Министерство образования Московской области
ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет»
Гуманитарно-педагогический колледж
Задания для самостоятельной работы.
ПМ.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования.
По предмету МДК. 03.05. Детская литература с практикумом по выразительному чтению.
заочное отделение, специальность 44.02.01 Дошкольное образование
Преподаватель Зубкова Е.Б.
Общие требования к организации основных видов самостоятельной работы по предмету (ПМ).
1. Методические рекомендации по составлению конспекта:
1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;
2. Выделите главное, составьте план;
3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;
4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.
В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.
Тема: «Понятие о детской литературе. Место детской литературы в воспитании детей»
Анализ программы по подбору произведений для детей разных возрастов.
Проанализировать программные требования по подбору произведений для дошкольников: содержание и усложнение их при переходе от одной возрастной группы к другой.
Заполните таблицу.
Требования к подбору произведений | |
1 мл. группа | |
2 мл. группа | |
Средняя группа | |
Старшая группа | |
Подготовительная к школе группа |
Список рекомендуемой литературы
1. Учебное пособие «Хрестоматия по детской литературе» Л.И.Елисеева Год: 1988 Издательство: Просвещение. Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. (стр.8-11)
2. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.
Тема: «Устное народное творчество и его роль в формировании личности ребенка. Детский фольклор, малые формы детского фольклора. Русские народные сказки, сказки разных народов»
Анализ текстов сказок для дошкольников разных возрастных групп.
Изготовление папки с практическим материалом.
Заучивание русских народных песенок, используемых для проведения режимных процессов.
Содержание
Анализ текстов сказок для дошкольников разных возрастных групп (5 по выбору).
Все студенты должны знать содержание сказок:
Русские народные «Лиса, заяц и петух», «Волк и семеро козлят», «Крошечка-хаврошечка», «Теремок», «Снегурочка».
«Вишенка» (венгерская); «Айога» (нанайская); «Кукушка» (ненецкая); «Непослушный козленок» (монгольская); «Желтый аист» (японская)»; «Бедняк и богач» (литовская); «Чудесная шуба» (казахская); «Дочка пекаря» (английская); «Кошечка и вязальные спицы» (немецкая); «Как осел петь престал» (итальянская); «Змея и рыба» (армянская).
План анализа:
1. Жанр, название, для какого возраста.
Русская сказка «Лиса, заяц и петух», для детей 3-4 лет.
2. Вид сказки.
О животных.
3. Мораль (идея).
«Поступай по справедливости - и победа будет обязательно за тобой».
4. Зачин (начало сказки).
«Жили-были лиса да заяц…»
5. Завязка (начало событий).
«Пришла весна – у лисы избушка-то и растаяла.»
6. Кульминационный момент (самый напряженный момент сказки).
«В третий раз запел петушок…»
7. Развязка (чем всё закончилось).
«Лиса испугалась и выбежала из избушки.»
8. Концовка (окончание сказки).
«И стал петух с зайчиком в избушке жить - поживать да добра наживать.»
9. Герои (дать характеристики всем героям сказки).
Герой. | Его характерные качества. | Основное исполнительское звучание голоса. |
Лиса. | Хитрая, умная, плутовка, обмащица, коварная… | Притворно-лукавый, игривый, хитрый… |
Заяц. | Отзывчивый, добрый, слабый, беззащитный… | Грустный, добрый напуганный… |
Изготовление папки с практическим материалом:
· Заклички.
· Песенки, потешки, прибаутки, колыбельные и пестушки.
· Загадки о: животных, растениях, временах года и явлениях природы, о предметах.
· Пословицы и поговорки.
· Считалки.
· Присказки и концовки.
· Скороговорки.
· Игровой фольклор (молчанки, жмурки, прятки).
· Стихи о временах года.
Выучить русские народные песенки, используемые для проведения режимных процессов: «Водичка- водичка», «Расти коса», «Наша
Маша», «Ладушки- ладушки», «Кисонька - Мурысонька».
Особенности исполнения произведений малых фольклорных форм.
· Малые фольклорные формы читаются наизусть.
· Очень внятно, в медленном темпе.
· Читаются близко к разговорной речи.
· При чтении должно отразиться ласковое, душевное отношение к ребёнку.
· Читать, обыгрывая, используя жест, но уместный, игрушку.
· Использовать разные интонации.
· Подбор и заучивание пословиц, поговорок, загадок (по 3 шт., по выбору студента)
Список рекомендуемой литературы
1. Тексты сказок, малых фольклорных форм.
2. Боголюбская, К. А. Выразительное чтение и рассказывание в детском саду\ К. А Боголюбская. –М.: Просвещение, 2008. – 256 с.
3. Учебное пособие «Хрестоматия по детской литературе» Л.И.Елисеева Год: 1988 Издательство: Просвещение. Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. (стр.8-11)
4. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.
Тема: «Возникновение, формирование и развитие русской детской литературы в разные исторические периоды»
Изучение и конспектирование тем:
1. «У истоков детской литературы. Первые детские писатели».
2. «Детская литература I половины XIX века».
3. «Детская литература II половины XIX века».
Чтение произведений, рекомендованных программой для дошкольников.
Изучить материал (см. Литература для подготовки), составить конспект (на печатной основе).
Вопросы для изучения
1 Характер детского чтения до появления специальных книг для детей. "Азбука" И. Федорова.
2 Литература для детей XVII века. "Лицевой букварь" К. Истомина.
3 Литература для детей XVIII века. Издание учебно-прикладной литературы при Петре I. Характеристика книги "Юности честное зерцало". Выделение детской литературы из общего потока произведений для взрослых со второй половины XVIII в. Учебные и научно-популярные книги по географии, истории, естествознанию.
4 Участие Н.И. Новикова в развитии детской литературы. Первый журнал для детей
Список рекомендуемой литературы
1. Арзамасцева, И. Н., Николаева, С. Л. Детская литература/ И. Н Арзамасцева., С. Л Николаева. - М.: Академия, 200с.
2. Хрестоматия по детской литературе. Автор: А.Л. Табенкина Год: 1988 Издательство: Просвещение. Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец.
3. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.
4.Тема: «Русская детская литература XIX века.»
Изучение и конспектирование тем:
1. «Поэзия для детей: авторы, своеобразие их произведений».
2. «Писатели-природоведы, особенности их произведений».
3. «Юмористический рассказ в нравственно-эстетическом развитии детей».
4. «Детский рассказ».
5. «Детские зарубежные писатели».
На основе изучения темы заполнить таблицы:
1. «Поэзия для детей: авторы, своеобразие их произведений».
2. «Писатели-природоведы, особенности их произведений».
3. «Юмористический рассказ в нравственно-эстетическом развитии детей».
4. «Детский рассказ».
5. «Детские зарубежные писатели».
ОБРАЗЕЦ ТАБЛИЦ:
Автор | Название произведений | Своеобразие произведений |
1. | ||
2. | ||
Список рекомендуемой литературы
4. Арзамасцева, И. Н., Николаева, С. Л. Детская литература/ И. Н Арзамасцева., С. Л Николаева. - М.: Академия, 200с.
5. Хрестоматия по детской литературе. Автор: А.Л. Табенкина Год: 1988 Издательство: Просвещение. Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец.
6. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.