Рабочая ПРОГРАММА дисциплины
Наименование дисциплины «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Направление подготовки: 030900 Юриспруденция
Квалификация (степень) выпускника – Бакалавр
Форма обучения
очная
Екатеринбург
1. Цели и задачи дисциплины:
Учебная дисциплина "Безопасность жизнедеятельности" - обязательная дисциплина федеральных государственных образовательных стандартов всех направлений первого уровня высшего профессионального образования бакалавриата.
Основной целью образования по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» является формирование профессиональной культуры безопасности (ноксологической культуры), под которой понимается:
· готовность и способность личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности;
· характер мышления и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета.
Изучением дисциплины достигается формирование у студентов представления о неразрывном единстве требований к эффективной профессиональной деятельности с требованиями к безопасности производства и защищенности человека.
Задачами дисциплины (компетенциями) являются:
• приобретение: понимания проблем устойчивого развития и рисков, связанных с деятельностью человека; знание мероприятий по защите населения и персонала в чрезвычайных ситуациях, включая военные условия;
• овладение: приемами рационализации жизнедеятельности, ориентированными на снижение антропогенного воздействия на природную среду и обеспечение безопасности личности и общества;
• владение: базовыми способами и технологиями защиты в чрезвычайных ситуациях;
• формирование:
– культуры безопасности, экологического сознания и риск-ориентированного мышления, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов жизнедеятельности человека;
– культуры профессиональной безопасности, способностей для идентификации опасности и оценивания рисков в сфере своей профессиональной деятельности;
– готовности применения профессиональных знаний для обеспечения безопасности и улучшения условий труда в сфере своей профессиональной деятельности;
– мотивации и способностей для самостоятельного повышения уровня культуры безопасности;
– способностей для аргументированного обоснования своих решений с точки зрения безопасности.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Рабочая учебная программа дисциплины «Обеспечение безопасности жизнедеятельности» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) к минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра направления 030900.62 – «юриспруденция».
Относится к дисциплинам профессионального цикла базовой части ФГОС ВПО.
Для усвоение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» необходимы знания, умения, компетенции, полученные обучающимися в средней общеобразовательной школе. Студенты должны иметь представление о строении и функциях человеческого тела; уметь работать с литературой, использовать знания о современной естественнонаучной картине мира при освоении новых знаний. Студент должен владеть культурой мышления, навыками восприятия, анализа и фиксации информации, устной и письменной речью. Владение математическим аппаратом решения задач имеет значение успешности усвоения материала при изучении таких вопросов безопасности жизнедеятельности как «Защита населения и территорий от опасностей в чрезвычайных ситуациях». Знания основ экономики необходимо при изучении социально-экономических последствий воздействия опасных и вредных факторов среды обитания, оценке страховых рисков.
Пререквизитом дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является курс школьного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», а кореквизитами – учебные дисциплины: Конституционное право, Трудовое право, Экологическое право, Право социального обеспечения, Административное право, Уголовное право, Криминология, Юридическая психология.
Дисциплина предназначена для студентов 1 курса, изучается в 1-ом семестре.
Требования к результатам освоения дисциплины.
В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие общекультурные (ОК) и профессиональные компетенции (ПК) ООП ВПО, реализующей ФГОС ВПО.
Общекультурные компетенции:
- сохранение жизни и здоровья (знание и соблюдение норм здорового образа жизни; физическая культура) (ОК-1);
- ценностно-смысловой ориентации (понимание ценности культуры, науки, производства, рационального потребления) (ОК-2);
- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
- компетенциями гражданственности (знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свободы и ответственности) (ОК-3);
- самосовершенствование (сознание необходимости, потребность и способность учиться) (ОК-4);
- способность логически, верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
- социального взаимодействия: способность использования эмоциональных и волевых особенностей психологии личности, готовность к сотрудничеству, расовой, национальной, религиозной терпимости, умение погашать конфликты, способность к социальной адаптации, коммуникативность, толерантность (ОК-5);
- способность организовать свою работу ради достижения поставленных целей; готовность к использованию инновационных идей (ОК-6);
- владение культурой безопасности и риск-ориентированным мышлением, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов в жизни и деятельности (ОК-7);
- стремление к саморазвитию, повышение своей квалификации и мастерства (ОК-7);
- способность работать самостоятельно (ОК-8);
- способность принимать решения в пределах своих полномочий, анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
- способность к познавательной деятельности (ОК-10);
- способность к абстрактному и критическому мышлению, исследованию окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов, способность к принятию нестандартных решений и разрешению проблемных ситуаций (ОК-12);
- способность использования основных программных средств, умение пользоваться глобальными информационными ресурсами, владение современными средствами телекоммуникаций, способность использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-13);
- свободным владением письменной и устной речью на русском языке, способность использовать профессионально-ориентированную риторику, владеть методами создания понятных текстов, способность осуществлять социальное взаимодействие на одном из иностранных языков (ОК-14);
- способность использовать организационно-управленческие навыки в профессиональной и социальной деятельности (ОК-15);
- способность применять на практике навыки проведения и описания исследований, в том числе экспериментальных (ОК-16).
Профессиональные компетенции
· в нормотворческой деятельности:
- способность участвовать в разработке нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности (ПК-1);
· в правоприменительной деятельности:
- обеспечение безопасности в профессиональной деятельности на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры и культуры безопасности (ПК-2);
- способность обеспечивать соблюдение законодательства в сфере безопасности жизнедеятельности субъектами права (ПК-3);
- способность принимать решения и совершать юридические действия по обеспечению безопасности в точном соответствии с законом (ПК-4);
- способность применять нормативные правовые акты, реализовать нормы права по вопросам безопасности в повседневной жизни и в профессиональной деятельности (ПК-5);
- юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства, связанные с вопросами безопасности (ПК-6);
- владение навыками подготовки юридических документов, необходимых для обеспечения безопасности жизнедеятельности (ПК-7);
- готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства (ПК-8);
· в правоохранительной деятельности:
- обладание навыком анализа правоприменительной и правоохранительной практики с целью актуализации и углубления знаний о проблемах безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства и юридических механизмах их защиты;
- способность выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);
- способность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);
· в экспертно-консультационной деятельности:
- способность толковать нормативные правовые акты по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности (ПК-15);
- способность давать квалифицированные юридические заключения органам и должностным лицам, а также консультации гражданам по вопросам безопасности (ПК-16);
· в педагогической деятельности:
- способность преподавать некоторые модули БЖД на необходимом теоретическом и методическом уровнях.
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
· теоретические основы безопасности жизнедеятельности;
· основные техносферные опасности, их свойства и характеристики;
· характерные состояния системы «человек – среда обитания», основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности в техносфере; критерии комфортности, негативные факторы техносферы, их воздействие на человека и природную среду, методы защиты от них, применительно к сфере своей профессиональной деятельности; критерии безопасности;
· системы контроля за соблюдением требований безопасности и экологичности (ОК-3; ПК-6, 10, 11);
· методы оценки риска в профессиональной деятельности, способы предотвращения нарушений требований безопасности (ОК-3,9; ПК-10, 11);
· права и обязанности работника и работодателя в области охраны труда, нормативные правовые акты в области охраны труда, экологической безопасности; (ПК-5, 7, 15);
· принцип расследования и учета несчастных случаев в профессиональной деятельности (ОК-3; ПК -5, 6, 10, 11);
· основные мероприятия и методы по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
· экономические аспекты безопасности жизнедеятельности (ОК-10, ОК-15).
Уметь:
· применять нормативные правовые акты в области охраны труда, промышленной и экологической безопасности (ОК-3, 7; ПК-7,15);
· идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации, обеспечивать безопасные условия труда в соответствии с законодательством Российской Федерации (ОК-3; ПК-5, 6, 10, 11);
· выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности;
· предупреждать и устранять причины и условия возникновения опасных ситуаций в зонах профессиональной деятельности, быта и отдыха человека (ОК -3; ПК-11);
· осуществлять мероприятия по защите населения от пожаров, техногенных аварий, стихийных бедствий, террористических актов (ОК-1, ОК-8).
Владеть:
· основами законодательных и правовых знаний в области безопасности и охраны окружающей среды; правовыми и организационными основами обеспечения безопасности жизнедеятельности (ОК-3; ПК -5, 6, 11);
· навыками подготовки юридических документов в области охраны труда (ОК-4; ПК-7);
· требованиями к безопасности технических регламентов в сфере профессиональной деятельности представителей юридических профессий;
· способами и технологиями защиты населения в чрезвычайных ситуациях и навыками оказания первой медицинской помощи;
· понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности (ОК-20);
· основами методологии анализа риска (ОК-3, 7; ПК- 5, 10, 11);
· навыками рационализации профессиональной деятельности с целью обеспечения безопасности и защиты окружающей среды.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы:
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры | |||
- | - | - | |||
Аудиторные занятия (всего) | |||||
В том числе: | |||||
Лекции | - | - | - | - | |
Семинарские занятия (С) | |||||
Практические занятия (ПЗ) | |||||
Самостоятельная работа (всего) | |||||
В том числе: | |||||
Контрольная работа | |||||
Реферат, презентация, постер | |||||
Другие виды самостоятельной работы | |||||
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) | зачет | ||||
Общая трудоемкость 72.час 2 ЗЕТ. |
5. Структура и содержание учебной дисциплины.
Тематический план для очной формы обучения студентов.
№ п/п | Модуль, раздел (тема) учебной дисциплины | Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) | Всего часов | ||
Лекции | Семинарские занятия (практические, лабораторные) | СРС | |||
1. | Введение в безопасность. Основные понятия и определения | ||||
Человек и техносфера | |||||
Идентификация и воздействие на человека вредных и опасных факторов среды обитания | - | ||||
Защита человека и среды обитания от вредных и опасных факторов | |||||
Обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека | |||||
Психофизиологические и эргономические основы безопасности | |||||
Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условия их реализации | |||||
Управление безопасностью жизнедеятельности | |||||
ИТОГО |
6. Содержание дисциплины: