к конструированию социологического исследования»




Задания для выполнения магистрантами мини проекта

Как результата самостоятельной работы при подготовке

К практическим занятиям в течение семестра

По дисциплине «Теоретические подходы

к конструированию социологического исследования»

 

На основе заданий для самостоятельной работы (см. стр. 10., Аверин Ю.П. Учебно-методический комплекс «Теоретические подходы к конструированию социологического исследования». М.: МГУ имени М.В.Ломоносова Социологический факультет, 2014) необходимо выполнить следующие действия, а затем, с использованием тезисной и табличной формы, дать их описание в своем мини проекте:

 

1. (Из Темы 1). Сформулируйте в форме высказывания разрабатываемую в своем мини проекте тему исследования (близкую к выбранной теме магистерской диссертации), содержащую научную проблему, на основе выполнения следующих процедур, направленных на определение темы:

1.1. определите социальную и научную значимость проблемы, для исследования которой создается программа

Процедура 1.1.1.

Выявление социальной значимости проблемы исследования.

При выявлении социальной значимости проблемы исследования необходимо указать, какую роль в улучшении жизнедеятельности общества будет играть решение данной проблемы.

Процедура 1.1.2.

Выявление научной значимости проблемы исследования.

При выявлении научной значимости социальной проблемы необходимо показать наличие потребности в знании, требующемся для её решения, при отсутствии такого знания.

 

1.2. Определите (в кратком виде) научную разработанность проблемы исследования.

Процедура 2.

При определении научной разработанности проблемы исследования необходимо дать краткую характеристику имеющегося научного знания по данной проблеме и указать источники, в которых это знание содержится.

 

1.3. Определите теоретический объект исследования.

Процедура 3.

При определении теоретического объекта исследования необходимо указать то социальное явление, в рамках которого будет анализироваться выявленная социальная и научная проблема.

 

1.4. Определите предмет исследования.

Процедура 4.

При определении предмета исследования необходимо указать то внутреннее свойство или фактор формирования социального явления, выступающего в качестве объекта исследования, которое обусловливает возникновение исследуемой проблемы, то есть определить наиболее существенные свойства объекта исследования, исходя из поставленной задачи, и в терминах понятийного аппарата социологической теории, выбранной в качестве теоретической основы концепции исследования.

 

2. (Из Темы 1). Исходя из теоретически интерпретированных (содержательных) характеристик объекта и предмета (и явлений, указанных в формулировке темы и рассматриваемых в качестве источников определения зависимой и независимой переменных) социологического исследования, определите его парадигму.

 

3. (Из Темы 2). Исходя из выбранной парадигмы исследования, определите теоретический подход к анализу его Предмета и Объекта. При определении теоретических основ исследования назовите те теоретические подходы, которые будут использоваться при описании свойств и характера их взаимосвязи в рамках объекта и предмета данного исследования

 

4. (Из Темы 1). Определите эмпирический объект исследования. С учетом масштаба поставленной социальной (практической) проблемы определите эмпирически данный объект исследования, т. е. выберите те явления, на которых в рамках конкретного исследования будут интерпретироваться теоретический объект (факты из социальной жизни) и предмет (социальные отношения) социологического исследования на эмпирическом уровне, исходя из цели и задач данного исследования. В качестве таких явлений в социологическом исследовании выступают индивиды и их объединения в различных массовых социальных формах – общности, социальные группы, организации – в их наблюдаемых проявлениях в прошлом или настоящем. Один индивид представляет собой простую единицу исследования. Совокупность индивидов, объединенных в устойчивую социальную форму (например, малую группу) – сложная единица исследования.

 

5. (Из Темы 1). Сформулируйте цель исследования. Содержательно разверните соотношение объекта и предмета исследования, обозначенное в теме исследования, посредством раскрытия того знания о соотношении их конкретных свойств, которое будет являться результатом исследования в локальном масштабе рассмотрения познавательной проблемы, сформулированной в теме исследования, исходя из степени ее разработанности на момент постановки исследования.

 

6. (Из Темы 1). Сформулируйте задачи исследования. Определите то частное знание, которое должно быть получено по поводу отдельных свойств объекта и предмета исследования, характера их взаимосвязи, чтобы обеспечить достижение цели исследования. На основе выделенных отдельных составляющих содержания цели исследования и с учетом фактических ресурсных ограничений, сформулируйте теоретико-методологические, методические, аналитические и содержательные задачи исследования.

 

7. (Из Темы 3). Концептуализируйте объект и предмет исследования. Выберите и определите ключевые понятия в рамках теории (теорий), положенной в основу концепции исследования, которые будут использованы в сущностном и содержательном определениях явлений, указанных в формулировке темы исследования и рассматриваемых в качестве источников определения зависимой и независимой переменных для описания и объяснения объекта и предмета исследования и составляют его концептуальную модель.

 

8. (Из Темы 3). На основе понятийного аппарата (ключевых для концепции исследования понятий из) выбранной теории (теорий), сформулируйте сущностное (устанавливающее границы интересующего явления) и содержательное (раскрывающее структуру атрибутивных свойств интересующего явления) определения явлений, указанных в формулировке темы исследования и рассматриваемых в качестве источников определения зависимой и независимой переменных. То есть с помощью сущностного и содержательного определений постройте понятия, отражающие (моделирующие) указанные в теме явления и их свойства (выделенные и соотнесенные в многомерном предмете исследования), адекватно поставленным задачам и выделенным аспектам (т.е. концептуализируйте предмет исследования).

 

9. (Из Темы 4). Исходя из содержательных определений явлений, указанных в формулировке темы и рассматриваемых в качестве источников определения зависимой и независимой переменных, определите понятийную структуру концептуальной модели предмета социологического исследования. Постройте и визуализируйте схему отношений между ключевыми понятиями, выбранными в качестве структурных элементов концептуальной модели.

 

10. (Из Темы 5). Исходя из содержания концептуальной модели предмета социологического исследования, операционализируйте её ключевые понятия, отображающие типообразующие содержательные свойства явлений, указанных в формулировке темы исследования и рассматриваемых в качестве источников определения зависимой и независимой переменных. Обоснуйте и выберите теоретическую типологию наиболее значимых содержательных свойств этих явлений. Для ключевых концептуальных понятий в виде значимых типов в теоретических типологиях извыбранных социологических теорий как основы концепции данного исследования постройте операциональные определения видовых свойств этих понятий через их особенные частные проявления, которые поддаются наблюдению.

 

11. (Из Темы 6). Исходя из результатов операционализации ключевых понятий концептуальной модели предмета социологического исследования, определите, к какому виду переменных относятся наблюдаемые проявления этих ключевых понятий, заданные в операциональных определениях (зависимые, независимые, контрольные и т.п.).

 

12. (Из Темы 7). Исходя из результатов операционализации ключевых понятий концептуальной модели, на основе выделенных содержательных характеристик концептуальной схемы, теоретически конкретизирующей и операционально интерпретирующей многомерный предмет исследования, постройте модель переменных (независимой, зависимой и др.) для проведения социологического исследования. Для определения переменных выберите такие операциональные понятия, описывающие предмет и объект исследования, связь между которыми является главной с точки зрения анализа проблемы исследования, и которые образуют его операциональную модель.

 

13. (Из Темы 8). Исходя из содержания модели переменных и характера предполагаемой их взаимосвязи, сформулируйте гипотезу-основание социологического исследования. Выдвинете научно-обоснованное предположение о содержании и направленности причинно-следственной связи между переменными.

 

14. (Из Темы 1). Выработайте методическую стратегию исследования. Методическая стратегия:

– определяется природой исследуемой проблемы;

– сама задает границы содержательного толкования получаемых первичных данных и масштаб распространения получаемых результатов, которые зависят от выбранной технической разновидности метода;

– задает способы и глубину обработки первичных данных в зависимости от используемых шкал.

Обоснуйте выбор методов исследования, необходимых для определения достоверных значений показателей исследования; дайте обоснование использования методов и их технических разновидностей в определенной последовательности, позволяющей осуществить достоверное измерение значений единиц исследования на основе используемых индикаторов применительно к исследуемой проблеме:

– обоснуйте решение в целом о необходимом и достаточном числе методов сбора первичных данных;

обоснуйте решение на уровне отдельного метода онеобходимости использования тех или иных технических разновидностей выбранного метода;

обоснуйте решение на уровне отдельной технической разновидности выбранного метода о необходимости тех или иных приемов и процедуриспользования измерительного инструмента.

 

15. (Из Темы 1). Выберите метод сбора первичных данных. Укажите метод (или методы: опрос, наблюдение, анализ документов и т.д.) исследования, на основе которого будут строиться измерительные процедуры первичных данных при проведении полевого исследования, т. е. выберите способы измерения значений социальных показателей в данном исследовании, позволяющие зафиксировать состояние единиц исследования, представляющих собой эмпирический объект исследования.

 

16. (Из Темы 8). Постройте социальные показатели, посредством которых можно оценить состояние переменных. Представьте переменные в виде конкретных частныхпроявлений, непосредственно наблюдаемых в социальной действительности, совокупность которых образует эмпирическую модель исследования.

 

17. (Из Темы 8). Исходя из содержания эмпирической модели социальных показателей, сформулируйте гипотезы-следствия социологического исследования. Выдвинете научно-обоснованные предположения о содержании и направленности причинно-следственных связей между показателями, представляющими независимую и зависимую переменные.

 

18. (Из Темы 8). Разработайте эмпирические индикаторы (измерительную модель исследования),посредством которых можно оценить значение социальных показателей в социологическом исследовании. Выделите совокупность конкретных эмпирически фиксируемых элементарных (единичных) состояний социальной действительности (жизненных ситуаций), доступных для непосредственного наблюдения и измерения.

 

19. (Из Темы 8). Разработайте инструмент измерения значений показателей:

Сформулируйте инструментальные вопросы. Выразите содержание эмпирических индикаторов в такой знаковой (языковой, числовой или изобразительной) форме, которая обеспечивает достоверную передачу информации от объекта к субъекту измерения;

Разработайте измерительные шкалы индикаторов. Создайте градации значений индикаторов, по которым фиксируется мера присутствия измеряемого свойства в исследуемой социальной действительности (единичного состояния, выступающего в качестве индикатора исследования) по степени частоты или выраженности.

Оформите инструмент измерения. Расположите вопросы с учетом выбранной структуры и композиции. Придайте инструменту измерения необходимые атрибуты формы публичного обращения с изложением целей и значимости результатов исследования и т.п.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: