Работа над стихотворением Е. Баратынского «Весна, весна...».




Чтение стихотворения учащимися

Обращается внимание учеников на своеобразие описания прихода весны в стихотворении. В нём пре­обладает восклицательная интонация, передающая бурную радость поэта, его ликование приходом весны. Учащиеся определяют:

• Как описывает автор воздух, небосклон?

• Как вы это представляете? Нарисуйте словесную картину.

• Почему в описании поэта облака такие лёгкие? Как он добивается этого?

• Почему о реке говорится, что она взревела? Опи­шите словами эту картину.

• Какими приёмами пользуется автор.

Подведение итогов урока

• Сравните все три произведения о весне. Чем они похожи? Что их отличает? (Ю. Коваль, используя приём олицетворения, создаёт загадочный, таинственный, незримый образ весны, у А. С. Пушкина весна набирает силу, ей подвластно всё, а у Е. Баратынского — праздник торжествующей победу весны!)

9. Домашнее задание: выучить наизусть одно из стихотво­рений (на выбор).

 


ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Тема: И. Бунин «Догорел апрельский светлый вечер...», Ю. Коваль «Букет»

Цели: наблюдение за поэтическим словом; со­вершенствование навыка выразительного чтения; раз­витие речи, воображения, памяти; воспитание любви к природе.

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Сообщение темы и целей урока

Чтение и анализ стихотворения И. Бунина «Догорел апрельский светлый вечер...»

Чтение стихотворения учителем

Повторное чтение стихотворения учащимися «про себя»

Чтение «цепочкой»

Работа над текстом

Учащиеся определяют:

• О ком идёт речь в стихотворении?

• Чем отличается эта героиня от героинь предыдущих стихотворений? (Она уже полностью вступила в свои права)

• Докажите свои суждения. («Апрельский светлый вечер», «...свежее пахнет зеленями», «журавли... тянутся гурьбой», «Весна в за­зеленевшей роще ждёт зари...»)

• Нравится ли всё это поэту?

• Каким настроением наполнено стихотворение?

• О чём свидетельствует написание слова «Весна» с большой буквы?

Работа над пониманием ряда выражений

«Озябший чернозём». Это бывает утром, ког­да молодая зелень на чернозёме искрится инеем и создаётся впечатление зябкости, свежести.

«Далёкий шум потока в темноте таинственно заглох». «Вчера ещё всё бурлило, шумела вода, но вот... снег растаял, воды стало меньше, поток слабее», «И струится чаще над по­лями звёздный свет в молчании ночном» — небо весной совсем иное, чем зимой или летом, оно прозрачное, преобладают лазоревые тона, а звёзды так низки, что можно достать их рукой.

• Есть ли в этом стихотворении какая-то таинствен­ность, загадочность?

• Кто её создаёт? (Конечно же, весна. Она здесь жи­вой образ, она действует, она всеми повелевает.)

• Попробуйте передать это при выразительном чтении.

Выразительное чтение стихотворения

Важно правильно составить партитуру чтения: распределить паузы (логические и психологические), расставить ударения.

Придумывание названия стихотворению

5. Чтение и анализ рассказа Ю. Коваля «Букет»

Чтение рассказа вслух

Выявление первичного эмоционального вос­приятия учащихся:

• Чем понравился рассказ?

• Что в нём необычное?

Повторное чтение рассказа

Анализ рассказа

• Кто является героем этого рассказа?

• А ещё какой невидимый герой присутствует в этом произведении?

• Интересно ли написан рассказ? Докажите свои суждения.

• Почему букет предстает перед нами живым суще­ством? Как этого добивается автор? Подтвердите свой ответ словами из текста.

• Обратите внимание, как Ю. Коваль описывает букет: «...среди разгрома букет выглядел как-то нагловато», «смотрел на меня наглыми зелёными глазами». Пред­ставляете ли вы это? Нарисуйте словами или сделайте рисунок в литературной тетради.

• Почему букет «всколыхнулся»?

• Про какой невиданный цветок рассказывает автор?

• Каким бы вы назвали этот поворот событий в рас­сказе (удачным, неожиданным, волшебным)? Почему?

Перечитывание рассказа «про себя»

Подведение итогов урока

7. Домашнее задание: подготовить выразительное чтение одного из произведений (на выбор).


ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Тема: Г. А. Скребицкий «День рождения»

Цели: знакомство с творчеством писателя; фор­мирование читательского интереса; обучение целостному восприятию рассказа, эмоциональному отклику на прочитанное, делению тек­ста на логически завершённые части, высказыванию и аргументированию своего отношения к прочитанному; отработка навыка выразительного чтения; воспитание любви и уважения к родителям.

Организационный момент

Проверка домашнего задания



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: