Тема 4. Происхождение и развитие человеческого сознания.




Обсуждаемые вопросы:

1. Природа человеческого сознания. Сознание как форма отражения человеком действительности.

2. Психологическая характеристика сознания человека. Значение и смысл как составляющие сознания.

3. Роль речи в функционировании человеческого сознания.

4. «Я-концепция».

5. Роль труда в формировании и развитии сознания человека. Концепция А.Н. Леонтьева.

6. Предпосылки и условия возникновения сознания. Основные направления фило- и онтогенетического развития сознания.

7. Культурно-историческая концепция развития психики человека.

8. Понятие о высших психических функциях в концепции Л.С. Выготского.

Литература для самоподготовки:

а) основная:

1. Гиппенрейтер Ю.Б.. Введение в психологию: Курс лекций. /Ю.Б.Гиппенрейтер – М.: АСТ, 2014. — 352 с.

2. Немов Р.С.. Общая психология в 3х тт. Том 1. Введение в психологию 6-е изд. Учебник и практикум для академического бакалавриата. /Р.С. Немов — М.: Юрайт, 2014. — 639 с.

б) дополнительная:

1. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии: учеб. пособие / А.Р. Лурия. – М., СПб.: Питер, 2010. – 319 с.

  1. Петровский А. В. Психология: Учеб. для вузов/ А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2012. – 512 с.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учебник / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2006. – 714 с.

 

Тема 5. Психологическая теория деятельности

Обсуждаемые вопросы:

1. Общее понятие о деятельности как форме взаимодействия человека с окружающей средой.

2. Потребность как исходная форма живых организмов.

3. Мотив деятельности. Ведущий мотив и мотивы – стимулы.

4. Цель деятельности.

5. Структура деятельности. Действие как центральный компонент деятельности. Основные характеристики действия.

6. Двигательные умения и навыки.

7. Познавательные умения и навыки: перцептивные, мнемические, интеллектуальные, ориентировочные.

8. Практические умения и навыки. Понятие привычки и ее место в структуре деятельности.

Литература для самоподготовки:

а) основная:

1. Гиппенрейтер Ю.Б.. Введение в психологию: Курс лекций. /Ю.Б.Гиппенрейтер – М.: АСТ, 2014. — 352 с.

2. Немов Р.С.. Общая психология в 3х тт. Том 1. Введение в психологию 6-е изд. Учебник и практикум для академического бакалавриата. /Р.С. Немов — М.: Юрайт, 2014. — 639 с.

б) дополнительная:

1. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии: учеб. пособие / А.Р. Лурия. – М., СПб.: Питер, 2010. – 319 с.

  1. Петровский А. В. Психология: Учеб. для вузов/ А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2012. – 512 с.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учебник / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2006. – 714 с.

Тема 7. Ощущения.

Обсуждаемые вопросы:

1. Ощущения и восприятие как различные формы образного отражения реальности.

2. Виды образных явлений, изучаемых в психологии.

3. Основные свойства ощущений: качество, интенсивность, протяжённость.

4. Классификация ощущений.

5. Интероцептивные, проприоцептивные и экстероцептивные ощущения.

6. Контактные и дистантные ощущения.

7. Закономерности ощущений.

8. Психофизика ощущений.

9. Ощущение как чувственное отображение отдельных свойств предметов.

10. Физиологические механизмы ощущения.

11. Понятие об анализаторах. Рефлекторный характер анализатора.

12. Характеристика основных видов ощущений. Кожные ощущения. Вкусовые и обонятельные ощущения. Слуховые ощущения. Зрительные ощущения. Понятие об осязании.

13. Основные свойства и характеристики ощущений.

14. Основные характеристики чувствительности анализаторов. Нижний порог ощущений. Верхний порог ощущений. Диапазон чувствительности.

15. Дифференциальный порог ощущений. Закон Вебера - Фейхнера.

16. Оперативный порог. Временный порог. Латентный период реакции. Инерция.

17. Взаимодействие ощущений. Сенсибилизация. Синестезия.

Литература для самоподготовки:

а) основная:

1. Гиппенрейтер Ю.Б.. Введение в психологию: Курс лекций. /Ю.Б.Гиппенрейтер – М.: АСТ, 2014. — 352 с.

2. Немов Р.С.. Общая психология в 3х тт. Том 1. Введение в психологию 6-е изд. Учебник и практикум для академического бакалавриата. /Р.С. Немов — М.: Юрайт, 2014. — 639 с.

б) дополнительная:

1. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии: учеб. пособие / А.Р. Лурия. – М., СПб.: Питер, 2010. – 319 с.

  1. Петровский А. В. Психология: Учеб. для вузов/ А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2012. – 512 с.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учебник / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2006. – 714 с.

Тема 8. Восприятие.

Обсуждаемые вопросы:

1. Взаимосвязь ощущения и восприятия.

2. Восприятие как предметное отражение действительности.

3. Физиологические механизмы восприятия. Рефлекторная основа восприятия по И.П. Павлову.

4. Основные виды восприятия. Классификация видов восприятия.

5. Виды восприятия по ведущему анализатору.

6. Виды восприятия по отношению к объекту восприятия.

7. Виды восприятия в зависимости от волевого усилия.

8. Основные свойства восприятия: предметность, целостность, константность, осмысленность и обобщённость, апперцепция, активность.

9. Понятие об иллюзии восприятия.

10. Предмет и фон в восприятии. Соотношение объекта и фона.

11. Основные свойства перцептивных образов.

12. Основные подходы и теории восприятия.

13. Проблема врожденного и приобретенного в развитии восприятия, две точки зрения: нативизм и эмпиризм.

14. Восприятие пространства, времени, движения.

Литература для самоподготовки:

а) основная:

1. Гиппенрейтер Ю.Б.. Введение в психологию: Курс лекций. /Ю.Б.Гиппенрейтер – М.: АСТ, 2014. — 352 с.

2. Немов Р.С.. Общая психология в 3х тт. Том 1. Введение в психологию 6-е изд. Учебник и практикум для академического бакалавриата. /Р.С. Немов — М.: Юрайт, 2014. — 639 с.

б) дополнительная:

1. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии: учеб. пособие / А.Р. Лурия. – М., СПб.: Питер, 2010. – 319 с.

  1. Петровский А. В. Психология: Учеб. для вузов/ А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2012. – 512 с.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учебник / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2006. – 714 с.

Тема 9. Память.

Обсуждаемые вопросы:

1. Общее представление о памяти. Основные факты и закономерности памяти.

2. Теории памяти: физическая; химическая; биохимическая; физиологическая; информационно-кибернетическая; психологическая; ассоциативная.

3. Процессы памяти. Запоминание. Импритинг. Сохранение. Воспроизведение. Припоминание. Забывание.

4. Непроизвольная и произвольная память.

5. Кратковременная, оперативная и долговременная память.

6. Словесно-логическая и образная память.

7. Зрительная память. Слуховая память. Двигательная память. Осязательная память.

8. Мнемотехнические приемы. Метод ассоциаций. Метод связок. Метод мест.

9. Исследования памяти в когнитивной психологии.

10. Развитие и тренировка памяти.

Литература для самоподготовки:

а) основная:

1. Гиппенрейтер Ю.Б.. Введение в психологию: Курс лекций. /Ю.Б.Гиппенрейтер – М.: АСТ, 2014. — 352 с.

2. Немов Р.С.. Общая психология в 3х тт. Том 1. Введение в психологию 6-е изд. Учебник и практикум для академического бакалавриата. /Р.С. Немов — М.: Юрайт, 2014. — 639 с.

б) дополнительная:

1. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии: учеб. пособие / А.Р. Лурия. – М., СПб.: Питер, 2010. – 319 с.

  1. Петровский А. В. Психология: Учеб. для вузов/ А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2012. – 512 с.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учебник / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2006. – 714 с.

 

Тема 10. Мышление и речь

Обсуждаемые вопросы:

1. Общее представление о мышлении.

2. Отличие мышления от непосредственно- чувственного познания.

3. Понятие. Суждение. Умозаключение.

4. Индукция. Дедукция. Аналогия.

1. Мыслительные операции. Анализ. Синтез. Сравнение. Обобщение. Абстрагирование. Конкретизация. Систематизация (классификация).

2. Виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

3. Образное мышление и воображение.

4. Типы и виды мышления. Дискурсивное (умозаключающее) и интуитивное мышление.

5. Предметно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.

6. Теоретическое (концептуальное) и практическое мышление. Аналитическое (логическое) мышление.

7. Реалистическое мышление. Аутическое мышление.

8. Продуктивное и репродуктивное мышление.

9. Непроизвольное и произвольное мышление.

10. Язык, сознание и мышление. Исследования мышления с позиций деятельностного подхода.

11. Понятие речевой деятельности, виды и функции речи. Устная, письменная, монологическая, диалогическая, внутренняя речь.

12. Функции речи: коммуникаторная, сигникативная, номинативная, индикативная.

13. Речь как средство мышления. Теории порождения и восприятия речи.

14. Речь и язык. Слово и его значение. Речь и личность. Лексический, грамматический и фонетический состав языка.

15. Речь как процесс словесного общения. Эмоционально-выразительная сторона речи. Смысловой подтекст

Литература для самоподготовки:

а) основная:

1. Гиппенрейтер Ю.Б.. Введение в психологию: Курс лекций. /Ю.Б.Гиппенрейтер – М.: АСТ, 2014. — 352 с.

2. Немов Р.С.. Общая психология в 3х тт. Том 1. Введение в психологию 6-е изд. Учебник и практикум для академического бакалавриата. /Р.С. Немов — М.: Юрайт, 2014. — 639 с.

б) дополнительная:

1. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии: учеб. пособие / А.Р. Лурия. – М., СПб.: Питер, 2010. – 319 с.

  1. Петровский А. В. Психология: Учеб. для вузов/ А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2012. – 512 с.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учебник / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2006. – 714 с.

 

Тема 11. Эмоции.

Обсуждаемые вопросы:

1. Понятие о чувствах и эмоциях.

2. Функции эмоций. Общая регулятивная роль эмоций в психической жизни человека.

3. Чувства и потребности человека. Формы переживания чувств. Эмоции.

4. Виды эмоций. Аффекты. Настроения. Фрустрация. Стрессовые состояния.

5. Чувства и личность. Виды чувств и их формирование (нравственные, интеллектуальные, эстетические).

Литература для самоподготовки:

а) основная:

1. Гиппенрейтер Ю.Б.. Введение в психологию: Курс лекций. /Ю.Б.Гиппенрейтер – М.: АСТ, 2014. — 352 с.

2. Немов Р.С.. Общая психология в 3х тт. Том 1. Введение в психологию 6-е изд. Учебник и практикум для академического бакалавриата. /Р.С. Немов — М.: Юрайт, 2014. — 639 с.

б) дополнительная:

1. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии: учеб. пособие / А.Р. Лурия. – М., СПб.: Питер, 2010. – 319 с.

  1. Петровский А. В. Психология: Учеб. для вузов/ А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2012. – 512 с.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учебник / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2006. – 714 с.

 

Тема 12. Воля.

Обсуждаемые вопросы:

6. Понятие о воле. Функции воли: побудительная и тормозная.

7. Внешние и внутренние проявления воли. Произвольные и непроизвольные действия человека. Собственно волевые действия человека. Волевое усилие.

8. Локализация контроля.

9. Воспитание и самовоспитание воли.

Литература для самоподготовки:

а) основная:

1. Гиппенрейтер Ю.Б.. Введение в психологию: Курс лекций. /Ю.Б.Гиппенрейтер – М.: АСТ, 2014. — 352 с.

2. Немов Р.С.. Общая психология в 3х тт. Том 1. Введение в психологию 6-е изд. Учебник и практикум для академического бакалавриата. /Р.С. Немов — М.: Юрайт, 2014. — 639 с.

б) дополнительная:

1. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии: учеб. пособие / А.Р. Лурия. – М., СПб.: Питер, 2010. – 319 с.

  1. Петровский А. В. Психология: Учеб. для вузов/ А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2012. – 512 с.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учебник / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2006. – 714 с.

 

Тема 13. Внимание.

Обсуждаемые вопросы:

1. Особенности внимания по сравнению с другими психическими явлениями.

2. Виды внимания. Непроизвольное внимание. Произвольное внимание.

3. Послепроизвольное внимание, условия его возникновения.

4. Формы внимания: сенсорное; интеллектуальное; моторное.

5. Сосредоточенность внимания.

6. Устойчивость внимания.

7. Объем внимания. Распределение внимания.

8. Переключаемость внимания.

9. Основные Свойства внимания: объём, концентрация, устойчивость, колебания, переключение и распределение, вынимание и сознание.

10. Внимание и деятельность. Связь внимания с механизмами регуляции и организации деятельности.

11. Развитие внимания.

Литература для самоподготовки:

а) основная:

1. Гиппенрейтер Ю.Б.. Введение в психологию: Курс лекций. /Ю.Б.Гиппенрейтер – М.: АСТ, 2014. — 352 с.

2. Немов Р.С.. Общая психология в 3х тт. Том 1. Введение в психологию 6-е изд. Учебник и практикум для академического бакалавриата. /Р.С. Немов — М.: Юрайт, 2014. — 639 с.

б) дополнительная:

1. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии: учеб. пособие / А.Р. Лурия. – М., СПб.: Питер, 2010. – 319 с.

  1. Петровский А. В. Психология: Учеб. для вузов/ А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2012. – 512 с.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учебник / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2006. – 714 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: