Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла?»




Цели урока:

1. Учить обобщать, делать выводы.

2. Развивать речь, чувство слова.

3. Воспитывать трудолюбие, уважение к людям различных профессий.

Ход урока

I Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь друг дружке. Пожелайте успехов на сегодняшнем уроке.

II Свободная беседа на те­му «Родители отвечают на трудный вопрос»

Ответы и мнения могут быть различными. Важно, чтобы третьеклассники поняли, что красота всюду, нужно только уметь её видеть

III Чтение учителем стихо­творения Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла?»

В стихотворении сквозной нитью проходит мысль: все работы — хороши, полезны и необходимы

IV Повторное чтение учени­ками. Анализ стихотворе­ния

После чтения выясняем, о чём ведёт речь поэт, о чём размышляет, какие важные мысли высказы­вает.

Почему Дж. Родари попытался представить работу в запахе?

Удалось ему это или нет? Докажи­те свои суждения

Физкультминутка

V Беседа о профессиях

В стихотворении представлены люди разных про­фессий. Учитель может расширить представления учащихся, рассказать, чем замечательны эти про­фессии

VI Чтение пословиц о труде. Составление новых посло­виц по началу фразы

Ученики читают пословицы, которые есть в учеб­нике и определяют, какая из них более всего подхо­дит к стихотворению «Чем пахнут ремёсла?».

Учитель читает новые поговорки о труде, опуская 1-2 слова, которые учащиеся должны вставить

VII Домашнее задание

Выучить стихотворение и придумать устный рассказ на тему «Мне нравится эта профессия»

 

Тема: Стихи-портреты

С. Михалков. «Мечтатель»

Цели урока:

1. Учить анализировать произведение, находить в нём главную мысль.

2. Дать представление о стихотворениях-портретах.

3. Поощрять желание мечтать.

Ход урока

I Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь друг дружке. Пожелайте успехов на сегодняшнем уроке.

II Проверка домашнего задания

Устный рассказ на тему «Мне нравится эта профес­сия».

Чем нравится детям та или иная профессия?

Чем она важна для общества?

Связывают ли учени­ки выбор профессии с профессиями своих родите­лей? Эти и другие вопросы желательно обсудить на уроке

III Стихи-портреты. Чтение стихотворения С. Ми­халкова «Мечтатель». Выявление эмоций уча­щихся.

Физкультминутка

IV Анализ стихотворения

В стихах-портретах авторы создают героев — поло­жительных и отрицательных. При этом поэты не оце­нивают персонажей, а дают возможность читателям самим сделать определённые выводы, поставить себя на место героев и как бы посмотреть со стороны, и только после этого оценить их.

Стихотворение «Мечтатель» С. Михалкова из этой серии.

Реальны ли мечты героя?

Чем восхищается он?

V Работа над выразитель­ным чтением

Подбираем необходимую интонацию, находим вос­клицательные предложения. Находим рифмующие­ся строки

VI Домашнее задание

Подготовиться к конкурсу на лучшее чтение стихо­творения «Мечтатель» С Михалкова, Найти и при­нести стихотворение А. Барто «Признание»

 

Тема: Стихи-портреты А. Барто. «Шуточка про Шурочку»

Цели урока:

1. Учить свободно высказывать свои мысли.

2. Учить сравнивать героев, находить общее и отличительное.

3. Развивать навык выразительного чтения.

4. Раскрыть иронично-сатирический подтекст в стихотворении «Шуточка про Шурочку».

5. Учить давать характеристику и оценку героям.

Ход урока

I Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь друг дружке. Пожелайте успехов на сегодняшнем уроке.

II Проверка домашнего задания

Конкурс на лучшее чте­ние

В состав жюри могут войти ученики старших клас­сов

III Чтение стихотворения «Шуточка про Шуроч­ку» учителем

В этом стихотворении поэтесса создаёт образ девоч­ки, ждущей незаслуженной похвалы. Но не автор осуждает героиню, а шуршащие листья. Через их звучание чувствуется мизерность дел Шурочки и её стремление прославиться

IV Размышления над вопро­сами

Вопросы учебника и методического пособия помо­гут организовать обсуждение стихотворения

Физкультминутка

V Самостоятельная работа в разноуровневых тетрадях

Выполнить задание № 4. Доказать, что это стихотво­рение-портрет (С. Михалков «Педагогический со­вет»)

VI Анализ и сравнение трёх стихотворений «Шуточка про Шурочку», «Призна­ние» А. Барто и «Педаго­гический совет» С. Ми­халкова. VI Характеристика героев (обобщения)

В процессе анализа важно, чтобы третьеклассники, сравнивая героев, увидели, что роднит их празд­ность, неумение и нежелание что-то делать, а иногда и завышенный уровень самооценки

VII Работа над выразитель­ным чтением стихотво­рения «Шуточка про Шу­рочку»

Просим учащихся выделить звуки, которые чаще все­го встречаются в стихотворений.

Что звучит в шур­шании листьев (одобрение, неодобрение, злость, не­нависть)?

Одинаково ли каждый раз надо читать слова: «Шурочка, Шурочка»?

Почему в конце сти­хотворения их надо читать грустно, с сожалением?

VIII Домашнее задание

Научиться выразительно читать стихотворение.

 

Тема: Творчество В. Берестова.

Статья о творчестве В. Берестова.

Цели уроков:

1. Познакомить учащихся с В. Д. Берестовым и его произведениями.

2. Развивать интерес к творчеству писателя.

3. Углубить представление о стихах-портретах.

4. Учить наблюдательности, умению оценивать поступки персонажей и свои.

5. Воспитывать любовь к поэтическому слову.

Ход урока

I Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь друг дружке. Пожелайте успехов на сегодняшнем уроке.

 

II Проверка домашнего задания Выразительное чтение стихотворения «Шуточка про Шурочку» оценивается по следующим параметрам: умение соблюдать необходимые паузы, интонацию, темп, мелодику речи III Знакомство с Валенти­ном Дмитриевичем Бе­рестовым. Чтение учи­телем статьи о Писателе К уроку желательно подготовить выставку книг писа­теля (с помощью библиотекаря). Учащиеся рассмат­ривают книги, обмениваются мнениями. Во втором классе дети читали сказку В. Д. Берестова «Аист и со­ловей». Можно напомнить им об этом и продолжить знакомство с другими жанрами произведений писате­ля. Критики говорили о поэте Берестове, что он — ум­ный поэт. В его стихах зачастую не одна, а две и три глубины. Своими стихами он помогает видеть себя со стороны Физкультминутка IV Чтение учениками сти­хотворения «Кто такой Нофелет?». Чтение цепочкой. Вы­разительное чтение Стихотворение «Кто такой Нофелет?» иронично-шут­ливое, создающее портрет этакого «всезнающего» учёного Феди. Вместе с учениками определяем, какое это стихотворение: весёлое, грустное. Докажите своё суждение. ~ Как вы относитесь к Феде? ~ Нравится он вам или нет? ~ Чем? ~ Можно ли его назвать учёным? ~ Ка­кой смысл (подтекст) в это слово вкладывает автор (шутливое, ироничное, серьёзное)? Дайте характери­стику Феде V Домашнее задание Научиться выразительно читать стихотворение.

 

Тема: В. Берестов «Стихи»

Цели уроков:

1. Познакомить учащихся с В. Д. Берестовым и его произведениями.

2. Развивать интерес к творчеству писателя.

3. Углубить представление о стихах-портретах.

4. Учить наблюдательности, умению оценивать поступки персонажей и свои.

5. Воспитывать любовь к поэтическому слову.

Ход урока

I Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь друг дружке. Пожелайте успехов на сегодняшнем уроке.

II Проверка домашнего задания

Проверка качества чтения стихотворения

III Чтение стихотворений В. Бе­рестова «Что всего милее», «Лет десяти дома, со свои­ми...»

IV Перечитывание вслух ин­дивидуально

После чтения стихотворения «Что всего милее» необходимо, чтобы учащиеся порассуждали над вопросом, поставленным в заглавии, определили, что для них самое важное, согласны ли они с авто­ром и почему

Физкультминутка

V Перечитывание стихотво­рения «Лет десяти...» мол­ча, придумывание своего названия произведению

- После чтения стихотворения «Лет десяти дома, со своими...» выясняем: Почему у человека бывает не­сколько имён?

- Согласны ли дети с В. Берестовым?

- Почему так происходит?

- Что нужно, чтобы в любой ситуации, независимо от звания и роли, человек ос­тавался человеком?

- Нахождение рифмующих­ся строк

Например, рифмующимися будут строки со слова­ми «своими — имя, клички — привычки» и т. д.

VI Придумывание рифмы к словам. Работа в лите­ратурной тетради

Предлагаем учащимся придумать рифму к словам:

«нора», «сыр», «дом», «горка», «палка», «ручей».

VII Самостоятельная работа в разноуровневых тетрадях

Чтение стихотворения «Оби­да». Сравнение всех сти­хотворений поэта

Состоит это стихотворение из четырёх строчек, но какой огромный смысл в нём: «...обида не стоит того, что мы ощущаем»

VIII Домашнее задание

Одно из стихотворений научиться выразительно читать. Подготовиться к конкурсу

 

Тема: Стихи-описания

Н. Некрасов. «Славная осень»

Цели урока:

1. Познакомить учащихся со стихами-описаниями русских поэтов.

2. Дать представление о стихах-описаниях.

3. Развивать навык выразительного чтения, творческие способности.

4. Развивать внимание к образным средствам языка.

5. Развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному.

Ход урока

I Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь друг дружке. Пожелайте успехов на сегодняшнем уроке.

II Проверка домашнего задания

Конкурс на лучшее чте­ние стихотворения

Оценить качество чтения учащихся поможет жюри. Нужно поощрить детей, порадоваться их успехам

Физкультминутка

III Первичное представле­ние о стихах-описаниях

Стихи-описания — это чаще всего пейзажная лирика. В ней незримо присутствует лирический ге­рой-автор, который передаёт своё видение, ощуще­ние, чувства.

Эти чувства могут совпадать или не совпадать с читательскими. Однако учить детей ви­деть, чувствовать, сопереживать — задача школы

IV Чтение учителем стихо­творения Николая Алек­сеевича Некрасова «Слав­ная осень»

Учителю нужно постараться при чтении передать радость бытия, наслаждение яркостью и многоликостью, многоцветием осенней природы

V Чтение учениками мол­ча, вслух. Анализ стихо­творения

Анализ стихотворения осуществляется по вопро­сам:

~ Чем будет отличаться настроение, с каким вы прочитаете первый и второй куплет стихотворе­ния?

~ Какая разница между тем чувством, какое вы­зывает у поэта осенний пейзаж, и тем, какое он ис­пытывает при виде ковра из листьев? и т. д.

Более детальный анализ стихотворения смотрите в мето­дическом пособии

VII Самостоятельная работа в разноуровневых тетрадях

Сравнение двух стихотворений

Выполнить задание № 9 в литературной тетради. Сравнить два стихотворения. Найти общее и отли­чительное

VIII Домашнее задание

Выучить наизусть стихотворение.

 

 

Тема: Стихи- описание А. С. Пушкин. «Зимняя дорога».

Цели уроков:

1. Познакомить учащихся со стихами-описаниями классиков русской литературы Александра Сергеевича Пушкина и Сергея Александровича Есенина

2. Развивать внимание к образным средствам языка, воспитывать любовь к поэзии.

3. Развивать навык выразительного чтения.

4. Формировать умения сопоставлять, делать выводы.

5. Воспитывать любовь к родной земле, природе.

Ход урока

I Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь друг дружке. Пожелайте успехов на сегодняшнем уроке.

II Проверка домашнего задания

Чтение наизусть стихотворения.

Желательно опро­сить всех учащихся и оценить качество их чтения

III Чтение учителем стихо­творения А. С. Пушкина «Зимняя дорога». Сло­варная работа

После чтения выявление эмоционального воспри­ятия учащихся, а затем — словарная работа.

Уточне­ние, разъяснение устаревшей лексики позволит де­тям прикоснуться к тому времени, когда жил поэт

Физкультминутка

IV Повторное чтение уче­никами молча, цепоч­кой. Обсуждение

Выявляем:

~ Каким настроением проникнуто стихо­творение?

~ Сколько картин изобразил поэт?

~ Какими эти картины представляются вам?

~ Зачем поэт повто­ряет однокоренные слова «печальные» и «печаль­но»? Создают эти слова настроение?

~ Какое?

~ Что де­лает дорогу скучной?

~ Какие звуки преобладают в описании?

~ Создают они картины или нет?

V Нахождение рифмую­щихся строк. Вырази­тельное чтение стихо­творения

Для выразительного чтения подбираем нужную ин­тонацию, а она мягкая, плавная, льющаяся. Обраща­ем внимание на запятые, точки, которые требуют не­значительных пауз, двоеточие — более глубокой паузы, дающей возможность уточнить, подчеркнуть обозначенную мысль

VI Сочиняем стихи о зиме

Можно предложить детям опорные слова

VII Домашнее задание

Научиться выразительно читать стихотворение

 

 

Тема: Стихи-описания

С. А. Есенин. «Поёт зима — аукает».

Цели уроков:

1. Познакомить учащихся со стихами-описаниями классиков русской литературы Александра Сергеевича Пушкина и Сергея Александровича Есенина

2. Развивать внимание к образным средствам языка, воспитывать любовь к поэзии.

3. Развивать навык выразительного чтения.

4. Формировать умения сопоставлять, делать выводы.

5. Воспитывать любовь к родной земле, природе.

Ход урока

I Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь друг дружке. Пожелайте успехов на сегодняшнем уроке.

II Проверка домашнего задания

Выразительное чтение стихотворения А. С. Пушкина «Зимняя дорога». Анализ самостоятельно созданных стихотворений о зиме

Физкультминутка

III Чтение учителем сти­хотворения С. А. Есе­нина «Поёт зима — аукает». Выборочное чтение. Словесное ри­сование

~ После чтения выявляем первичное эмоциональное вос­приятие учащихся. Понравилось ли стихотворение Сер­гея Александровича?

~ Чем?

~ Какие картины изобразил поэт? Найдите в тексте и прочитайте.

~ Представьте их и словесно нарисуйте.

~ С чем сравнивает поэт метелицу?

~ Почему он говорит: «Мохнатый лес баюкает стозвоном сосняка»?

~ Как это можно изобразить в рисунке?

~ Созвуч­но ли это стихотворение «Зимней дороге» А. С. Пушки­на?

~ Чем (настроением, картинами)?

IV Работа над вырази­тельным чтением

Проставляем паузы:

после «зимы» — длинная,

после «ау­кает» — короткая;

не разделяем голосом вторую и третью строфы;

выделяем голосом (мелодика повышения) «тос­кой глубокою», «страну далёкую», «седые облака»

V Выразительное чте­ние стихотворения.

VI Самостоятельная работа в разноуровневых тетрадях

Выполнить задание № 12 в литературной тетради

VIII Домашнее задание

Научиться выразительно читать стихотворение

Подготовиться к конкурсу на лучшего чтеца

 

 

Тема: Стихи-описания.

В. Татаринов «Весна близка».

Загадки

Цели урока:

1. Развивать внимание к образным средствам языка.

2. Активизировать чувственную сферу учащихся.

3. Прививать интерес к чтению поэтических произведений.

Ход урока

I Организационный момент-

- Ребята, давайте начнем нас сегодняшний урок с комплементов. Повернитесь друг к другу, пожелайте удача, настроения и сделайте комплемент. Я вижу, что настроение улучшилось, на лицах засияли улыбки, значит можно начинать урок.

II Проверка домашнего задания

Конкурс на лучшего чте­ца

При оценке чтения учащимися необходимо обратить внимание на качество чтения:

соблюдение опре­делённой интонации,

произношения

выделение пауз,

логических ударений

Физкультминутка

IIIЧтение учителем стихо­творения В. Татаринова «Весна близка»

Стихотворение В. Татаринова отличается свежестью сравнений и метафор, чистым и искристым тоном, не­ожиданным поворотом событий. Вот это и нужно до­нести детям

IV Самостоятельное чте­ние стихотворения мол­ча, вслух. Анализ стихо­творения

После чтения выявляем:

Понравилось стихотворе­ние?

Чем?

Что необычное в нём?

Какие картины изо­бразил поэт?

Найдите и прочитайте.

Как описан рас­свет (ветер, облачко)?

Что делает ветер живым?

Анализ стихотворения должен быть тесно связан с чтением, выборочным чтением _

V Работа над выразитель­ным чтением. Нахожде­ние рифмующихся строк

После выявления смысла произведения, расстановки правильных акцентов — работаем над выразитель­ным чтением.

Детям нужно помочь уловить чистый, искристый тон стихотворения и передать его при чте­нии

VI Отгадывание загадок, рисование отгадок

VII Домашнее задание

Научиться выразительно читать стихотворение.

 

 

Тема: Стихи-описания.

С. Чёрный «Зелёные стихи».

Цели урока:

1. Активизировать эмоциональное восприятие учащихся.

2. Учить наблюдать за поэтическим словом, видеть за ним картины.

3. Развивать навык выразительного чтения.

4. Формировать интерес к чтению классических поэтических произведений.

Ход урока
I Организационный момент-

- Ребята, давайте начнем нас сегодняшний урок с комплементов. Повернитесь друг к другу, пожелайте удача, настроения и сделайте комплемент. Я вижу, что настроение улучшилось, на лицах засияли улыбки, значит можно начинать урок.

II Проверка домашнего задания

Выразительное чтрнш стихотворения В. Татаринова,

III Чтение учителем стихотво­рения Саши Чёрного «Зелё­ные стихи».

IV Перечитыва­ние учениками. Выбороч­ное чтение для нахождения ответов на вопросы

Выявляем первичное эмоциональное восприятие учащихся:

Чем, понравилось стихотворение?

По­сле перечитывания углубляем работу над стихо­творением:

Почему поэт для изображения весны выбрал зелёный цвет? Докажите свои суждения.

Каким настроением проникнуто стихотворение?

Какие картины к нему можно нарисовать?

А как вы видите весну?

Какого цвета она у вас?

Что придают стихотворению слова с уменьшитель­но-ласкательным значением? Какова их роль в стихотворении?

Физкультминутка

V Перечитывание стихотворе­ния молча, цепочкой. Выра­зительное чтение Готовясь к выразительному чтению, учащиеся подбирают темы чтения, определяют логически паузы и чувства, которые необходимо передать VI Чтение стихотворения А. Пушкина «Утро». Беседа. Выборочное чтение Представляем, какую картину можно нарисовать к нему. Предлагаем детям выбрать слова, кото­рые помогут это сделать. С помощью выборочно­го чтения определяем, почему о цветах сказано: 1. «Росой окропились цветы на лугах»? 2. Как вы это представляете? 3. Какая разница между словами «окропить», «обрызгать», «облить»? 4. Составьте с ними предложения VII Сравнение стихотворений - Чем похожи? - Чем отличаются? - Составление устного рас­сказа VIII Тема рассказа «Утро в весеннем лесу». Постарай­тесь, чтобы учащиеся использовали слова и выра­жения, которые есть в произведениях С. Чёрного и А. С. Пушкина IX Домашнее задание Стихотворение выучить наизусть
 
Тема: Стихи-описания. А. Пушкин «Утро» Цели урока: 1. Активизировать эмоциональное восприятие учащихся. 2. Учить наблюдать за поэтическим словом, видеть за ним картины. 3. Развивать навык выразительного чтения. 4. Формировать интерес к чтению классических поэтических произведений.
Ход урока
I Организационный момент

- Ребята, давайте начнем нас сегодняшний урок с комплементов. Повернитесь друг к другу, пожелайте удача, настроения и сделайте комплемент. Я вижу, что настроение улучшилось, на лицах засияли улыбки, значит можно начинать урок.

II Проверка домашнего задания

Саши Чёрного «Зелё­ные стихи».

III Чтение учителем стихотво­рения

Чтение стихотворения А. Пушкина «Утро».

IV Перечитыва­ние учениками. Выбороч­ное чтение для нахождения ответов на вопросы

Выявляем первичное эмоциональное восприятие учащихся:

Чем, понравилось стихотворение?

По­сле перечитывания углубляем работу над стихо­творением:

- Каким настроением проникнуто стихотворение?

- Какие картины к нему можно нарисовать?

- Что придают стихотворению слова с уменьшитель­но-ласкательным значением? Какова их роль в стихотворении?

Физкультминутка

V Перечитывание стихотворе­ния молча, цепочкой. Выра­зительное чтение Готовясь к выразительному чтению, учащиеся подбирают темы чтения, определяют логически паузы и чувства, которые необходимо передать VI Беседа. Выборочное чтение Представляем, какую картину можно нарисовать к нему. Предлагаем детям выбрать слова, кото­рые помогут это сделать. - С помощью выборочно­го чтения определяем, почему о цветах сказано: «Росой окропились цветы на лугах»? - Как вы это представляете? - Какая разница между словами «окропить», «обрызгать», «облить»? - Составьте с ними предложения VII Сравнение стихотворений - Чем похожи? - Чем отличаются? Составление устного рас­сказа VIII Тема рассказа «Утро в весеннем лесу». Постарай­тесь, чтобы учащиеся использовали слова и выра­жения, которые есть в произведениях С. Чёрного и А. С. Пушкина IX Домашнее задание Выразительное чтение стихотворения
   

 

Тема: Поэтические миниатюры.

Т. Белозёров «Стихи»

Цели уроков:

1. Познакомить учащихся с малым поэтическим жанром — миниатюрой.

2. Развивать умение видеть и восхищаться образными словами, выражениями, использован ными авторами.

3. Формировать интерес к поэзии.

4. Развивать навыки выборочного и выразительного чтения.

5. Развивать навык словесного рисования.

 

Ход урока
I Организационный момент

- Ребята, давайте начнем нас сегодняшний урок с комплементов. Повернитесь друг к другу, пожелайте удача, настроения и сделайте комплемент. Я вижу, что настроение улучшилось, на лицах засияли улыбки, значит можно начинать урок.

II Проверка домашнего задания

Проверяем подготовку выразительного чтения наи­зусть одного из стихотворений;

Физкультминутка

IIII Знакомство с поэтиче­ской миниатюрой

Поэтическая миниатюра — небольшое по размеру, но ёмкое по поэтическому и чувственному содержанию стихотворение

IV Чтение миниатюр Ти­мофея Белозёрова

Вначале читает учитель, затем ученики. Предлагаем учащимся подумать, в какой последовательности рас­положить миниатюры для дальнейшего логического разбора.

Это может выглядеть следующим образом:

«Листопад», «Осень» (учебник) и «Ива на острове» (литературная тетрадь), а затем «Из холодной рощи», «Первый снег»

V Перечитывание (по­очерёдное) миниатюр и обсуждение, выбо­рочное чтение, вырази­тельное чтение

Детальное обсуждение миниатюр смотрите в методи­ческом пособии.

Перечитываем все миниатюры и просим детей найти слова, выражения, которые их особенно удивили, по­казались необычными.

Определяем, что характерно для поэтических миниатюр Т. Белозёрова (лаконич­ность, зримость картин, необычные сравнения)

VI Домашнее задание

Перечитать миниатюры.

 

 

 

 

Тема: Поэтические миниатюры.

Г. Новицкая. Стихи

Цели уроков:

1. Познакомить учащихся с малым поэтическим жанром — миниатюрой.

2. Развивать умение видеть и восхищаться образными словами, выражениями, использованными авторами.

3. Формировать интерес к поэзии.

4. Развивать навыки выборочного и выразительного чтения.

5. Развивать навык словесного рисования.

 

Ход урока

I Организационный момент

- Ребята, давайте начнем нас сегодняшний урок с комплементов. Повернитесь друг к другу, пожелайте удача, настроения и сделайте комплемент. Я вижу, что настроение улучшилось, на лицах засияли улыбки, значит можно начинать урок.

II Проверка домашнего задания Чтение наизусть поэтических миниатюр Т. Белозёрова. Учащиеся должны доказать, почему они вы­брали именно эту, чем она восхитила их III Поочерёдное чтение ми­ниатюр Галины Новицкой. Выборочное чтение. Выразительное чтение. Перечитывание«Осень» — маленькое четверостишие. Чем оно не­обычно? Тем, как поэтесса изобразила приход осени: «жёлтым листком в реке утонуло лето». «Радуга». Требует от учащихся определиться в зна­чении слов «вёдро» и «ведро» (в первом случае — лет­няя сухая и ясная погода, а во втором — сосуд для жидкости). Можно предложить детям составить с ними предложения. Физкультминутка «Ромашка». Насыщена светлым, радостным чувст­вом. Цветок напоминает ребёнка с широко открыты­ми глазами, который удивляется своим первым от­крытиям. Вот это и нужно донести учащимся. «Утро». Необычно свежее, точное определение на­ступающего дня. Для этого Г. Новицкая находит ёмкие выражения («застёгнут луг на все росинки» и т. д.). «Радость». Когда же бывает радость? Как представ­ляет это поэтесса; а как вы?
IV Домашнее задание V Понравившиеся миниатюры выучить наизусть.

 

Тема: Творчество М. При­швина.

М. Пришвин «Рассказы»

Цели уроков:

1. Познакомить учащихся с М. М. Пришвиным и его произведениями.

2. Развивать интерес к творчеству певца русской природы.

3. Развивать умение наблюдать за изобразительными средствами языка.

4. Воспитывать зоркость, чувство любви и восхищения родной природой.

5. Развивать навыки чтения.

Ход урока

I Организационный момент

- Ребята, давайте начнем нас сегодняшний урок с комплементов. Повернитесь друг к другу, пожелайте удача, настроения и сделайте комплемент. Я вижу, что настроение улучшилось, на лицах засияли улыбки, значит можно начинать урок.

II Проверка домашнего задания

Чтение учащимися наизусть миниатюр Г. Новицкой.

III Чтение учителем ста­тьи о Михаиле Михай­ловиче Пришвине. Об­суждение услышанного

Физкультминутка

IV Рассказывая детям о М. М. Пришвине, нужно под­черкнуть, что за этим писателем закрепилась слава певца русской природы, что его произведения не слу­чайно попали в «Страну Поэзия». Это поэтические миниатюры в прозе

V Чтение рассказа «Запоз­далый ручей» учите­лем, учениками молча, цепочкой вслух.

VI Обсу­ждение рассказа

«Запоздалый ручей» — зарисовка, посвященная вес­не, природе, ожившей после холодной зимы.

Точно и немногословно сумел Пришвин передать жизнь леса и его обитателей: зеленеет трава, бормочет тете­рев, звёзды, как вербочки и т. д. Скупо и ёмко, зримо и образно.

Обсуждение (анализ) рассказа строится по вопросам учебника и методического пособия.

Важно, чтобы третьеклассники почувствовали в рас­сказе поэзию

Поиск в рассказе образ­ных слов и выражений

С помощью образных слов и выражений, использо­ванных автором, составить словесные рисунки.

VII Домашнее задание

Продолжить работу, начатую в классе, по составле­нию словесных рисунков

 

Тема: Творчество М. При­швина.

М. Пришвин «Рассказы» 2 урок

Цели уроков:

1. Познакомить учащихся с М. М. Пришвиным и его произведениями.

2. Развивать интерес к творчеству певца русской природы.

3. Развивать умение наблюдать за изобразительными средствами языка.

4. Воспитывать зоркость, чувство любви и восхищения родной природой.

5. Развивать навыки чтения.

Ход урока

I Организационный момент

- Ребята, давайте начнем нас сегодняшний урок с комплементов. Повернитесь друг к другу, пожелайте удача, настроения и сделайте комплемент. Я вижу, что настроение улучшилось, на лицах засияли улыбки, значит можно начинать урок.

II Проверка домашнего задания

На уроке проверяем умение учащихся находить образ­ные слова и выражения в тексте и словесно рисовать картины

Физкультминутка

III Чтение рассказа учи­телем, учениками мол­ча, вслух цепочкой

«Последние цветы» - это рассказ о поздней осени и тех необычных явлениях, которые случаются в этот пери­од.

Содержание рассказа простое и не требует особого анализа. Поэтому значительное время посвятим пере­сказу от первого лица

Поиск образных слов и выражений автора

Обратить внимание учащихся, что эти слова и выраже­ния нужно использовать при пересказе

IV Пересказ от своего имени

Творческий пересказ от своего имени требует от каж­дого ученика стать на место писателя и увидеть, почув­ствовать и передать те ощущения, которые испытал он: и восторг, и удивление, и радость от увиденного

V Самостоятельная работа в разноуровневых тетрадях

Выполнить задание № 16.

Работа творческая, требует от детей фантазии:

Что слышат и чувствуют деревья в каждую пору года?

Учитель помогает и поощряет творчество учащихся

VI Домашнее задание

Доработать пересказ рассказа «Последние цветы» от своего имени. Подготовиться к обобщающему уро­ку по разделу «Страна Поэзия»

 

Тема: Обобщение по теме«Страна Поэзия» Тест

Цели урока:

1. Обобщить и закрепить знания, умения и навыки, полученные в процессе работы с произ­ведениями раздела.

2. Учить отличать прозу от поэзии, стихи-размышления, стихи-портреты, стихи-описания.

3. Развивать навыки работы в группе.

4. Развивать память, внимание, воображение, творческие способности.

5. Воспитывать любовь к книге, чтению.

Ход урока
I Организационный момент

- Ребята, давайте начнем нас сегодняшний урок с комплементов. Повернитесь друг к другу, пожелайте удача, настроения и сделайте комплемент. Я вижу, что настроение улучшилось, на лицах засияли улыбки, значит можно начинать урок.

II Проверка домашнего задания

Доработать пересказ рассказа «Последние цветы» от своего имени III Рубрика «Вспомните»

Урок детально разработан в учебнике.

Необходимо проследить, чтобы учащиеся не отходили от «Страны Поэзия» и отвечали, что они действительно запомнили

Физкультминутка

IV Рубрика «Подумайте»

Вопросы направлены на воспроизведение конкрет­ных произведений

V Составление рифмую­щихся строк

В учебнике есть пример. Однако учитель может ис­пользовать и другие слова

VI Придумывание своего стихотворения о берёзе

Это может быть и коллективный труд, который на­правляется учителем

VII Самостоятельная работа в разноуровневых тетрадях

(Литературная вик­торина): работа по группам

VIII Домашнее задание

Вспомнить произведения научно-познавательного характера.

 

 

Тема: Научно-познавательная литература Б. Заходер. «Почему»

Цели урока:

1. Активизировать познавательный интерес учащихся.

2. Развивать умение задавать вопросы и находить на них ответы в справочной литературе.

3. Учить сравнивать произведения (художественное и научно-познавательное), находить общее и отличительное.

Ход урока
I Организационный момент

- Ребята, давайте начнем нас сегодняшний урок с комплементов. Повернитесь друг к другу, пожелайте удача, настроения и сделайте комплемент.

Я вижу, что настроение улучшилось, на лицах засияли улыбки, значит можно начинать урок.

II Проверка домашнего задания

Можно организовать работу по группам при разгады­вании литературной викторины.

Проверить выполне­ние заданий № 15,17

Физкультминутка

III Введение в «Страну Почемучка».

Беседа о пользе чтения книг художественных и на­учно-познавательных. Просмотр выставки книг энциклопедиче­ского характера

Можно подчеркнуть, что до этого времени читались и изучались художественные произведения, которые активизируют нашу эмоциональную сферу, заставля­ют радоваться, переживать, сочувствовать.

Другие ж — научно-познавательные — дают интересные сведения, знания о различных предметах, явлениях.

С ними уча­щихся познакомит Знайка.

IV Выставка организуется с помощью библиотекаря

V Подготовка вопросов друг другу

Учащиеся находят ответы в книгах

VI Домашнее задание

Подготовить вопрос, который задал бы Знатокам

 

Тема: Научно-познавательная и художественная литература

«Слон».

Цели уроков:

1. Формировать познавательный интерес учащихся.

2. Учить «добывать» из произведения денные сведения.

3. Учить сравнивать, находить общее и отличительное в художественном и научно-познава­тельном произведениях.

4. Развивать речь, логическое мышление.

5. Учить делить текст на части, озаглавливать их.

Ход урока
I Организационный момент

- Ребята, давайте начнем нас сегодняшний урок с комплементов. Повернитесь друг к другу, пожелайте удача, настроения и сделайте комплемент. Я вижу, что настроение улучшилось, на лицах засияли улыбки, значит можно начинать урок.

II Проверка домашнего задания

Анализ и оценка составленных учащимися вопросов. Нуж­но учесть логику вопроса, его сложность, актуальность

III Чтение рассказа «Слон» учителем, учениками. Обсуж­дение.

Физкультминутка

IV Выбороч­ное чтение

Предлагаем учащимся подумать и ответить на вопросы:

~ Какие новые, интересные сведения о слоне вы узнали?

~ По­чему слона называют самым большим из сухопутных жи­вотных? (Найдите ответ в тексте.)

~ До какой высоты дора­стает слон?

~ Какая у него кожа?

~ Голова?

~ Зачем слону бивни?

~ Для чего слону хобот?

~ Чем он является у слона?

~ Что хобо­том может делать слон? (Прочитайте.)

~ Чем питаются сло­ны? Сколько лет живут?

V Перечитывание рассказа молча

После чтения третьеклассники систематизируют все све­дения о слоне, полученные из рассказа

VI Домашнее задание

Перечитать текст. Рассказать родителям всё, что они узна­ли из него о слоне.

 

Тема: Страна Почемучка Научно-познавательная и художественная литература

Б. Житков. «Как слон спас хозяина от тигра»

Цели уроков:

1. Формировать познавательный интерес учащихся.

2. Учить «добывать» из произведения денные сведения.

3. Учить сравнивать, находить общее и отличительное в художественном и научно-познава­тельном произведениях.

4. Развивать речь, логическое мышление.

5. Учить делить текст на части, озаглавливать их.

Ход урока

I Организационный момент

- Ребята, давайте начнем нас сегодняшний урок с комплементов. Повернитесь друг к другу, пожелайте удача, настроения и сделайте комплемент. Я вижу, что настроение улучшилось, на лицах засияли улыбки, значит можно начинать урок.

II Проверка домашнего задания

Анализ выполненного задания № 1 по теме в литера­турной тетради позволит определить степень усвое­ния знаний, пол



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: