Андрагог должен овладеть различными психологическими приемами, помогающими его подопечным осознать собственную роль во взаимоотношениях с другими (например, ответные реплики, повтор высказывания в более активной форме). В информации, которую сообщает обучающийся, следует научиться улавливать психологические нюансы понимания, выражения пожелания и стараться подчеркивать их.
Методы, разработанные психологами, позволяют андрагогу управлять различными эмоциональными состояниями — стрессом, состоянием счастья и пр.
Особый интерес представляет стресс как «нервно-психическое перенапряжение, адекватная реакция на которое ранее не сформирована, но должна быть найдена в сложившейся ситуации». Стресс — проблема не только для стажеров, но и для андрагогов. При этом нужно учитывать позитивную функцию стресса как адаптационного закаляющего механизма. Андрагогу необходимо владеть приемами целенаправленного использования психологических механизмов превращения стресса из деструктивного в мобилизующий фактор развития личности, выхода из стрессовой ситуации с учетом этапов его развития, включения всех психических ресурсов индивида, смягчения воздействия стресса на физическое и психическое здоровье.
Андрагог должен учитывать особенности позитивных психических состояний, например состояние счастья: осознавать суть этого состояния, знать и эффективно использовать психологические приемы его достижения через ощущение целостности своей личности, разрешение внутренних конфликтов, уменьшение расхождения между реальной и идеальной я-концепцией, развитие определенных качеств, способностей, позитивной деятельности индивида.
Поскольку в современных воспитательных концепциях ответственность возведена в ранг важнейшей характеристики социально зрелой личности и перенесена на саму личность, андрагог должен уметь развивать это чувство у подопечного. Это укрепляет веру стажера в способность влиять на события, входить в положение других людей и уважать их потребности, отказывать себе в удовлетворении своих потребностей. Опорой служит психологическая концепция локус-контроля. двух типов ответственности: интернал возлагает всю ответственность за происходящее с ним на себя; экстернал — на внешние обстоятельства. Последняя позиция соответствует житейскому понятию безответственности. Не следует упускать из виду проявления безответственности (например, пропуск занятия). Задача андрагога — не осуждая, помочь изменить неверный поведенческий рисунок, предоставить обучающемуся возможность убедиться в наличии иного решения.
Мотивация относится к ключевым компонентам познавательного процесса, определяющим его направленность, интенсивность и длительность сохранения основных его результатов. Она непосредственно предопределяет характер образовательной деятельности и развивается во взаимосвязи с развитием мировоззрения и способностей. Мотивацией к обучению можно управлять, оказывая целенаправленное влияние на интересы, стремления, намерения, влечения, установки и пр. ЮНЕСКО были выдвинуты четыре основные типа ценностей, которые могут направлять мотивацию образования взрослого человека: «учиться, чтобы знать; учиться, чтобы быть; учиться, чтобы делать; учиться, чтобы уметь жить с другими людьми». Мотивы, побуждающие взрослых к обучению, могут быть материальными и социально-экономическими, внутренними психологическими, страховочными, средством самоутверждения, даже досуговыми. Дополняя друг друга, они составляют движущую силу полноценной познавательной деятельности. Их стимуляция и поддержка обеспечат постоянный интерес к учебе и ее успешность.
Мотивируют взрослых к обучению посредством:
— придания образовательному процессу максимально конфиденциального характера. Включение третьего лица в контакт обучающегося и андрагога нежелателен, особенно при обсуждении неудач обучающегося;
— положительной реакции андрагога на любые действия стажера, служащей психологической основой для продолжения образования. Андрагог должен всегда отмечать позитивную сторону поступка обучающегося;
— поощрения «учения с целью», т.е. стажеры должны видеть перед собой совместно поставленные цели, и прежде всего краткосрочные цели на небольшие этапы обучения. Достижение этой цели является началом нового этапа, ступенькой к достижению главной цели (например, к получению диплома, позволяющего получить работу);
— поддержания конструктивного мнения обучающегося о собственных познавательных возможностях (наиболее эффективно);
— закрепления за стажерами функций отбора содержания обучения, его организации, планирования, стимулирования, контроля и др. При этом андрагог содействует эффективному выполнению обучающимся принятых на себя задач. Ориентиром при этом должны служить уровень мотивации и признаки ее ослабления (оправдание своей неуспеваемости, систематическое невыполнение учебных заданий и пр.). Однако не следует забывать, что сверхмотивация снижает эффективность любой деятельности.
Необходимо учитывать различия мотивации образовательных потребностей мужчин и женщин. Так, если строить мотивацию к обучению на стремлении к профессиональным достижениям, то для женщин это недостаточно веский мотив по сравнению с мужчинами. Для женщин более значимы стремление к самовыражению, саморазвитию и высокая творческая, познавательная активность.
На поддержание высокой мотивации к обучению оказывают заметное влияние современные технологии обучения, создающие «напряженное психологическое поле» и разворачивающие учебную деятельность как деятельность достижения. Сочетание традиционных методов обучения и методов, усиливающих познавательную активность, повышают мотивацию к дальнейшему продолжению образования.
Андрагогу следует обращать пристальное внимание на адаптацию личности при переходе от профессиональной деятельности к учебной. Проблема перемотивации — перехода с мотивации на труд к мотивации на учебу — очень сложна.
Психологические проблемы взрослых обучающихся могут проявляться в страхе перед взятой на себя ответственностью за учебу, в нежелании изменять привычное стабильное положение, в сомнении относительно своих способностей (в том числе обучаемости), компетентности, в боязни оказаться хуже других. В решении этих проблем андрагогу помогут различные психокоррекционные и релаксационные мероприятия, консультации, тренинги (например, мотивационный тренинг, вырабатывающий установки на обучение и профессиональную деятельность; тренинг поведения и общения в типовых ситуациях; тренинг индивидуальной защиты в стрессовых ситуациях; тренинг повышения эффективности мыслительных действий и др.).
На завершающем этапе обучения следует подготовить стажеров к реализации и постоянному обновлению образовательного багажа посредством формирования активного отношения к ситуации и развития заинтересованности в самостоятельном решении возникающих проблем, отработки навыков постоянного самообразования.
Особое место в общении занимают неизбежные конфликты, отражающие динамику жизни. Исчерпывающее представление андрагога о сущности конфликта позволит не только успешно с ним справиться, но и продуктивно использовать.
Основу конфликта составляют, как правило, столкновение интересов, ценностей, спор из-за жизненно важных, значимых вещей, действия, ведущие к эмоциональному напряжению, враждебным проявлениям. Действия участников эмоционально ярко окрашены и глубоко затрагивают каждого. Почвой для конфликтов служат: деятельность (невыполнение поручений и заданий), поведение (пропуски занятий, нарушение совместно принятых правил поведения, девиантное поведение), отношения (антипатии психологического, морального характера, несовпадение манеры поведения, взглядов).
Чтобы исключить неконструктивное разрешение конфликта и образование нежелательных стереотипов и реакций, развитие неврозов, депрессивных состояний, андрагог должен владеть навыками нахождения конструктивного выхода из положения, учитывающими различные стратегии, типы (стили) поведения участников конфликта — избежание, подавление, приспособление, компромисс, соперничество, сотрудничество. Андрагог должен владеть алгоритмом поведения в конфликтной ситуации: погашение эмоций, снятие угрозы, проявление понимания, сосредоточение на проблеме (а не на участниках), отказ от взаимообвинений, выявление проблемы (ее причин, позиций сторон, мотивов, целей, интересов), поиск приемлемого для всех варианта (совпадающих целей, средств и пр.), нахождение решения по типу «оба выиграли». Эффективны в обучении поведению в конфликте индивидуальные или групповые тренинги, психотерапевтические упражнения и т.п.
Методические арсеналы андрагогики и психологии очень близки. И в той, и в другой науке широко практикуются беседы, анализ ситуаций, убеждение, групповые дискуссии, внушение, упражнения, ролевые игры, пример, стимулирование и мотивирование, тренинги. Психотерапевтические методики позволяют андрагогу решать проблемы коррекции поведения, социализации, межличностных отношений, общения, мировоззренческих и нравственно-этических ценностей, формирования я-концепции, обучения самовоспитанию и др. Однако следует опасаться непрофессионального применения психотерапевтических методик. Целесообразны соответствующая подготовка андрагогов, включающая изучение адаптированных к учебно-развивающим целям психотерапевтических методов, а также профессиональное и личностное развитие андрагога.