Раздел 3. Проблема периодизации психического развития в онтогенезе.




Вопросы и задания для подготовки к семинарским занятиям по «Психологии развития и возрастной психологии» с указанием разделов изучаемой дисциплины и литературных источников.

Часть I. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫНАУКИ.

 

Семинар 1. Раздел 1.1. Предмет и задачи психологии развития и возрастной психологии. Основные категории психологии развития и возрастной психологии.

1. Многообразие подходов к пониманию предмета психологии развития и возрастной психологии.

2. Задачи и проблемы психологии развития и возрастной психологии.

3. Категория развития. Гетерохронность развития. Понятие «психологический возраст».

4. Анализ содержания понятия «социализация». Социализация и инкультурация в изменяющемся мире.

Список литературы по вопросам к теме: Предмет и задачи психологии развития и возрастной психологии. Основные категории психологии развития и возрастной психологии.

Вопрос № 1.

- Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития: Пер. с англ. – М.: Когито-Центр, 2000. – С.16.

- Бурменская Г.В. Определение понятия «возрастная психология» // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах. Редактор – составитель Л. А. Карпенко. Психология развития. Словарь. Редактор А. Л. Венгер. Речь, М – СПб., 2005. – 176 с. – С.25.

- Крайг Г. Психология развития. Пер с англ. / Под. общ. науч. ред. А.А.Алексеева.- 7-е междунар. изд.- СПб.: Питер, 2000 – 998 с. – С.13-60.

- Психология развития: Учебник для высш. психол. учеб. заведений / Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, и др.; под ред.Т.Д. Марцинковской. – 3-е изд.; стер. – М.: Академия, 2007. – 528с. – C.7-20.

- Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. – М., 2000. – 416с. – С. 36-71.

Вопрос № 2.

- Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академия, 1999. – 672с. – С.11-42.

- Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии // Собр. соч.: в 6 т. Т. 4. М., 1984. – 432с. – С.256 – 269.

- Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития: Учебник для вузов. – 11-е изд., перераб. и доп.- М.: Академия, 2007. – 637с. – С.7.

- Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. – М., 2000. – 416с. – С. 36-71.

Вопрос № 3.

- Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет) Учебное пособие, 3-е изд., – М.: «УРАО», 1997. – 176с. – С.115.

- Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития: Учебник для вузов. – 10-е изд., перераб. и доп.- М.: Академия, 2006. – 608с. – С.8.

- Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития: Учебник для вузов. – 11-е изд., перераб. и доп.- М.: Академия, 2007. – 637с. – С.67-73.

- Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии. 1991. №2. С. 37-49.

- Крайг Г. Психология развития. Пер с англ. / Под. общ. науч. ред. А.А.Алексеева.- 7-е междунар. изд.- СПб.: Питер, 2000 – 998с. – С.16-19.

- Обухова Л. Ф. Детская психология: теории факты, проблемы. – М.: Тривола, 1995. – 360с. – С.58.

Вопрос № 4.

- Крайг Г. Психология развития. Пер с англ. / Под. общ. науч. ред. А.А.Алексеева – 7-е междунар. изд.- СПб.: Питер, 2000 – 998с. – С.19, 415-416.

- Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. – СПб.: Прайм-Еврознак., 2003. – 672с. – С. 471.

- Психология развития: Учебник для высш. психол. учеб.заведений / Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, и др.; под ред.Т.Д. Марцинковской. – 3-е изд.; стер. – М.:Академия, 2007. – 528с. – C.419-450.

 

Семинар 2. Раздел 1.2. Методологические проблемы психологии развития и возрастной психологии.

1. Общая и частная методология психологии развития как система принципов и построения теоретической и практической деятельности.

2. Движущие силы психического развития как центральная проблема психологии развития.

3. Выготский Л.С. и Эльконин Д.Б. о движущих силах психического развития. Сравнительный анализ позиций.

Список литературы по вопросам к теме: методологические проблемы психологии развития и возрастной психологии

Вопрос 1.

- Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект-Пресс, 1999. – 375с. – С. 48, 88-120.

- Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. – М.: Педагогика, 1980, Т.2. – 288с. – 2гл.

- Психология развития: Учебник для высш. психол. учеб. заведений / Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, и др.; под ред.Т.Д. Марцинковской. – 3-е изд.; стер. – М.: Академия, 2007. – 528с. – C.26-90.

Вопрос 2.

- Леонтьев. А.Н. Биологическое и социальное в психике человека / Проблемы развития психики. 4-е издание. – М.: МГУ, 1981. – 432c. – С. 509-518.

- Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет) Учебное пособие, 3-е изд., – М.: «УРАО», 1997. – 176с. – С.132-136.

- Современный психологический словарь: учебное пособие для студентов вузов / Под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. – 634с. – С. 451.

- Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. – 598с. – С. 15-25.

- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии – СПб: Издательство «Питер», 2007 – 712с. – С.157-158.

- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование / Акад. пед. наук СССР. – М.: Просвещение, 1968. – 464с.

Вопрос 3.

- Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ «Сфера», при участии «Юрайт–М», 2001. – 464с. – C. 132-135.

- Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология. Учебник. – М.: Гардарики, 2005. – 349с. – C.196-199.

- Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. –1971. – № 4. – С.6-20.

Семинар 3. Раздел 1. 3. Подходы и методы исследования в психологии развития и возрастной психологии.

1.

Список литературы по вопросам к теме:Подходы и методы исследования в психологии развития и возрастной психологии.

Вопрос 1.

- Психология развития: Учебник для высш. психол. учеб. заведений / Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, и др.; под ред.Т.Д. Марцинковской. – 3-е изд.; стер. – М.: Академия, 2007. – 528с. – C. 7 – 11.

- Крайг Г. Психология развития. Пер с англ. / Под. общ. науч. ред. А.А.Алексеева.- 7-е междунар. изд. – СПб.: Питер, 2000 – 998с. – C.40-46.

Вопрос 2.

- Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) пси­хологии // Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М., 1984. С. 243-432.

- Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. – М., 2000. – 416 с. – С. 81-113.

- Большой психологический словарь. / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – М.: Прайм-Еврознак, 2007. – 672с. – C.289.

Вопрос 3.

- Введение в психологию развития: Учебное пособие / С.К. Нартова-Бочавер., А.В. Потапова. – М.: Флинта: МПСИ, 2005. – 216с. – C.58.

- Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. / Пер с англ. – 9-е изд. – СПб.: Питер, 2005. – 940с. – C.37-39, 280.

 

Раздел 2. Основы детской психологии. Анализ факторов психического развития ребенка.

Семинар 4. 2.1. Основные подходы и психологические школы зарубежной психологии развития.

1. Методологическое разнообразие в понимании возрастного и психологического развития человека в зарубежной психологии.

2. Биогенетический подход (Э. Геккель, С. Холл, З. Фрейд).

3. Социогенетический подход (Э. Эриксон, Б. Скиннер, А. Бандура).

4. Теория личностного развития человека Э. Эриксона.

5. Персоногенетический подход (А. Маслоу, К. Роджерс).

6. Генетическая психология (Ж. Пиаже).

Список литературы по вопросам к теме:Основные подходы и психологические школы зарубежной психологии развития.

Вопрос 1.

- Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. / Пер с англ. – 9-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 940с. – С. 67-72.

- Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. – М., 2000. – 416с. – С. 93-122.

Вопрос 2.

- Психология человека от рождения до смерти. Учебник. / Под общей редакцией Реана А. А. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. – 656с. – С.45-51.

- Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. Учебное пособие для высшей школы.- М.: Тривола, 1995. – 360с. – С. 33-34.

- Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. / Пер с англ. – 9-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 940с. – С.88-91, 99-101.

Вопрос 3.

- Марцинковская Т.Д. История детской психологии: Учебник для студентов пед. вузов. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1998. – 272с. – 69-70.

- Эриксон Э. Детство и общество. – М., 1963. – С.124-126.

- Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. / Пер с англ. – 9-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 940с. – С.81-82.

Вопрос 4.

- Эриксон Э. Детство и общество. – М., 1963. – С.124-126.

- Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. / Пер с англ. – 9-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 940с. – С.525-527.

Вопрос 5.

- Обухова Л. Ф. Детская психология: теории факты, проблемы. Учебное пособие для высшей школы. – М.: Тривола, 1995. – 360с. – С.33-34.

- Марцинковская Т.Д. История детской психологии: Учебник для студентов пед. вузов. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1998. – 272с. – С. 69-70.

- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: Пер. с англ. – СПб.: Питер-Пресс, 1997. – 608 с. – С. 325-327.

- Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. / Пер с англ. – 9-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 940 с. – С.605-606.

Вопрос 6.

- Крайг, Г. Психология развития. Пер с англ. / Под. общ. науч. ред. А.А.Алексеева. – 7-е междунар. изд. – СПб.: Питер, 2000 – 998с. – C.77-79.

- Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. / Пер с англ. – 9-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 940с. – С.82-85.

- Обухова Л. Ф. Детская психология: теории факты, проблемы. Учебное пособие для высшей школы. – М.: Тривола, 1995. – 360 с. – С. 138.

- Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Владос, Владос, 2001. – 368с. – С. 115-131.

 

Семинар 5. 2.2. Л. Колберг и Ж. Пиаже о нравственном развитии личности.

1. Понятие нравственного развития у Л. Колберга.

2. Стадии формирования моральных суждений по Колбергу.

3. Взгляд Пиаже на нравственное развитие ребенка.

Список литературы по вопросам к теме: Л. Колберг и Ж. Пиаже о нравственном развитии личности.

Вопрос 1.

- Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. / Пер с англ. – 9-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 940с. – С.82-85.

- Лаура Е. Берк Развитие ребенка – 6-е изд. - СПб.: – 2006. - 1056с. С. 756 – 775.

Вопрос 2

- Лаура Е. Берк Развитие ребенка – 6-е изд. - СПб.: – 2006. - 1056с. С. 775 - 792.

- Д. Шеффер Дети и подростки: психология развития – 6-е изд.. - СПб.: – 2003. - 1056с. С. 758 - 777.

Вопрос 3.

- Лаура Е. Берк Развитие ребенка – 6-е изд. - СПб.: – 2006. - 1056с. С. 771 - 773.

Семинар 6. 2.3. Тема: Культурно-историческая теория психического развития Л.С. Выготского.

1. Принцип развития и детерминизма в психологии Л.С. Выготского.

2. Ключевые понятия культурно–исторической теории. Анализ содержания понятий: «социальная ситуация развития», «новообразование», «высшие психические функции», «актуальный уровень развития».

3. Основные законы психического развития.

Список литературы по вопросам к теме: культурно-историческая теория психического развития Л.С. Выготского.

Вопрос 1.

- Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии // Собр. соч.: в 6-ти т. Т. 4. – М.,1984. – 432с. – С.252.

- Психология развития: учебник для высш. психол. учеб. заведений / Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, и др.; под ред.Т.Д. Марцинковской. – 3-е изд.; стер. – М.: Академия, 2007. – 528с. – С. 393-408.

- Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. – М., 2000. – 416с. – С. 61-62, 187-188

Вопрос 2.

- Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти тт. Т.4. М., Педагогика, 1984.– 432с. – С. 244-268.

- Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. – М., 2000. – 416с. – С. 61-62, 187-188.

- Словарь Л.С. Выготского., под редакцией А.А. Леонтьева. М., издатель­ство Смысл, 2004.

Вопрос 3.

- Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти тт. Т.4. М., Педагогика, 1984.– 432с. – С. 244-257.

- Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. Учебное пособие для высшей школы.- М.: Тривола., 1995. – 360с. С. 158 – 173.

 

Семинар 7. 2.4. Тема: Периодизация психического развития в онтогенезе. Отечественная школа Д.Б. Эльконина.

1. Определение возраста в культурно – историческом и деятельностном подходах. Структура возрастного кризиса. Социальная ситуация развития в кризисе.

2. Принципы построения возрастной периодизации Л.С. Выготского и их развитие в работах Д.Б. Эльконина.

3. Значение идей С. Л. Выготского для развития современной психологии.

Список литературы по вопросам к теме:Периодизация психического развития в онтогенезе. Отечественная школа Д.Б. Эльконина.

Вопрос 1.

- Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.4. Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. – М.: Педагогика, 1984. – 432с. – С.244-268.

- Словарь Л.С. Выготского., под редакцией А.А. Леонтьева. М., издатель­ство Смысл, 2004., с. 69.

- Марцинковская Т.Д. История детской психологии: Учебник для студентов пед. вузов. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1998. – 272с. – С. 69-70.

- Психология развития: учебник для высш.психол.учеб.заведений / Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, и др.; под ред.Т.Д. Марцинковской. – 3-е изд.; стер. – М.: Академия, 2007. – 528с. – С. 408-417.

Вопрос 2.

- Психология развития: учебник для высш.психол.учеб.заведений / Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, и др.; под ред.Т.Д. Марцинковской. – 3-е изд.; стер. – М.: Академия, 2007. – 528с. – С. 388-393.

- Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Академия, 2000. – С.190-192.

- Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. М.: Воронеж, 1995. – С.198-204.

- Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Владос, Владос, 2001. – 368с. – С. 158-168.

- Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. Учебное пособие. – М.: 1981. – 84 с.

Вопрос 3.

- Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Владос, Владос, 2001. – 368с. – С. 173-178.

- Дьяченко О.М. Проблема развития способностей: до и после Л.С. Выготского // Вопросы психологии 1995. №5. – С.98-109 (приложение №3 данного пособия).

 

Семинар 8. 2.5. Социо-культурный подход в зарубежных исследованиях психического развития.

1. Основные теоретические подходы к анализу социализации: Ч. Кули, Дж. Мид, У.Бронфенбреннер, М. Коул.

2. Социальные факторы развития интеллекта. Роль социального взаимодействия в развитии интеллекта (А. Перре-Клермон ).

3.Всевозрастной подход П. Балтеса.

Список литературы по вопросам к теме: Социо-культурный подход в зарубежных исследованиях психического развития.

Вопрос 1.

- Психология развития: учебник для высш.психол.учеб.заведений / Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, и др.; под ред.Т.Д. Марцинковской. – 3-е изд.; стер. – М.: Академия, 2007. – 528с. – С. 427 – 436.

- Бронфенбренер У. Два мира детства: дети в США и СССР: Пер. с англ. – М., 1976. С. 108 – 122.

- Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление: Пер. с англ. – М., 1997. С 36 – 74.

Вопрос 2.

- Перре – Клермон А. Н, Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей. – М., 1991. С. 15- 87.

- Шеффер Д. Дети и подростки: психология развития – 6-е изд. - СПб.: – 2003. – 1056 с. С.475 - 487

- Берк Лаура Е. Развитие ребенка – 6-е изд. - СПб.: – 2006. - 1056с. С. 1011 – 1013.

Вопрос 3.

- Нартова - Бочавер С. К., Потапова А. В. Введение в психологию развития. – М.: Флинта: МПСИ. 2005. -216 с. С. 25 – 26.

 

Раздел 3. Проблема периодизации психического развития в онтогенезе.

Семинар 9. 3.1. Проблема соотношения обучения, созревания и развития в современной психологии.

1. Общая характеристика функциональной периодизации.

2. Развитие рефлексии посредством обучения.

Список литературы по вопросам к темеПроблема соотношения обучения, созревания и развития в современной психологии.

Вопрос 1.

- Психология развития: учебник для высш.психол.учеб.заведений / Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, и др.; под ред.Т.Д. Марцинковской. – 3-е изд.; стер. – М.: Академия, 2007. – 528с. – С. 478 – 487.

- Актуальные проблемы возрастной психологии/ П. Я, Гальперин и др. М.,1978

Вопрос 2.

- Психология развития: учебник для высш.психол.учеб.заведений / Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, и др.; под ред.Т.Д. Марцинковской. – 3-е изд.; стер. – М.: Академия, 2007. – 528с. – С

- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования: Учебное пособие для вузов Высшее образование. – М.: Академия, 2004. – 288с. С. 142 – 162.

- Перре – Клермон А. Н, Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей. – М., 1991. С. 15- 23.

 

Часть 2. ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: