Чтение стихотворения учащимися
Обращается внимание учеников на своеобразие описания прихода весны в стихотворении. В нём преобладает восклицательная интонация, передающая бурную радость поэта, его ликование приходом весны. Учащиеся определяют:
• Как описывает автор воздух, небосклон?
• Как вы это представляете? Нарисуйте словесную картину.
• Почему в описании поэта облака такие лёгкие? Как он добивается этого?
• Почему о реке говорится, что она взревела? Опишите словами эту картину.
• Какими приёмами пользуется автор.
Подведение итогов урока
• Сравните все три произведения о весне. Чем они похожи? Что их отличает? (Ю. Коваль, используя приём олицетворения, создаёт загадочный, таинственный, незримый образ весны, у А. С. Пушкина весна набирает силу, ей подвластно всё, а у Е. Баратынского — праздник торжествующей победу весны!)
9. Домашнее задание: выучить наизусть одно из стихотворений (на выбор).
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Тема: И. Бунин «Догорел апрельский светлый вечер...», Ю. Коваль «Букет»
Цели: наблюдение за поэтическим словом; совершенствование навыка выразительного чтения; развитие речи, воображения, памяти; воспитание любви к природе.
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Сообщение темы и целей урока
Чтение и анализ стихотворения И. Бунина «Догорел апрельский светлый вечер...»
Чтение стихотворения учителем
Повторное чтение стихотворения учащимися «про себя»
Чтение «цепочкой»
Работа над текстом
Учащиеся определяют:
• О ком идёт речь в стихотворении?
• Чем отличается эта героиня от героинь предыдущих стихотворений? (Она уже полностью вступила в свои права)
• Докажите свои суждения. («Апрельский светлый вечер», «...свежее пахнет зеленями», «журавли... тянутся гурьбой», «Весна в зазеленевшей роще ждёт зари...»)
• Нравится ли всё это поэту?
• Каким настроением наполнено стихотворение?
• О чём свидетельствует написание слова «Весна» с большой буквы?
Работа над пониманием ряда выражений
«Озябший чернозём». Это бывает утром, когда молодая зелень на чернозёме искрится инеем и создаётся впечатление зябкости, свежести.
«Далёкий шум потока в темноте таинственно заглох». «Вчера ещё всё бурлило, шумела вода, но вот... снег растаял, воды стало меньше, поток слабее», «И струится чаще над полями звёздный свет в молчании ночном» — небо весной совсем иное, чем зимой или летом, оно прозрачное, преобладают лазоревые тона, а звёзды так низки, что можно достать их рукой.
• Есть ли в этом стихотворении какая-то таинственность, загадочность?
• Кто её создаёт? (Конечно же, весна. Она здесь живой образ, она действует, она всеми повелевает.)
• Попробуйте передать это при выразительном чтении.
Выразительное чтение стихотворения
Важно правильно составить партитуру чтения: распределить паузы (логические и психологические), расставить ударения.
Придумывание названия стихотворению
5. Чтение и анализ рассказа Ю. Коваля «Букет»
Чтение рассказа вслух
Выявление первичного эмоционального восприятия учащихся:
• Чем понравился рассказ?
• Что в нём необычное?
Повторное чтение рассказа
Анализ рассказа
• Кто является героем этого рассказа?
• А ещё какой невидимый герой присутствует в этом произведении?
• Интересно ли написан рассказ? Докажите свои суждения.
• Почему букет предстает перед нами живым существом? Как этого добивается автор? Подтвердите свой ответ словами из текста.
• Обратите внимание, как Ю. Коваль описывает букет: «...среди разгрома букет выглядел как-то нагловато», «смотрел на меня наглыми зелёными глазами». Представляете ли вы это? Нарисуйте словами или сделайте рисунок в литературной тетради.
• Почему букет «всколыхнулся»?
• Про какой невиданный цветок рассказывает автор?
• Каким бы вы назвали этот поворот событий в рассказе (удачным, неожиданным, волшебным)? Почему?
Перечитывание рассказа «про себя»
Подведение итогов урока
7. Домашнее задание: подготовить выразительное чтение одного из произведений (на выбор).
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Тема: Г. А. Скребицкий «День рождения»
Цели: знакомство с творчеством писателя; формирование читательского интереса; обучение целостному восприятию рассказа, эмоциональному отклику на прочитанное, делению текста на логически завершённые части, высказыванию и аргументированию своего отношения к прочитанному; отработка навыка выразительного чтения; воспитание любви и уважения к родителям.
Организационный момент
Проверка домашнего задания