Цели: формировать представления об исторической легенде; развивать интерес к истории родной страны; развивать речь, память, творческие способности; развивать умение чтения «про себя»; воспитывать чувство патриотизма.
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Пересказ учащимися исторической легенды «Бездонное богатство»
Вступительное слово учителя
Учитель напоминает ребятам произведение Владимира Короткевича «Мая Беларусь», которое изучалось в 3 классе в курсе «Літаратурнага чытання». Автор там приводит варианты легенд относительно происхождения названия Беларуси. Первый связан с тем, что люди в этой местности носили белые одежды, у них были белые волосы и светлый цвет лица. Вторая легенда связана с тем, что, когда на наши древнеславянские земли пришли татаро-монголы и стали их захватывать, покорять, то место, которому удалось остановить нашествие врагов, стало называться «белым», «чистым» от татарского ига. Так и появилось название Белая Русь, которое затем стало называться Беларусью.
¾ А какая она теперь, наша земля?
¾ Расскажите, чем мы, белорусы, можем гордиться?
4. Чтение исторического сказания «Неман и Лоша».
Чтение легенды учащимися «про себя», а затем вслух
Беседа о первичном восприятии:
¾ Что необычное в легенде?
¾ Что взволновало ваше воображение?
5. Анализ текста и выборочное чтение
¾ Прочитайте, откуда брали начало наши две белорусские реки — Неман и Лоша.
¾ Обратите внимание, с чем сравнивается вода в родничке (со льдом и девичьей слезой).
¾ Прочитайте, каким описан Неман, а какой Лоша.
¾ Как каждая из рек пробивалась к морю? Найдите в тексте.
¾ Найдите слова, которые характеризуют Неман (сильный, работящий, честный, могучий, широкий) и Лошу (тихая, ленивая, хитроватая).
¾ Какой художественный приём использован в тексте, чтобы герои представились нам как живые? (приём «одушевления природы»)
¾ Устно нарисуйте картины каждой из рек, используя описание в тексте.
Важно, чтобы ребята увидели ту любовь и сердечность, с которой неизвестный автор (народ) рассказывает об одном из уголков нашей Родины.
¾ Почему в тексте легенды использованы слова с уменьшительно-ласкательным значением (какие это слова)?» (Родничок, ручеёк.) Эти слова и подчёркивают нежные и трепетные чувства нашего народа к своей земле.
Работа с картой РБ
¾ Покажите, как река Неман «изо всех сил пробивалась к морю», прошла через территорию соседней республики — Литвы и вышла к Балтийскому морю.
¾ Какие ещё исторические легенды вы знаете?
¾ Знаете ли вы легенду о происхождении своего родного города?
Подведение итогов урока
7. Домашнее задание: с. 7-8, выразительное чтение
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Тема: Латышская легенда «Откуда взялась Даугава»
Цели: формировать представления о жанре легенды; развивать логическое, критическое мышления, творческие способности, речь учащихся; развивать умение пересказывать текст; воспитывать уважение к другим народам.
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Заслушивается выразительное чтение легенды «Неман и Лоша».
Сообщение темы и целей урока
Учитель предлагает прослушать ещё одну историческую легенду также о возникновении реки, только в другой стране — Латвии — соседке Беларуси. А называется эта легенда «Откуда взялась Даугава».
Чтение и анализ латышской легенды «Откуда взялась Даугава»
Выразительное чтение легенды учителем.
Перечитывание легенды детьми.
Ответы на вопросы учебника (с. 10-11, №1-6)
Анализ легенды
¾ Почему же зверям и птицам удалась такая сложная работа? (Их соединило трудолюбие, единство в работе.)
Работа над смыслом крылатых слов: «И работали не за страх, а за совесть».
¾ Чем данная легенда похожа на сказку? (Сказочное начало — зачин, сказочные герои, разговор зверей и птиц переданы через человеческую речь.)
Подготовка к подробному пересказу легенды.
Учащиеся молча перечитывают легенду, а учитель записывает на доске героев, чтобы четвероклассники не упустили последовательность в изложении: Иволга, Заяц, Лиса, Крот, Барсук, Медведь, Волк, Гусь и Утка, другие птицы, Иволга.
Подведение итогов урока
7. Домашнее задание: с. 8-10, ответы на вопросы
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Тема: Норвежская легенда «Вороны Ут-Рёста»
Цели: формировать первичные представления о легендарном сказании; отрабтывать навык выборочного чтения; формировать навык словесного рисования, развивать образное мышление, речь; развивать умение составлять характеристики героя; воспитывать смелость, выносливость.
Организационный момент