Любовь к родине и родной природе - основная тема детских стихотворений. Воспитательное значение произведений Сергея Есенина для детей.




 

Сергей Александрович Есенин родился в зажиточной крестьянской семье села Константинова Рязанской губернии 3 октября (21 сентября)1895 года. Окончил земское училище и учительскую школу.

Чувство родины — основное в творчестве Сергея Есенина. Многие поэты пытались раскрыть тему родины в своих произведениях. Но так, как сделал это Есенин, по-моемy, не удавалось никому. Он с гордостью называл себя "крестьянским сыном" и "гражданином села". Где бы ни был Есенин, на какую бы вершину славы он ни поднимался, он всегда видел Русь крестьянскую, жил ее надеждами. В стихах Есенина не только "светит Русь", не только звучит тихое признание поэта в любви к ней, но и выражается вера человека в ее будущее, великое будущее родного народа. Есенин застыл на месте. Ему представилась огромная, без конца и края Русь, вся залитая березовым светом, встала рядом изб вдоль Оки. "Родина моя, — прошептали губы, — Родина". И вдруг замерли, потому что нашлись другие слова:

Гой ты, Русь моя родная,

Хаты — в ризах образа...

Не видать конца и края,

Только синь слепит глаза.

Есенин с откровенной теплотой воспевает неповторимую красоту родного края. Как он его любит! Он влюблен в бескрайние поля, леса, в свое рязанское небо, в полевые цветы. Уже давно все стихло вокруг. А он не мог заснуть. Ему вдруг захотелось увидеть маленькое лесное озерцо, где он, босоногий мальчишка, гонялся за косыми лучами солнца, молодую березку, что летом полоскала свои косы в воде, а зимой позванивала хрустально ими. Завтра — начало сенокосной поры. И сколько нужно сил, чтобы с рассвета дотемна махать косой. А человек ходит и ходит по родной земле.И невдомек звездам-проказницам, что не до сна поэту, что он безмерно счастлив, потому что весь мир — для него. Для него цветут травы, для него смеются озорные глаза озер, и даже они, звезды, светят для него. И невольно из сердца на волю рвутся слова:

О Русь! Малиновое поле

И синь, упавшая в реку —

Люблю до радости, до боли

Твою озерную тоску!

Какая безграничная любовь к природе! Меня восхищает неповторимая есенинская лирика, понимание всех тонкостей родной природы и умение это передать в стихах.

Свои стихи о природе Есенин создает по черновому рисунку, набросанному самой природой и сверенному с общей картиной природной жизни. Поэт сажает рябину у крестьянской избы. В "рябиновом костре" сгорают последние надежды: В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть. У Есенина обострен взгляд на те черты природы, которые могут быть уподоблены вещественному миру. Даже небесные светила он приглашает на землю. Месяц схож с жеребенком, он тоже рыжий и "запрягается" в сани. Под луной происходят самые мучительные поиски и открытия самого себя. В стихах Есенина вся жизнь, со всеми поворотами, ухабами и взлетами.

Есенин прошел небольшой, но тернистый жизненный путь. Он оступался, ошибался, впадал в народничество — это вполне естественные "издержки" молодости, личного характера. Однако Сергей Есенин всегда был в поисках, в дороге, на крутых поворотах истории. Все его личные переживания и неудачи отступают перед главным — любовью к родине. Что для человека самое дорогое в жизни? Я бы ответила: "Родина". И разве не счастье воспевать ее красоту! Нельзя жить на земле и не иметь дома, матери, родины. И нельзя ее не любить. На траву упала роса. Растаяли в небе звезды-насмешницы. Рассвет был какой-то розовый и звонкий. Казалось, скажешь слово тихо-тихо, а оно полетит через всю землю. Где-то далеко занялась песня. На нее звонко откликнулись лес, озеро, солнце. А Есенину захотелось к людям. Он выбежал на луг, поглядел на родные, знакомые до боли поля и замер. Теперь он твердо знал: в какие бы края ни забросила его судьба, он никогда не расстанется ни с этой землей, ни с березкой над прудом.

Слова сами выстраивались в ряд:

Если крикнет рать святая:

"Кинь ты Русь, живи в раю!"

Я скажу: "Не надо рая,

Дайте родину мою".

Тема Родины – главная тема в творчестве С. А. Есенина. О чем бы он ни писал, образ родного края незримо присутствует в его поэзии. Еще в ранних юношеских стихах (в сборнике «Радуница») автор предстает перед нами как пламенный патриот. Так, в стихотворении «Гой ты, Русь моя родная!», написанном в стиле русской народной залихватской песни, поэт кричит на всю страну: Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» – Я скажу: «Не надо рая, Дайте Родину мою».

Тогдашние его представления о родной земле еще очень детские. Родина для Есенина – это село Константинове, где он родился, ближайшие окрестности села. «Рязанские поля была моя страна», – вспоминал он впоследствии. В его душе нет еще представления об отчизне как о социальной, политической, культурной среде. Чувство родины находит у него выражение пока еще только Б любви к родной природе. На страницах ранней есенинской лирики перед нами предстает скромный, но прекрасный, величественный и милый сердцу поэта пейзаж среднерусской полосы: сжатые поля, красно-желтый костер осенней рощи, зеркальная гладь озер. Поэт чувствует себя частью родной природы и готов слиться с ней навсегда: «Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных». Но уже и тогда родина видится ему не идиллическим «заоблачным раем». Поэт любит реальную крестьянскую Русь кануна Октября. В его стихах мы находим такие выразительные детали, говорящие о тяжелой мужицкой доле, как «забоченившиеся избы», «тощие поля», «черная, пбтом пропахшая выть» и другие.

Элементы социальности все чаще проявляются в лирике поэта в период первой мировой войны: его героями становятся ребенок, просящий кусок хлеба, пахари, уходящие на войну, девушка, ждущая с фронта любимого. «Грустная песня, ты – русская боль!» – восклицает поэт.

Октябрьскую революцию поэт встретил восторженно. «Радуюсь песней я смерти твоей», – бросает он старому миру. Однако новый мир поэт понял не сразу. Есенин ждал от революции идиллического «земного рая» для мужиков (стихотворение «Иорданская голубица»). Стоит ли говорить, что эти надежды поэта не оправдались? И Есенин переживает полосу духовного кризиса, но не может понять, «куда влечет нас рок событий». Непонятно ему и изменение облика России, которое несла с собой Советская власть. Обновление села представляется поэту вторжением враждебного «скверного», «железного гостя», перед которым беззащитна противопоставляемая ему природа. И Есенин чувствует себя «последним поэтом деревни». Он считает, что человек, преобразуя землю, обязательно губит ее красоту. Своеобразным выражением этого взгляда на новую жизнь стал жеребенок, тщетно пытающийся обогнать паровоз:

Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?

С течением времени взгляд Есенина на жизнь стал шире. Если раньше родиной была для него одна деревенька, то теперь он становится гражданином мира, чуждым всякой национальной ограниченности. «Я брат вам по крови», – обращается Есенин к грузинским поэтам. Он мечтает о тех временах, когда «на всей планете пройдет вражда племен», «когда на земле будет один язык», и лишь «историк, сочиняя труд, о нашей розни вспомнив, улыбнется». Но став пламенным интернационалистом, Есенин не утратил естественного для каждого чувства «того места, где он родился». Он утверждает: «Никакая родина другая не вольет мне в грудь мою теплынь». Любуясь «голубой родиной Фирдоуси», он ни на минуту не забывает о том, что «как бы ни был красив Шираз, он не лучше рязанских раздолий».

 

Сборники «Елка» и «Северное сияние», редактируемые М.Горьким. Новые писатели и художники, создающие детскую книгу (В.В. Маяковский, С.Я. Маршак, К.И. Чуковский, А.Гайдар, Б.С. Житков, В.В. Бианки).

В 1915 году Горький совместно с И.П.Ладыжниковым и А.Н.Тихоновым организовал издательство «Парус». Среди прочего было задумано издание серии книг для детей, содержащей биографии «великих умов человечества». Но осуществилось лишь издание сборника для детей «Радуга», который вышел только в 1917 году в издательстве «Парус» под названием «Ёлка».

В сборник «Радуга» Максим Горький включил свою забавную сказку «Самовар»(1913), герои которой говорят стихами, и сказку «Про Иванушку-дурачка».

После революции первым детским журналом был журнал «Северное сияние», вдохновлённый и редактируемый Максимом Горьким. В журнале публикуется сказочка Горького «Случай с Евсейкой» (1912) про мальчика и рыбок, распевающих весёлые песенки.

Для детских сказок Горького характерны оригинальное сплетение стихотворной и прозаической речи («Воробьишко», «Самовар», «Случай с Евсейкой», а также – оптимизм.

Горький, придававший первостепенное значение детской литературе. Еще в самые первые годы революции он основал журнал для детей "Северное сияние", а потом редактировал при участии Корнея Чуковского и Александра Бенуа веселый и праздничный детский альманах "Елка".

Известные писатели и общественные деятели — Максим Горький, Самуил Маршак — явственно понимали, что необходимо создать специальное государственное детское издательство, которое выработало бы новые принципы работы, стало оплотом новой детской литературы, лидером в выпуске книг для юных читателей. Появление Детгиза, активное участие в организации и работе которого и приняли М. Горький, С. Маршак, К. Чуковский, А. Гайдар, ознаменовало собой новый этап в развитии отечественного детского книгоиздания. Детской книге повезло: организация нового издательства совпала по времени (середина 1930-х годов) с приходом в детскую литературу многих больших писателей со своими темами, умеющих и весело и серьезно рассказывать детям о мире, в котором они живут. Каждая книга Владимира Маяковского, Самуила Маршака, Корнея Чуковского, Бориса Житкова, Виталия Бианки, Аркадия Гайдара, Михаила Пришвина, Агнии Барто, Льва Кассиля и многих других интересных писателей открывала ребенку окружающий его мир с новой стороны. Именно в Детгизе в 1930-е годы впервые увидели свет такие замечательные произведения детской литературы, как «Дядя Степа» (1936) С. В. Михалкова с замечательными иллюстрациями А. Каневского, который принес поэту всенародную славу, «Военная тайна» (1935), «Чук и Гек» (1938) и «Судьба барабанщика» (1939) А. Гайдара, «Белеет парус одинокий» (1936) В. Катаева, «Что бывало» (1939) Б. Житкова. Впервые были изданы сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (1935) А. Толстого, «Волшебник Изумрудного города» (1939) А. Волкова, сборник «Малахитовая шкатулка» (1939) П. Бажова, и другие. Без этих книг уже невозможно представить круг детского чтения. Стихов для детей у Маяковского не очень много. Но какая бы современная тема ни привлекала поэта, берущегося за детскую книгу, он чуть ли не на всех путях встречается с Маяковским. Опередить Маяковского не легко. В последнее время мы все чаще и чаще говорим, что наша детская литература должна воспитывать в ребятах чувство чести и

ответственности, должна давать им простые и ясные, но отнюдь неназойливые понятия о том, "что такое хорошо и что такое плохо". Книжку об этом написал Владимир Маяковский. Написал много лет тому назад. В русской литературе лишь два писателя получили в народе неофициальное, но почетное звание «дедушка»: Иван Андреевич Крылов и Корней Иванович Чуковский (1882-1969). Причем Корнея Ивановича называли «дедушкой Чуковским» еще при жизни. Однако Корней Чуковский не любил, когда его называли «Дедушкой»: ведь в понимании это укладывалась лишь небольшая часть того, что им сделано в литературе: сказки, песенки, загадки, потешки, переводы и пересказы для самых маленьких. И однако сколь ни существенная остальная, большая часть его творчества - для детей постарше и особенно для взрослых, - все же наиболее оригинален Чуковский - сказочник, Чуковский - детский поэт. Его стихотворные сказки с не меньшим основанием могут быть названы поэмами для малышей, а писатель и филолог Ю. Тынянов - тоже не без оснований - называл их «детских комическим эпосом.» Далее мы рассмотрим широко известное произведение автора - «Крокодил».

При появлении «Крокодила» раздались недоуменные голоса: почему-де из этой поэмы ничего не узнаешь о самом крокодиле - чем он кормится, где живет…Но ведь автор и не ставил такой задачи. Его сказка - художественное, а не научно-популярное творение. И крокодил тут не реально «биологический», а условно-сказочный. Так что оценивать сказку надо совершенно иначе.

«Доблестный Ваня Васильчиков» из поэмы Чуковского, тот, что «без мамы гуляет по улицам», по канонам прежней детской поэзии должен был неизбежно заблудиться, стать жертвой каких-то происшествий. У Чуковского же он не только не попадает в беду, но дважды подряд прославляется как спаситель Петрограда от яростного гада…»

Ребенок в центре сюжета, ребенок активный, любознательный и всегда побеждающий - вот главный герой большинства сказок Чуковского, список которых был начат «Крокодилом». Даже там, где такого героя формально нет (скажем в «Мухе-цокотухе» или «Тараканище»), - даже там герой, выручающий всех, напоминает озорного мальчишку - правда, не просто озорного, но и бесстрашного (Комарик. Воробей или позднее, Бибигон). Немудрено, что дети сразу заметили «Крокодила» и оценили его по достоинству.

Аркадий Петрович Голиков, которого вы знаете как писателя Гайдара, родился в городе Льгове, недалеко от Курска. Ему пришлось утаить свой истинный возраст, когда он, не по годам рослый, пошел добровольцем в Красную Армию. Сражался на многих фронтах гражданской войны, в шестнадцать лет уже командовал полком. Лишь тяжелое ранение вынудило его уйти из рядов армии. Полководец Михаил Васильевич Фрунзе получил отчаянное письмо Гайдара с просьбой оставить его в Красной Армии.

По совету Фрунзе, который угадал талант будущего писателя, Аркадий Петрович взялся за литературную работу. Вскоре он стал подписываться: Гайдар. По-разному объясняют этот псевдоним. Одна из версий говорит, что так когда-то монгольские конники называли всадника, скакавшего дозорным далеко впереди отряда. Гайдар говорил: «Пусть потом когда-нибудь люди думают, что вот жили люди, которые из хитрости назывались детскими писателями. На самом деле они готовили краснозвездную крепкую гвардию».

Вот и Гайдар своими книгами помогал расти отважной и работящей гвардии молодых сынов и дочерей нашего народа. Ребята полюбили книги Гайдара: «Школа», «Дальние страны», «Военная тайна», «Судьба барабанщика», «Чук и Гек», «Горячий камень». Но особенную любовь всех мальчишек и девчонок завоевала повесть Гайдара «Тимур и его команда» и ее главный герой – Тимур.

Гайдар и сам был таким, как герои его книг, -- смелым, честным, не знавшим страха в бою. В первые же дни Великой Отечественной войны он уехал на фронт специальным корреспондентом «Комсомольской правды». Осенью 1941 г. Он попал в окружение в тылу врага и стал пулеметчиком партизанского отряда. 26 октября Гайдар шел дозорным впереди маленькой группы партизан. На их пути фашисты устроили засаду. Гайдар первым увидел фашистских автоматчиков и успел предупредить своих боевых товарищей. Но сам он погиб. Пал смертью героя. Похоронен в Каневе, где установлен памятник писателю. По основным произведениям Гайдара созданы кинофильмы. Книги Гайдара переведены во многих странах мира. Награжден 2 орденами, а также медалями.

Б. С. Житков создает научно-художественные произведения, которые помогают развивать творческую фантазию детей. Он обращается к чувствам ребенка и к его разуму. Рассказы Б. С. Житкова глубоко эмоциональны, сюжетны («Про эту книгу», «Плотник», «Паровоз», «Сквозь дым и пламя»). Технические термины почти не употребляются писателем. В центре внимания писателя человек, творческий труд. В его рассказах часто чувствуется влияние Л. Толстого. Для творчества Б. Житкова характерен глубокий анализ внутреннего мира людей разного возраста (сб. «Злое море», «Морские истории»; рассказы «Пудя», «Белый домик», «Как я ловил человечков», «Храбрость», «Красный командир» и др.). Его произведения дают большой материал для воспитательной работы с детьми: для бесед, для развития трудовых навыков. Одним из первых приблизился Б. Житков к решению важной задачи, стоящей перед новой литературой, соединению острой сюжетности и занимательности с тщательным исследованием психологии героев. Он внес в нее суровый реализм, уважительный разговор с подростком о героизме и требовательности к себе и к людям, романтическую одухотворенность, образное восприятие мира».

БИАНКИ, ВИТАЛИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ (1894–1959), русский писатель. Родился 30 января (11 февраля) 1894 в С.-Петербурге в семье ученого-орнитолога, с детства писал стихи. Первый опубликованный детский рассказ Бианки – Чей нос лучше? (1923). Герои рассказа птицы Тонконос, Крестонос, Дубонос и др. напоминали сказочных героев, повествовательная манера Бианки была полна точных наблюдений и юмора. За 35 лет творческой работы Бианки создал более 300 рассказов, сказок, повестей, очерков и статей. Всю жизнь он вел дневники и натуралистические заметки, отвечал на множество читательских писем. Его произведения были изданы общим тиражом более 40 млн. экземпляров, переведены на многие языки мира.

 

 

Идейно-эстетические особенности сказок М. Горького: «Утро», «Воробьишко», «Самовар», «Случай с Евсейкой», «Яшка», «Иванушка-дурачок». Связь с жизнью, социальная насыщенность, новаторское овладение традициями народных сказок.

Максим Горький (настоящие имя и фамилия Алексей Максимович Пешков) (1868-1936), русский писатель, публицист.

Сказки Горького открывают новый этап в развитии литера­турной сказки. Он написал для детей сказки «Утро» (1910), «Воробьишко» (1912), «Случай с Евсейкой» (1912), «Самовар» (1913), «Яшка» (1919) и обработал народную сказку «Про Ива­нушку-дурачка».

Уже в первой своей сказке для детей — «Утро», как впослед­ствии и «Сказках об Италии», Горький показывает чудесное не в волшебных действиях героев, а в реальных делах бесчислен­ных поколений простых людей, украсивших своим трудом родную землю. «Сказка о том, как люди работали на земле, — самая интересная сказка мира», — пишет Горький. Труд рождает пре­красные сказки земли. Он подготавливает победу на земле свет­лых начал жизни, помогает беднякам осознать свою силу.

Сказка «Утро» проникнута предчувствием новой жизни. Она оптимистична. Грядущее олицетворяется в произведении в обра­зах утра, первых лучей солнца, которые рассеивают ночную мглу.

Солнце и труд одинаково животворны. Они главные источни­ки человеческого бытия. Поэтому солнцу «улыбаются ласковой улыбкой» вершины гор. Ему кланяются волны моря, «высоко поднимая белые головы». Эти пафосные, романтически окрашен­ные метафоры и эпитеты и символизируют в сказке Горького пробуждение людей труда, радостное чувство близкого обновле­ния жизни.

Сказка «Утро» — произведение лирико-романтическое и фи­лософское. Романтическая тема звучит и в сказке «Воробьишко». В жанровом отношении «Воробьишко» — романтико-сатириче-ская сказка. Сатирически изображены в произведении старые пи­чужки. По словам Горького, они напоминают скучных людей, которые обо всем говорят так, как в книжках написано, не имея собственного мнения. Они не верят в способность человека к смелым, дерзновенным порывам.

Не потому ли маленький и забавный Пудик, нетерпеливо же­лающий знать, «что такое божий мир и годится ли он для него», не приемлет поучений старых пичужек? Ведь эти поучения не одухотворены мечтой и напоминают проповеди ужа из «Песни о Соколе». А Пудик убежден в другом: «все должны иметь кры­лья». И в стихах «собственного сочинения» он, подобно героям ранних романтических произведений Горького, высмеивает «рож­денных ползать», бескрылых людей. Такова нравственная идея сказки «Воробьишко».

Разрабатывая все новые и новые формы советской литера­турной сказки, Горький создает и классический образец сатири-ко-бытовой сказки для детей. В сказке «Самовар» он обличает мещанскую тупость и самодовольство.

Здесь действующими ли­цами оказываются вещи домашнего обихода, наделенные черта­ми определенных типов людей: «толстая, широкая и очень смеш­ливая сахарница», которая всех и всего на свете боится, сливоч­ник, напоминающий «горбатенького господина с одной ручкой» («он всегда говорил что-нибудь печальное»).

Больше всех высмеивает писатель «форсисто фыркающий» самовар. Он безудержно хвастается перед всеми блеском своих медных боков, считает себя умницей и красавцем, хочет, «чтоб луну сняли с неба и сделали из нее поднос для него». Полны са­моупоения, самовлюбленности песенки, которые поет самовар:

— Фух, как я горяч! Захочу — прыгну, как мяч,
Фух, как я могуч! На луну выше туч.

К теме мещанства, одной из важнейших тем всего своего творчества, Горький возвращается и в сказке «Яшка». Сатира здесь носит ярко выраженный политический характер. Это сказ-ка-памфхет. Не случайно она появилась в 1919 году, когда клас­совая борьба между защитниками молодой Советской Респуб­лики и враждебными силами старого мира достигла необычайно­го напряжения.

Десятилетний мальчик Яшка попадает за свои житейские страдания в рай. И вот он видит вереницы святых угодников. Они томятся от скуки и елейно скулят о своих жертвенных страдани­ях и доблестях: «ножки у нас переломаны, ручки вывихнуты, ведь как мы страдали!» От этой райской жизни Яшке и пить, и есть, и играть расхотелось. И он возвращается на землю, чтобы жить «во славу людям».

Финал сказки «Яшка» «воспринимается как избавление героя от тяжелейших мук рая, как смелый вызов самодовольно-тупому, паразитическому мещанскому райскому благополучию...». Горь­кий выступает против развращающей философии смирения, по­корности, пассивной жертвенности (см. «Советская детская ли­тература». М., 1958).

Новаторской была и научно-познавательная сказка Горького «Случай с Евсейкой». Она рассказывала детям о морском дне и его обитателях. Внешние особенности и образ жизни этих обита­телей морского дна Горький характеризует меткими сравнения­ми и выразительными глаголами. Например, голотурия напоми­нает «плохо нарисованного поросенка», сепия — «мокрый носо­вой платок». Краб двигается «боком-боком», рак-отшельник ве­зет свою раковину, тащится морская черепаха.

Все эти научно-познавательные факты Горький мастерски вплетает в сюжетное действие. Своей необычайностью они созда­ют сказочную обстановку, в которую попадает маленький герой Евсейка. В жанре научно-познавательной сказки писатель сумел развить приключенческий сюжет, нарисовать образ смелого, на­ходчивого маленького героя. Евсейка напоминает Пудика и Яш­ку романтичностью и жизнелюбием. И в нем угадываются черты человека будущего — хозяина свободной земли.

В сказках «Утро», «Воробьишко», «Случай с Евсейкой», «Са­мовар», «Яшка» Горький опирается на идейно-эстетический опыт детской народной и детской литературной сказок, созданных та­кими писателями, как Погорельский, Одоевский, Гаршин, Пер-ро, братья Гримм, Андерсен. Обогащая этот опыт, Горький ис­пользует чисто литературный прием, который подчеркивает ус­ловность волшебного («Случай с Евсейкой»). Создавая детские сказки, писатель обращается к изобразительным средствам на­родной детской сказки — очеловечению природы и окружающих человека вещей и предметов, диалогической форме сказочного повествования, сочетанию диалога с песенками и стишками.

Так, в сказке «Воробьишко» Пудик ведет спор с воробьихой-мамой и чуть не гибнет от лап кошки. В сказке «Самовар» вещи оживленно беседуют, и вдруг... самовар распаялся, разбилась полоскательная чашка, откололась ручка у сливочника, лопнул чайник.

Неожиданным спасением Евсейки завершается его диа­лог с «огромной рыбой», как и диалог Яшки с богом Саваофом. Новые идеи, темы, образы, сюжеты раскрыты писателем прие­мами народной детской сказки.

Только сказка «Утро» представляет авторский монолог. Но и в этой сказке Горький заставляет очеловеченную природу «вы­сказываться». Волны моря поют солнцу: «Приветствуем вас, вла­дыка моря!» А солнце отвечает им: «Добрый день!» Зеленые яще­рицы говорят друг другу: «Сегодня будет жарко!» В этот диа­лог вступает и сам автор. Сняв почтительно шляпу, он отвечает цветам, попросившим его нарисовать их «маленькие портреты»: «Вы очень любезны! Благодарю вас за честь!»

Горький иногда имитирует народный сказ. В сказке «Яшка» сама тема диктовала необходимость употребления библейских слов и выражений («грешник», «рай», «праведник», «святые угод­ники», «славы твоея»). И все же речь действующих лиц здесь разговорная, просторечная. Господь спрашивает у Яшки:

«Ты откуда?

— Из Петербурга.

— Чего рано помер?

__ Да-а, — сказал Яшка, — рано! другой бы на моем месте еще раньше издох.

— Али трудно жилось? — ласково спросил господь. Екнуло сердце Яшкино, хотел он рассказать богу о своей тяжелой жиз­ни, да вспомнил, как святые угодники жаловались, и — сдержал­ся, только крякнул».

Горький сблизил детскую сказку с жизнью, показал советским писателям, какой должна быть новая сказка для детей, какие традиции для нее особенно плодотворны. Призывая создавать произведения о детях и для детей, он говорил: «В литературе на­шей дети не участвуют в качестве героев, что чрезвычайно стран­но, очень странно. Как будто идет смена, а в книжках ее нет, в романах, в повестях мы этой смены не видим. А это нужно».

Сам Горький с большой симпатией и теплотой писал о детях. Не только в сказках, но и во многих его рассказах дети являются главными героями («Дед Архип и Ленька», «Встряска», «Ко­люшка», «Нищенка», «Дети» и др.)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: