Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892)




Его поэзия свежа и трепетна, она волнует наше воображение, вызывает у нас глубокие мысли, даёт почувствовать красоту земли, и родного слова. Фет пристально и любовно вглядывается в жизнь природы. В его стихах она пол­на гармонии и поэтичных событий. Розы грустят и смеются, тонко позвани­вает колокольчик в цветнике. Из плавных, мелодичных строчек Фета рож­даются воздушные очерки мотылька и бабочки. Перед вашими, глазами, воз­никнут георгины, обожжённые дыханием первого мороза, раскинет ветви пушистая весенняя верба, запрыгает гонимое ветром перекати-поле. А как на удивление подробно вы разглядите животных, птиц, насекомых! Вы ус­лышите голоса соловья, жаворонка, грачей, крикливых цапель, чибиса, ку­кушки, стук «вертлявого» дятла. Словно впервые увидите лукавую рыбку, червяка, мошек, пчёл, воробья, ласточек, журавлей, петуха, серебристого зайца, «пса сторожевого», коня.

В стихах Фета весь этот пёстрый, ладный мир движется, дышит, радуется жизни!

Фет изображает природу и в праздничном солнечном блеске, и в тонком полусвете луны. Чувства поэта тоже могут быть яркими, сильными, а могут стать едва уловимыми, смутными. Они прихотливо меняются и, окрашива­ют собою картины природы. Настроение человека и, природы в лирике Фета подчас зависит от смены времени года. Поэтому мы расположили стили в сборнике по четырём разделам: «Музыка лета», «Ненастье», «За окном бело» и «Здравствуй, весна!».

Давайте вместе прочитаем стихи Фета. К каждому стихотворению мы будем искать особый ключик, чтобы легче войти в сокровенный мир поэта. Первую картинку зимы мы видим из окошка вместе с маленьким героем стихотворения. Какой радостной, праздничной выглядит зима после тоск­ливой осени! Не правда ли, Фет создал очень живую оценку?

Мама! глянь-ка из окошка -

Знать, вчера недаром кошка

Умывала нос:

Грязи нет, весь двор одело,

Посветлело, побелело -

Видно, есть мороз.

Вторая картинка зимы. Поэт наедине с бескрайними белыми далями. Стихотворение немногословно, в нём всего несколько скупых штрихов. Но они так легки и точны, что мы сразу запоминаем коротенькие строчки наи­зусть.

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далёких

Одинокий бег.

А вот картинка зимы в современной Фету деревне. Обратите внимание, сколько подробностей деревенского быта любовно запечатлел Фет. Строч­ки у стихотворения длинные, неторопливые - ведь они изображают «сонли­вое» зимнее утро.

Вот утро севера — сонливое, скупое —

Лениво смотрится в окно волоковое;

В печи трещит огонь - и серый дым ковром

Тихонько стелется над кровлею с коньком.

Берёза летом была живой и тёплой, а теперь, зимой, стала похожа на ис­кристую снежную статую. Она кажется Фету прекрасной, но безжизненной. Поэтому её блестящее белое покрывало напоминает ему траурный саван.

Печальная берёза

У моего окна,

И прихотью мороза

Разубрана она.

Как гроздья винограда,

Ветвей концы висят, -

И радостен для взгляда

Весь траурный наряд.

В этом стихотворении Фет не одушевляет зиму, но с любовью описывает плоды её нерукотворного труда. А мы, читатели, уже сами угадываем в ней то заботливую хозяйку, то искусного мастера.

Тороватый — щедрый.

Волоковое окно — маленькое задвижное оконце в крестьянской избе. В него выволакивало дым от печи.

Денница — утренняя заря, рассвет.

5. Работа с пословицами

— Какой теме посвящен наш урок?

Сегодня звучали загадки, стихи, сказка, рассказы о поэтах, наш урок мне хотелось бы закончить пословицами и поговорками о зиме. Соберите их:

- Пугает, тает, лето, зима, а все равно. (Зима лето пугает, а все равно тает.)

- Съел, глубок, грибок, бы, да снег, зимой. (Зимой съел бы грибок, да снег глубок.)

- Союзу, зиме, и лету, нету. (Зиме и лету союзу нету.)

- Не зима, было бы, если б, то и лето, дольше. (Если б не зима, то и лето было бы дольше.)

6. Итог урока

— Чьи стихи вам больше всего понравились?

¾ Захотелось ли еще по­читать?

¾ А может быть, захотелось самим написать? Попробуйте.


 

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Тема: Ю. Коваль «Невидимка», А. С. Пушкин «Гонимы вешними лучами...», Е. Баратынский «Весна, весна...»

Цели: развитие внимания к образным средствам языка; наблюдение за поэтическим словом; развитие навыков выразительного чтения; воспитание чувства прекрасного.

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Сообщение темы и целей урока

Вступительная беседа

Ю. Коваль оригинально и плодотворно разрабатывал малые жанры, прежде всего рассказ и сказку. Этот пи­сатель чувствует слово, мелодию речи, её напевность, внутренний строй. Он не просто рассказывает, а живопи­сует. Очень часто Юрий Иосифович использует в своих поэтических миниатюрах приём олицетворения, что по­могает воспринимать образ живым, неповторимым. Его он использует в рассказе «Невидимка». В таинственной, загадочной форме представляет нам писатель появле­ние ранней весны.

5. Чтение и анализ рассказа Ю. Коваль «Невидимка»

Чтение рассказа учителем

Работа над текстом:

• О ком идёт речь в произведении? Назовите главных героев.

• Чем удивил вас рассказ? Что необычного в нём?

• Представили ли вы весну? Какая она?

• Кто помог вам увидеть весну такой?

• Почему автор говорит: «...проседал под её лёгкими шагами подтаявший за день снег»? Видели вы такое явление?

• Можно ли произведение Ю. Коваля «Невидимка» назвать поэтической миниатюрой? Почему?

Повторное чтение рассказа учениками «цепочкой»

¾ Писатель увидел раннюю весну именно такой — лёг­кой, воздушной. А вот другие поэты представили её по-своему.

6. Чтение и анализ стихотворения А. С. Пушкина «Гонимы вешними лучами...».

Чтение стихотворения учителем

Работа над текстом

• Каким настроением проникнуто стихотворение? Созвучно ли оно рассказу Ю. Коваля?

• Что удивило, обрадовало А. С. Пушкина? Докажите свои суждения.

• Какие слова, выражения помогают поэту вос­создать образ пробуждающейся природы?

• Какие картины предстают перед нами? Нарисуйте их словесно.

• Какое название подходит более всего к этому стихотворению? Придумайте и докажите его право­мерность.

Выразительное чтение стихотворения: после «лу­чами» — короткая пауза, не делается пауза после слов «снега», «ручьями», выделение голосом «лучами», «снега», «ручьями», «на потопленные луга», не делается пауза после «природа», после точки с запятой — глубо­кая пауза, после «синея» — короткая пауза, выделение голосом «блещут небеса» и т.д.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: