Тема: «Выразительное чтение и рассказывание»




Изучение и конспектирование тем:

1. «Роль выразительного чтения. Требования к речи воспитателя».

2. «Исполнение малых фольклорных форм» и выполнение заданий.

3. «Особенности стихосложения, размер, ритм. Исполнение стихотворений для детей разного возраста».

4. «Работа над прозаическими произведениями» и выполнение заданий.

5. «Разные виды театров, инсценирование. Составление сценариев».

Рекомендации по изучению и конспектированию тем:

Внимательно читай текст и по ходу чтения коротко записывай основные мысли:

Роль выразительного чтения в развитии речевой деятельности дошкольников. Связь выразительного чтения с решением педагогических задач.

Метод «физического действия» К. С. Станиславского. Роль исполнительской задачи, искренности переживаний, воображения, веры в предлагаемые обстоятельства. Снятие мышечного зажима.

Средства выразительности устной речи

Техника речи. Дыхание, его типы. Правильное использование дыхания в речи. Упражнения для развития диафрагмо-реберного дыхания.

Голос. «Атака» звука. Полетность голоса. Правила гигиены голоса. Упражнения для совершенствования голоса педагога и его воспитанников.

Дикция. Артикуляционная гимнастика. Организация работы над фонематическим слухом и дикцией дошкольников.

Соблюдение орфоэпических норм.

Интонация в совокупности ее компонентов.

Сила голоса, проявляющаяся в громкости звучания и логических ударениях. Типичные ошибки в расстановке логических ударений. Виды работы с детьми над логическими ударениями.

Паузы: логические, психологические, построчные (ритмические).

Темп и ритм, правила, определяющие их выбор.

Мелодика речи. Монотон. Упражнения, развивающие способность движения голоса по звукам разной высоты.

Тон голоса. Методика работы над эмоциональным тоном с детьми.

Тембр, возможности его использования в целях выразительности речи.

Неязыковые средства выразительности устной речи: мимика, телодвижения, жесты, поза. Оптимальное использование педагогом неязыковых средств общения как условие выразительности речи.

Подготовка воспитателя к исполнению литературных произведений

Знакомство с произведением. Литературоведческий анализ текста, его последовательность. Правила чтения различных композиционных звеньев текста. Составление «партитуры» чтения. Тренировочное чтение, сопровождающееся анализом.

Особенности исполнения литературных произведений разных жанров

Малые фольклорные формы: анализ содержания и формы, специфика их выразительного чтения.

Фольклорная сказка: ее особенности, их влияние на выбор приемов чтения и рассказывания.

Литературная сказка: особенности жанровой формы, приемы повествования, своеобразие композиции, сюжета и системы образов, осознанный выбор исполнительских приемов.

Басня: специфика жанра и языка, особенности чтения.

Поэзия: особенности лирического героя, лирических мотивов, их влияние на исполнение; влияние стихотворного размера, расположения и характера рифм; соблюдение построчных пауз, цензуры.

Рассказ: взаимосвязь идейно-эмоционального содержания с выбором исполнительских средств; создание образа рассказчика и образов героев; приемы выделения узловых сюжетно-композиционных элементов.

Драматургия: отличия в чтении по сравнению с эпическими произведениями.

Формирование выразительной речи дошкольников

Работа над выразительностью на разных этапах литературного текста: при подготовке к восприятию, первичном восприятии, элементарном анализе, проведении творческих работ по прочитанному. Пересказ, его виды. Методика проведения графического, словесного, музыкального иллюстрирования.

Прослушивание и анализ образцового исполнения литературного произведения при непосредственной подготовке к выразительному рассказыванию. Роль тренировочных упражнений в работе над выразительностью речи, их разновидности.

Инсценирование художественных произведений

Принципы составления сценария. Особенности сценария по фольклорным и литературным произведениям.

Литературно-музыкальные композиции.

Составление сценария праздника дня рождения ребенка и других праздников в дошкольном учреждении и семье.

Рекомендации к написанию сценария

Сценарий - это "чертеж" будущего спектакля, словесное описание того, что мы видим на сцене. В основном в сценарии отражаются действия героев, детали обстановки и реквизита с короткими ремарками по режиссуре.

Правила оформления.

1. Разделите сценарий на сцены, укажите название, место съемки каждой сцены, интерьер заглавными буквами. Это поможет вам ориентироваться в сценарии, составить календарно-постановочный план.

2. Выделите имена всех героев заглавными буквами. Это поможет легче отыскать их в дальнейшем и поможет правильно составить мизансцены.

3. Выделите названия всех важных предметов в сценарии. Это поможет вам учесть все необходимые предметы при составлении списка реквизита и проследить, что происходит с этими предметами в других сценах.

4. Выделите режиссерские ремарки курсивом, чтобы вы смогли выделить их из общего действия.

5. Отдельного внимания заслуживает оформление диалогов. Имя героя обычно пишется заглавными буквами, его действия в ходе диалога и ремарки пишутся в скобках курсивом на следующей строчке после имени. Сам текст диалога, имя героя и ремарки обычно выделены в тексте отступами и располагаются по центру страницы, чтобы отделить диалоги от основного действия. Для того, чтобы подчеркнуть важность отдельных слов в репликах может использоватся их подчеркивание, выделение курсивом.

Список рекомендуемой литературы

1. Арзамасцева И.Н. Детская литература: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений/ И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2014.

2. Боголюбская, К. А. Выразительное чтение и рассказывание в детском саду\ К. А Боголюбская. –М.: Просвещение, 2010. – 256 с.

  1. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. – М.: Сфера, 2011. – 128с.

Основная литература:

1. Гриценко З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению: учеб. пособие для студ. фак. дошк. Воспитания высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2007. – 320 с.

2. Гриценко З.А. Практикум по детской литературе и методике приобщения детей к чтению: учеб. пособие для студ фак. дошк. Воспитания высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2008. – 224 с.

3. Детская литература. Выразительное чтение: практикум: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / [О.В.Астафьева, А.В.Денисова, И.Л. Днепрова и др.]; под ред. Т.В.Рыжковой. – М.: Академия, 2007. – 272 с.

4. Детская литература: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / [Е.О. Путилова, А.В.Денисова, И.Л. Днепрова и др.]; под ред. Е.О.Путиловой. – М.: Академия, 2008. – 384 с.

Дополнительная литература:

1. Детская литература: Учеб. пособие для учащихся пед.училищ по спец. «Дошкольное воспитание» / Под ред. Е.Е.Зубаревой. – М.: Просвещение, 1989. – 399 с.

2. Детская литература: Учеб. пособие для учащихся школьных отделений пед. училищ / Под ред. А.В.Терновского. – М.: Просвещение, 1977.–431 с.

3. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература: Учебник для студентов высших и средних пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2000. – 472

4. Зарубежная детская литература: Учеб пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Н.В.Будур и др. – М.: Академия, 1998. – 304 с.

5. Русская литература для детей: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Т.Д.Полозовой. – М.: Академия, 1998. – 512 с.

Интернет-ресурсы:

1. Республиканский портал «Профессиональное образование». - Электрон. дан. - [М.]. - URL: https://ripo.unibel.by/umosso/obespecheniekmo.shtml, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус. – (Дата обращения: 01.05.12).

2. УМК «Школа России». - Электрон. дан. - [М.]. - URL:www.prosv.ru/Attachment.aspx?Id=9835, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус. – (Дата обращения: 01.05.12).

3. Сайт «Федеральный государственный образовательный стандарт». Электрон. дан. - [М.]. - URL:https://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус. – (Дата обращения: 01.05.12).

4. Сайт «Современные медиатехнологии в образовании и культуре». - Электрон. дан. - [М.]. - URL:www.Informio.ru, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус. – (Дата обращения: 01.05.12).

По состоянию на 10.05.2012г.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: