Урок 31 РАССКАЗЫ О ДЕТЯХ. 6 глава




Слушание стихотворения.

- Какое это стихотворение по настроению? Почему вы так решили? Что вы скажете об этом мальчике? Почему В. Берестов назвал своё стихотворение именно так?

Упражнение для развития беглости чтения. На слайде:

Со-тря-са-ет-ся Вби-ва-ют-ся По-крас-нев Гнут-ся

Из-ви-ва-ют-ся Вы-ни-ма-ют-ся Из-де-ва-ют-ся

- Прочитайте шёпотом, затем громко. Прочитайте в парах.

- Прочитайте стихотворение самостоятельно, подготовьтесь выполнять задания.

Выполнение заданий 3,4 в учебнике.

Упражнение в выразительном чтении стихотворения.

Выполнение заданий в тетради под руководством учи­теля.

- Какие слова-действия вы подчеркнули? (Гнутся, мнутся, извиваются, издеваются, не вбиваются.)

Моделирование обложки. Работа в парах (коллек­тивная проверка).


 

Заранее подготовленные дети читают стихи.

ТАНЯ-НЕУМЕЛОЧКА Есть такая девочка - Всё могла бы делать Таня,

Таня-неумелочка. Только нет у нас старанья.

И чулочки, и сапожки Вот какая девочка -

Надевают ей на ножки. Таня-неумелочка.

М. Смирнова

МАСТЕР-ЛОМАСТЕР

Я учиться не хочу. Сам любого научу. Я - известный мастер По столярной части!

У меня охоты нет До поделки мелкой. Вот я сделаю буфет! Это не безделка.


Смастерю я вам буфет - Простоит он сотню лет. Вытешу из ёлки Новенькие полки.

Наверху у вас - сервиз, Чайная посуда. А под ней - просторный низ Для большого блюда.

Полки средних этажей Будут для бутылок. Будет ящик для ножей, Пилок, ложек, вилок.

У меня, как в мастерской, Всё что нужно - под рукой: Плоскогубцы, и пила, И топор, и два сверла, Молоток, рубанок, Долото, фуганок.

Есть и доски у меня. И даю вам слово, Что до завтрашнего дня Будет все готово!

Завизжала пила, Зажужжала, как пчела. Пропилила полдоски, Вздрогнула и стала, Будто в крепкие тиски На ходу попала.

Я гоню её вперёд, А злодейка не идёт. Я тяну её назад - Зубья в дереве трещат...


Не даётся мне буфет. Сколочу я табурет, Не хромой, не шаткий, Чистенький и гладкий.

С. Маршак

- Сравните героев этих произведений и Серёжу В. Бересто­ва. Какие качества надо развивать Тане-неумелочке и мастеру- ломастеру?

Слово об авторе.

В. Берестов писал: «Когда мне было четыре года, в моей жиз­ни произошло чрезвычайно важное событие: я научился читать».

По специальности В. Берестов был археологом. Стихи стал ' писать, когда у него родилась дочь.

Вам знакомо его стихотворение «Читалочка».

Учитель может попросить кого-то из ребят прочитать это стихотворение наизусть.

На слайде: Чтение - лучшее учение.

- Прочитайте и объясните смысл пословицы. (Чтение - это хо­рошо, это здорово, но человеку надо учиться жить среди людей.)

- Как вы думаете, что это значит? А что получится, если жить в ссоре с окружающими?

4. Дополнительное чтение. Е. Пермяк «Самое страш­ное».

Первичное чтение текста учащимися (про себя).

- Почему Вова остался один на свете? Хотели бы вы иметь такого знакомого, как Вова? Почему?

Повторное чтение рассказа Е. Пермяка «Самое страш­ное» учителем.

- Кто был сильным и крепким? Кого он бил? В кого стрелял из рогатки? Кому строил рожи? Кого загонял под шкаф? Кому он грубил? Кто отвернулся от него?

Вопросы и задания в учебнике. Выборочное чтение.

Выполнение заданий 1,2в тетради под руководством учителя.

В каждом параграфе, в каждом рассказе, В сказке и песне и даже во фразе -


Ты только вдумайся, только всмотрись - Кроется самая главная мысль. Она не всегда открывается сразу, Строчка за строчкой, фраза за фразой - Ты только вдумайся, только всмотрись - Откроется самая главная мысль.

С. Бондаренко

- Найдите и прочитайте главную мысль рассказа.

- Порассуждайте, о чем задумался Вова в конце рассказа.

- Легко ли Вове измениться? Почему? Постановка «живыхкартинок».

- Какие картинки можно показать к рассказу?

а) Вова стоит посередине «гоголем», все другие участники прячутся от него по углам.

б) Вова целится из рогатки в девочек: они разбегаются.

в) Довольный Вова с рогаткой стоит посередине, а вокруг никого нет.

г) Группа мальчиков (девочек) поворачивается к Вове спи­ной. У мальчика растерянный вид.

д) Бабушка вяжет, опустив голову. Грустный Вова стоит пе­ред ней.

е) Вова сидит один, схватившись за голову руками.

- Почему Вова недолго гордился своей силой?

- Почему рассказ называется «Самое страшное»?

Обобщающая беседа.

- Легко ли будет Вове найти друзей? Что для этого нужно сделать?

- Поверят ли ребята словам Вовки, что он изменится? (Нет.)

- Что надо сделать, чтобы поверили? (Доказать делом.)

- Какая пословица у вас получилась в рабочей тетради? Объ­ясните её смысл.

Тренировочные упражнения.

- Закончите предложения:

• Мои друзья в классе - это...

• Мы иногда ссоримся, потому что...

• Дети любят мириться, потому что...


- Как можно помириться, если вы всё же поссорились? Звучит песня «Это не годится, надо извиниться!» (сл.

Н. Найдёновой, муз. С. Разорёнова.)

Поросенок Хрюша

Хвост коту прижал,

Кот мяукнул - он не слушал,

Дальше побежал!

Ну и Хрюша! Ну и Хрюша!

Кот мяукнул, ты не слушал,

Это не годится, надо извиниться!

Медвежонок Проша

Кролика задел,

А потом нарочно

В сторону глядел!

Ну и Проша! Ну и Проша!

Что ж такой ты нехороший!

Это не годится, надо извиниться!

- Можно ли Вову из рассказа Е. Пермяка назвать смелым мальчиком? Почему?

- Кого называют смелыми? Кого называют трусами? 5.Работа с р а с с к а з о м И. Бутмана «Клоун». Чтение вслух поабзацам.

- Какие чувства вызвал у вас этот рассказ? Выполнение заданий вучебнике. Формулирование вывода. Самостоятельная работа втетради.

Проверка выполненной работы и упражнение в чтении (за­дание 2).

- Каким вам представляется Боря?

- С каким рассказом мы работали? О ком этот рассказ? Чему учит вас автор этого рассказа?

- Подготовьте подробный пересказ рассказа «Клоун».

- Для того чтобы лучше запомнить и пересказать прочитан­ное, послушайте совет:

Очень часто пересказ Вы твердите много раз,

Это трудно - много раз, Это нудно - много раз. И поэтому у нас Есть другой совет для вас. Вы обдумайте рассказ, Не заучивая фраз. И задумайтесь о нем: Что рассказано? О чем? Что за чем произошло И к чему все привело? Прочитайте еще раз - И запомнится рассказ.

С. Бондаренко

- Как лучше всего запомнить и пересказать прочитанное? Пересказ текста.

- Кого можно назвать клоуном? Обобщение.

- Что значит учиться уму-разуму?

Кто на все вопросы мне ответит? Кто расскажет про дела вокруг? Да, такой волшебник есть на свете: Книга - лучший спутник мой и друг.

- Какие писатели учат вас уму-разуму?

Снаружи смотришь - дом как дом. Но нет жильцов обычных в нем, В нем книги интересные Стоят рядами тесными: И Черномор, и царь Гвидон, И добрый дед Мазай. Как называют этот дом? Попробуй угадай!

(Библиотека.)

Библиотека - слово древнегреческое: biblion - книга, theke - хранилище. Сегодня мы скажем, что это слово означает учреж­дение, где хранятся книги для общественного пользования.

- Ребята, вы должны знать, что в библиотеке существу­ют свои правила поведения.

1) По любому вопросу вы можете обратиться к библиотекарю.

2) В помещении необходимо соблюдать тишину, шум отвле­кает внимание людей, которые уже работают с литературой.

3) Войдя в библиотеку, не забывайте вежливые слова: «здрав­ствуйте», «пожалуйста», «спасибо», «до свидания».

4) Работать с книгами нужно чистыми руками. И никакой еды в зал не приносить.

5) Выгибать книги нельзя, пользуйтесь закладкой. Книга нужна всем, поэтому обращаться с ней нужно бережно.

- Ребята, кто из вас уже записался в библиотеку? Расскажи­те, как это происходило. (Ответы детей.)

Работа с рубрикой «Книжная полка» в учебнике.

Рассматривание и называние книг.

- Рассмотрите иллюстрации в книгах. Кто на них изобра­жён? (Дети.)

Работа по группам с книгами о детях: отбор каждой группой книг по жанрам (рассказы, стихотворения, сказки.) Слуша­ние произведений, отобранных и подготовленных каждой группой.

Повторение изученных рассказов о детях. Работа со схемой (самостоятельная работа).


 

Коллективная проверка.

Литературная игра «Вспомни и назови». На слайдах - отрывки из рассказов Е. Пермяка. Слайд 1.

«...Взял палочку и принялся ее строгать потихонечку, поле­гонечку, осторожно. Понял Митя, как нужно ножик терпению учить». (Е. Пермяк «Торопливый ножик».) Слайд 2.

«...Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился. Гордился, да недолго...» (Е. Пермяк «Самое страшное».)

Слайд 3.

«...Нелегким оказалось это дело. Уж очень была толста ветла. Вдвоем не обхватишь. Только на второй день рухнуло дерево. Рухнуло и легло через речку...» (Е. Пермяк «Пичугин мост».)

- О ком рассказы Е. Пермяка?

6. Работа с рассказом Е. Пермяка «Бумажный змей». Чтение текста детьми «по цепочке». Словарная ра­бота по ходу чтения.

Выполнение заданий 1—4 учебника.

- У кого из вас есть воздушный змей? Вам его купили или вы его смастерили сами?

Выполнение заданий в рабочей тетради. Рубрика «Проверь себя» (под руководством учителя). Коллективное заполнение схемы «Рассказы В. Осеевой».


 

(«Печенье», «Три товарища», «Просто старушка», «Поте­рянный день», «Кто наказал его?».)

Самостоятельное выполнение задания 3 (дети ра­ботают на листках).

Работа в группах с открытым фондом библиотеки. Рассматривание и отбор понравившихся книг.

IV. Итог урока.

Учитель читает стихотворение М. Вейцмана «Спросите меня!».

- Спросите меня, отвечать я хочу! - Спросили - и что же? Стою и молчу. Молчу я и мел от волненья крошу, Но всё-таки эту задачу решу! Пускай кое-что мне не ясно пока, Но вверх не на; асно тянулась рука. Я знаю, я знаю, с чего мне начать.

- Спросили меня, я иду отвечать!

- Как вы думаете, на кого похож герой этого стихотворения? (На Вовку из рассказа В. Голявкина.) Объясните своё мнение.

На слайде:

Если хочешь строить мост, Наблюдать движенье звёзд, Управлять машиной в поле Иль вести машину ввысь Хорошо работай в школе, Добросовестно учись!

- Чему вы учились сегодня на уроке?

- Прочитайте пословицу в учебнике. Можно ли считать её выводом к нашему уроку?

Для самостоятельной работы: выучить наизусть стихотворение С. Востокова «Кто кого»; придумать историю- комикс по иллюстрации в учебнике; придумать историю о сме­лом поступке.

ЧИТАЕМ СКАЗКИ, ПОСЛОВИЦЫ, СЧИТАЛКИ Урок 15

ПРОИЗВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПИСАТЕЛЕЙ.

М. ПЛЯЦКОВСКИЙ «УРОК ДРУЖБЫ», А. УСАЧЕВ

«ГРАМОТНАЯ МЫШКА», М. ЯСНОВ «В ЛЕСНОЙ БИБЛИОТЕКЕ» (считалка). ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ

ЧТЕНИЕ. СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ. В. ОРЛОВ «КАК МАЛЫШУ НАШЛИ МАМУ»

Цель деятельности педагога: создать условия для ознаком­ления с произведениями современных писателей, совершенст­вования умения ориентироваться в тексте, воспитания чувства взаимопомощи и дружеского отношения друг к другу.

Планируемые результаты (УУД):

личностные: выражают положительное отношение к про­цессу познания: умеют проявлять внимание, удивление, жела­ние больше узнать, осознают значимость чтения для развития и обучения; испытывают потребность в систематическом чтении;

проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное, вы­сказывают свою точку зрения;

метапредметные: регулятивные - планируют решение учебной задачи: выстраивают последовательность необходимых операций (алгоритм действий); анализируют собственную рабо­ту: соотносят план и совершённые операции, выделяют этапы и оценивают меру освоения каждого, находят ошибки, устанавли­вают их причины; познавательные - воспроизводят по па­мяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; проверяют, находят дополнительную информацию, используя справочную литературу, применяют таблицы, схемы, модели для получения информации; презентуют подготовленную ин­формацию в наглядном и вербальном виде; коммуникатив­ные- сравнивают разные виды текста по главной мысли; вы­бирают текст, соответствующий поставленной учебной задаче; описывают объект: передают его внешние характеристики, ис­пользуя выразительные средства языка;

предметные: научатся читать вслух произведения разных жанров (рассказ, стихотворение, сказка) и отвечать на вопросы по содержанию, правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие); использовать в речи литературоведческие понятия (произведение, заголовок, фамилия автора, название произведения); получат возможность научиться находить и инсценировать отдельные эпизоды произведения в парах или в группах.

Сценарий урока

I. Введение в тему.

- «Всем! Всем! Всем! Царский указ. По случаю дня рожде­ния единственной дочери царя Гороха тот, кто рассмешит ца­ревну Несмеяну, получит полцарства в награду».

- Ребята, вот задание. Что может рассмешить Несмеяну? Скоморох Егорка знает, как это сделать.

На доске рисунок: «Скоморох Егорка горько плачет».

Сценка.

- Что с тобой? Что случилось?

- Я нёс царевне подарок и потерял.

- Потерял? Да ладно, не переживай.

- Но ведь подарок-то волшебный. Это тот самый мешочек со с..., забыл с чем, который должен развеселить Несмеяну.

- Как же ты его потерял?

- Я так задумался о том, как царь обрадуется, что даже не заметил, как потерял... Что же мне теперь делать?

Учитель. А пойдёмте-ка его искать. Нам в пути поможет волшебное слово.

Учитель раздаёт ребятам большие буквы красного и синего цвета: А, Б, Д Ж, У, Р.

- Попробуйте сложить слово. (Дружба.)

- Дружба поможет преодолеть на пути все препятствия.

II. Работа по теме урока.

1. Знакомство со сказкой М. Пляцковского «Урок дружбы».

- Прочитайте слова на доске (воробьи, дружба, пшено, со­весть) и попробуйте догадаться, о чём будете читать? (Предпо­ложения детей.)

Текст сказки читает учитель, дети следят по тексту.

Выполнение заданий в учебнике и тетради под руко- вод-ством учителя.

- Как вы понимаете слово «дружба»? Кто такой друг? Кто может быть другом? У кого есть настоящие друзья? Что значит дружить?

- Скоморох Егорка наконец-то успокоился и перестал пла­кать. Но ему очень интересно узнать, о чём сказка «Урок друж­бы» М. Пляцковского.

Составление плана и пересказ по плану.

- Перечитайте текст самостоятельно и определите, сколько в сказке частей. О чём говорится в каждой части? Какую часть вам хочется перечитать ещё раз? Почему?

- Расскажите сказку.

- В чём заключался урок дружбы? Кто из героев вам понра­вился и почему? Чему учит эта сказка? Что такое дружба?

Как хорошо, что дружба есть на свете!

Она, как воздух, нам с тобой нужна.

Так пусть шагает дружба по планете, Пускай, как солнце, светит нам она.

Н. Добронравов 2. Работа с пословицей: чтение текста пословицы, выполнение заданий.

- Какие пословицы о дружбе вы знаете? (Без друга в жизни туго. Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей. Нет друга - ищи, а нашёл - береги.)

- Послушайте песню о дружбе «Всё мы делим пополам».

ВСЁ МЫДЕЛИМ ПОПОЛАМ Сл. М. Пляцковского Муз. В. Шаинского

Как положено друзьям, Все мы делим пополам: И дождинки, и снежинки - Пополам, пополам, пополам-лам-лам.

Как положено друзьям, Все мы делим пополам: И смешинки, и слезинки - Пополам, пополам, пополам-лам-лам.

Как положено друзьям, Все мы делим пополам: Приключенья, огорченья - Пополам, пополам, пополам-лам-лам.

Как положено друзьям, Все мы делим пополам: Даже песню делим честно - Пополам, пополам, пополам-лам-лам.

На доске изображен указатель, на котором написано: «Направо пойдёшь - что потеряешь, то и найдёшь. Налево пой­дёшь - всё, что есть, потеряешь».

- В какую сторону идти? (Направо.)

На доске рисунок ларца, на котором тяжёлые большие замки.

- Чтобы открыть ларец, вы должны назвать жанры устного народного творчества. (Сказки, загадки, скороговорки, послови­цы, считалки.)

На доске расположены карточки со словами: сказки; по­словицы; скороговорки; загадки; считалки.

- Какое слово лишнее? (Слово «загадки», в нём нет буквы «с».)

- Скоморох Егорка улыбается. Ребята, вы помогли найти по­дарок для Несмеяны!

Чтение с доски текстов: считалки, загадки, пословицы, скороговорки (см. учебную хрестоматию).

- Ребята, мне нравится, что вы улыбаетесь. Я думаю, что сказки, скороговорки, считалки не оставят равнодушной Не­смеяну. Она обязательно улыбнётся.

3. Знакомство с новым разделом, повторение малых жанров фольклора и авторских произведений.

- Скоморох Егорка благодарит вас за помощь. Несмеяне по­нравились подарки, и она хочет узнать, как называется раздел, который вы сегодня начали изучать. Прочитайте название ново­го раздела.

- Какое произведение из этого раздела вы сегодня читали? Определите его жанр. (Сказка.) Что такое сказка?

Работа со схемой.

4. Повторение изученных народных и литературных ска­зок (по учебнику и учебной хрестоматии). - Вспомните героев сказки В. Сутеева «Мешок яблок». За­полните схему.

- Какие бывают сказки?

- Укажите, из каких произведений взяты эти отрывки?

1) «Гуси мои, лебедята! Возьмите меня на крылья, унесите к ба­тюшке, к матушке!»

2) «Никак ума не приложу: как могло из пустого мешка столько добра появиться?»

3) «Пушки с пристани палят, / Кораблю пристать велят».

4) «Бабушка, почему у вас такие большие глаза? - Чтобы лучше видеть, дитя моё».

5) «Полно, Петя! Стану ли я есть тебя! Мне хотелось, чтобы ты у меня погостил, моего житья-бытья посмотрел, на моё добро поглядел!»

(В. Сутеев «Мешок яблок»; русская народная сказка «При­вередница»; А. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»; Ш. Перро «Красная Шапочка»; русская народная сказка «Кот, петух и лиса».)

- Прочитайте фамилии писателей. Подчеркните фамилии зарубежных сказочников.

В. Бианки; Н. Носов; Ш. Перро, С. Маршак; Х.-К. Андерсен.

Обобщение.

- Вы помогли скомороху Егору, научились составлять план и пересказывать произведение, повторили изученные народные и авторские сказки. Что помогло вам справиться с заданиями, трудностями? Почему у вас всё получалось? (Ответы детей.)

- Вы хорошо помните сказки, которые читали раньше. Сей­час вы познакомитесь с новой авторской сказкой.

5. Работа со сказкой В. Орлова «Как малышу нашли маму».

- Прочитайте фамилию автора.

Орлов Владимир Викторович - современный журналист, пи­сатель, сценарист. Родился в Москве в 1936 г. Произведения пи­сателя проникнуты глубокой идеей нравственности. Хорошо известна книга рассказов В. Орлова «Что-то зазвенело».

Учитель читает сказку В. Орлова «Как.малышу нашли маму».

- Кем был малыш? Какой он? С чего началась сказка? Как малышу нашли маму?

Чтение по абзацам. Беседа и выполнение заданий в учебнике.

Упражнение в выразительном чтении по ролям. Выполнение заданий 1, 3 в тетради (самостоятельно). Проверка работы.

На слайде:


 

- Каждой маме найдите ее ребенка.

- Какие песни о маме вы знаете?

Просмотр фрагмента из мультфильма «Мама для мамон- тёнка».

Работа в парах: моделирование обложек к сказкам М. Пляц­ковского и В. Орлова.

Сравнение сказок М. Пляцковского и В. Орлова по моделям (выделение общего и различий).

 

- Дополните предложения (на доске).

1) Михаил Пляцковский написал сказки....

2)Сказку «Как малышу нашли маму» написал Владимир Вик­торович....

- Как вы узнали, какие сказки написал Михаил Пляцковский и кто автор сказки «Как малышу нашли маму»?

- Попробуйте продолжить: «Возьмите книгу в руки - (не бу­дет скуки)». Объясните смысл.

Выполнение задания 2в рабочей тетради (коллективно).


 

- Где живут в своих норах, дуплах, гнёздах животные из сказки В. Орлова? (В лесу.) Почему? (Ггрои сказки - дикие звери.)

Индивидуальная работа по карточкам.

- А как называются жилища домашних животных?

- Ребята, подумайте, где живёт грамотная мышка?

6. Работа со сказкой А. Усачёва «Грамотная мышка». Учитель читает сказку, дети следят по тексту.

- Какой вы представили себе грамотную мышку? Чтение по абзацам, выполнение заданий 1,2 в учебнике. Речевая разминка.

УМНАЯ КОШКА Кошка села у окошка, Почитать решила кошка. Но из всей огромной книжки Ей нужна глава о мышке.

Г. Новицкая

Игра на внимание.

- Помогите коту-добряку сосчитать всех мышат. Сколько их?


 

Выполнение заданий в тетради самостоятельно. Коллективная проверка.

- Расскажите по готовой модели о произведении.

Слово об авторе.

Усачёв Андрей Алексеевич (родился в 1958 году) - совре­менный детский писатель. Книги А. Усачёва открывают ребенку мир через познавательные сказки, загадки. Произведения поэта и писателя А. Усачёва: «Жили-были ежики», «Умная собачка Соня», «Песенка домовенка», «Азбука Деда Мороза» стали лю­бимым и популярным детским чтением.

- Где можно взять книги Андрея Усачёва и книги других ав­торов?

В библиотеке для ребят На полках книги в ряд стоят. Бери, читай и много знай, Но книгу ты не обижай!

Т. Блажнова

- Я напомню вам правила пользования книгой.

1) Нельзя писать и рисовать в книге.

2) Бери книгу чистыми руками.

3) Пользуйся закладкой, не загибай уголки страниц.

4) Чтобы книга или учебник дольше служили тебе, оберни их.

7. Работа со считалкой М. Яснова «В лесной библио­теке».

Подготовка выразительного чтения считалки.

Выполнение заданий в учебнике.

Заучивание наизусть.

Заранее подготовленные дети показывают инсценировку стихотворения А. Усачёва «Книжка в траве».

Ведущий. На траве лежала книжка.

Мимо пробегала маленькая мышка.

Лист за листом полистала хвостом.

И задумалась...

Мышка. Очень вещь занятная. Пи-пи-пи!

Только непонятная. Пи-пи-пи!

Ведущий. Мимо прыгала лягушка...

Лягушка. Это что за раскладушка?

Очень вещь занятная. Ква-ква-ква! Только непонятная. Ква-ква-ква! Ведущий. Вот спускается к картинке Паучок на паутинке. Муха рядом с ним кружит. С удивлением жужжит... Муха. Очень вещь занятная. Жу-жу-жу!

Только непонятная, жу-жу-жу! Ведущий. Прилетела стрекоза - растопырила глаза.

И коровке божьей любопытно тоже. Покружилась и пчела - ничего не поняла... Пчела. Тут листок, там листок...

Очень странный цветок! Ведущий. Между строчек по странице Поползли две гусеницы. Забрались на лист жучки... Жучки. Тут какие-то значки!

Ведущий. Муравей наморщил лоб,

Целый час в затылке скреб... Муравей. Очень вещь занятная. Эх...

Только непонятная. Эх... Ведущий. А потом примчалась девочка вприпрыжку, Та, что потеряла маленькую книжку. Она не стала прыгать, и ползать, и летать. Она открыла книгу и стала вслух читать... И пчела поняла, и узнала мышка, Для чего нужна была маленькая книжка.

- Книга знакомит нас с прошлым, позволяет разобраться в на­стоящем и словно на крыльях уносит нас в будущее. Это един­ственная «машина времени», с помощью которой можно совер­шать увлекательнейшие путешествия.

III. Итог урока.

- Как называется раздел, работа над которым началась сего­дня на уроке? Какие сказки, пословицы, считалки мы прочитали?

Кто их автор? Куда вы совершили увлекательные путешествия? Чему научились?

Урок 16 СКАЗКИ О ДЕТЯХ. С. ПРОКОФЬЕВА «СКАЗКА О ТОМ, ЧТО НАДО ДАРИТЬ». ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ.

Д. БИССЕТ «ДРАКОН КОМОДО»

Цель деятельности педагога: создать условия для совер­шенствования навыков чтения - правильности, беглости, скоро­сти, для развития «вдумчивого чтения».

Планируемые результаты (УУД):

личностные: анализируют и характеризуют эмоциональные состояния и чувства окружающих, строят свои взаимоотноше­ния с их учетом; оценивают ситуации с точки зрения правил по­ведения и этики, адекватно оценивают собственную учебную деятельность;

метапредметные: регулятивные - удерживают цель деятельности до получения ее результата; планируют решение учебной задачи: выстраивают последовательность необходимых операций, адекватно воспринимают оценку учителя и товари­щей; познавательные - знакомятся с произведениями С. Прокофьевой «Сказка о том, что надо дарить», Д. Биссета «Дракон Комодо»; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; осознают себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; овладевают основами смыслового чтения текстов, выделяют существенную информацию из текста; коммуникативные - используют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими;

предметные: научатся читать вслух произведения разных жанров (рассказ, стихотворение, сказка) и отвечать на вопросы по содержанию, моделировать обложку книги: указывать фами­лию автора, заглавие, жанр и тему, пересказывать эпизоды от лица героя, правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие); получат возможность научиться определять при­мерную тему книги по обложке и иллюстрациям, высказывать суждения о произведении и поступках героев.

Сценарий урока

I. Организационный момент. Вступительное слово учителя.

- Здравствуйте, друзья! Всех поздравляю с праздником весе­лья и хорошего настроения.

Этот праздник - день рождения, Он, как зимний ураган, Поднимает настроение, Радости нам дарит океан. Именинник ждет подарков, Теплые слова признанья. Ждет друзей любимых лица, Праздник этот пусть продлится!

Звучит песня Крокодилы Гены из м/ф «Чебурашка».

- День рождения - один из самых главных праздников каж­дого человека, ведь в этот день на свет появляется новая жизнь.

II. Объявление темы. Постановка целей.

- Послушайте шуточное стихотворение:

Не приходите без подарков В день рождения. Кому нужны такие прихождения?! Кто не приносит нам подарков, В день рождения,

Тот нам, увы, приносит только огорчения!

Б. Заходер

- Какие подарки вы любите получать? А какие дарить? Что надо дарить?

Учитель читает стихотворение.

Через день мой день рожденья, У меня есть предложенье: Твержу дяде Коле, прошу дядю Рому, Подружек по школе, по классу второму,

Шепчу тёте Рите, позвав её в угол: «Вы мне не дарите, пожалуйста, кукол. Подарите мне тигрёнка полосатого, Удивлённого, смышлёного, усатого!»

И. Кашежева

- О каком радостном дне в жизни каждого человека напом­нило это стихотворение? В этот день каждый мечтает получить в подарок что-то очень хорошее, интересное.

III. Работа по теме урока.

1. Работа со сказкой С. Прокофьевой «Сказка о том, что надо дарить».

Чтение сказки учителем. Беседа.

- Поделитесь впечатлениями. Что вы думаете о героине сказки? Что вам понравилось? Что не понравилось?

Моделирование обложки (самостоятельная работа).

- Запишите название сказки, фамилию автора. Определите жанр и тему.

Работа с моделями.

- Покажите фамилию автора; заглавие произведения. (Дети демонстрируют соответствующие модели.)

Рассказ об авторе.

Софья Леонидовна Прокофьева родилась 14 мая 1928 года. В детстве большую часть времени она проводила с няней. От неё она услышала первую в своей жизни сказку. Когда вы­росла, окончила институт и стала рисовать иллюстрации к кни­гам. Много работала для детского театра. Стремилась создавать героев, понятных детям своим характером, забавных, жизненных.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: