренние, так и межличностные. Все это тормозит психосексуальное развитие.

Наиболее грубо психосексуальная сфера страдает при рано начавшемся шизофреническом процессе. Могут выпадать фазы, стадии, этапы психосексуального развития.

Социогенные задержки психосексуального развития могут развиваться на благополучном фоне соматополового и психического развития. Они в большинстве случаев вызваны неправильным половым воспитанием педагогами и родителями, прививающим установку порочности всего, что связано с полом. Такие родители контролируют общение детей, порой изолируют их, в сексуальных играх детей видят распущенность и пресекают их, налагают запрет на контакт рук с гениталиями, как на нечто недопустимое и грязное. Неадекватные воспитательные меры искажают этапы психосексуального развития.

Задержки являются одним из вариантов асинхроний психосексуального развития. Описанные выше ретардации относятся к простым асинхронии, которые редко наблюдаются изолированно. Чаще встречаются сочетанные асинхронии, когда задержка психосексуального развития вызвана двумя или тремя факторами. Асинхронии отражают дисгармоничность полового созревания и являются проявлением дизонтогенеза.

Проявлением задержки психосексуального развития в дошкольном возрасте может быть отсутствие любопытства, связанного с полом, и незаинтересованностью в полоролевых играх. В результате не происходит научения общению между полами. Результат становится наиболее заметным в пубертатном возрасте. Здесь возникают трудности установления контактов со сверстниками противоположного пола подобные описанным выше.

В некоторых случаях полоролевые игры «в семью», «дочки-матери», свойственные детям 5-7 лет, вследствие нарушения коммуникации в этом возрасте переносятся на школьные годы. Ребенок осваивает эту игру в обществе младших детей. В некоторых случаях «недоигравшие» дети играют в куклы не только в младших классах, но и в старших. Однако игры эти качественно отличаются от «своевременных» игр дошкольного возраста, так как осведомленность к этому возрасту выше и гормональный уровень уже иной. Участвуют в таких играх обычно только девочки. Эти игры могут быть полезными, так как закрывают «брешь» в становлении сексуальности, формируют ролевые установки. Однако совпадение игр с гормональной активностью может зафиксировать их как суррогатную форму реализации либидо.

“Значительная доля задержек становления сексуальности приходится на этап формирования психосексуальных ориентаций. В этих случаях половое влечение задерживается на платонической или эротической стадии. Его реализация соответствует той стадии, на которой произошла задержка, а фантазии и мечты относятся к следующей стадии.” Обычно в пубертатном периоде интерес к сексуальным проблемам в подростковых коллективах резко возрастает. Однако дети, отстающие в формировании сексуального влечения, остаются интактными к разговорам сверстников на сексуальные темы, не видят в них смысла. Нередко среди пациентов с жалобами на отсутствие полового влечения или на отвращение к половой жизни встречаются женщины, половое воспитание которых заключалось в формировании негативного отношения к мужчинам и к половой жизни. В результате у них задерживаются становление сексуальной стадии полового влечения.

Преждевременное психосексуальное развитие – представляет собой раннее становление сексуальности, опережающее средние возрастные нормы и половое созревание.

“В качестве основных причин преждевременного психосексуального развития выступают соматические, психические и микросоциальные факторы. Среди соматических причин главную роль играет врожденное или раннее поражение глубоких структур мозга, проявляющееся снижением порогов возбудимости нервных структур, обеспечивающих эякуляцию и оргазм. Это служит фоном, способствующим закреплению патогенных воздействий психических и социальных факторов.” “Независимо от причин раннее пробуждение и дальнейшее развитие сексуальности возможны только при постоянном подкреплении оргазмом или хотя бы приятными ощущениями. Снижение порогов возбудимости нервных структур, обеспечивающих эякуляцию и оргазм, позволяет получить это подкрепление.”

В этиологии преждевременного психосексуального развития нередко участвует различная психическая патология, прежде всего расстройства личности, шизофрения. “Обусловленные ими особенности психического развития приводят к ранней фиксации интереса детей на сексуальной сфере. Еще в периоде любопытства, связанного с полом изучение гениталий становится эмоционально значимым и принимает по-настоящему сексуальную окраску.” Чаще всего сексуальность находит выход в суррогатных формах, т.к. реализовать в этом возрасте сексуальные установки в полном объеме практически невозможно, что может приводить к их деформированию. Вместе с тем нарастающее в процессе психического заболевания нарушение коммуникативных функций, которое нередко сочетаться с изменением волевых, эмоциональных, когнитивных качеств, может привести в дальнейшем к задержке развития сексуальности и приостановить формирование полового влечения. Сложившиеся искаженные стереотипы реализации полового влечения в этом возрасте могут сохраниться на всю жизнь.

“К социогенным причинам преждевременного психосексуального развития относятся пробуждение и формирование сексуальности вследствие иногда однократного, но чаще методичного и достаточно длительного растления и совращения детей подростками или взрослыми, обычно теми, кто не может адекватно реализовать свое половое влечение.” Используя любознательность детей, взрослые знакомят их с эротографическими материалами, осуществляют взаимное разглядывание гениталий, прикосновение к ним, постепенно приучают детей к сексуальным действиям желательным для себя, т.е. в сжатые сроки проводят ребенка через стадии становления сексуальности. Во всех случаях преждевременного психосексуального развития происходит смещение стадии формирования психосексуальных ориентаций на предшествующую стадию формирования полоролевого поведения и соединение их в стереотипе реализации полового влечения.

У детей с преждевременным психосексуальным развитием половое влечение может в значительной мере определять поведение детей. Уже в 5-10 лет бывает сексуальное фантазирование, дети являются инициаторами сексуальных игр, которые имеют для них эротическое и сексуальное значение. Дети могут стремиться к половым контактам со старшими и проявляют активность в этом направлении.

Раннюю допубертатную мастурбацию у мальчиков и у девочек авторы также рассматривают как проявление преждевременного психосексуального развития, которая требует внимания с точки зрения диагностики и при необходимости коррекции вызвавших ее состояний.

Последовательность формирования сексуальности отличается при социогенных вариантах и при преждевременном психосексуальном развитием на основе психических расстройств. В первом случае половая активность приводит в последующем к формированию полового влечения, а во втором случае – сначала проявляется половое влечение, которое может привести к половое активности.

Пути коррекции зависят от причин преждевременного психосексуального развития. Наряду с терапией психических расстройств при всех вариантах требуется внимательное и доброжелательное отношение к ребенку, позволяющее сохранить с ним контакт и адекватный контроль его контактов. В процессе семейной психотерапии необходимо учитывать конкретные условия, а также уровень сексуальной зрелости и осведомленности ребенка. Авторы рекомендуют в некоторых случаях осознанно вводить таких детей под соответствующим наблюдением в сформированный детский игровой коллектив; также одновременно проводить терапию (медикаментозную и рефлекторную), направленную на повышение порогов возбудимости нервных структур, обеспечивающих эякуляцию и оргазм.

При психогенном характере преждевременного психосексуального развития прогноз сексуального функционирования будет зависеть от прогредиентности психического заболевания и от направленности полового влечения, которая может отклоняться. Социогенный путь становления преждевременной сексуальности чреват деформацией личности ребенка с тенденцией к делинквентному поведению. Этому способствует растление ребенка, его ранняя сексуальная активность и неадекватные воспитательные меры со стороны взрослых.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: