Два источника сказок В.А. Жуковского: фольклорные и литературные.




Василий Андреевич Жуковский (1783-1852)

Человек необычной судьбы, редкостного личного обаяния, широко образованный и трудолюбивый, Василий Андреевич Жуковский оказал большое нравственное влияние на русскую литературу и культуру в целом. Значительная часть его творений непосредственно обращена к детям.

Началом самостоятельной литературной деятельности Жуковский считал элегию «Сельское кладбище» — вольный перевод стихотворения английского поэта Томаса Грэя. Впер­вые в русской поэзии так полно проявился интерес к внут­ренней жизни человека, к движениям его души. Это свойст­во романтической поэзии Жуковского усилилось в его бал­ладном творчестве. В этом жанре он достиг совершенства. Им написано 39 баллад. Уже первые из них — «Людмила» (1808), «Светлана» (1812) — привлекли внимание молодых читателей. А потом последовали «Ивиковы журавли», «Пер­чатка», «Кубок», «Лесной царь» и другие. Они притягивали своими необычными сюжетами, потрясали мрачными красо­тами природы. Мертвецы, оживающие в гробах, духи, при­видения, великодушные герои, чудовищные злодеи, получив­шие возмездие, ночь, могила, бледный свет луны — все это составило причудливый, фантастичный мир его поэзии.
Жуковский переводил и создавал большинство своих сказок для детей. Он первый познакомил детей с художественной поэтической сказкой, которая вошла в русскую детскую литературу. Сказочный жанр был близок поэту. Он собирал русские народные сказки, переводил сказки Перро, братьев Гримм, Андерсена, обрабатывал сюжеты народных и литературных сказок, создавал свои поэтические сказки.
Сам Жуковский так оценил свою деятельность: «У меня почти всё или чужое, или по поводу чужого – всё, однако, моё». В работе над сказками он следовал традициям русского фольклора.
Хотя огромное влияние на творчество поэта оказал Пушкин, его сказки самобытны, с яркой романтической направленностью. В волшебных сказках Жуковский стремился поднимать нравственные проблемы. Добро и справедливость а его сказках всегда торжествуют над злодейством. Любовь, дружба, поиски счастья – основные мотивы его сказок.
Создавая сказки «Тюльпанное дерево»( 1845), «Красный карбункул» (1816), «Кот в сапогах» (1845), Жуковский бережно отнесся к сюжетам их иноязычных оригиналов.
Так, при переработке сказки Ш. Перро «Кот в сапогах» поэт, следуя сюжету, особенно подчеркнул в ней сатирические мотивы.

Изменил Жуковский и некоторые образы сказки «Спящая царевна» (у Гриммов «Царевна – шиповник»). «Добрый» и «хлебосольный» царь Матвей, например, совершенно беспомощен как государственный деятель. Он не может поддержать порядка даже в собственном дворце:
У царя двенадцать блюд,
Драгоценных, золотых,
Было в царских кладовых;
Приготовили обед,
А двенадцатого нет
(Кем украдено оно,
Знать об этом не дано).
Издав указ о выселении из государства всех прях, дабы отвести от своей дочери беду, царь быстро успокаивается и возвращается к привычному образу жизни:
Начал пить, и есть, и спать,
Начал жить да поживать,
Как дотоле, без забот.
Подобные детали сгущают сатирическую окраску произведения, усиливают его социальный смысл. В своём варианте сказки Жуковский ввел и развернутые описания природы, отсутствующие у Гриммов, что придавало своеобразный поэтический колорит сказке. Эпически спокойное, окрашенное грубоватой иронией описание уснувшего царства в сказке Гриммов развернуто поэтом в превосходную поэтическую картину, богатую образами, проникнутую тонким юмором и лиризмом. Образ уснувшего царства поэт подчёркивает обыгрыванием слова «сон», аллитерациями, ассонансами:
На неё находит сон;
Вместе с ней объемлет он
Весь огромный царский дом;
Всё утихло кругом;
Возвращаясь во дворец,
На крыльце её отец
Пошатнулся и зевнул
И с царицею заснул;
Свита вся за ними спит.
Как антитеза уснувшему царству изображается его пробуждение. Тишине и покою противопоставляются шум, движение. «Статические» глаголы сменяются «динамическими» - «стучат», «летят», «лает», «дует», «горит», «бежит» и т. д.
Стремясь выдержать сказку в русском народном духе, Жуковский широко пользовался традиционно – фольклорными речениями, простонародными русскими словами, выражениями, например: «дочь прекрасна так была, что ни в сказке рассказать, ни пером не описать», «птица там не пролетит, близко зверь не пробежит», «ни старик, ни молодой за царевной ни ногой», «душная горница», «оплашал наш разумный царь Матвей», «мой свет, старинушка, честной» и многими другими. Традиционно и начало сказки:
Жил – был добрый царь Матвей…
и рассказ старика «о чудесном боре», и конец сказки:
Свадьба, пир, и я там был,
И вино на свадьбе пил;
По усам вино бежало,
В рот же капли не попало.
Но наряду с народной фразеологией и лексикой Жуковский сохранил в сказке выражения, свойственные литературно – романтическому стилю, например:
На воздушный тонкий стан
Брошен лёгкий сарафан
или «Блещут розы по кустам», «рдеющие ланиты» и др.
Высоконравственная идея – торжество добра, любви, справедливости, - облеченная в поэтическую, богатую фантастическими образами, красками, звуками, эмоциями форму, насыщенность социальным смыслом – сделали сказку «Спящая царевна» выдающимся поэтическим произведением русской литературы.

6. Появление сказок в период наивысшего расцвета творчества А.С.Пушкина (30-е годы).
Сказки А.С.Пушкина появились в период наивысшего расцвета его творчества. Они не предназначались для детей, но почти сразу вошли в детское чтение. «…Дети, к которым и не думал обращаться поэт, когда писал своего «Золотого петушка» и «Царевну», ввели их в свой духовный обиход и этим лишний раз доказали, что народная поэзия в высших своих достижениях часто бывает поэзией детской», - писал К.И.Чуковский.
В 1830 году Пушкин начинает работу над сказкой о медведихе «Как весенней теплою порой», которая осталась незавершенной. В 1831 году были закончены «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о попе и о работнике его Балде». В 1833 году А.С.Пушкин написал еще две сказки: «Сказка о рыбаке и рыбке» и «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». В 1834 году появилась «Сказка о золотом петушке».
А.С.Пушкин создает свои сказки на фольклорном материале. «Сказка о попе и о работнике его Балде» близка по сюжету к народной сказке «Батрак, Шабарша». Сюжет «Сказки о рыбаке и рыбке» связан истоками со сказкой «Жадная старуха» и был подарен Пушкину собирателем фольклора писателем В.И.Далем. «Сказка о царе Салтане» перекликается с народной сказкой «О чудесных детях». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» близка к сюжету народной сказки «Волшебное зеркальце».
Сказки А.С.Пушкина – сюжетные произведения, в которых показан резкий конфликт между светлым и темным миром. Примером может служить «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Она была написана в 1831 году и впервые напечатана в 1832 году в третьей части «Стихотворений А.Пушкина».
Это была первая сказка Пушкина, появившаяся в печати. Это произведение – не подражание и не переложение народной сказки, а прямой ее наследник не только по внешним признакам, но и по реалистической основе и глубокому социальному содержанию.
В «Сказке о царе Салтане» отражены многообразные оттенки человеческих чувств:
В кехне злится повариха,
Плачет у станка ткачиха,
И завидуют оне
Государевой жене –
И раскрываются сложные взаимоотношения между людьми («А ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой извести ее хотят…»).
Пушкин выступает в «Сказке о царе Салтане» как борец за народность языка, или «просторечье», как тогда говорили.
Сказки А.С.Пушкина внесли в литературу идею протеста против самодержавия и крепостничества.
«Сказка о попе и о работнике его Балде» - сатира на обманывающий народ служителей православной церкви. В ней высмеиваются их жадность, глупость и лицемерие. У Пушкина сказочные персонажи психологически и художественно совершенны; в процессе работы над сказкой поэт постоянно оттачивал ее стих, приближая его к народному, заостряя сатиру. Пушкинский стих в сказке полон движения. В концовке сказки ясно выражено насмешливое отношение к служителям церкви: «А Балда приговаривал с укоризною: Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною».
В 1835 году в журнале «Библиотека для чтения» появилась «Сказка о рыбаке и рыбке», написанная за два года до этого. Сказка Пушкина представляет собой сатиру на самодержавие и крепостничество. Это подчеркивается резким противопоставление старика старухе: он остается крестьянином, а она поднимается все выше по социальной лестнице.
В образе старика олицетворяется народное начало сказки. Он вынужден покорятся воле жадной старухи, но не испытывает к ней почтения, как бы высоко она ни вознеслась. («Что ты, баба, белены объелась?»). По мере развития сюжета образ старухи постепенно выходит за рамки изображения жадности и становится символом социального гнета.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» написана в 1833 году. Напечатана впервые в 1834 году в журнале «Библиотека для чтения». В ней особенно четко отразилась гуманистическая направленность пушкинских сказок. В сказке положительные персонажи наделены такими чертами характера, которые ценятся людьми труда: добротой, великодушием, храбростью, преданностью в дружбе.
Царица-мать, верно, ждет своего мужа, отправившегося в дальнейший поход. Пушкин рассказывает об этом в ярких сценах, написанных языком, близким к фольклорному:
Смотрит в поле, инда очи
Разболелись глядючи
С белой зори до ночи;
Не видать милого друга.
Только видит: вьется вьюга,
Снег валится на поля,
Вся белешенька земля.
В образе царевны-дочери преобладают романтические мотивы. Она вызывает любовь девушки Чернавки и семерых богатырей и тем, что «всех милее, всех румяней и белее», и, главное, своей добротой, отзывчивостью, готовностью прийти на помощь. Образ Елисея дан в былинных тонах. Герой «отправляется в дорогу за красавицей душой, за невестой молодой». Этот персонаж близок к природе.

В «Сказке о золотом петушке», написанной в 1834 году и впервые напечатанной в 1835 году (журнал «Библиотека для чтения»), создан сатирический образ царя Дадона, который предпочитает царствовать без забот, «лежа на боку». Царь Дадон изображен как человек, не способный любить не только страну, которой управляет, но и собственных сыновей.
Слезы, вызванные их гибелью, легко уступают место сластолюбивому восторгу перед шамаханской царицей. В то же время царь показан далеко не безобидным: он самодур, способный из-за прихоти погубить старика, в свое время пришедшего ему на помощь: «Царь хвалит его жезлом по лбу; тот упал ничком, да и дух вон».
Особенно четко демократические идеи Пушкина отразились в незаконченной «Сказке о медведихе» (1830), где сатирически, в образах зверей, высмеиваются правящие сословия – от дворянского до церковного. Дворянам, князьям, купцам даются эмоционально окрашенные отрицательные характеристики (зубы закусливые, глаза завистливые, жирный хвост). Симпатии Пушкина в этой сказке целиком на стороне народа, поэтому только крестьянин, зайка-смерд, изображен в сказке тепло: «Прибегал тут зайка-смерд, зайка бедненький, зайка серенький…».
Враждебное отношение А.С.Пушкина к самодержавно-крепостнической власти ярко проявилось в том, что положительные герои всех его сказок – люди из народа: трудолюбивый, находчивый и веселый работник Балда («Сказка о попе и о работнике его Балде»); бескорыстный, добрый, невзыскательный труженик-старик («Сказка о рыбаке и рыбке»),
Чертами народности отмечена и поэтическая речь в сказках Пушкина. В них широко применяются народные поговорки, пословицы:
Но жена не рукавица:
С белой ручки не стряхнешь
Да за пояс не заткнешь
(«Сказка о царе Салтане».)

 

«Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ли корысти?..»
(«Сказка о рыбаке и рыбке».)
В сказках Пушкина много слов разговорного, иногда просторечвого языка («и молва трезвонить стала», «не кручинься», «он стоял позадь забора», «инда плакал царь Дадон»).
Пушкин использует изобразительные средства народной поэзии: сравнения, метафоры, гиперболы, постоянные эпитеты:
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря…
(«Сказка о царе Салтане».)
Для сказок Пушкина, как и для народных, характерны чудесные превращения: старухи крестьянки – в царицу; лебедя – в прекрасную девушку; князя Гвидона – в комара, шмеля, муху. Волшебные превращения не только увлекательны, они помогают раскрыть гуманистические идеи сказок.

Сказки А.С.Пушкина пробуждают симпатии и антипатии читателей, формируют активное отношение к своим героям. Они помогают решать задачи идейного, эстетического, нравственного воспитания детей.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: