Чего мы чаще всего не замечаем




Взгляните правде в глаза. Как вы управляете энергией сейчас?

 

Одно дело – выявить наши ценности, и совсем другое – вести себя в соответствии с ними каждый день. Очень нелегко взглянуть правде в глаза и оценить тот разрыв, который существует между тем, кем мы хотим быть, и кем мы являемся на самом деле. Резервы самообмана в этом вопросе практически бесконечны. Каждый день мы находим возможность оттолкнуть от себя любые сигналы и признаки того, что мы ведем себя совсем не так, как должны. До тех пор, пока мы не уберем эту дымовую завесу и не взглянем на себя честно, у нас не появится шанс обрести точку опоры для начала изменений.

В прошлых главах мы доказывали, что достижение полной мощности и оптимальной производительности зависит от нашей способности добиваться накопления высокой положительной энергии. Взгляд в глаза болезненной правде обязательно принесет нам неприятные чувства – вины, гнева, разочарования, зависти, печали и отсутствия безопасности. Как и во всех сторонах жизни, здесь тоже существует напряжение между противоположностями. Когда речь идет о внешнем мире, высокая положительная энергия, без сомнения, служит нам лучше всего. Чтобы действовать максимально эффективно, мы должны научиться отодвигать в сторону отрицательные эмоции. Но когда избегание болезненной правды становится образом жизни, мы неизбежно заплатим за это. Отказ от признания правды подобен попытке заткнуть плотину пальцем. Давление подавляемых чувств будет только нарастать, и рано или поздно они прорвутся – в виде тревоги, депрессии или ступора, разрушающих нашу производительность на работе, семейные отношения и даже здоровье.

Конечно, существуют моменты, когда наши способности отвергать реальность служат нашей пользе – например, в случае тяжелых травм, когда человеку удается выжить, не обращая внимания на боль. Но, к сожалению, гораздо чаще мы применяем эти способности в менее опасных ситуациях, каждый день. Мы инстинктивно выбрасываем их из сознания. Цена этого определяется позже – когда такое решение становится привычкой и постоянным поведением. Ведь неприятные для нас факты никуда не деваются, когда мы просто закрываем глаза.

Отказ от признания правды является весьма эффективной формой потери мощности, так как он связан с выключением каких‑то частей и систем нашего организма. Когда мы боимся правды, мы принимаем оборонительную позу, становимся негибкими и зажатыми. Подобно наркозу, избегание правды блокирует боль, но при этом отключает нас от активной связи с миром. И мало того: отказ от правды и самообман сами по себе требуют энергии, которую мы могли бы потратить на более продуктивную деятельность! К нашему счастью, верно и противоположное: признание правды создает новые степени свободы. «Расти может только то, что гибко и текуче», – говорится в главной книге даосизма «Дао Дэ Цзин».

Взгляд в лицо правде также дает нам возможность понять и исправить отрицательные чувства – вместо того, чтобы бессознательно их избегать. Время от времени нам приходится нарушать свои же собственные ценности. Но вместо того, чтобы отрицать свои ошибочные шаги, мы можем получить хорошие уроки, признавая их. Чтобы эффективно взаимодействовать с окружающим миром, мы должны найти баланс между тем, чтобы честно смотреть на самую болезненную правду, и тем, чтобы сохранять надежду и положительную энергию. С энергетической точки зрения очень легко находиться на отрицательном полюсе. Оптимизм требует присутствия мужества, и не только потому, что жизнь сама по себе конечна, но и потому, что мы все неизбежно сталкиваемся с вызовами, препятствиями и неудачами на всем жизненном пути.

 

Министерство обороны

 

Каждый из нас имеет свое собственное хорошо финансируемое министерство обороны. Оцепенение – то есть отсутствие чувств – является одной из форм отрицания того, что мы не хотим видеть. Примером может служить распадающийся брак, когда один из супругов (а зачастую и оба) реагирует на ситуацию, полностью отключая свою эмоциональную энергию. Другая форма защиты от правды – это рационализация. Человек может признавать, что он груб, или нетерпелив, или слишком критичен, но при этом считать, что за это он достоин похвалы, поскольку выполняет срочную и важную работу.

Интеллектуализация – это способ осмысленного признания правды без эмоционального переживания. Хорошим примером может быть лидер, который с пеной у рта доказывает своему «войску» необходимость быть честными, порядочными, работать в команде, но все эти принципы грубо нарушает своим же собственным ежедневным поведением. Еще один особо изощренный и лживый способ защиты от правды – это проецирование. Оно состоит в том, что человек приписывает свои неосознанные импульсы другим людям. Мы ведь чаще всего замечаем злость, ненависть или высокомерие в других людях, а не в себе!

Ожидание худшего в любой ситуации является средством искажения правды за счет восприятия ситуации через узкие пессимистические «очки». «Соматизация» – это превращение непризнанных тревоги и злобы в физические симптомы – головные боли, проблемы с пищеварением, боли в шее и спине. В шутке Вуди Аллена «Я не злюсь, я просто выращиваю опухоль» есть большая доля правды. Мы можем скорее и проще добиться от окружающих симпатии нашей мигрени, чем нашей злобе или пессимизму. Сублимация – перенаправление неприемлемых чувств, например, превращение жадности в необычную щедрость – представляет собой чуть более положительный способ адаптивной защиты. Но даже в этом случае отрицательный импульс никуда не девается и остается на своем месте.

Итак, честный взгляд на наше собственное поведение – это первый шаг. Следующий шаг – это принятие ответственности за свои решения. Истина может сделать вас свободными, но не сможет доставить вас к месту назначения. Например, если человек признал, что он весит на 10 килограммов больше, чем нужно, то это уже положительный шаг (особенно если раньше он признавал у себя наличие только 3 килограммов лишнего веса). На этом шаге очень легко остановиться, отрицая важность добытой истины. Он может сказать: «Я же чувствую себя прекрасно, в чем дело?», или: «Да сейчас все вокруг весят больше чем надо!», или: «Да, это, конечно, серьезно, но я займусь этим как‑нибудь попозже». Надо ведь не только признать наличие лишнего веса, но признать еще и последствия этого факта – снижение энергетики, увеличение вероятности болезней или ранней смерти. Только признав эту сторону истины и начав действовать на ее основе, мы можем сказать, что не боимся смотреть правде в глаза. Далее мы приводим таблицу, обобщающую издержки и выгоды десяти наиболее распространенных видов приспособительного поведения, которые мы наблюдали. В каждом случае мы отмечаем как краткосрочные эффекты, так и долговременные последствия.

 

Сопоставление издержек и выгод

 

 

Наша тень

 

Карл Юнг придумал термин «тень» для описания тех аспектов личности, которые мы хотим отделить от себя, поскольку они разрушают наше представление о самих себе. Фрейд охарактеризовал подавление как средство, при помощи которого мы загоняем нежелательные чувства в свое подсознание. В буддизме существует форма медитации «випассана», которая нацелена на преодоление инстинкта самообмана и обучение пониманию вещей – такими, как они есть. Мы действительно стараемся забыть и отодвинуть в сторону все, что боимся признать. Если нас воспитали так, что проявление гнева считается неприемлемым, мы найдем способ проявить его завуалированно в форме критики, осуждения, упрямства или обиды. Когда в поле нашего зрения есть слепые пятна, мы многого не замечаем и даже не подозреваем об этом.

Боясь своего собственного чувства бессилия, задира компенсирует это грубостью. Преследуемый подспудным чувством несоответствия своему положению, успешный руководитель выставляет напоказ свои достижения и без конца разглагольствует о знаменитых и важных персонах, с которыми здоровался за руку. Не замечая своей зависти, вежливая и благопристойная хозяйка дома находит весьма утонченные способы третировать и унижать гостей. «Главным пороком зла является не грех, а неспособность признаться в зле, – пишет Скотт Пекк, автор книги The Road Less Traveled («Заброшенная дорога»). – Зло атакует окружающих вместо того, чтобы признать свои собственные провалы… Поскольку ему приходится отвергать мысль о своей негодности, оно считает, что негодны все, кроме него».

Верным может быть и обратное. Попав в ловушку слишком узкого взгляда на самих себя, мы можем не заметить и свои собственные сильные стороны. Так же, как мы подавляем те черты, которые нам самим не нравятся, мы можем подавлять и лучшие стороны своей натуры. Взгляд правде в глаза означает признание и прославление наших сильных сторон.

Уже многие тысячелетия легенды и саги говорят нам, что важнейший духовный вызов состоит в том, чтобы «проснуться». Еще древние греки написали на горе Парнас две заповеди. Самая известная – «Познай себя». Вторую можно примерно перевести как «Познай всего себя», и это – признание в том, что в поисках правды мы не имеем права скользить по поверхности. Современные мыслители повторяют эту мысль. Например, психиатр Эдвард Уитмонт написал так: «Первый шаг к пониманию нашей личной реальности происходит тогда, когда мы получаем шок от осознания того, как отличаются наши надежды и желания быть кем‑то от того, кем мы на самом деле являемся».

 

Чего мы чаще всего не замечаем

 

Когда Роджер первый раз приехал к нам, он считал себя честным и прямодушным человеком. Однако у него была заметна склонность окрашивать весь свой опыт в положительные оттенки. И это поведение очень широко распространено. Перед лицом неумолимых требований мы так быстро привыкаем к хроническому состоянию легкого беспокойства и умеренного недовольства, что принимаем эту ситуацию как должное и забываем, что можно испытывать и какие‑то другие чувства. То есть мы попадаем в ситуацию отказа и оцепенения, настаивая, что дела идут замечательно, и не замечая, что принимаемые нами удобные решения в долгосрочном плане ведут к разрушению.

При нашем содействии и при помощи обратной связи от своих коллег Роджер обнаружил целый спектр стратегий, которые он использовал для избегания отказа от ответственности за неприятные и сложные стороны своей жизни. Самая «удачная» стратегия – это обвинение других и признание себя жертвой. Он связывал проблемы на работе по большей части с отсутствием внимания со стороны шефа и с проблемами глобальной экономики. Он считал нехватку времени достаточным извинением за то, что он не занимался спортом, неправильно питался и недостаточно общался с детьми.

Роджер оказался настоящим мастером рационального объяснения своих нездоровых привычек. В этом ему хорошим помощником был самообман. Мы назвали это синдромом «пока не умер». Что за проблема, говорил Роджер себе, выкурить несколько сигарет в неделю (хотя их количество, как оказалось, приближалось к дюжине), или выпить пару бокалов вина в конце длинного дня (правда, это число чаще равнялось трем или четырем), или потолстеть на несколько килограммов (считая, что 7 килограммов – это тоже «несколько»). Когда же Роджер чувствовал вину за какие‑то свои поступки или был подавлен обстоятельствами, он переходил к другой крайности. Он представлял себя таким незащищенным и униженным человеком, что через короткое время все его желания ограничивались только тем, чтобы избавиться от дискомфорта, – и с этого момента цикл самообмана замыкался. Отказ от правды оказался самым главным его лекарством.

Стратегии Роджера вряд ли были самыми экстремальными из тех, с которыми нам пришлось встретиться. Мы знали одного врача, специалиста по легочным болезням. Когда у нее самой обнаружили рак легких, оказалось, что она была заядлым курильщиком более двадцати лет. Видимо, все эти годы она настойчиво сопротивлялась тому, чтобы связать свое собственное поведение с теми ужасными последствиями курения, которые она лично каждый день наблюдала.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: