Методические указания для подготовки к практическому занятию № 7
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»
ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 060501 СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО
ОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
I СЕМЕСТР
Тема: Морфологические нормы в употреблении форм имени прилагательного, числительного и местоимения.
Содержание: Имя прилагательное. Краткая и полная форма. Н и НН в прилагательных. Степени сравнения имён прилагательных. Имя числительное. Разряды по значению, группы по составу. Склонение имен числительных. Местоимение. Разряды по значению.
Продолжительность – 90 мин.
Тип занятия – КУЗ
Место проведения – кабинет русского языка
Система оценки – 5 баллов
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся
должен уметь:
§ правильно образовывать формы слова, соблюдая орфоэпические нормы;
§ пользоваться разными частями речи для выражения синонимических значений;
§ правильно употреблять слова разных частей речи и их формы в соответствии с ситуацией общения и стилем речи.
должен знать:
§ грамматические признаки изученных частей речи.
должен овладеть следующими компетенциями:
ОК 1, 2, 4, 5, 6, 8, 10, 11, 12
ПК 2.1
Задания для самоподготовки:
1. В тетради для практических занятий выпишите, дайте определение и приведите примеры следующих понятий:
- разряды имен прилагательных (качественные, относительные, притяжательные);
- правописание Н и НН в прилагательных (правила);
- степени сравнения имен прилагательных (сравнительная и превосходная, простая и составная);
- разряды имен числительных по значению (количественные: целые, дробные и собирательные; порядковые) и по составу (простые и составные);
- разряды местоимений по значению (личные, возвратные, вопросительные, относительные, неопределенные, отрицательные, притяжательные, указательные, определительные).
Используя Приложение 1 – «Морфологические нормы и ошибки в употреблении форм имени прилагательного, числительного и местоимения», в тетради для практических занятий составьте опорный конспект по теме.
Список литературы
Основная
1. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи /Л.А. Введенская, М.Н. Черкасова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2012. – 380 с.
2. Ващенко Е.Д. Русский язык и культура речи / Е.Д. Ващенко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002. – 352 с.
Дополнительная
1. Розенталь Д.Э. Секреты стилистики. Правила хорошей речи / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб. – 7-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 208 с.
Приложение 1
Морфологические нормы
Употребление форм имени прилагательного, числительного и местоимения
Нормы морфологии – правила образования или выбора форм слов, относящихся к разным частям речи (существительных, прилагательных, местоимений, числительных, глаголов и их особых форм – причастий и деепричастий).
· При образовании краткой формы от прилагательных на -енный с предшествующими двумя или более согласными предпочтительна форма на -ен (не на -енен): бездействен, безнравствен, воинствен, двусмыслен, легкомыслен, посредствен, родствен, свойствен, и т.п.
· Не соответствует норме соединение в одном прилагательном двух форм сравнительной или превосходной степени: более лучше, самый способнейший.
· При склонении составных количественных числительных изменяются не только все слова в их составе, но и части сложных слов. Например, в творительном падеже – восьмью тысячами девятьюстами пятьюдесятью рублями.
· Числительные сорок, девяносто, сто, полтора, полтораста в родительном, дательном, творительном и предложном падежах имеют форму сорока, девяноста, ста, полутора, полутораста.
· Числительное оба сочетается с существительными мужского и среднего рода (оба студента, оба упражнения); числительное обе – с существительными женского рода (обе книги, обе студентки).
· При склонении составных порядковых числительных изменяется только последнее слово: в одна тысяча девятьсот сорок пятом году.
· Собирательные числительные – двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро (активно употребляются только двое – семеро) – сочетаются:
1) с существительными мужского и общего рода: двое друзей, трое сирот;
2) с существительными, имеющими формы только множественного числа: двое часов, трое ножниц, семеро суток;
3) с существительными – наименованиями детей человека и детенышей животных: двое сыновей, семеро козлят, трое котят, а также со словами люди, лицо (в значении «человек»): двое пожилых людей, пятеро неизвестных лиц;
4) с субстантивированными числительными, прилагательными, причастиями: вошли двое, трое знакомых, пятеро отдыхающих;
5) с личными местоимениями (мы, вы, они): нас двое, вас трое, их четверо.
· К личным местоимениям после всех простых предлогов (без, в, для, до, за, из, к, на, над, о, от, по, под, перед, при, про, с, у, через) и ряда наречных предлогов (возле, вокруг, впереди, мимо, напротив, около, после, посреди, сзади и др.) прибавляется начальное н-: без неё, в него, у них, мимо нее, около него, после них и т.п.; кроме предлогов, управляющих формой дательного падежа: вопреки, согласно, наперекор, вслед, навстречу, соответственно, подобно, благодаря (кому? чему?) ему, ей, им.
· Возвратное местоимение себя следует относить к слову, называющему производителя действия: Он сказал, чтобы я подумал о себе.
Морфологические ошибки
Морфологические ошибки – это неправильное образование форм слов, а также (иногда) неправильный их выбор, употребление одной формы вместо другой или в значении другой.