Этика деловых взаимоотношений.




Профессиональная этика андрагога проявляется в конкретных условиях воспитания взрослых. Для андрагога важнейшими являются нравственные аспекты его труда, требования, предъявляемые к его нравственному облику, проблемы нравственного воспитания и само­воспитания.

Основные категории этики андрагога:

профессиональной справедливость — должный порядок челове­ческих взаимоотношений в воспитании взрослых, учитывающий достоинства каждого участника воспитательного процесса;

профессиональный долг — проецирование общечеловеческого понимания нравственности на личную задачу отдельного ан­драгога в частной ситуации, тесно увязанное с понятиями от­ветственности, самосознания, совести, мотива, основывающихся на моральном долге (т.е. безусловном уважении человеческого достоинства в лице каждого участника общественного процес­са, в том числе воспитательного), на утверждении гуманности, реализации принципа единства уважения и требовательности к личности;

профессиональная честь — отношение человека к самому себе и общества к нему, связанное с моральными заслугами в про­фессиональной деятельности, предписывающее нормативные требования к поведению и предполагающее в отношении к че­ловеку ту меру уважения, которую он заслужил;

профессиональная совесть — субъективное осознание андрагогом своего долга и ответственности перед подопечными, внутренняя потребность поступать справедливо, реализация функции морального самоконтроля, проявляющаяся в чувствах удовлетворения или досады, гордости и стыда, «чистой совести» или угрызениях совести.

Структурными компонентами этики андрагога является нрав­ственное сознание (взгляды, убеждения и чувства профессионального долга, справедливости, чести, совести, любви к человеку, требователь­ности, уважения, меры), нравственная деятельность (просвещение и самовоспитание, опыт) и нравственные отношения с обучающимися, коллегами и другими людьми.

Общепрофессиональные навыки андрагога. Очень часто подго­товка преподавателя сосредоточивается на формировании обучающих навыков в ущерб навыкам профессионального общения — установления и поддержания отношений со стажерами. Между тем межличностные отношения, психологические аспекты взаимодействия андрагога и ста­жеров играют решающую роль в учебно-воспитательном процессе. Неподготовленность андрагога в этой области приводит к отсутствию контакта со стажерами и взаимодействия с коллегами, трудностям в установлении доверительных отношений и индивидуального под­хода к обучающимся, к отсутствию навыков выхода из конфликтных ситуаций.

Определяя причины сбоев в социализации обучающегося, андрагог должен проанализировать, как складывается его общение с подопечным. Анализ будет системным и всеохватным, если обратить внимание на содержание общения, функции и средства (непосредственное или опо­средованное, прямое или косвенное, вербальное или невербальное).

Профессиональное общение андрагога представляет собой взаимо­действие участников андрагогического процесса через установление контактов, обмен информацией в процессе совместной деятельности. Ошибки в профессиональном общении и поведении ведут к конфлик­там и психологическим травмам.

Психологической основой профессионального общения андрагога является позитивная я-концепция и позитивная самооценка. Поскольку общение — это улица с двусторонним движением, не только собесед­ник, но и сам специалист должны адекватно вести себя в сложившейся ситуации. Андрагогу следует проявлять гибкость, но и уметь отстаи­вать свою точку зрения, оценивать других, критично относится к себе и принимать людей такими, какие они есть. Андрагогу на первый план всегда надо ставить человека, а уж потом думать о внешних проявлени­ях, программах, формальных ситуациях. Он изначально должен верить в способность людей самостоятельно решать свои проблемы. Должен быть эмпатичным, чувствительным к потребностям людей, придавать личностную окраску общению, владеть приемами неформального обще­ния, быть уверенным в себе, эмоционально уравновешенным. Склон­ность к авторитарности нередко свидетельствует о низкой самооценке, негативной я-концепции, агрессивности или безразличии, пассивности, о стремлении; к запретам, наказаниям, о недоверии, жесткости в процессе обучения, воспитания, общения.

Очень важно, чтобы стажер не попал в зависимость от помощи андрагога. Поэтому внимание акцентируется на «развивающей по­мощи» обучающемуся, конструктивном взаимодействии с ним. Обще­ние следует выстраивать как диалог партнеров, в котором андрагог побуждает к действию. В.В. Воронов определяет следующие правила развивающей помощи:

—проявлять интерес к собеседнику, уметь смотреть в глаза и слу­шать;

—давать высказаться, уметь держать паузу, молчать;

—стараться понять состояние и проблемы стажера;

—выражать сочувствие, понимание его состояния и проблем;

—задавать вопросы, чтобы получить необходимую информа­цию;

—направлять собеседника на осознание им себя, своих проблем и их решения;

—не поучать и не давать советов типа «я бы на твоем месте...», но активизировать его собственную решимость.

Андрагог должен профессионально владеть устной речью и навы­ками ведения деловых бесед и переговоров.

Навыки устной речи требуют постоянного совершенствования и практики, чему, несомненно, способствует соблюдение принципов ее построения. В арсенал андрагога должна входить речь-информация, убеждающая и развлекательная речь. Речь-информация строится с уче­том интеллектуальных способностей слушателей, их познавательных возможностей и интереса к теме. Необходимо постоянно помнить о пред-

мете и форме изложения, учитывать реакцию слушателей. Убеждающая речь оказывает влияние на эмоции, чувства и волю аудитории, она долж­на быть психологически настроена на эмоциональную восприимчивость культуру и жизненный опыт аудитории. Убеждая слушателей, следует избегать сентиментальности. Развлекательная речь в максимальной степени ориентирована на слушателей, их сиюминутные интересы и конкретную ситуацию. В соответствии с этим выбираются речевые формы, экспрессивная лексика, пословицы, поговорки.

Особое внимание надо уделять композиции речи. Эффектное и нетрадиционное вступление привлекает внимание, позволяет уста­новить взаимосвязь «тема — слушатель — андрагог». Здесь уместно дать историческую справку и. обосновать тему, разъяснить основные понятия, рассказать о плане и благоприятных предпосылках к восприя­тию, ошибках, предрассудках, оживить речь поговорками, цитатами, анекдотами, сравнениями. Раскрывая тему, надо учитывать уровень подготовленности слушателей. Не менее важна заключительная часть -«запоминается последняя фраза»!

Общаясь с аудиторией, лучше не пользоваться явно планом-конспектом. Нелишне постоянно контролировать звучание голоса (вы­соту, интонацию, дикцию), правильность произношения, соблюдение норм орфоэпики (правил ударения). В искусстве убеждения важны логика и речевые тактики, умение облекать речь в убедительную для оппонента форму.

Деловая беседа требует дифференцированного подхода к предмету обсуждения, быстроты реагирования на высказывания, критической оценки мнений и предложений, аналитического подхода к оценке раз­личных факторов, уверенности в значимости собственного мнения в процессе дискуссии, ощущения ответственности за решение пробле­мы. Умение проводить деловые беседы отрабатывается на практике специальными упражнениями. Важна также предварительная подго­товка — составление плана, оттачивание важных формулировок, анализ баланса неблагоприятных и благоприятных факторов. Не менее значи­мы внешние условия (например, концентрация на движущих мотивах собеседника, исключение посторонних лиц, тактичное и оптимистичное поведение; облегчение собеседнику положительного ответа; убедитель­ное и тщательное разъяснение своей позиции и пр.).

Активное слушание — навык, необходимый каждому человеку, стремящемуся к установлению адекватных социальных связей. Однако это умение не всегда достаточно сформировано у людей, по роду своей профессии обязанных уметь слушать (в том числе андрагогов). Частично это объясняется личностными качествами: не всем хватает терпения и выдержки выслушивать чужие откровения. Кроме того, зачастую если это умение есть, то оно не доведено до уровня профессионального и еще довольно редко отвечает такому требованию, как «слушая, оказывай влияние на личность». А это крайне важно при работе со взрослыми, которые не приемлют прямого воздействия.

Цель активного слушания заключается не только в том, чтобы услышать и понять человека. Надо показать, что его слышат, понимают и сочувствуют. Андрагог, оставаясь собой, должен владеть такими при­емами активного слушания, как повторение реплик, перефразирование, переспрашивание, уметь подсказать мысль, выказать испытываемые чувства.

Эффективен прием я-высказывания, который состоит в осознании и выражении собственных чувств, в отказе от прямой оценки действий партнера. Владение этим приемом позволяет конструктивно разрешать конфликты, оставаться на позиции поддержки и сотрудничества, не­агрессивно выражать свои чувства, отказаться от конфронтации в поль­зу диалога, предоставить возможность другой стороне проявить волю, сделать шаг навстречу. В напряженных или конфликтных ситуациях очень важны для андрагога навыки воздержания от обвинений, оценки другого и снятия с себя ответственности (позиция ты-высказывания).

Интересен прием пристального внимания, требующий проявления чуткости к состоянию и настроению личности не только в случаях от­клоняющегося поведения, а постоянно. Для установления теплых, не­формальных отношений в разговоре очень важен зрительный контакт, в ряде случаев и физический контакт (например, положить руку на плечо). Ученые предлагают более тонкий подход, ориентированный на непрямое воздействие через игру, психологические упражнения, анализ случаев из жизни, психологически продуманное поведение.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: