Психологические основы андрагогики.




Связь с другими науками.

Андрагогика выстраивает свою систему воспитания и образования взрослых на основе педагогики и ее произ­водных. Использование общей терминологии в большинстве случаев способствует конвертируемости научных категорий.

Философия служит теоретико-методологической базой для по­строения андрагогических концепций, ориентированных на законы развития личности, мира, общества, теории познания. Наиболее близки к андрагогике такие области философии, как этика, которая дает пред­ставление о путях нравственного формирования человека, и эстетика, раскрывающая принципы ценностного отношения к миру. Особо инте­ресны для андрагогики разработки, касающиеся человеческой личности, частнонаучные методологические положения относительно познания и деятельности.

Андрагогу необходим философский взгляд на человека, его сущ­ность, конкретно-исторический контекст его активности и форм бытия. Философия позволяет определить, что движет человеком в его поступ­ках, какое влияние оказывает окружающая среда, чем обусловлена та или иная форма его существования, что нормально, а что нет для человека в конкретных исторических условиях, чем и как можно ему помочь.

Психология особенно важна для андрагогики, поскольку на основе результатов исследований сознания и поведения взрослой личности базируются процессы воспитания и образования взрослых.

Экономика и политика (государственная образовательная и эко­номическая политика) самым непосредственным образом влияют на процессы образования и воспитания взрослых через законодательство и инвестиции.

Физиология предоставляет андрагогам знания о функциониро­вании систем жизнедеятельности взрослых людей и особенностях их высшей нервной деятельности. Опираясь на эти данные, можно строить процессы образования и воспитания взрослых, оптимальным образом дозируя допустимые психофизиологические нагрузки.

Социология, исследуя социальную среду, социальные отношения, закономерности построения социальных групп и сообществ, позволяет планировать и осуществлять процесс социализации личности, регули­ровать взаимоотношения в учебной группе (коллективе) и пр.

Не менее значимы для андрагогики результаты исследований в культурологии, антропологии, акмеологии и др. Эти науки содей­ствуют полноценному функционированию и развитию как теории, так и практики андрагогики.

Психологические основы андрагогики.

Андрагог должен хорошо ориентироваться в тех психологических механизмах, которые воз­действуют на взрослого человека при его обучении или воспитании. Помогая решать личностные проблемы в обучении, андрагог должен быть знаком с принципами, методами, приемами, формами психотера­певтической работы, необходимыми при проведении занятий, в процессе профессионального общения и самосовершенствования.

Основные психологические теории, оказавшие значительное влияние на разработку теории и практики обучения взрослых: бихевио­ризм, гештальтпсихология, деятельностная теория, гуманистическая психология и др.

Гуманистический подход предполагает самоуправляемое структу­рирование личного опыта и обучение в целях саморазвития и саморе­ализации личности, предоставление индивиду полной свободы выбора, личностную ответственность обучающегося за его последствия.

Американский психолог К. Роджерс (1902—1987) центральное ме­сто в поведении человека отводил мотивам, обеспечивающим не приспо­собление к среде, а рост конструктивного начала человеческого «я», т.е. актуализации врожденного стремления реализовать свои способности, организации своего внутреннего (феноменального) мира, а также дости­жение целостности личности, понимание смысла ее существования (эк­зистенции). Идеал — «полноценно функционирующая личность», насыщенная жизнью, приспособляющаяся к меняющимся условиям, эмоциональная и в то же время рефлексивная, доверяющая себе как основному источнику информации. Стремясь к этому, человек познает себя и свой внутренний опыт, делает этот опыт открытым (восприни­мая его без защитных реакций и искажений), адекватно выраженным вербальными и невербальными средствами коммуникации.

Согласно концепции К. Роджерса, обучающемуся предлагается помощь в поиске в себе положительного начала (в противовес «фор­мированию» человека). Основа обучения — полное приятие личности стажера, снимающее его беспокойство и страхи, выработка защитных реакций, клиентоцентричность, пошаговая помощь, недирективное ведение группы, опора на изначально присущее каждому стремле­ние к целостности, самоактуализации, компетентности. Воспитание и развитие человека невозможно без учета «самореализующегося пророчества» — я-концепции (негативной и позитивной). Ключевая задача андрагога — установление взаимопонимания и доверительных отношений со стажером, отказ от руководства, советов, навязывания своих моделей и решений, интерпретации оценок, моральных суждений и пр. Андрагог должен поддерживать у стажера осознание собственной позитивной сущности, не проявляя агрессию, гнев или скуку. Все это требует от специалиста открытости, четкого выражения своих мыслей и чувств, органичности поступков. Он, как и стажер, все время должен находиться в процессе развития.

Чрезвычайно ценны для андрагогики психотерапевтические принципы самоактуализации и концепция иерархии фундаментальных потребностей, предложенные американским психологом А. Маслоу (1908—1970). Самоактуализация — процесс становления личности, реализации и развития ее потенциальных возможностей, отказ от иллю­зорных проблем и движение к решению проблем реальных. Акцентируя внимание на доверительных взаимоотношениях, А. Маслоу предлагает модель помощи без вмешательства специалиста.

Гуманистические взгляды на образование и обучение взрослых отражены в следующих положениях:

—ориентация на общечеловеческие ценности;

—цель образования — самореализация личности;

—развитие личности происходит целостно, в единстве разума и чувства, души и тела;

—человек имеет право на свободный выбор содержания, форм, режима образования;

—образование осуществляется посредством самообразования, поскольку никто не может обучать другого человека, а только содействовать его самообучению, сочетая индивидуальную и групповую работу;

—образование личности основано на полноценном общении обучающего и стажера, а также на внутренней мотивации стажера, поскольку условием успешного обучения является восприятие изучаемого как непосредственно значимого для поддержания или совершенствования своего «я»;

—обучение происходит в наиболее комфортной обстановке, в ко­торой минимизирована угроза по отношению к «я» стажера и оптимизированы возможности восприятия;

— обучение должно проходить в реальных жизненных условиях, с целью решения действительно жизненных проблем с исполь­зованием личного опыта стажера.

Следует отметить, что гуманистическая психология завышает уровень самоуправления стажера, а также уровень необходимого научно-методического обеспечения процесса обучения, труднодостижимого, в реальной жизни

В организации процесса обучения взрослых широкое применение нашли многие идеи бихевиоризма, в частности рассмотрение поведения в качестве основного показателя результативности обучения. Соглас­но концепции оперантного (от «операция») научения, разработанной профессором Гарвардского университета Б. Скиннером (1904—1990), позитивные аспекты обучения (знания, умения, навыки, качества и нрав­ственные ценности) закрепляются с помощью стимула. Развитие лич­ности достигается отработкой правильных реакций на внешние стимулы с помощью положительного подкрепления. Бихевиористы с помощью стимулов манипулируют обучающимся как пассивным объектом, от­казывая в осознанности познавательной деятельности и сводя ее к ме­ханическому выполнению заученных операций. От обучающихся не требуется осмысления процесса обучения, его роль диктуется внешними воздействиями. Стратегию образования определяют набор инструкций по изменению типа поведения, прямолинейный инструктаж с помощью компьютера, обучение лучшей модели поведения, муштра. Известный теоретик и практик образования взрослых М. Ноулз критиковал би-хевиористов за отождествление человека и машины, за сведение цели образования к воспитанию предопределенных типов поведения.

Гешталътпсихология выстраивает функциональную структуру. Основу данной теории составляют следующие положения:

— психические явления представляют собой целостные структуры, образы — гештальты (от нем. gesta.lt — образ, форма);

—внутренняя, системная организация целостного образа опре­деляет свойства и функции образующих его частей (принципы системности и целостности);

—построение образа (гештальта) происходит посредством особого психического акта постижения, мгновенного схватывания от­ношений в воспринимаемом поле — инсайта (от англ. insight — усмотрение, постижение, озарение).

Исходя из этих положений строится динамическая теория лично­сти, которая берет за основу цели жизнедеятельности человека, потреб­ности и мотивы, возникающие в той или иной ситуации («психологиче­ском поле»). Предполагается достаточно жесткая детерминированность и слабая осмысленность деятельности стажера.

Когнитивистские идеи в обучении взрослых решающую роль от­водят знанию, должным образом организованному в памяти субъекта. Обучение рассматривается как процесс создания стажером собствен­ного «культурного поля» социального характера, обусловленного конкретным культурно-историческим контекстом. Предполагается, что процесс обучения должен строиться с учетом системы отношений в структуре учебного процесса, формирования готовности к обучению, спиралевидного построения содержания обучения, трехфазности про­цесса получения информации (уяснениетрансформацияоценка). Процесс обучения строится на иерархии усваиваемых навыков: 1) явле­ния обучения; 2) условия обучения — внешние (организация процесса обучения) и внутренние (необходимые для обучения понятия и навыки обучающихся); 3) продукты обучения (основные виды поведения, усваиваемые в ходе обучения). Когнитивистские идеи недостаточно аргументируют «интеллектуализацию» человека и процесса обучения, сводят цель обучения к овладению знаниями и формально-логическим операциям.

Деятельностная теория отечественных ученых А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна рассматривает деятельность как специфическую форму общественно-исторического бытия и историко-культурного твор­чества человека, наиболее полно выражающую его сущность. Сейчас уже не вызывает сомнения тезис о соединении психической и практической деятельности, обоснованность структуры деятельности: потребность — мотив — задача — средства — действия — операции. В данной теории при усилении роли обучающегося несколько утрирована социальная детерминированность его деятельности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: