Требования, предъявляемые к андрагогу:
— гуманизм андрагога предполагает личностные характеристики, которые сложно сформировать во взрослом возрасте. Поэтому в некоторой степени данное свойство относится к изначально присущим; — компетентность и коммуникабельность обеспечиваются формированием соответствующих профессиональных знаний, умений, навыков и личностных свойств, а также мотивированностью на их адекватное использование.
Помимо перечисленных андрагогу могут быть предъявлены требования во влиятельности, артистизме, лидерстве и способности сопереживать, а также многие другие. Естественно, что в каждом отдельном случае этот набор будет индивидуален. Однако должен быть необходимый и достаточный минимум, гарантирующий профессионализм, определенную квалификацию и компетентность в выполнении должностных обязанностей.
Профессиональная компетентность андрагога. Становление андрагога как специалиста подразумевает восхождение к определенному уровню способностей, знаний и навыков в данной сфере, стремление к самосовершенствованию. Этот процесс включает пять основных стадий (ступеней):
1) оптация — осознанный выбор профессии с учетом своих индивидуально-психологических особенностей;
2) профессиональная подготовка — формирование профессиональной направленности и системы профессиональных знаний, умений и навыков, приобретение опыта теоретического и практического разрешения различных проблем;
3) профессиональная адаптация — вхождение в профессию, освоение новой социальной роли, профессиональное самоопределение, формирование личностных и профессиональных качеств, опыта самостоятельной профессиональной деятельности;
4) профессионализация — формирование профессиональной позиции, интеграция личностных и профессиональных качеств и умений в относительно устойчивые профессионально значимые образования, квалифицированное выполнение своих обязанностей;
5) профессиональное мастерство — полная реализация, самоосуществление личности в профессиональной деятельности на основе подвижных интегральных психологических новообразований.
Это движение к формированию и развитию профессионального мастерства — обоснование, утверждение профессионально-личностной мотивации и ориентации на выбранную специальность; формирование интереса к будущей профессии; развитие основ (теоретических, методологических, практических) вхождения в профессию, выполнение основных функций и т.д.
Профессионализм рассматривается как форма самоопределения личности через трудовую деятельность, отличающаяся индивидуальным стилем и избавлением от чувства несвободы (детерминированности) в труде. Профессионал — подлинный субъект труда, его активность полностью воплощена в профессиональной сфере.
Профессионализация предполагает высокую профессиональную компетентность андрагога — сформированную в процессе обучения и самообразования систему научно-практических знаний и умений,-влияющих на качество решения профессиональных задач и определенные личностно-профессиональные характеристики, необходимые при воспитании и развитии взрослых людей.
В профессиональной компетентности андрагога можно выделить управленческую и психолого-андрагогическую компетентность. Управленческую компетентность формируют теоретические знания и практические умения (опыт) работника, базирующиеся на знаниях научных основ организации деятельности различных государственных структур, образовательных учреждений, общественных организаций и др. Андрагогу необходимы знания теории, методики и технологии работы со взрослыми, основ андрагогического менеджмента (основ управления, этики и психологии руководства, культуры речи и общения и т.д.), а также организаторские, психологические, андрагогические, коммуникативные умения. Психолого-андрагогическую компетентность формируют знания андрагогики, педагогики и психологии, необходимые для решения различных проблем.
Компетентность андрагога позволяет профессионально решать следующие задачи:
—управленческо-организаторская (менеджерская) — организация и осуществление обучения, воспитания и развития взрослых людей в системе непрерывного образования, в том числе подготовка и аттестация андрагогических кадров в образовательных учреждениях для взрослых, на предприятиях, в организациях и учреждениях производственной и социальной сфер (работник управленческого аппарата, инспектор, методист, эксперт, тьютор);
—научно-исследовательская — решение проблем организации, реализации, оценки и коррекции познавательно-развивающего процесса (научный сотрудник);
—личностно-развивающая — постоянное повышение собственной компетентности, обусловленное как особенностями деятельности андрагога, так и требованиями научно-технического прогресса;
—социально-психологическая — адаптация и реабилитация, мотивация взрослых в системе образования и последующей жизнедеятельности, консультационная, социально-реабилитационная работа со взрослыми по вопросам производственной, учебной, социальной, личной жизни (консультант, социальный работник, работник информационно-ориентационной службы в сфере образовательных услуг);
—образовательно-методическая — оказание помощи и формирование знаний, навыков и качеств взрослой личности на любых уровнях непрерывного образования; оказание помощи в научной организации и реализации учебного процесса, оценка качества учебного процесса и знаний (преподаватель-андрагог);
— прогностическая — владение навыками прогнозирования и использование их в практической и исследовательской работе.
Для осуществления своей деятельности андрагог должен обладать знаниями о возрастных, физиологических, психологических, социальных, профессиональных особенностях взрослых людей и их проявлениях в обучении, трудовой, социальной, досуговой, бытовой деятельности; умениями и навыками работы со взрослыми людьми; определенными качествами и ценностными ориентациями. Это позволит андрагогу эффективно участвовать в организации и осуществлении процесса обучения, ориентации, управлении, оказании различного рода помощи взрослым людям.
Профессионализации андрагога должна служить высокоэффективная система профессионального образования, обеспечивающая подготовку работников высшей, средней и низшей квалификации в образовательных учреждениях соответствующего профиля. Профессиональные знания андрагога необходимо постоянно углублять в процессе практической деятельности и через систему повышения квалификации. Для эффективной профессионализации важны знания и опыт, узаконенные полномочия, статус и репутация андрагога, общественная значимость его профессии, харизматические данные и личная привлекательность, коммуникативные способности, уровень информированности и многое другое. Профессионализация андрагога — важнейший этап жизни, связанный с решением проблем самоопределения и профессиональной адаптации, с профессионально-личностным вхождением в данную сферу деятельности.
В становлении андрагога особо важны его способности. Одна из основных задач при профессиональном самоопределении — выявление и прогнозирование развития общих способностей, определение совокупности влияния интересов и способностей на процесс формирования f профессиональных качеств.
Критерии профессионализма андрагога можно условно разделить на субъективные и объективные. К субъективным критериям относятся индивидуальные моральные установки человека, зависящие от уровня его воспитанности. К объективным — терпимость, доброжелательность (тон, стиль речи и поведения), чуткость (умение слушать), уравновешенность (единство манеры общения с «легкими» и «трудными» клиентами), утонченность (охрана чувств личности), сострадание (эмпатия), человечность.
Единых требований к компетенции специалиста-андрагога нет, однако в соответствии с Законом «Об образовании» (1992) были разработаны стандарты общепедагогического профессионализма (ОПП), которые, имея в виду близость профессиональных сфер деятельности андрагога и педагога, можно (с учетом специфики каждой и внося соответствующие коррективы) принять в качестве некоторого ориентира.
Стандарты общепедагогического профессионализма (ОПП):
1. Профессионалъно-деятелъностные стандарты предполагают владение:
—базовыми понятиями и парадигмами педагогической науки;
—технологией диагностики развития учащегося;
—технологией постановки педагогических задач;
— техникой проектирования педагогического процесса;
—технологией организации развивающей (когнитивной и практической) деятельности;
—технологией контроля и управления продвижением учащихся;
—технологией педагогического творчества;
—технологией сотрудничества;
—знаниями социальных проблем, своего места в их решении.
2. Рефлексивные стандарты требуют:
—знания своих педагогически значимых личных качеств;
—владения интроспекцией педагогического профессионализма;
—самооценкой по критериям я-концепции.
3. Стандарты владения основами социально-психологической за
щиты рассчитаны на осведомленность:
—в профессионально-правовой сфере;
—о профессиональных стрессах, путях их предупреждения и преодоления.
Мастерство андрагога включает наряду с профессиональными навыками личностные качества и профессиональный опыт. «Мастерство» — это не только умения, владение профессией, трудовыми навыками, но и высокое искусство в определенной области, предполагающее знание дела.
Не менее важна педагогическая техника, под которой понимают комплекс психофизических средств саморегуляции и воздействия (вербальных, невербальных, состояний и чувств). Так, к обязательным психотехническим умениям преподавателя относят культуру речи, мимику, управление своей психофизиологической саморегуляцией.
Личностные качества андрагога. Профессиональный портрет андрагога включает широкий спектр личностных и профессиональных характеристик. Чаще всего основное внимание уделяют профессиональному аспекту, при этом нравственные, мировоззренческие, морально-этические показатели упускаются из виду. Декларируемая многими нормативными документами необходимость формирования нравственной культуры специалиста далеко не всегда реализуется в образовательных программах.
Для отечественной образовательной системы свойственны высокие требования к личностным характеристикам андрагога, его мировоззренческим позициям. Для человека, основная роль которого заключается в оказании влияния на взрослую личность, очень важно умение прояснять и постоянно развивать свою систему ценностей, иметь четкие нравственные и общественные позиции. Мировоззрение андрагога должно строиться на том, что каждый человек имеет личные достоинства (акцент на его сильные стороны, поиск скрытых ресурсов); каждый человек в своей основе активен (активность — физическая, психическая или социальная — позитивна); каждый человек хочет отвечать за себя (андрагог отвечает за структуру и содержание, облегчающие процесс обучения, а обучающийся — за прилежание, уважение к остальным участникам учебного процесса); каждый может развиваться (нет безнадежных обучающихся, есть не стимулирующие и не мотивирующие их развитие андрагоги).
Не вызывает сомнений, что личность андрагога играет важнейшую роль в обучении, воспитании и развитии взрослого человека. Однако если от педагога всегда требовалось умение стать лидером («поставить себя»), то от андрагога сегодня ждут отказа от авторитарности в пользу демократизма, гуманизма и сотворчества. От руководства и воздействия — к взаимодействию и социальному (воспитывающему, развивающему) влиянию. Андрагог должен добиться стремления стажера к самосовершенствованию и социальным влияниям.
Современный андрагог выступает в роли фасилитатора (от англ. facilitate — облегчать), т.е. облегчающего личности поиск себя. А это значит, что он должен не вести за собой обучающегося, а предоставить ему возможности для самосовершенствования.
Гуманистическая андрагогика противостоит авторитарному, техно-логизированному учебно-воспитательному процессу, манипулирующему личностью. Она идет от личности, ее потребностей в безопасности, уважении, признании, любви и самоактуализации. Андрагог должен владеть техникой толерантного общения, включающей такие приемы, как я-высказывание, активное слушание, зрительный контакт, должен уметь поддержать обучающегося, достичь с ним взаимопонимания, стимулировать процессы его самосознания и саморазвития.