Особенности организации ТКПВТ в РФ




Тема 1. Основы таможенного контроля после выпуска товаров (ТКПВТ) в РФ и Таможенном союзе

Вопросы темы

1. Место и роль ТКПВТ в системе таможенного регулирования РФ

2. Особенности организации ТКПВТ в РФ

3. Общие положения о ТКПВТ в РФ

Место и роль ТКПВТ в системе таможенного регулирования РФ

Развитие внешнеэкономической деятельности и все такое… на это должны быть сосредоточены усилия таможенных органов….

Приоритеты, обозначенные «Стратегией развития таможенной службы РФ до 2020 года», делают особенно значимыми работу таможенных органов по организации таможенного контроля после выпуска товаров.

Основные усилия таможенных органов направлены на создание условий для развития внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности за счет упрощения, ускорения и совершенствования таможенных операций.

Создание благоприятных условий для внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности предполагает упрощение таможенных процедур, что сокращает время таможенного декларирования при одновременном повышении эффективности таможенного контроля.

Приоритетными направлениями сегодня являются:

· оптимизация контрольных процедур,

· расширение сферы применения перспективных информационных таможенных технологий,

· развитие взаимодействия с таможенными службами стран — участниц Таможенного союза,

· продолжение работы по реализации федерального закона «О таможенном регулировании РФ».

Проведение мероприятий по упрощению таможенных процедур, а также внедрение электронного декларирования обусловило расширение применения таможенного контроля после выпуска товара.

Таможенный контроль после выпуска товаров позволяет противодействовать негативным тенденциям в сфере внешнеэкономической деятельности, не создавая дополнительных барьеров во внешнеторговых отношениях с иностранными контрагентами.

При использовании таможенного контроля после выпуска центр тяжести контрольных проверочных мероприятий, проводимых таможенными органами, перемещается с этапа таможенного декларирования на контроль после выпуска товаров.

Основным принципом таможенного контроля после выпуска товаров является принцип выборочности.

 

Особенности организации ТКПВТ в РФ

 

Принятие в 2010 г. Таможенного кодекса Таможенного союза расширило возможности таможенных органов по осуществлению таможенного контроля после выпуска.

Так, статьей 99 установлен трехлетний срок таможенного контроля после выпуска. Ранее этот срок составлял 1 год. Трехлетний срок постконтроль соответствует общему сроку исковой данности, определенному Гражданским кодексом РФ, а также сроку, определенному Налоговым кодексом для проведения налоговых проверок, что будет способствовать более эффективному взаимодействию таможенных и налоговых органов в части проведения проверочных мероприятий.

В Таможенном кодексе Таможенного союза подробно регламентирована новая форма таможенного контроля — таможенная проверка. Она заменила собой таможенную ревизию.

Таможенная проверка — это основная форма таможенного контроля после выпуска товаров, которая применяется в большинстве стран мира с тем, чтобы сократить время декларирования товаров.

Модернизация системы таможенного контроля после выпуска товаров направлена на достижение сбалансированного подхода между упрощением таможенных процедур и обеспечением своевременности поступления денежных средств в федеральный бюджет.

Одна из основных задач модернизации — это создание условий, обеспечивающих содействие добросовестной конкуренции путем формирования благоприятной среды для деятельности законопослушных участников ВЭД и противодействия деятельности незаконопослушных, в том числе лиц, применяющих различные способы уклонения от уплаты таможенных платежей.

Подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров ежегодно проводится около 3 тысяч таможенных проверок. Результативность проверок составляет в среднем 80%.

Основными направлениями проверочной деятельности подразделений ТКПВТ являются:

· контроль достоверности заявления таможенной стоимости,

· контроль достоверности заявления кода ТН ВЭД ЕАЭС,

· контроль соблюдения запретов и ограничений,

· контроль достоверности страны происхождения товаров,

· соблюдения условий предоставления тарифных преференций

· контроль в отношении участников ВЭД с низким уровнем риска.

В основе организации ТКПВТ лежит выбор объектов таможенных проверок.

От выбора объектов напрямую зависит результативность проверочных мероприятий.

Определение объектов для таможенных проверок проводится с использованием системы управления рисками на основании:

· собственной аналитической работы подразделений ТКПВТ,

· информации, поступающей от функциональных подразделений таможенных органов

· информации правоохранительных подразделений таможенных органов,

· информации иных государственных и контролирующих органов.

Помимо фискальной составляющей, непосредственно характеризующей работу подразделений контроля после выпуска товаров, необходимо рассматривать их роль и место в разрезе всей системы таможенного оформления и таможенного контроля.

Достижение поставленных задач по повышению эффективности ТКПВТ требует пересмотра подходов к выбору объектов таможенных проверок и их организации.

В целях противодействия незаконному ввозу в Российскую Федерацию товаров ФТС России выработан следующий алгоритм действий.

Во-первых, проводить мониторинг анализа таможенного декларирования товаров для выявления риска нарушения таможенного законодательства участниками ВЭД для организации и проведения таможенного контроля после выпуска товаров, в том числе с использованием информационного ресурса бизнес-сообщества.

Во-вторых, использовать результаты таможенного контроля для разработки профилей рисков и (или) их актуализации при взаимодействии с УРиОК.

И в-третьих, устанавливать места хранения и реализации незаконно ввезенных товаров подразделениями ГУБК для организации и проведения проверочных мероприятий подразделениями ТКПВТ в других регионах.

Другим направлением таможенного контроля после выпуска товаров является проведение таможенного контроля у участников ВЭД с низким уровнем нарушения таможенного законодательства. В ходе решения поставленных «Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» и планом мероприятий (дорожной картой) «Совершенствование таможенного администрирования» задач по созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций в российскую экономику, максимального содействия внешнеторговой деятельности на основе повышения качества таможенного администрирования наблюдается устойчивая динамика увеличения указанного сектора участников ВЭД.

Однако, создание благоприятных условий для участников ВЭД в форме значительного упрощения и ускорения таможенных процедур при перемещении товаров через таможенную границу не гарантирует неукоснительное соблюдение с их стороны таможенного законодательства. Это подтверждают результаты таможенного контроля, проводимого после выпуска товаров.

С учетом расхождения данных об импорте России и экспорте стран мира в Россию проведена работа по определению перспективных объектов таможенного контроля после выпуска товаров для организации проверочной деятельности. В результате определены предметы и объекты контроля – наиболее налогоемкие товарные позиции (84, 85, 87, 61, 62, и 64 товарные группы ТН ВЭД ЕАЭС).

Согласно результатам оценки, проведенной на основании сравнительного анализа стоимостных показателей по ввозу товаров в регионе деятельности таможенных органов с учетом номенклатуры товаров, их страны происхождения, а также перечня участников ВЭД, выявлены резервы собираемости таможенных платежей.

В рамках исполнения Плана по реализации комплекса мер, направленных на исключение возможности уклонения от проведения таможенного контроля и уплаты таможенных пошлин, налогов по результатам его проведения, ГУТКПВТ ведется работа по разработке норм законодательства, предусматривающих применение обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в ходе проведения таможенных проверок.

В условиях ограниченной штатной численности подразделений ТКПВТ, существования «фирм-однодневок», используемых при применении схем ухода от уплаты таможенных платежей, выработка действенных решений по усилению контроля как до, так и после выпуска товаров, наиболее актуальна.

Общие положения о ТКПВТ в РФ

 

Таможенный контроль, в общем виде – это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием систем управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства.

При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств - членов таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.

При выборе объектов и форм таможенного контроля используется система управления рисками.

При проведении таможенного контроля каких-либо разрешений, предписаний либо постановлений на его проведение таможенным органам не требуется.

Таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза. От имени таможенных органов таможенный контроль проводят должностные лица таможенных органов, уполномоченные на проведение таможенного контроля в соответствии со своими должностными (функциональными) обязанностями.

Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов в отношении:

1) товаров, в том числе транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу и (или) подлежащих декларированию;

2) таможенной декларации, документов и сведений о товарах, представление которых предусмотрено в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза;

3) деятельности лиц, связанной с перемещением товаров через таможенную границу, оказанием услуг в сфере таможенного дела, а также осуществляемой в рамках отдельных таможенных процедур;

4) лиц, пересекающих таможенную границу.

Таможенный контроль проводится в зоне таможенного контроля, а также в других местах, определяемых таможенными органами, где находятся товары, транспортные средства и документы, содержащие сведения о них, в том числе в электронной форме.

Формами таможенного контроля являются:

1) проверка документов и сведений;

2) устный опрос;

3) получение объяснений;

4) таможенное наблюдение;

5) таможенный осмотр;

6) таможенный досмотр;

7) личный таможенный досмотр;

8) проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;

9) таможенный осмотр помещений и территорий;

10) учет товаров, находящихся под таможенным контролем;

11) проверка системы учета товаров и отчетности;

12) таможенная проверка.

Таможенный контроль после выпуска товаров и транспортных средств является составной частью таможенного контроля.

Основы организации ТКПВТ определены Таможенным кодексом и законом О таможенном регулировании.

Таможенный контроль после выпуска товаров и транспортных средств – это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства, применяемых в отношении товаров и транспортных средств, выпущенных на территорию ТС или вывезенных с таможенной территории ТС.

Таможенный контроль после выпуска товаров и транспортных средств – это деятельность таможенных органов по контролю за соблюдением лицами таможенного законодательства, в отношении товаров и транспортных средств, выпущенных таможенными органами, осуществляемая в порядке, определённом таможенным законодательством РФ и Таможенного союза.

Целью таможенного контроля после выпуска товаров являются выявление, предупреждение и предотвращение нарушений таможенного законодательства ТС.

Таможенный контроль после выпуска товаров проводится должностными лицами таможенных органов путём

· проверки факта выпуска товаров,

· проверки достоверности сведений, заявленных при таможенном оформлении,

· а также контроля целевого использования товаров (в случае, если товары выпущены условно с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей, предоставление которых сопряжено с ограничениями по пользованию и распоряжению такими товарами).

Налоговые органы, органы внутренних дел и иные правоохранительные и государственные органы, информируют таможенные органы об имеющихся у них материалах о нарушениях таможенного законодательства, в порядке, определяемом соглашениями с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

В целях совершенствования таможенного контроля после выпуска товаров и транспортных средств и укрепления международной безопасности осуществляется сотрудничество с международными организациями и таможенными службами иностранных государств.

Основными принципами таможенного контроля после выпуска товаров и транспортных средств являются:

1) законность, гласность и доступность информации по вопросам проведения таможенного контроля после выпуска товаров;

2) обоснованность, позволяющая обеспечить равенство участников внешнеэкономической деятельности при выборе объектов таможенного контроля после выпуска товаров;

3) выборочность, позволяющая, как правило, ограничиваться только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства;

4) объективность и независимость решений, принимаемых при проведении таможенного контроля после выпуска товаров;

5) гармонизация методов и порядка проведения таможенного контроля после выпуска товаров с общепризнанными международными нормами и практикой;

6) исключение неоправданного вмешательства и нанесения ущерба предпринимательской деятельности проверяемых лиц;

7) единство системы таможенного контроля после выпуска товаров и единообразие применение законодательства при его организации и проведении;

Объектами осуществления таможенного контроля после выпуска товаров и транспортных средств являются:

1) товары и транспортные средства, выпущенные на территорию таможенного союза в свободное обращение;

2) товары и транспортные средства, выпущенные на таможенную территорию таможенного союза условно;

3) товары и транспортные средства, вывезенные с таможенной территории таможенного союза;

4) товары иностранного происхождения, находящиеся в гражданском обороте на территории таможенного союза;

5) деятельность лиц в области таможенного дела.

При выборе объектов проверки таможенные органы осуществляют всесторонний анализ по многим критериям: репутация участника ВЭД, индекс его деловой активности, анализ результатов предыдущих проверок его деятельности и т. д.

 

Субъектами осуществления таможенного контроля после выпуска товаров и транспортных средств являются:

1) таможенные органы Российской Федерации;

2) юридические лица и индивидуальные предприниматели, перемещающие товары и транспортные средства через таможенную границу ТС;

3) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческую деятельность по реализации (оптовой, розничной), хранению товаров иностранного происхождения на территории Российской Федерации;

4) таможенные представители, владельцы складов временного хранения, владельцы таможенных складов, владельцы магазинов беспошлинной торговли, таможенные перевозчики.

Таким образом расширен круг лиц, в отношении которых может проводиться таможенная проверка. Эта форма таможенного контроля может проводиться в отношении следующих лиц:

· декларант;

· таможенный представитель;

· перевозчик;

· лицо, осуществляющее временное хранение товаров;

· уполномоченный экономический оператор;

· иные лица, напрямую или косвенно участвующие в сделках с товарами

 

Представление документов и сведений для целей осуществления таможенного контроля после выпуска товаров

Лица, осуществляющие перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу, перевозку, хранение, а также реализацию товаров иностранного происхождения, обязаны по мотивированному запросу таможенного органа представлять запрашиваемые документы и сведения в сроки, установленные таможенным органом.

Непредставление запрашиваемых документов в сроки, установленные таможенным органом, влечет привлечение к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Налоговые органы представляют по запросу таможенных органов в целях осуществления таможенного контроля после выпуска товаров документы и сведения, касающиеся регистрации юридических лиц, уплаты и исчисления налогов, бухгалтерскую отчётность и иные документы и сведения, в том числе содержащие налоговую тайну.

Банки и иные кредитные организации представляют по запросу таможенного органа информацию, касающуюся движения денежных средств по счетам организаций, необходимую для проведения таможенного контроля после выпуска товаров, в том числе, содержащую банковскую тайну.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: