Тема 2.14 Учет и анализ работы станции




УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕсКОЕ ПОСОБИЕ

(ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ)

 

ПО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ КУРСУ

МДК.01.01. Технология перевозочного процесса

На железнодорожном транспорте

 

для специальности

23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)

 

 

Мыски 2015

АННОТАЦИЯ

 

Учебно-методическое пособие по междисциплинарному курсу МДК.01.01. Технология перевозочного процесса (по видам транспорта) предназначено для обучающихся специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам), разработано на основе:

- Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам), утвержденного приказом Минобрнауки № 376 от 22.04.2014.

- учебных планов программ подготовки специалистов среднего звена заочной формы по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам),

- рабочей программы учебной дисциплины ПМ.01. Организация перевозочного процесса на железнодорожном транспорте по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам), утвержденной ГОУ СПО ТУ ЭТТ, Протокол методического совета № 05 от 02.04.2013г.

Настоящие учебно-методические рекомендации разработаны с целью оказания практической помощи обучающимся заочного отделения в организации их самостоятельной работы для качественной подготовки и сдачи программы по междисциплинарному курсу МДК.01.01. Содержат тематический план по междисциплинарному курсу МДК.01.01., краткую программу теоретического курса с вопросами для самопроверки и списком литературы, перечень практических работ для самостоятельного выполнения с краткими рекомендациями, перечень заданий по выполнению домашней контрольной работы, итоговый тест.

Учебно-методическое пособие представляет интерес как для обучающихся по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) первых курсов заочной формы обучения, так и для преподавателей.

 

 

 

Составитель: _Преподаватель транспортных дисциплин

ГК ПОУ ТУ ЭТТ Шаталов В.Б.

(Фамилия и инициалы, должность и если есть квалификационная категория)


ВВЕДЕНИЕ

 

Программа междисциплинарного курса МДК. 01.01. "Технология перевозочного процесса (по видам транспорта)" преду­сматривает изучение основ организации и управления движением на железнодорожном транспорте, технологии и передового опыта работы железнодорожных станций, рациональной организации вагонопотоков, теории графика движения поездов и пропускной способности железнодорожных линий, организации пассажирско­го движения, организации местной работы на участках и направ­лениях, технического нормирования и анализа работы железнодо­рожного транспорта.

В результате изучения междисциплинарного курса дисциплины обучающийся

должен уметь:

- анализировать документы, регламентирующие работу транспорта в целом и его объектов в частности;

- использовать программное обеспечение для решения транспортных задач;

- применять компьютерные средства;

должен знать:

- оперативное планирование, формы и структуру управления работой на транспорте (по видам);

- основы эксплуатации технических средств транспорта (по видам);

- систему учета, отчета и анализа работы;

- основные требования к работникам по документам, регламентирующим безопасность движения на транспорте;

- состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности.

Результатом освоения программы междисциплинарного курса МДК.01.01. является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) Организация перевозочного процесса (по видам транспорта), в том числе компонентами профессиональных (ПК) и общих (ОК) компетенций:

 

Код Наименование результата обучения
ПК 1.1 Выполнять операции по осуществлению перевозочного процесса с применением современных информационных технологий управления перевозками
ПК 1.2 Организовывать работу персонала по обеспечению безопасности перевозок и выбору оптимальных решений при работе в условиях нестандартных и аварийных ситуаций
ПК 1.3 Оформлять документы, регламентирующие организацию перевозочного процесса
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

 

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
ОК 10 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

 

 

Заочное образование – это управляемое самообразование и основной вид изучения учебного материала – самостоятельная работа, от умения организовать которую во многом зависит успех учебного процесса.

Основными условиями правильной организации самостоятельной учебы является:

- плановость в организации самостоятельной работы;

- серьезное отношение к изучению материала;

- постоянный самоконтроль.

Для организации самостоятельной работы обучающийся должен рационально ее спланировать. План – это четко намеченный на определенный срок порядок работы. Ориентиром для составления личного плана является учебный график. Учебный график является основным документом, регламентирующим учебные занятия заочников, в котором отражены изучаемые дисциплины, сроки выполнения домашних контрольных работ, сроки проведения экзаменационных сессий. Для более четкой организации самостоятельной работы учащийся должен составить план. Составлять план можно на год, месяц, неделю, включая в него перечень наиболее значимых дел, с указанием примерных сроков выполнения. Чтобы добиться высокой производительности в учебной работе, необходимо соблюдать строго продуманный режим труда и отдыха. Перед началом каждой работы надо четко уяснить ее цель, продумать план выполнения и тщательно подготовить все необходимое для ее осуществления. Изучение дисциплины следует планировать учитывая время работы на производстве, количество и сроки представления контрольных, практических работ, сроки сдачи дифференцированного зачета. Для начинающих самостоятельно заниматься расписание личных занятий рекомендуется составлять на месяц. Получив некоторый опыт, можно перейти к планированию работы на полугодие или на весь учебный год. В расписании занятий заочник должен предусмотреть ежедневно 3-4 часа для учебной работы, делая через каждый час небольшие перерывы для отдыха. Рекомендуется изучать одновременно несколько дисциплин, но в расписание следует включать не более 2-х дисциплин в день, при этом, на первые часы планировать дисциплины более трудные для усвоения. Нерационально заниматься изучением только одной дисциплины до полного ее изучения, затем второй, третьей и т.д. Работающие по такому методу, на экзаменационной сессии сдают лучше ту дисциплину, которую изучали последней. Параллельное и последовательное изучение всех дисциплин приносит, несомненно, большую пользу. Приступая к изучению какой-либо дисциплины, необходимо в первую очередь составить план занятий, т.е. разделить материал на последовательно изучаемые темы, пользуясь учебной программой, методическими указаниями и контрольными заданиями, которые в значительной мере помогут организовать самостоятельную работу и облегчат усвоение материала.

Продумав последовательность изучения дисциплины, учащийся должен наметить сроки работы над каждой темой. Конечно, в процессе учебы они могут изменяться в зависимости от трудности того или иного материала, но в основе занятий должен быть план. Работа без плана приводит к нерациональному расходу времени, в результате чего даже добросовестный учащийся к концу семестра может оказаться в затруднительном положении.

В качестве примера можно рекомендовать такую форму плана на неделю:

 

Дата День недели Количество времени Что надо сделать Выполнено или нет

 

Необходимо добиваться полного сознательного усвоения теоретического материала, научиться применять теорию при решении практических задач.

Итоговая аттестация ставит своей целью определить степень усвоения учащимися материала изучаемых дисциплин и умения применять полученные знания при решении практических ситуаций.

Во время установочной сессиипроводится основная часть практических работ курса.

Учебно – методическое пособие содержит задания на домашнюю контрольную работу с методическими указаниями по выполнению.

Номер варианта контрольной ра­боты определяется двумя последними цифрами индивидуального шифра обучающегося по таблице выбора вариантов, помещенной в за­дании на контрольную работу № 1.

Программой предусмотрено выполнение ряда практических занятий, имеющих целью научить обучающихся решать производст­венные задачи. В учебно-методическом пособии приводится полный перечень практи­ческих занятий.

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Понятие о транспортном производстве: эксплуатационной работе, транспортной продукции, транспортном обслуживании, транспортном обеспечении. Место железнодорожного транспорта в транспортной системе страны.

Содержание, цели и задачи учебной дисциплины, ее роль в подготовке техника по организации перевозок и управлению на железнодорожном транспорте. Важнейшие требования к управле­нию движением на железнодорожном транспорте и к работникам, занятым в перевозочном процессе.

 

РАЗДЕЛ 1 ОСНОВЫОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОК НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Сущность и содержание эксплуатационной работы; техниче­ская и коммерческая эксплуатация. Основные принципы органи­зации движения. Документы, регламентирующие эксплуатацион­ную работу железных дорог и безопасность движения. Основные показатели эксплуатационной работы.

Понятие о поезде и сопровождающих его документах. Клас­сификация, нумерация поездов, индекс поезда.

Система управления железнодорожным транспортом, орга­низационная структура управления железнодорожным транспор­том, основные направления структурной реформы. Принципы по­строения новой системы управления перевозочным процессом. Основные научно-технические проблемы и перспективы развития железнодорожного транспорта.

Обучающийся должен знать:

- документы, регламентирующие эксплуатационную работу железных дорог;

- понятие о поезде и сопровождающих его документах;

- классификацию и индексацию поездов;

- систему управления на железнодорожном транспорте;

- основные научно-технические проблемы и перспективы раз­вития железнодорожного транспорта.

Обучающийся должен уметь:

- составлять структурную схему управления железнодорожным транспортом, различать зависимость и взаимо­связь структурных подразделений железнодорожного транспорта.

 

РАЗДЕЛ 2 УПРАВЛЕНИЕ И ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫСТАНЦИЙ

 

Тема 2.1 Общие сведения о работе станции

 

Назначение и классификация железнодорожных станций, их техническое оснащение; общая характеристика работы. Положе­ние о железнодорожной станции, структура управления. Доку­менты, регламентирующие работу станции, техническо - распорядительный акт станции.

Обучающийся должен знать:

- классификацию станций;

- основные операции, выполняемые на станциях;

- наименование документов, регламентирующих работу станций.

 

Тема 2.2 Технологический процесс работы станции

 

Понятие о технологическом процессе, его содержание. Ти­повые технологические процессы работы станций, их роль. Ха­рактеристика вагоно- и поездопотоков станций.

«Косая» таблица корреспонденции вагонопотоков. Диа­грамма вагоно- и поездопотоков. Вагонооборот станции. Порядок разработки и утверждения технологического процесса станции.

Обучающийся должен знать:

- содержание, порядок разработки и утверждения технологического процесса.

Обучающийся должен уметь:

- читать и составлять вагоно- и поездопотоков;

- определять вагонооборот станции.

 

Тема 2.3 Маневровая работа

 

Понятие маневровой работы. Технические средства для про­изводства маневровых операций. Виды маневров. Элементы ма­невровой работы. Нормирование маневровых операций на вытяж­ных путях. Особенности технологии работы безгорочных и го­рочных станций. Передовые методы производства маневров. Ор­ганизация маневровой работы. Руководство маневрами. Правила техники безопасности и безопасность движения при производстве маневров.

Обучающийся должен знать:

- виды и способы производства маневров;

- методику нормирования маневровых операций;

- требования по безопасности маневровой работы.

Обучающийся должен уметь:

- определять нормы времени на маневровые операции, выполняемые на вытяжных путях и сортировочных горках.

 

Тема 2.4 Организация работы промежуточных станций

 

Техническая характеристика промежуточных станций, структура управления, выполняемые операции, порядок приема, отправления и пропуска поездов; работа со сборными поездами. Выделение промежуточных станций со значительным объемом грузовой и маневровой работы, их техническая оснащенность и технология работы. Определение целесообразности выделения специальных локомотивов. Средний простой местного вагона на промежуточных станциях. Нормирование маневровых операций на промежуточных станциях; расчет продолжительности стоянки сборного поезда.

Обучающийся должен знать:

- операции, выполняемые на промежуточных станциях и порядок их выполнения;

- методику расчета продолжительности нахождения сбор­ного поезда на промежуточных станциях.

Обучающийся должен уметь:

- составлять план работы со сборным поездом;

- определять средний простой местного вагона на промежуточных станциях;

- рассчитывать продолжительность стоянки сборного поезда.

 

Тема 2.5 Технология обработки транзитных поездов на участковых и сортировочных станциях

 

Роль участковых и сортировочных станций. Технология об­работки транзитных поездов, проходящих станцию без перера­ботки, а также транзитных поездов с частичной переработкой. Техническое обслуживание и коммерческий осмотр поездов. Тех­нология обслуживания поездов, следующих со сменой локомоти­вов и поездных бригад. Технология обработки ускоренных поез­дов и поездов, перевозящих живность.

Обучающийся должен знать:

- порядок, последовательность и продолжительность опера­ций с транзитными поездами;

- организацию коммерческого и технического обслуживания.

Обучающийся должен уметь:

- составлять технологические графики обработки транзит­ных поездов для станций с основным и оборотным депо, станций смены локомотивных бригад, а также транзит­ных поездов с частичной переработкой.

 

Тема 2.6 Технология обработки поездов по прибытии на технических станциях

 

Предварительная информация о поездах, поступающих в пе­реработку. Натурный лист поезда, его содержание. Сортировоч­ный листок; его назначение, содержание и порядок составления. Технология обработки поездов до прибытия поезда, в момент прибытия, по прибытии. Организация коммерческого и техниче­ского обслуживания.

Обучающийся должен знать:

- содержание натурного листа и сортировочного листка;

- технологию обработки поездов по прибытии.

Обучающийся должен уметь:

- составлять технологические графики обработки поездов по прибытии;

- читать натурный лист, сортировочный листок.

 

Тема 2.7 Технология расформирования и формирования поездов на горочных станциях

 

Организация работы сортировочной горки, расстановка шта­та. Применение технических средств для механизации и автома­тизации управления роспуском вагонов. Определение горочного технологического интервала, горочного цикла. Технологические графики работы сортировочной горки с одним, двумя и тремя ло­комотивами, при одном или двух путях надвига. Условия и эф­фективность применения параллельного роспуска составов с сор­тировочной горки. Расчет перерабатывающей способности сорти­ровочных горок, способы се повышения. Накопление вагонов в сортировочном парке. Окончание формирования поездов на сор­тировочных горках. Угловой вагонопоток. Техника безопасности при работе на горочных станциях.

Обучающийся должен знать:

- технологию роспуска составов, расстановку штата;

- горочный цикл и горочный технологический интервал.

Обучающийся должен уметь:

- строить графики работы сортировочной горки;

- рассчитывать горочный цикл, горочный технологический интервал, перерабатывающую способность сортировоч­ной горки.

 

Тема 2.8 Накопление вагонов. Обработка составов по от­правлению на технических станциях

 

Процесс накопления вагонов на состав. Простой вагонов под накоплением и меры по его уменьшению. Организация формиро­вания поездов и перестановка поездов в парк отправления. Обра­ботка составов по отправлению. Организация осмотра и безотцепочного ремонта вагонов на путях сортировочного парка и в пар­ке отправления. Техника безопасности при обработке поездов в парках отправления.

Обучающийся должен знать:

- факторы, влияющие на простой вагонов под накоплением;

- технологию обработки поездов по отправлению.

Обучающийся должен уметь:

- определять средний простой вагонов под накоплением;

- определять технологическое время на техническое обслуживание;

- составлять технологические графики обработки поездов перед отправлением.

 

Тема 2.9 Организация обработки поездной информации и перевозочных документов

 

Назначение, оборудование, размещение на станции и рас­становка штата станционного технологического центра обработки поездной информации и перевозочных документов (СТЦ). Опера­ции, выполняемые СТЦ. Пересылка поездных и перевозочных документов. Кодирование объектов железнодорожного транспор­та. Информационное обеспечение АСУ станций. Получение ин­формации о подходе поездов. Проверка поездов (списывание). Обработка перевозочных документов и корректировка натурного листа состава прибывшего поезда по данным перевозочных доку­ментов, списывания, технического и коммерческого осмотров. Составление сортировочного листка и его пересылка. Учет накоп­ления вагонов. Подборка и подготовка документов на формируе­мые составы поездов.

Обучающийся должен знать:

- назначение и оборудование СТЦ;

- технологию работы СТЦ;

- систему кодирования объектов железнодорожного транспорта.

Обучающийся должен уметь:

- составлять и корректировать натурный лист;

- составлять сортировочный листок.

 

Тема 2.10 Взаимодействие в работе элементов станции между собой и с прилегающими перегонами

Принципы взаимодействия основных элементов станции между собой и с прилегающими перегонами. Условия рациональ­ного взаимодействия в работе парков и сортировочных устройств между собой и прилегающими участками. Основные методы рас­чета по обеспечению взаимодействия. Аналитические методы расчета станционных процессов. Методы нормирования межопе­рационных простоев, пути их сокращения. Расчет числа маневро­вых локомотивов. Прогрессивные виды технологических процес­сов. Комплексный выбор оптимального режима работы парка приема, сортировочной горки, сортировочного парка, вытяжек формирования, парка отправления.

Обучающийся должен знать:

- условия взаимодействия в работе элементов станции и прилегающих участков;

- методику расчета темпа работы отдельных станционных элементов и технологических интервалов.

Обучающийся должен уметь:

- рассчитывать по заданным размерам движения: число пу­тей в парке приема, число бригад пункта технического обслуживания, потребное число маневровых локомоти­вов.

 

Тема 2.11 Организация местной работы на грузовых и технических станциях

Технология работы с местными вагонами. Особенности тех ­ нологии работы с местными вагонами на сортировочных, участ­ковых и грузовых станциях. Организация оперативного руково­дства. Расформирование прибывших составов на грузовых стан­циях. Подготовка порожних вагонов под погрузку опасных грузов и взрывчатых материалов. Организация подачи и уборки местных вагонов. Особенности организации маневровой работы с местны­ми вагонами. Нормирование маневровой работы с местными ва­гонами. Простой местных вагонов на станции. Приемосдаточные операции. Обработка вагонов на железнодорожных путях необ­щего пользования. Понятие о едином технологическом процессе (ЕТП) работы станции и железнодорожных путей необщего поль­зования. Организация внешних и внутренних перевозок.

Обучающийся должен знать:

- элементы простоя местных вагонов, методику расчета очередности подачи и уборки вагонов;

- методику нормирования маневровой работы;

- назначение ЕТП работы станции и подъездных путей.

Обучающийся должен уметь:

- определять число вагонов в подаче, число подач, уборок;

- рассчитывать нормы времени на подачу, уборку, перестановку, подборку и сортировку местных вагонов;

- вычерчивать технологический график простоя местных вагонов по заданным элементам.

 

Тема 2.12 Суточный план-график работы станции

 

Назначение, содержание, порядок и методика разработки су­точного плана-графика. Особенности суточных планов-графиков участковых, сортировочных, грузовых, пассажирских и пассажир­ских технических станций. Показатели работы станции, опреде­ляемые по суточному плану-графику. Методика расчета норм простоя вагонов с расчленением его по элементам.

Обучающийся должен знать:

- назначение, порядок и последовательность разработки су­точного плана-графика;

- методику расчета элементов простоя вагонов.

Обучающийся должен уметь:

- вычертить сетку суточного плана-графика в соответствии с выбранной схемой станции.

Тема 2.13 Руководство работой станции

 

Цели и задачи оперативного планирования работы станции. Виды оперативных планов, порядок их составления. Оперативное руководство работой станции. Работа станционного и маневрово­го диспетчеров, дежурных по станциям, постам электрической централизации, горкам, паркам. Роль командира смены. График исполненной работы. Суточное план-задание, задание на смену. Контроль выполнения технологического процесса. Регулировочные мероприятия диспетчеров. Методы интенсификации работы станции

Обучающийся должен знать:

- структуру оперативного руководства;

- порядок оперативного планирования.

Обучающийся должен уметь:

- составлять схему оперативного руководства для станций различной категории;

- читать график исполненной работы.

 

Тема 2.14 Учет и анализ работы станции

Значение и виды учета. Действующие формы учета и отчет­ности по хозяйству перевозок, грузовому хозяйству. Учет простоя вагонов. Автоматизация учета и отчетности. Цель, значение и виды анализа работы станции, роль в орга­низации выполнения плана и технологического процесса работы станции. Оперативный, периодический и целевой анализы. Ана­лиз графика исполненной работы, выполнения сменного и суточ­ного плана-задания.

Обучающийся должен знать:

- количественные и качественные показатели работы станции;

- значение и виды учета, систему учета, основные формы учета и отчетности;

- методику расчета основных показателей.

Обучающийся должен уметь:

- читать формы первичной учетной документации, запол­нять формы ДУ-8, ДУ-9, рассчитывать простой вагонов.

 

Тема 2.15 Особенности работы станции в зимних услови­ях

Основные мероприятия по подготовке станции к работе в зимних условиях. Организация и технология работы станции зимой. Организация уборки снега, очередность уборки станционных путей. Снегоборьба на станциях. Обеспечение охраны труда и техника безопасности работников станции в зимних условиях.

Обучающийся должен знать:

- особенности технологии работы станции зимой;

- организацию и технологию маневров зимой;

- организацию и очередность уборки снега на станционных путях.

Обучающийся должен уметь:

- составлять план очередности очистки станции от снега.

 

Тема 2.16 Обеспечение безопасности движения на стан­ции

 

Обеспечение безопасности движения поездов и маневровой работы на станции. Факторы, определяющие состояние безопас­ности движения поездов в хозяйстве перевозок. Организационные меры, направленные на обеспечение безопасности движения. Рас­следование и учет браков в поездной и маневровой работе. Обес­печение сохранности вагонов. Контроль выполнения требований безопасности движения. Дежурный по станции в системе «чело­век-машина».

Обучающийся должен знать:

- классификацию случаев нарушения безопасности движения, порядок расследования и учета нарушений;

- основные причины брака при маневровой работе;

- систему контроля выполнения требований безопасности.

Обучающийся должен уметь:

- классифицировать случаи нарушения безопасности движения.

 

Тема 2.17 Организация работы железнодорожных узлов

Значение железнодорожных и транспортных узлов в перево­зочном процессе. Особенности технологии работы железнодо­рожных узлов в зависимости от характера работы. Структура ва­гонопотоков в узле. Распределение работы в узле. Специализация станций. Схемы рациональных маршрутов следования вагонопо­токов в узле. Понятие о технологическом процессе работы узла. Оперативное планирование и руководство работы узла.

Обучающийся должен знать:

- роль железнодорожных узлов в перевозочном процессе;

- порядок распределения вагонопотоков в узле;

- руководство работой узла.

Обучающийся должен уметь:

- составлять схему поездопотоков в узле;

- составлять схему оперативного управления внутриузло­выми вагонопотоками.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: