Ответственность за нарушение законодательства о недрах.




Недра как объект использования и охраны.

Государственное регулирование и управление в области использования и охраны недр.

Право пользования недрами.

Правовая охрана недр.

Ответственность за нарушение законодательства о недрах.

1. Недра как объект использования и охраны

В соответствии с Законом «Об охране окружающей сре­ды» недра являются компонентом природной среды; объек­том самостоятельного вида природоресурсных отношений, возникающих по поводу использования и охраны недр. Эти отношения регулируются самостоятельной отраслью зако­нодательства - законодательством о недрах, которое скла­дывается на региональном и национальном уровне и в целом содержит единообразные подходы к правовому регулирова­нию недропользования.

Правовое регулирование отношений по использованию и охране недр на международном уровне касается в основном суверенных прав государств в отношении континентального шельфа, а также дна и недр территориального моря и исклю­чительной экономической зоны, которые установлены Кон­венцией ООП «По морскому праву» 1982 г. На региональном уровне между государствами - участниками СНГ заключен ряд соглашений, предусматривающих создание и развитие общего рынка минерально-сырьевых ресурсов, гармониза­цию законодательства в этой сфере, а также приграничное со­трудничество в вопросах изучения, освоения и охраны недр. Па национальном уровне отношения по использованию и ох­ране недр регулируются специальным законодательством, основу которого составляет КоН, и иными нормативными правовыми актами, в том числе актами других отраслей за­конодательства.

В соответствии со ст. 1 КоН недра представляют собой часть земной коры, расположенную ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности, дна водо­емов, водотоков. Верхняя и нижняя граница недр законо­дательством не устанавливается. Недра рассматриваются исключительно как подземное пространство, являющееся неотъемлемой частью земной поверхности. Разграничение недр и земельных участков (водных объектов), в пределах которых они находятся, проводится с учетом целей исполь­зования этих объектов.

В отличие от земли и других компонентов природной сре­ды состав недр законодательством не закрепляется. С учетом наличия или отсутствия в недрах ресурсов можно выделить используемые и неиспользуемые части недр, хотя оно не име­ет существенного правового значения. К неиспользуемым участкам могут быть отнесены отработанные месторожде­ния; горные выработки, шахты и скважины, не подлежащие использованию, которые ликвидируются или консервируют­ся; участки недр, в пределах которых не разведаны или не обнаружены полезные ископаемые.

Законодательство о недрах определяет понятие (ст. 1 КоН) и устанавливает исчерпывающий перечень ресурсов недр, относя к ним полезные ископаемые, подземные про­странства и геотермальные ресурсы недр, промышленное и иное хозяйственное использование которых технологически возможно и экономически целесообразно. Таким образом, выделены три категории ресурсов недр, в составе каждой из которых проводится их правовая классификация.

Полезными ископаемыми признаются содержащиеся в недрах природные минеральные образования неорганическо­го или органического происхождения, которые находятся в твердом, жидком или газообразном состоянии и химический состав и физические свойства которых позволяют осущест­влять их промышленное и иное хозяйственное использо­вание в природном виде или после первичной обработки. В естественной среде они могут быть представлены в форме месторождений или проявлений полезных ископаемых.

Исходя из физических и технологических свойств, а так­же экономического значения полезные ископаемые (ст. 18 КоН) классифицируются на:

— стратегические полезные ископаемые;

- общераспространенные полезные ископаемые;

- полезные ископаемые ограниченного распространения;

- подземные воды.

Для каждой группы полезных ископаемых установлены особенности правового режима их использования и охраны. Действующее законодательство о недрах расширило пере­чень полезных ископаемых, отнеся к ним некоторые виды ресурсов недр, имеющих двойственный правовой режим (на­пример, торф и сапропели (ст. 23 КоН) или подземные воды (ст. 25 КоН)).

Подземные пространства как ресурсы недр (ст. 27 КоН) включают в себя естественные или искусственно созданные полости недр, которые используются или могут быть ис­пользованы в целях, установленных законодательством. Их классификация производится по целям использования на две группы:

- предназначенные для размещения, строительства и (или) эксплуатацииподземных сооружений и иных объектов;

- предназначенные для археологических и иных исследо­ваний.

Геотермальные ресурсы недр впервые закреплены как самостоятельный вид ресурсов недр в КоН и представляют собой запасы глубинного тепла Земли, промышленное и иное хозяйственное использование которых с помощью современ­ных технических средств экономически целесообразно. Они включают в себя: ресурсы геотермальных вод и петрогеотермальные ресурсы, аккумулированные в блоках нагретых, практически безводных горных пород; тепловую и иные виды ассоциированной с геотермальными водами энергию.

Петрогеотермальные ресурсы (англ. Petrogeothermal resources) Тепловая энергия непроницаемых горных пород, извлечение которой требует создания искусственных проницаемых зон и применения геоциркуляционных технологий.

Согласно ст. 13 Конституции Республики Беларусь, ст. 5 КоН недра Республики Беларусь находятся в исклю­чительной государственной собственности, в отличие от добытых полезных ископаемых, право собственности на ко­торые принадлежит недропользователю, осуществившемуих добычу на законном основании, если иное не установлено законодательными актами, концессионным или инвестици­онным договором (ст. 6 КоН). Недра не могут быть предме­том залога, купли-продажи, дарения, наследования, вкладав уставный фонд и предметом отчуждения в иной форме. Государство, выступая единственным собственником недр в Республике Беларусь, реализует принадлежащие ему пра­ва владения, пользования и распоряжения недрами через уполномоченные государственные органы, все другие лица используют недра в пределах предоставленных им прав. Гражданское законодательство (ст. 130 ГК) относит участ­ки недр к числу недвижимого имущества, оборот которого регулируется специальным законодательством, т.е. законо­дательством о недрах. В то же время гражданским законода­тельством система прав на недра не охватывается, поэтому право недропользования не предусматривает разделения на вещные и обязательственные права.

 

2. Государственное регулирование и управление
в области использования и охраны недр

Государственное регулирование и управление в области использования и охраны недр в Республике Беларусь яв­ляется составной частью государственного регулирования в области охраны окружающей среды и рационального ис­пользования природных ресурсов. Оно представляет собой деятельность соответствующих органов (общей и специаль­ной компетенции) по обеспечению рационального использо­вания и охраны недр.

К органам общей компетенции относятся Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Бела­русь, местные Советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции. Органами специальной компетенции являются:

- Минприроды, на которое возлагается проведение единой государственной политики и осуществление государ­ственного управления в области использования и охраны недр; координация деятельности других республикан­ских органов государственного управления, местных ис­полнительных и распорядительных органов в этой сфере; государственное регулирование деятельности по геологи­ческому изучению недр и другие задачи;

- Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, в состав которого входит Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности, осуществляющий государственный надзор за безопас­ным ведением работ, связанных с пользованием недрами, и другие функции государственного управления.

Планирование в области использования и охраны недр осуществляется в рамках принимаемых в целях развития минерально-сырьевой базы государственных программ (на­пример, Программа освоения месторождений полезных ис­копаемых и развития минерально-сырьевой базы Республики Беларусь на 2011-2015 гг. и на период до 2020 г.), а также тер­риториальных программ в области использования и охраны недр и мероприятий по охране недр на территории соответству­ющих административно-территориальных единиц.

Нормирование в области использования и охраны недр заключается в установлении:

- нормативов эксплуатационных потерь полезных ископа­емых по вновь вводимым в разработку горным выработ­кам, которые устанавливаются отдельно для конкретной части месторождения или группы месторождений, ана­логичных по горно-геологическим, горнотехническим, технологическим, экономическим и иным условиям их разработки. Нормативы эксплуатационных потерь по­лезных ископаемых разрабатываются недропользовате­лями, осуществляющими разработку месторождения, на основе технических нормативных правовых актов, уста­навливающих обязательные требования экологической безопасности в области использования и охраны недр, в порядке, установленном Минприроды (ст. 69 КоН).

Государственный учет пользования недрами и состоя­ния минерально-сырьевой базы ведется в формах государ­ственного кадастра недр и государственных балансов запасов полезных ископаемых и геотермальных ресурсов недр, ко­торые являются составной частью единой информационной системы в области использования и охраны недр. Государственному учету подлежат:

— сведения о результатах работ, связанных с пользованием недрами (в том числе работ по геологическому изучению недр);

- запасы полезных ископаемых и (или) геотермальных ре­сурсов недр;

- сведения об участках недр, используемых для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Государственный кадастр недр представляет собой систематизированный свод данных о качественных и ко­личественных характеристиках ресурсов недр, об их эко­номической оценке и о возможном промышленном и ином хозяйственном использовании. Объектами учета являются месторождения, в том числе выработанные, и проявления полезных ископаемых и геотермальных ресурсов недр, а также подземные пространства, которые используются или могут быть использованы для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых. Ведение государственного кадастра недр осуществляется Минприроды в формах паспортов, ка­талогов, регистрационных карт объектов учета, в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

Для учета состояния минерально-сырьевой базы ведутся государственные балансы запасов полезных ископаемых и геотермальных ресурсов недр, которые составляются по ме­сторождениям (их частям), видам полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр.

Государственные балансы запасов полезных ископаемых и геотермальных ресурсов недр ведутся по месторождени­ям (их частям), видам полезных ископаемых и (или) гео­термальных ресурсов недр недропользователями, которым предоставлены геологические или горные отводы (ст. 79 КоН). Ведение государственных балансов запасов полезных ископаемых и геотермальных ресурсов недр, постановку на государственный баланс запасов полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр и их списание осущест­вляет Минприроды, в порядке, установленном Советом Ми­нистров Республики Беларусь.

В целях установления достоверности и обоснованно­сти оценки запасов полезных ископаемых и геотермаль­ных ресурсов недр, принятия решения об утверждении или списании этих запасов, определения полноты и качества изученности месторождения (его части),степени его под­готовленности для разработки проводится Государственная


экспертиза геологической информации, которой подлежит также геологическая информация об участках недр, пригод­ных для строительства и (или) эксплуатации подземных со­оружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Специальному государственному учету подлежат ми­нералогические, палеонтологические и иные уникальные геологические материалы, перечень которых установлен за­конодательством (ст. 81 КоН) с целью их изучения, деталь­ного описания, рационального использования и охраны. Недропользователи и иные лица, обнаружившие минерало­гические, палеонтологические и иные уникальные геологи­ческие материалы или имеющие сведения о них, сообщают об этом в Минприроды или его территориальные органы.

Контроль (надзор) в области цсполъзования и охраны недр является составной частью контроля в области охраны окружающей среды и осуществляется в соответствии с зако­нодательством о контрольной (надзорной) деятельности и об охране окружающей среды.

Его осуществляют следующие органы:

- местные Советы депутатовконтроль за’ реализацией территориальных программ в области использования и охраны недр, а также мероприятий по охране недр на тер­ритории соответствующих административно-территори­альных единиц;

- Минприроды и его территориальные органы - контроль (надзор) в области использования и охраны недр;

- Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь через Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности (и его областные, Минское городское управления) - государственный кон­троль за исполнением законодательства в области охраны и рационального использования недр; государственный надзор за безопасным ведением работ, связанных с поль­зованием недрами, как составную часть государствен­ного надзора в области промышленной безопасности. Государственный надзор осуществляется, в частности, за горными работами, в том числе проводимыми в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, геофизиче­скими работами, добычей твердых, жидких и газообразных полезных ископаемых, в том числе питьевой воды из скважин глубиной более 20 метров; геолого-маркшейдер­ским обеспечением при поисках, разведке и разработке месторождений полезных ископаемых, использованием недр в целях, не связанных с добычей таких ископаемых.

3. Право пользования недрами

В объективном смысле право пользования недрами представляет собой систему правовых норм, которые регу­лируют порядок и условия предоставления и использования участков недр, права и обязанности недропользователей.

Право пользования недрами в субъективном смысле охватывает совокупность конкретных прав и обязанностей, приобретаемых недропользователями в связи с предоставле­нием участка недр в пользование.

В соответствии со ст. 28 КоН право недропользования под­разделяется на следующие виды:

- геологическое изучение недр;

- добыча полезных ископаемых;

- использование подземных пространств в целях, предус­мотренных законодательством (эти цели определены при классификации этого вида ресурсов недр);

- использование геотермальных ресурсов недр по направ­лениям, которые определены КоН (ст. 61) и включают получение электроэнергии; горячее водоснабжение; те­плоснабжение жилых и производственных помещений; лечебные, оздоровительные и иные цели, обусловленные ценностью, полезностью и иными характеристиками гео­термальных ресурсов недр.

Субъектами права недропользования являются:

- граждане (они могут осуществлять только определенные виды недропользования на предоставленном им земель­ном участке и при соблюдении определенных условий (ст. 17 КоН));

- индивидуальные предприниматели;

- юридические лица, осуществляющие в соответствии с законодательством пользование недрами.

Объектами права недропользования являются обособлен­ные в установленном законом порядке участки недр, предо­ставляемые вышеназванным субъектам в пользование. Они могут выступать в виде горного отвода в случае добычи по­лезных ископаемых, использования подземных пространств, использования геотермальных ресурсов недр, или геологиче­ского отвода в случае геологического изучения недр, кро­ме случаев, указанных в законодательстве. Геологические и горные отводы предоставляются в порядке, установленном законодательством о недрах (ст. 32, 33 КоН) и законодатель­ством об административных процедурах.

Право недропользования имеет преимущественно адми­нистративно-правовую природу. Договорные формы исполь­зования ресурсов недр ограничены. Так, аренда участков недр законодательством о недрах не закреплена. Однако возможно использование недр на основании концессионного или инвестиционного договора, что является самостоятель­ным видом временного недропользования, отличающегося от других условиями и сроками пользования. Перечни участ­ков недр, которые могут являться объектами концессии, и решения о необходимости концессии в отношении участков недр, а также вид концессионного договора, который при этом заключается, определяются Президентом Республики Беларусь.

Право пользования недрами имеет срочный характер. Срок зависит от вида недропользования и в соответствии со ст. 29 КоН составляет:

- для геологического изучения - до пяти лет;

- для добычи полезных ископаемых, использования гео­термальных ресурсов недр — на срок, определенный про­ектной документацией, но не более пятидесяти лет;

- для строительства и (или) эксплуатации подземных со­оружений, не связанных с добычей полезных ископае­мых, — на срок, определенный проектной документацией;

- при передаче участков недр в соответствии с концесси­онным или инвестиционным договором — на срок, опре­деленный договором, но не более девяноста девяти лет.

Все виды пользования недрами имеют разрешительный характер, включая пользование участками недр в пределахпредоставленного землепользователю земельного участка (ст. 17 КоН).

В соответствии со ст. 30 КоН правовыми основаниями пользования недрами являются:

- акт, удостоверяющий геологический или горный отвод;

- свидетельство о государственной регистрации работ по геологическому изучению недр (при использовании недр без предоставления геологического отвода (ст. 49 КоН));

- документ, удостоверяющий право землепользователя на земельный участок (при пользовании недрами в соответ­ствии со ст. 17 КоН без получения разрешительных до­кументов);

- разрешительная документация на специальное водополь­зование (при заборе землепользователем подземных вод в объеме свыше пяти кубических метров в сутки при экс­плуатации буровых скважин и иных сооружений в нед­рах, предназначенных для забора подземных вод).Предоставление участков недр в пользование произво­дится на основании решений районных (областных, Минско­го городского, городских (городов областного подчинения)) исполнительных и распорядительных органов (в админи­стративном порядке или по результатам торгов), а при предо­ставлении горных отводов для размещения объектов военной инфраструктуры и гражданской обороны, для добычи страте­гических полезных ископаемых, полезных ископаемых огра­ниченного распространения и использования геотермальных ресурсов недр - по решению Президента Республики Бела­русь. Решение исполнительного и распорядительного органа о предоставлении геологического отвода принимается после получения заключения Минприроды о согласовании либо об отказе в согласовании предоставления испрашиваемого геологического отвода, а решение 6 предоставлении горного отвода — после согласования с Минприроды проекта обосно­вания границ горного отвода.

В таком же порядке (административном, без проведения торгов) предоставляются горные отводы инвестору, заклю­чившему концессионный или инвестиционный договор, в случаях, если в соответствии с законодательством об инве­стициях и законодательством о концессиях такой договор заключается без проведения торгов по выбору инвестора. В частности, такие случаи предусмотрены Указом Пре­зидента Республики Беларусь от 3 октября 2011 г. № 442 «О некоторых вопросах осуществления инвестиционной дея­тельности в отношении недр».

Торги по распределению участков недр проводятся в сле­дующих случаях:

- при предоставлении участков недр в пользование на ос­новании концессионных или инвестиционных догово­ров. Порядок проведения торгов по выбору инвестора для реализации инвестиционных проектов в отношении недр на основании концессионного или инвестиционно-. го договора определяется Правительством (ст. 10 КоН). Торги проводятся в форме конкурса или аукциона рес­публиканским органом государственного управления, иной государственной организацией, подчиненной Пра­вительству Республики Беларусь, уполномоченной им на проведение торгов и заключение концессионного догово­ра по участкам недр, включенным в перечень объектов, предлагаемых для передачи в концессию, утверждаемый Президентом Республики Беларусь;

- если на горный отвод претендуют два и более юриди­ческих лица или индивидуальных предпринимателя (ст. 33 КоН). Эти торги организуют и проводят местные исполнительные и распорядительные органы (ст. 13 КоН) в порядке, установленном КоН (ст. 34 КоН).

Государственную регистрацию предоставленных геологи­ческих и горных отводов осуществляет Минприроды.

Вторичное недропользование не допускается. Недрополь­зователь не вправе передавать предоставленное ему право пользования недрами иным лицам. Переход права пользо­вания недрами возможен лишь при реорганизации юриди­ческого лица (ст. 37 КоН) и предусматривает передачу прав по ранее предоставленному геологическому или горному от­воду созданному в результате реорганизации юридическому лицу - правопреемнику юридического лица, которому такой отвод в установленном порядке был предоставлен ранее — по решению местного исполнительного и распорядительного органа или Президента Республики Беларусь в случаях, когда решение о предоставлении горного отвода принималось Пре­зидентом Республики Беларусь.

Пользование недрами может быть запрещено или ограни­чено на отдельных участках недр, отдельных территориях и зонах, для которых законодательством установлен специаль­ный режим охраны и использования (ст. 30 КоН).

Право пользования недрами приостанавливается до устранения причин, которые послужили основанием при­остановления, например:

- возникновения риска для жизни и здоровья граждан, причинения ущерба имуществу граждан, в том числе ин­дивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, имуществу, находящемуся в собственности государства, или вреда окружающей среде в связи с осуществлением недропользователем пользования недрами;

- возникновения-чрезвычайных ситуаций;

- нарушения недропользователем требований законода­тельства о недрах, законодательства об охране окружа­ющей среды, законодательства в области промышленной безопасности;

- нарушения (невыполнения) недропользователем условий концессионного или Инвестиционного договора.

Право пользования недрами прекращается в случаях, предусмотренных КоН и иными законодательными актами, в том числе при:

- изъятии у недропользователя участка недр для государ­ственных нужд;

- ликвидации юридического лица, прекращении деятель­ности индивидуального предпринимателя, являющихся недропользователями;

- систематическом (два и более раза) невнесении недро­пользователем платежей за пользование недрами;

- неиспользовании недропользователем в течение одного года предоставленного в пользование участка недр или использования его не по щелевому назначению;

- принятии недропользователем решения о прекращении права пользования недрами;

— истечении срока пользования недрами, указанного в акте, удостоверяющем геологический или горный отвод, прекращении действия концессионного или инвестици­онного договора и некоторых других случаях.

Решения о приостановлении или прекращении пра­ва пользования недрами принимаются уполномоченны­ми органами государственного управления (Президентом Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами, принявшими решение о пре­доставлении геологического или горного отвода, а о приоста­новлении права пользования недрами — также Минприроды и его территориальными органами, Министерством по чрез­вычайным ситуациям Республики Беларусь и входящими в его систему органами и подразделениями по чрезвычайным ситуациям) в пределах их компетенции, судом, а также не­дропользователем.

Содержание права недропользования составляют права и обязанности пользователей недрами. В силу исключитель­ного характера государственной собственности на недра эти права и обязанности ограничены только владением и поль­зованием участками недр. При совершении запрещенных законодательством сделок с участками недр (ст. 5 КоН) на­ступают последствия, установленные гражданским зако­нодательством для сделок, совершение которых запрещено законодательством (ст. 168, 170 ГК).

В соответствии со ст. 14 КоН недропользователи имеют право:

— осуществлять пользование недрами в соответствии с тре­бованиями законодательства;

— владеть, пользоваться и распоряжаться добытыми полез­ными ископаемыми, если иное не установлено законода­тельными актами, концессионным или инвестиционным договором;

— на возмещение убытков в случае изъятия участка недр для государственных нужд;

— отказаться от предоставленного геологического или гор­ного отвода;

— проводить геологическое изучение недр за счет собствен­ных средств в границах предоставленных им горных от­водов с соблюдением требований законодательства, в том



числе с привлечением на основании договора юридиче­ских лид и индивидуальных предпринимателей, имею­щих право проводить геологическое изучение недр;

- предъявлять иски о восстановлении нарушенных прав.

Согласно ст. 16 КоН недропользователи имеют общие

обязанности:

- обеспечивать безопасное ведение работ, связанных с поль­зованием недрами;

- безотлагательно сообщать органам и подразделениям по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, а также местным исполнительным и распорядительным органам о возникновении при пользовании недрами чрезвычай­ных ситуаций;

- при обнаружении минералогических, палеонтологиче­ских и иных уникальных геологических материалов приостановить работы, которые могут нарушить их це­лостность, и сообщить об этих находках в Минприроды или его территориальным органам;

- возместить вред, причиненный при пользовании недрами жизни и здоровью граждан, имуществу других лиц и др.

Кроме того, на недропользователей, осуществляющихспециальное недропользование, возлагаются дополнитель­ные обязанности, в частности:

- соблюдать условия, предусмотренные актом, удостоверя­ющим геологический или горный отвод, концессионным или инвестиционным договором, а также проектной до­кументацией на пользование недрами;

- выполнять мероприятия, предусмотренные ежегодными планами развития горных работ;

- своевременно и в полном объеме вносить платежи за пользование недрами и др.

4. Правовая охрана недр

Правовая охрана недр предусматривает требования по ра­циональному использованию и охране недр в процессе всех видов недропользования. В соответствии со ст. 7 КоН рациональное использование недр и их охрана являются одним из принципов правового регулирования данных отношений.

Рациональное использование недр представляет со­бой комплекс правовых, организационных, технических, природоохранных и иных мероприятий, обеспечивающих наиболее полное извлечение полезных ископаемых и эффек­тивное использование иных ресурсов недр, а также охрану иных компонентов природной среды и природных объектов при пользовании недрами (ст. 1 КоН). Требования по рацио­нальному использованию недр имеют целью осуществление эффективного, полного и комплексного использования ре­сурсов недр и ограничение вредного воздействия недрополь­зования на другие компоненты природной среды.

Охрана недр - это комплекс мероприятий, обеспечиваю­щих соблюдение установленных законодательством порядка и условий пользования недрами и предотвращающих нера­циональное использование ресурсов недр и вредное воздей­ствие на окружающую среду (ст. 1 КоН).

Законодательство Республики Беларусь о недрах закре­пляет следующие основные требования по рациональному использованию и охране недр:

- соблюдение порядка предоставления участков недр в пользование, установленного законодательством, и не­допущение самовольного пользования недрами, которое влечет ответственность, предусмотренную ст. 86 КоН;

- обеспечение комплексности и полноты геологического изучения недр и извлечения из них полезных ископае­мых, использования геотермальных ресурсов недр;

- соблюдение предусмотренного проектной документацией на разработку месторождения полезных ископаемых по­рядка проведения горных работ при вскрытии, подготов­ке месторождения для разработки и его разработке;

- недопущение нерационального, экономически необосно­ванного выборочного извлечения полезных ископаемых;

- использование соответствующих установленным техни­ческими нормативными правовыми актами требованиям технических средств и технологического оборудования для разработки месторождений и постоянное совершен­ствование способов и методов разработки месторождений и применяемого оборудования;

- использование техники и технологий использования гео­термальных ресурсов недр, обеспечивающих получение максимального энергетического эффекта при минималь­ных потерях геотермальных ресурсов недр;

- планирование и осуществление мероприятий, Предотвра­щающих загрязнение вод при проведении работ, связан­ных с пользованием недрами;

- соблюдение правил консервации и ликвидации горных предприятий, горных выработок, а также подземных соо­ружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

- защита месторождений;

- недопущение вредного воздействия последствий исполь­зования геотермальных ресурсов недр на иные природ­ные ресурсы.

Полнота и комплексность использования ресурсов недр обеспечивается установлением требований по выявлению основных и совместно залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов, достоверной оценке запасов полез­ных ископаемых и свойств участков недр, предоставляемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых.

В целях определения пространственных границ месторож­дений, подсчета запасов полезных ископаемых и геотермаль­ных ресурсов недр и определения промышленной ценности месторождений по результатам геологоразведочных работ и геолого-экономической оценки месторождения устанавливают­ся кондиции полезных ископаемых и геотермальных ресурсов недр, которые утверждаются Минприроды.

Застройка площадей залегания полезных ископаемых на. земельном участке, в границах которого располагается раз­веданное месторождение полезных ископаемых, допускается только при условии обеспечения наиболее полного извлече­ния запасов полезных ископаемых (ст. 66 КоН). Застройка площадей залегания полезных ископаемых осуществляется в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, с соблюдением требований законодательства об охране и использовании земель, законодательства об архи­тектурной, градостроительной и строительной деятельности, законодательства об охране окружающей среды и законода­тельства о недрах.

К числу правовых мер охраны недр относятся также обя­занности недропользователей по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, соблюдению порядка ликвидации и консервации месторождений, а также подзем­ных сооружений, не связанных с добычей полезных ископа­емых (ст. 70 КоН).

Установлены следующие основные требования безопас­ности при пользовании недрами:

- разработка и осуществление мероприятий, обеспечиваю­щих безопасность жизни и здоровья граждан, имущества граждан, индивидуальных предпринимателей и юриди­ческих лиц, имущества, находящегося в собственности государства, охрану окружающей среды;

- проведение геолого-маркшейдерских работ, осуществле­ние специальных мероприятий по прогнозированию и предупреждению опасных ситуаций, определение опас­ных зон и нанесение их на горную графическую докумен­тацию;

- осуществление контроля за проведением горных работ и их приостановление в случае возникновения опасности для жизни и здоровья граждан и другие.

Консервация и ликвидация горных предприятий, горных выработок, а также подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, производится в порядке, установленном КоН. Эти объекты подлежат консервации при приостановлении или Прекращении права пользования недрами, а также после полного извлечения из месторожде­ния запасов полезных ископаемых или использования гео­термальных ресурсов недр. Ликвидация производится при прекращении права пользования недрами в случае возникно­вения явной угрозы жизни и здоровью граждан, причинения ущерба имуществу юридических и физических лиц, имуще­ству, находящемуся в собственности государства, или вреда окружающей среде в связи с осуществлением недропользо­вания, а также после полного извлечения из месторождения запасов полезных ископаемых или использования геотер­мальных ресурсов недр либо при технологической невозмож­ности и экономической нецелесообразности их дальнейшего извлечения (использования).

5. Ответственность за. нарушение законодательствао недрах

КоН не предусматривает конкретного перечня правонару­шений, за которые наступает юридическая ответственность в этой области природоресурсных отношений, а содержит лишь отсылочную норму (ст. 85 КоН), согласно которой лица, нарушившие законодательство о недрах, несут адми­нистративную, уголовную и иную ответственность в соответ­ствии с законодательными актами.

Административная ответственность в области ис­пользования и охраны недр наступает за следующие право­нарушения:

· нарушение права государственной собственности на нед-. ра, включающее самовольное пользование недрами либо совершение сделок, нарушающих право государственной собственности на недра (ст. 10.1 КоАП) (объектом данно­го правонарушения являются отношения государствен­ной собственности на недра);

· правонарушения, непосредственно связанные с недро­пользованием:

· нарушение требований по использованию недр (ст. 15.18 КоАП);

· невыполнение требований по обеспечению безопас­ности консервируемых или ликвидируемых горных выработок (ст. 15.19 КоАП);

· нарушение правил охраны недр (ст. 15.20 КоАП).

Уголовная ответственность наступает в связи с нару­шением правил охраны недр, совершенным в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение (ч. 1 ст. 271 УК) либо повлекшим умышленное или по неосторожности причинение ущерба в особо крупном размере (ч. 2 ст. 271 УК). Данные составы относятся к пре­ступлениям против экологической безопасности и природной среды, их непосредственным объектом выступают отноше­ния по охране недр как компонента природной среды.

Гражданско-правовая, ответственность выражается, как правило, в возмещении вреда, причиненного в результа­те нарушения законодательства о недрах, который подлежитвозмещению лицом, его причинившим, в соответствии с за­конодательством (ст. 85 КоН). Субъектами ответственности могут быть как недропользователи, так и иные лица, допу­стившие нарушени<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: