Требования к личности андрагога.




Требования, предъявляемые к андрагогу:

гуманизм андрагога предполагает личностные характеристики, которые сложно сформировать во взрослом возрасте. Поэтому в некоторой степени данное свойство относится к изначально присущим; — компетентность и коммуникабельность обеспечиваются фор­мированием соответствующих профессиональных знаний, умений, навыков и личностных свойств, а также мотивированностью на их адекватное использование.

Помимо перечисленных андрагогу могут быть предъявлены требования во влиятельности, артистизме, лидерстве и способности сопереживать, а также многие другие. Естественно, что в каждом от­дельном случае этот набор будет индивидуален. Однако должен быть необходимый и достаточный минимум, гарантирующий профессиона­лизм, определенную квалификацию и компетентность в выполнении должностных обязанностей.

Профессиональная компетентность андрагога. Становление ан­драгога как специалиста подразумевает восхождение к определенному уровню способностей, знаний и навыков в данной сфере, стремление к самосовершенствованию. Этот процесс включает пять основных стадий (ступеней):

1) оптация — осознанный выбор профессии с учетом своих индивидуально-психологических особенностей;

2) профессиональная подготовка — формирование профессио­нальной направленности и системы профессиональных знаний, умений и навыков, приобретение опыта теоретического и прак­тического разрешения различных проблем;

3) профессиональная адаптация — вхождение в профессию, освое­ние новой социальной роли, профессиональное самоопределе­ние, формирование личностных и профессиональных качеств, опыта самостоятельной профессиональной деятельности;

4) профессионализация — формирование профессиональной по­зиции, интеграция личностных и профессиональных качеств и умений в относительно устойчивые профессионально зна­чимые образования, квалифицированное выполнение своих обязанностей;

5) профессиональное мастерство — полная реализация, самоосу­ществление личности в профессиональной деятельности на основе подвижных интегральных психологических новооб­разований.

Это движение к формированию и развитию профессионального мастерства — обоснование, утверждение профессионально-личностной мотивации и ориентации на выбранную специальность; формирование интереса к будущей профессии; развитие основ (теоретических, методологических, практических) вхождения в профессию, выполнение основных функций и т.д.

Профессионализм рассматривается как форма самоопределения личности через трудовую деятельность, отличающаяся индивидуальным стилем и избавлением от чувства несвободы (детерминированности) в труде. Профессионал — подлинный субъект труда, его активность полностью воплощена в профессиональной сфере.

Профессионализация предполагает высокую профессиональную компетентность андрагога — сформированную в процессе обучения и самообразования систему научно-практических знаний и умений,-влияющих на качество решения профессиональных задач и определен­ные личностно-профессиональные характеристики, необходимые при воспитании и развитии взрослых людей.

В профессиональной компетентности андрагога можно выде­лить управленческую и психолого-андрагогическую компетентность. Управленческую компетентность формируют теоретические знания и практические умения (опыт) работника, базирующиеся на знаниях научных основ организации деятельности различных государственных структур, образовательных учреждений, общественных организаций и др. Андрагогу необходимы знания теории, методики и технологии работы со взрослыми, основ андрагогического менеджмента (основ управления, этики и психологии руководства, культуры речи и обще­ния и т.д.), а также организаторские, психологические, андрагогические, коммуникативные умения. Психолого-андрагогическую компетент­ность формируют знания андрагогики, педагогики и психологии, необ­ходимые для решения различных проблем.

Компетентность андрагога позволяет профессионально решать следующие задачи:

—управленческо-организаторская (менеджерская) — организа­ция и осуществление обучения, воспитания и развития взрослых людей в системе непрерывного образования, в том числе под­готовка и аттестация андрагогических кадров в образовательных учреждениях для взрослых, на предприятиях, в организациях и учреждениях производственной и социальной сфер (работ­ник управленческого аппарата, инспектор, методист, эксперт, тьютор);

—научно-исследовательская — решение проблем организации, реализации, оценки и коррекции познавательно-развивающего процесса (научный сотрудник);

—личностно-развивающая — постоянное повышение собственной компетентности, обусловленное как особенностями деятельности андрагога, так и требованиями научно-технического прогресса;

—социально-психологическая — адаптация и реабилитация, моти­вация взрослых в системе образования и последующей жизне­деятельности, консультационная, социально-реабилитационная работа со взрослыми по вопросам производственной, учебной, социальной, личной жизни (консультант, социальный работник, работник информационно-ориентационной службы в сфере образовательных услуг);

—образовательно-методическая — оказание помощи и формиро­вание знаний, навыков и качеств взрослой личности на любых уровнях непрерывного образования; оказание помощи в научной организации и реализации учебного процесса, оценка качества учебного процесса и знаний (преподаватель-андрагог);

— прогностическая — владение навыками прогнозирования и ис­пользование их в практической и исследовательской работе.

Для осуществления своей деятельности андрагог должен об­ладать знаниями о возрастных, физиологических, психологических, социальных, профессиональных особенностях взрослых людей и их проявлениях в обучении, трудовой, социальной, досуговой, бытовой деятельности; умениями и навыками работы со взрослыми людьми; определенными качествами и ценностными ориентациями. Это позво­лит андрагогу эффективно участвовать в организации и осуществлении процесса обучения, ориентации, управлении, оказании различного рода помощи взрослым людям.

Профессионализации андрагога должна служить высокоэффектив­ная система профессионального образования, обеспечивающая подго­товку работников высшей, средней и низшей квалификации в образова­тельных учреждениях соответствующего профиля. Профессиональные знания андрагога необходимо постоянно углублять в процессе практи­ческой деятельности и через систему повышения квалификации. Для эффективной профессионализации важны знания и опыт, узаконенные полномочия, статус и репутация андрагога, общественная значимость его профессии, харизматические данные и личная привлекательность, коммуникативные способности, уровень информированности и многое другое. Профессионализация андрагога — важнейший этап жизни, связанный с решением проблем самоопределения и профессиональной адаптации, с профессионально-личностным вхождением в данную сферу деятельности.

В становлении андрагога особо важны его способности. Одна из основных задач при профессиональном самоопределении — выявление и прогнозирование развития общих способностей, определение совокупности влияния интересов и способностей на процесс формирования f профессиональных качеств.

Критерии профессионализма андрагога можно условно разделить на субъективные и объективные. К субъективным критериям относятся индивидуальные моральные установки человека, зависящие от уровня его воспитанности. К объективным — терпимость, доброжелательность (тон, стиль речи и поведения), чуткость (умение слушать), уравно­вешенность (единство манеры общения с «легкими» и «трудными» клиентами), утонченность (охрана чувств личности), сострадание (эмпатия), человечность.

Единых требований к компетенции специалиста-андрагога нет, однако в соответствии с Законом «Об образовании» (1992) были раз­работаны стандарты общепедагогического профессионализма (ОПП), которые, имея в виду близость профессиональных сфер деятельности андрагога и педагога, можно (с учетом специфики каждой и внося соот­ветствующие коррективы) принять в качестве некоторого ориентира.

Стандарты общепедагогического профессионализма (ОПП):

1. Профессионалъно-деятелъностные стандарты предполагают владение:

—базовыми понятиями и парадигмами педагогической науки;

—технологией диагностики развития учащегося;

—технологией постановки педагогических задач;

техникой проектирования педагогического процесса;

—технологией организации развивающей (когнитивной и прак­тической) деятельности;

—технологией контроля и управления продвижением учащихся;

—технологией педагогического творчества;

—технологией сотрудничества;

—знаниями социальных проблем, своего места в их решении.

2. Рефлексивные стандарты требуют:

—знания своих педагогически значимых личных качеств;

—владения интроспекцией педагогического профессионализма;

—самооценкой по критериям я-концепции.

3. Стандарты владения основами социально-психологической за­
щиты
рассчитаны на осведомленность:

—в профессионально-правовой сфере;

—о профессиональных стрессах, путях их предупреждения и преодоления.

Мастерство андрагога включает наряду с профессиональными навыками личностные качества и профессиональный опыт. «Мастер­ство» — это не только умения, владение профессией, трудовыми навы­ками, но и высокое искусство в определенной области, предполагающее знание дела.

Не менее важна педагогическая техника, под которой понимают комплекс психофизических средств саморегуляции и воздействия (вербальных, невербальных, состояний и чувств). Так, к обязательным психотехническим умениям преподавателя относят культуру речи, ми­мику, управление своей психофизиологической саморегуляцией.

Личностные качества андрагога. Профессиональный портрет андрагога включает широкий спектр личностных и профессиональ­ных характеристик. Чаще всего основное внимание уделяют профес­сиональному аспекту, при этом нравственные, мировоззренческие, морально-этические показатели упускаются из виду. Декларируемая многими нормативными документами необходимость формирования нравственной культуры специалиста далеко не всегда реализуется в об­разовательных программах.

Для отечественной образовательной системы свойственны высо­кие требования к личностным характеристикам андрагога, его мировоз­зренческим позициям. Для человека, основная роль которого заключа­ется в оказании влияния на взрослую личность, очень важно умение прояснять и постоянно развивать свою систему ценностей, иметь четкие нравственные и общественные позиции. Мировоззрение андрагога должно строиться на том, что каждый человек имеет личные достоин­ства (акцент на его сильные стороны, поиск скрытых ресурсов); каждый человек в своей основе активен (активность — физическая, психическая или социальная — позитивна); каждый человек хочет отвечать за себя (андрагог отвечает за структуру и содержание, облегчающие процесс обучения, а обучающийся — за прилежание, уважение к остальным участникам учебного процесса); каждый может развиваться (нет без­надежных обучающихся, есть не стимулирующие и не мотивирующие их развитие андрагоги).

Не вызывает сомнений, что личность андрагога играет важнейшую роль в обучении, воспитании и развитии взрослого человека. Однако если от педагога всегда требовалось умение стать лидером («поставить себя»), то от андрагога сегодня ждут отказа от авторитарности в пользу демократизма, гуманизма и сотворчества. От руководства и воздей­ствия — к взаимодействию и социальному (воспитывающему, разви­вающему) влиянию. Андрагог должен добиться стремления стажера к самосовершенствованию и социальным влияниям.

Современный андрагог выступает в роли фасилитатора (от англ. facilitate — облегчать), т.е. облегчающего личности поиск себя. А это значит, что он должен не вести за собой обучающегося, а предоставить ему возможности для самосовершенствования.

Гуманистическая андрагогика противостоит авторитарному, техно-логизированному учебно-воспитательному процессу, манипулирующе­му личностью. Она идет от личности, ее потребностей в безопасности, уважении, признании, любви и самоактуализации. Андрагог должен владеть техникой толерантного общения, включающей такие приемы, как я-высказывание, активное слушание, зрительный контакт, должен уметь поддержать обучающегося, достичь с ним взаимопонимания, стимулировать процессы его самосознания и саморазвития.

 

 

 

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: