Реализация психологических идей в андрагогике.




Андрагог дол­жен овладеть различными психологическими приемами, помогающими его подопечным осознать собственную роль во взаимоотношениях с другими (например, ответные реплики, повтор высказывания в более активной форме). В информации, которую сообщает обучающийся, следует научиться улавливать психологические нюансы понимания, выражения пожелания и стараться подчеркивать их.

Методы, разработанные психологами, позволяют андрагогу управлять различными эмоциональными состояниями — стрессом, состоянием счастья и пр.

Особый интерес представляет стресс как «нервно-психическое перенапряжение, адекватная реакция на которое ранее не сформирована, но должна быть найдена в сложившейся ситуации». Стресс — проблема не только для стажеров, но и для андрагогов. При этом нужно учитывать позитивную функцию стресса как адаптационного закаляющего меха­низма. Андрагогу необходимо владеть приемами целенаправленного использования психологических механизмов превращения стресса из деструктивного в мобилизующий фактор развития личности, выхода из стрессовой ситуации с учетом этапов его развития, включения всех психических ресурсов индивида, смягчения воздействия стресса на физическое и психическое здоровье.

Андрагог должен учитывать особенности позитивных психических состояний, например состояние счастья: осознавать суть этого состоя­ния, знать и эффективно использовать психологические приемы его достижения через ощущение целостности своей личности, разрешение внутренних конфликтов, уменьшение расхождения между реальной и идеальной я-концепцией, развитие определенных качеств, способ­ностей, позитивной деятельности индивида.

Поскольку в современных воспитательных концепциях ответ­ственность возведена в ранг важнейшей характеристики социально зрелой личности и перенесена на саму личность, андрагог должен уметь развивать это чувство у подопечного. Это укрепляет веру стажера в спо­собность влиять на события, входить в положение других людей и ува­жать их потребности, отказывать себе в удовлетворении своих потреб­ностей. Опорой служит психологическая концепция локус-контроля. двух типов ответственности: интернал возлагает всю ответственность за происходящее с ним на себя; экстернал — на внешние обстоятельства. Последняя позиция соответствует житейскому понятию безответствен­ности. Не следует упускать из виду проявления безответственности (например, пропуск занятия). Задача андрагога — не осуждая, помочь изменить неверный поведенческий рисунок, предоставить обучающе­муся возможность убедиться в наличии иного решения.

Мотивация относится к ключевым компонентам познавательного процесса, определяющим его направленность, интенсивность и дли­тельность сохранения основных его результатов. Она непосредственно предопределяет характер образовательной деятельности и развивается во взаимосвязи с развитием мировоззрения и способностей. Мотивацией к обучению можно управлять, оказывая целенаправленное влияние на интересы, стремления, намерения, влечения, установки и пр. ЮНЕСКО были выдвинуты четыре основные типа ценностей, которые могут на­правлять мотивацию образования взрослого человека: «учиться, чтобы знать; учиться, чтобы быть; учиться, чтобы делать; учиться, чтобы уметь жить с другими людьми». Мотивы, побуждающие взрослых к обучению, могут быть материальными и социально-экономическими, внутренними психологическими, страховочными, средством самоутверждения, даже досуговыми. Дополняя друг друга, они составляют движущую силу полноценной познавательной деятельности. Их стимуляция и поддерж­ка обеспечат постоянный интерес к учебе и ее успешность.

Мотивируют взрослых к обучению посредством:

придания образовательному процессу максимально конфиденциального характера. Включение третьего лица в контакт обуча­ющегося и андрагога нежелателен, особенно при обсуждении неудач обучающегося;

положительной реакции андрагога на любые действия стажера, служащей психологической основой для продолжения образо­вания. Андрагог должен всегда отмечать позитивную сторону поступка обучающегося;

поощрения «учения с целью», т.е. стажеры должны видеть перед собой совместно поставленные цели, и прежде всего краткос­рочные цели на небольшие этапы обучения. Достижение этой цели является началом нового этапа, ступенькой к достижению главной цели (например, к получению диплома, позволяющего получить работу);

поддержания конструктивного мнения обучающегося о собствен­ных познавательных возможностях (наиболее эффективно);

закрепления за стажерами функций отбора содержания обуче­ния, его организации, планирования, стимулирования, контроля и др. При этом андрагог содействует эффективному выпол­нению обучающимся принятых на себя задач. Ориентиром при этом должны служить уровень мотивации и признаки ее ослабления (оправдание своей неуспеваемости, систематиче­ское невыполнение учебных заданий и пр.). Однако не следует забывать, что сверхмотивация снижает эффективность любой деятельности.

 

Необходимо учитывать различия мотивации образовательных по­требностей мужчин и женщин. Так, если строить мотивацию к обучению на стремлении к профессиональным достижениям, то для женщин это недостаточно веский мотив по сравнению с мужчинами. Для женщин более значимы стремление к самовыражению, саморазвитию и высокая творческая, познавательная активность.

На поддержание высокой мотивации к обучению оказывают заметное влияние современные технологии обучения, создающие «напряженное психологическое поле» и разворачивающие учебную деятельность как деятельность достижения. Сочетание традиционных методов обучения и методов, усиливающих познавательную активность, повышают мотивацию к дальнейшему продолжению образования.

Андрагогу следует обращать пристальное внимание на адаптацию личности при переходе от профессиональной деятельности к учебной. Проблема перемотивации — перехода с мотивации на труд к мотивации на учебу — очень сложна.

Психологические проблемы взрослых обучающихся могут про­являться в страхе перед взятой на себя ответственностью за учебу, в нежелании изменять привычное стабильное положение, в сомнении относительно своих способностей (в том числе обучаемости), компе­тентности, в боязни оказаться хуже других. В решении этих проблем андрагогу помогут различные психокоррекционные и релаксационные мероприятия, консультации, тренинги (например, мотивационный тренинг, вырабатывающий установки на обучение и профессиональ­ную деятельность; тренинг поведения и общения в типовых ситуациях; тренинг индивидуальной защиты в стрессовых ситуациях; тренинг по­вышения эффективности мыслительных действий и др.).

На завершающем этапе обучения следует подготовить стажеров к реализации и постоянному обновлению образовательного багажа по­средством формирования активного отношения к ситуации и развития заинтересованности в самостоятельном решении возникающих проблем, отработки навыков постоянного самообразования.

Особое место в общении занимают неизбежные конфликты, от­ражающие динамику жизни. Исчерпывающее представление андрагога о сущности конфликта позволит не только успешно с ним справиться, но и продуктивно использовать.

Основу конфликта составляют, как правило, столкновение ин­тересов, ценностей, спор из-за жизненно важных, значимых вещей, действия, ведущие к эмоциональному напряжению, враждебным прояв­лениям. Действия участников эмоционально ярко окрашены и глубоко затрагивают каждого. Почвой для конфликтов служат: деятельность (невыполнение поручений и заданий), поведение (пропуски занятий, нарушение совместно принятых правил поведения, девиантное поведе­ние), отношения (антипатии психологического, морального характера, несовпадение манеры поведения, взглядов).

Чтобы исключить неконструктивное разрешение конфликта и об­разование нежелательных стереотипов и реакций, развитие неврозов, депрессивных состояний, андрагог должен владеть навыками нахожде­ния конструктивного выхода из положения, учитывающими различные стратегии, типы (стили) поведения участников конфликта — избежание, подавление, приспособление, компромисс, соперничество, сотрудниче­ство. Андрагог должен владеть алгоритмом поведения в конфликтной ситуации: погашение эмоций, снятие угрозы, проявление понимания, сосредоточение на проблеме (а не на участниках), отказ от взаимооб­винений, выявление проблемы (ее причин, позиций сторон, мотивов, целей, интересов), поиск приемлемого для всех варианта (совпадающих целей, средств и пр.), нахождение решения по типу «оба выиграли». Эффективны в обучении поведению в конфликте индивидуальные или групповые тренинги, психотерапевтические упражнения и т.п.

Методические арсеналы андрагогики и психологии очень близ­ки. И в той, и в другой науке широко практикуются беседы, анализ ситуаций, убеждение, групповые дискуссии, внушение, упражнения, ролевые игры, пример, стимулирование и мотивирование, тренинги. Психотерапевтические методики позволяют андрагогу решать пробле­мы коррекции поведения, социализации, межличностных отношений, общения, мировоззренческих и нравственно-этических ценностей, формирования я-концепции, обучения самовоспитанию и др. Однако следует опасаться непрофессионального применения психотерапевтиче­ских методик. Целесообразны соответствующая подготовка андрагогов, включающая изучение адаптированных к учебно-развивающим целям психотерапевтических методов, а также профессиональное и личностное развитие андрагога.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: