Русская философия, ее зарождение и развитие. Философская мысль России XIX-XX вв.




2 часа

 

А. Рождение русской философской традиции связано с принятием христианства на Руси и его соединением с южнославянским духовным опытом. Специфика русской философской мысли состоит в тех темах, которые были в ней главными. Это тема власти, человека, его ценностей, места Руси в истории человечества. Допетровский и послепетровский – таковы два главных этапа в становлении философии в России. Первый из них представлен религиозно – философской мыслью, обратившейся к обсуждению отдельных мировоззренческих проблем. В XI веке Феодосий Печерский, Нестор Летописец, митрополит Илларион формулируют концепцию «богоугодного правителя», выражают идеал Святой Руси, развивают учение о вселенском значении эры благодати, сменившей эпоху закона в человеческой истории. С 15 по 18 века в духовной жизни Руси был спор нестяжателей (Нил Сорский) и иосифлян (Иосиф Володский). В 17 веке формируется духовно – академическая традиция изучения философии в связи с появлением Киево – Могилянской и Славяно – Греко – Латинской академий.

Б. В 18 веке открывается Московский университет. Начинается отделение философской мысли от богословской. Наиболее крупными мыслителями этого времени были А. Н. Радищев и М.В. Ломоносов. Оба они тяготеют к натуралистическому пониманию природы, избегают крайностей сенсуализма и рационализма, отстаивают ценность научного познания мира. Начало 19 века характеризуется дискуссией славянофилов (А.С. Хомяков, братья К.С. и И.С. Аксаковы, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин) и западников (Н.В. Станкевич, М.А. Бакунин, К.Д. Кавелин и.др.). о месте и дальнейшем пути России в мировой истории. В 19 веке происходит формирование двух основных направлений философии России – материалистического и идеалистического. Первое из них представлено революционно – демократическими мыслителями – В.Г. Белинским, А.И. Герценом, Н.Г. Чернышевским. Их объединяет критическое отношение к идеализму и панлогизму Гегеля и принятие идей гегелевской диалектики. Материалистически интерпретируя природу, они применяют принципы диалектики к анализу общественной жизни. В обсуждении природы человека, его роли в истории их позиция достаточна оригинальна. Они способствовали проникновению идей материализма и диалектики в российскую науку.

В. Среди характерных черт отечественной философии выделим следующие: онтологизм, гносеологический оптимизм, интуитивизм, антропо-космоцентризм, панморализм, историо-софичность, публицистичность и литературоцентричность. Онтологизм означает, что боль­шинство русских философов, как материалистов, так и идеалистов, твёрдо убеждены в ре­альности окружающего их мира и не испытывают по этому поводу никаких сомнений, даже «методологического» плана. В то время как Декарт - знаковая фигура европейской филосо­фии - допускал сомнение в реальном существовании природно-телесного мира. В вопросах познания сущего отечественные философы, по общему правилу, далеки от европейского скептицизма и агностицизма, являясь сторонниками гносеологического оптимизма. Истин­ное знание о мире они надеются получить, полагаясь прежде всего на интуицию. Она позво­ляет бережно, без аналитического препарирования проникать в сущность вещей. Размышляя о человеке, русские философы видят его существом не только социальным и даже не только духовным, но и природно-космическим. Наш антропо-космоцентризм заметно отличается от упрощённого европейского антропоцентризма. Размышления о человеке неизбежно приво­дят отечественных мыслителей к проблемам морали. Их касаются даже те авторы, которые напрямую не занимаются этической проблематикой. Наряду с антропологическими, вопросы философии истории - одни из важнейших для русских философов. Причём рассуждения о смысле и характере исторического процесса не являются отвлечёнными, они тесно связаны с обсуждением исторической судьбы России. Эта черта отличает не только отечественную, но и европейскую мысль, прежде всего немецкую. Обсуждение историософских проблем про­текает у нас, как и в Германии, в ходе дискуссии почвенников и западников. Своеобразен способ выражения отечественной философской мысли, зачастую облекаемой в публицисти­ческую и литературную форму. В этом есть и свои плюсы, и свои минусы. Споры о времени зарождения русской философии ведутся давно, не утихают они и сегодня. В них сформиро­вались две конкурирующие точки зрения. Одни исследователи полагают, что она возникла на рубеже XVIII - XIX веков. Весь предшествующий период развития отечественной куль­туры ими характеризуется как «предфилософский». Другая точка зрения относит начало рус­ской философии к XI веку. Сегодня вопрос о времени её зарождения почти всегда решается вкупе с другим. А именно: в каком отношении русская философия находится к философии европейской, является ли она по отношению к последней всего лишь своеобразной (как, на­пример, немецкая, английская, французская) или самобытной? Понятно, что статус самобыт­ности выше статуса своеобразия. Те исследователи, которые считают русскую философию самобытной, относят её начало, как правило, к XI веку; понимающие её своеобразной - к ру­бежу XVIII - XIX веков. Даже признавая её самобытной, нельзя пройти мимо внешних влия­ний. Вначале они определялись платонизмом и - шире - концепцией всеединства, которые пришли в отечественную культуру опосредованно через византийское богословие, с начала XIX столетия - немецкой классикой.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: