Работа классного руководителя по подготовке учащихся к сознательному выбору профессии на основе учета отечественного и зарубежного опыта




Кейс № 11.

Профильное обучение: цель, проблемы, перспективы. Принципы построения содержания профильного обучения. Новые формы организации образовательного процесса в профильной школе (ОК-5, ПК-2, ПК-5)

 

Описание:

Вы работаете в школе, в которой открыты профильные классы на третьей ступени обучения (10-11 класс). Профильное обучение в школе регламентируется Положением о профильном и предпрофильном обучении.

 

Материалы кейса: Положение о профильном и предпрофильном обучении в ГБОУ СОШ №___ (выдержки)

 

Задание:

Опираясь на Положение, предложите структуру портфолио для учащихся 8-9 классов, которое они смогут представить на собеседовании по приему в профильный класс. Составьте памятку учащимся по сбору и оформлению портфолио.

 

Одним из основных условий достижения современного качества общего образования является введение профильного обучения в старших классах.

Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное обучение направлено на реализацию личностно - ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории. Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:

- обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;

- создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

- способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

- расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Профильное образование – важный фактор экономического роста и обновления экономики, и поэтому должно быть ориентировано, прежде всего, на учащихся и рынок труда, а также должно быть эффективным и доступным.

Взаимосвязь общеобразовательных и профессиональных блоков создает условия для облегчения перехода молодежи из мира школы в мир труд.

Главной задачей учителя, работающего в профильном гуманитарном классе, является создание условий для подготовки высокообразованных, всесторонне развитых выпускников, ориентированных на продолжение образования по данному профилю, а также создания условий для осуществления профессиональных намерений наших выпускников.

Работа по профилизации должна начинаться еще в детском дошкольном учреждении, так как именно в раннем возрасте проявляются все способности ребенка, уделяется особое внимание интересам, склонностям детей. В начальной школе необходимо проводить уроки - экскурсии, уроки - погружения в профессию, наблюдать и сравнивать, делать выводы, рассуждать. Начиная с 5-го класса надо разделить детей на 2 потока обучения: профильные и общеобразовательные классы. Эта система обеспечивает гибкость разноуровневого обучения, которое позволяет учащимся при определенных условиях в течение всего времени обучения переходить с одного уровня на другой.

Особенностью учебного плана и учебных программ профильного гуманитарного класса является более глубокое изучение гуманитарных предметов по сравнению с общеобразовательными классами.

В профильных классах, каких бы новаций не требовало время, только на уроке, как сотни так и тысячи лет назад, встречаются участники общеобразовательного процесса: учитель и ученик. Урок интересен тогда, когда он современен - совершенно новый и не теряющий связи с прошлым, одним словом - актуальный.

Можно выделить несколько вариантов (моделей) организации профильного обучения:

1. Модель внутришкольной профилизации. Общеобразовательное учреждение может быть однопрофильным (реализовывать только один избранный профиль) и многопрофильным (организовать несколько профилей обучения). Общеобразовательное учреждение может быть в целом не ориентировано на конкретные профили, но за счет значительного увеличения числа элективных курсов предоставлять школьникам (в том числе в форме многообразных учебных межклассных групп) в полной мере осуществлять свои индивидуальные профильные образовательные программы, включая в них те или иные профильные и элективные курсы.

2. Модель сетевой организации. В подобной модели профильное обучение учащихся конкретной школы осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов иных образовательных учреждений. Оно может строиться в двух основных вариантах. Первый вариант связан с объединением нескольких общеобразовательных учреждений вокруг наиболее сильного общеобразовательного учреждения, обладающего достаточным материальным и кадровым потенциалом, которое выполняет роль "ресурсного центра". В этом случае каждое общеобразовательное учреждение данной группы обеспечивает преподавание в полном объеме базовых общеобразовательных предметов и ту часть профильного обучения (профильные предметы и элективные курсы), которую оно способно реализовать в рамках своих возможностей. Остальную профильную подготовку берет на себя "ресурсный центр". Второй вариант основан на кооперации общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования и привлечении дополнительных образовательных ресурсов. В этом случае учащимся предоставляется право выбора получения профильного обучения не только там, где он учится, но и в кооперированных с общеобразовательным учреждением образовательных структурах (дистанционные курсы, заочные школы, учреждения профессионального образования и др.).

 

В настоящий момент существует еще много проблем в профильной подготовке - нет теории, предполагающей такие средства, методы, приемы, технологии, учебники, которые бы не противоречили поставленной цели образования. Но это, пожалуй, в перспективе доработается и разработается, а вот «сработает» ли профильная гуманитарная подготовка при поступлении в вузы, дает ли она гарантию поступления. Нет. Профиль будет актуален тогда, если школа будет заключать договоры с вузами. Но это невозможно даже теоретически: в стране нет такого количества институтов и университетов, которое приняло бы всех выпускников одного года. Да и готовить такое количество дипломированных специалистов, для которых фактически нет рабочих мест, ни одна цивилизованная страна позволить себе не может.

Сейчас «модные» профессии: экономисты, финансисты, новоявленные коммерческие специалисты, а как же быть филологам, историкам, журналистам, библиотекарям, переводчикам, психологам талантливым, начитанным, интеллигентным и всегда малооплачиваемым. Очень трудно убедить родителей, отстаивая гуманные мотивы, что быть гуманитарием престижно, потому что слышишь ответ: «Жизнь у нас такая, а не другая». Ведь цель профильного гуманитарного обучения - воспитать всесторонне развитую личность, порядочного человека, культурного, совестливого.

 

 

Памятка по оформлению ПОРТФОЛИО ученика 8-9 классов:

 

1. Общие положения.

1.1. Настоящее Положение определяет порядок формирования, структуру и использования портфолио, как способа накопления и оценки индивидуальных достижений ребенка в период его обучения в начальных классах.

1.2. Настоящее Положение разработано в рамках реализации Федеральных государственных стандартов второго поколения с целью индивидуализации и дифференциации процесса обучения в школе, формирования у учащихся мотивации на достижение определенных результатов воспитания, развития и социализации.

1.3. Портфолио является перспективной формой представления индивидуальных достижений ребенка, так как позволяет учитывать результаты, достигнутые ребенком в разнообразных видах деятельности- учебной, творческой, спортивной и др.

1.4. Портфолио – это один из способов организации накопительной системы оценки, фиксирования индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения в школе.

1.5. Портфолио является одной из составляющих «портрета» выпускника и играет важную роль при переходе ребенка в 9-10 класс средней школы для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.

1.6. Портфолио служит для сбора информации о продвижении обучающегося в учебной деятельности, для оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

2. Цели и задачи.

2.1.Цель портфолио – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ученика, его усилия, достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.

2.2. Портфолио помогает решать важные педагогические задачи:

- создать для каждого ученика ситуацию переживания успеха;

- поддерживать интерес ребенка к определенному виду деятельности;

- поощрять его активность и самостоятельность;

- формировать навыки учебной деятельности;

- содействовать индивидуализации образования ученика;

- закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;

- укреплять взаимодействие с семьей ученика, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной деятельности со школой.

3. Порядок формирования портфолио.

3.1.Портфолио ученика 8-9 классов является одной из составляющих «портрета» выпускника и играет важную роль при переходе ребенка в 9-10 класс для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.

3.2.Период составления портфолио – 1-9 года (1-9 классы начальной и средней школы).

3.3.Портфолио хранится в школе в течение всего пребывания ребенка в ней. При переводе ребенка в другое образовательное учреждение портфолио выдается на руки родителям (законным представителям) вместе с личным делом (медицинской картой) ребенка.

4. Структура, содержание и оформление портфолио.

Портфолио ученика имеет:

• титульный лист, который содержит основную информацию (фамилия, имя, отчество, учебное заведение, класс, контактную информацию и фото ученика) оформляется родителями (законными представителями) совместно с учеником;

• основную часть, которая включает в себя:

1 раздел: «Мой портрет»

1.1.Немного о себе

1.2.Моя семья

1.3.Тест «Кто я? Какой я?»

1.4.Анкета «Кто ты?»

1.5.Методика определения ценностей «К чему я стремлюсь в жизни?»

1.6.Тест «Самооценка»

1.7.«Я и мое будущее»

1.8.Анкета изучения мотивации «Зачем я учусь»

2 раздел: «Портфолио достижений».

В данный раздел входят: учебный рейтинг, учебные достижения, проблемные дисциплины, олимпиады, курсы по выбору, проектная деятельность, выставки, творческие конкурсы, внеклассная деятельность, спортивные достижения.

3 раздел: «Портфолио документов»

В этом разделе помещается перечень представленных в портфолио официальных документов – все имеющиеся у школьника сертифицированные документы, подтверждающие индивидуальные достижения в различных видах деятельности:

§ дипломы об участии в предметных олимпиадах различного уровня,

§ грамоты за участие в конкурсах,

§ сертификаты, благодарственные письма, свидетельства и т. д.

 

4 раздел: Памятки, инструкции, полезная информация.

 

Кейс № 12.

Работа классного руководителя по подготовке учащихся к сознательному выбору профессии на основе учета отечественного и зарубежного опыта

(ПК-5)

Описание:

Одно из направлений воспитательной работы в 9-м классе - целенаправленная работа по подготовке учащихся к осознанному выбору своей будущей профессии. Решая задачи данного направления работы, классный руководитель во внеурочное время проводит занятия из цикла «Мой выбор», связанный с изучением не только мира профессий, но и познанием себя как личности, своего профессионального типа.

Материалы кейса: План-конспект занятия по профориентации «Секрет выбора профессии» (программа «Мой выбор»), разработанный Н.А. Саитовой

Задание:

1.Проанализируйте представленный материал и определите ценность разработанного учителем плана-конспекта занятия «Секрет выбора профессии», опираясь на знание о сущности труда классного руководителя и о подготовке учащихся к сознательному выбору профессии?

2. Как решаются поставленные учителем задачи за рубежом?

3. Сравните отечественный и зарубежный опыт помощи молодым людям в выборе профессии.

 

В системе профориентационной работы в школе классный руководитель является центральной фигурой, так как он является координатором всех воспитательных воздействий в классе. Именно классный руководитель может реально помочь школьнику составить объективный образ собственного “Я”.

В ходе профориентационной работы классный руководитель решает следующие задачи:

· оказывает помощь школьникам в самопознании, осуществляет психологическую подготовку учащихся к труду, участвует в организации их общественно полезного и производительного труда;

· организует систематическое ознакомление с содержанием массовых профессий, пропагандирует те из них, которые необходимы региону;

· изучает личность школьника, его профессиональные интересы, намерения, возможности, способности;

· организует разнообразные виды деятельности, в которых школьники могут осуществить своеобразную “пробу сил”, стимулирует их участие в занятиях кружков, различных клубов, факультативов;

· устанавливает и поддерживает контакты с организациями и учреждениями, осуществляющими профориентацию учащихся (УПК, предприятия, внешкольные учреждения и т.п.);

· проводит работу с родителями учащихся, помогает выпускникам в трудоустройстве, определении места учебы, выявляет удовлетворенность избранным жизненным путем; координирует действия учителей, работающих в классе.

Обычно деятельность классного руководителя по подготовке учащихся к сознательному выбору профессии планируется в одном разделе с трудовым воспитанием. Его нередко так и называют: “Трудовое воспитание и профориентация”.

В содержание работы классного руководителя 8-11-х классов по проблемам профессиональной ориентации можно включить следующее: 1. Беседы на темы: “Что значит правильно выбрать профессию?”, “Как готовить себя к будущей профессиональной деятельности?”, “Здоровье и выбор профессии”, “Уровень образования и выбор профессии”, “Выбор профессии в условиях рынка”, “Как избежать безработицы” и др.

2. Встречи с представителями различных профессий, экскурсии на производство.

3. Экскурсии на УПК, в профессиональные учебные заведения.

4. Участие школьников в конкурсе “Кто больше знает о профессии”, написание и защита рефератов о профессиях, коллективное творческое дело “Защита профессий”.

5. Включение каждого школьника в сферу, способствующую развитию интересов и склонностей: кружковые и факультативные занятия, общественная деятельность, шефская работа.

6. Организация общественно полезного труда школьника как проба сил для выбора будущей профессии.

7. Изучение читательских интересов школьников. Совместное с библиотекой составление индивидуальных планов чтения, обсуждение книг, имеющих профориентационное значение.

8. Оформление на каждого учащегося профориентационного “дела”, в котором собираются его сочинения о выборе профессии, заполненные им анкеты, опросники, выявляющие интересы и склонности, документы, отражающие результаты наблюдения за учащимся, “Лист профессиональной консультации”.

9. Рекомендации школьникам 8-9-х классов о дальнейшем образовании и профессиональной подготовке. Оказание помощи в выборе профиля обучения.

10. Участие в работе ученических трудовых объединений.

11. Доклады на родительских собраниях на темы: “Что значит правильно выбрать профессию”, “Роль семьи в подготовке школьников к выбору профессии”. Конференция на тему: “Как мы можем помочь нашим детям найти свое профессиональное призвание”.

12. Экскурсии родителей на УПК.

13. Координация деятельности учителей, работающих в классе, психологов и других специалистов, решающих задачи профориентационной работы с учениками.

Школьник является не только объектом профориентационной деятельности, но одновременно и субъектом. Все наши педагогические воздействия воспринимаются или отторгаются им. Как бы взрослые ни помогали молодому человеку, профессиональный выбор он делает сам и впоследствии сам за него несет ответственность. Исходя из этого, целесообразно составлять планы подготовки к выбору профессии каждому старшекласснику. Они должны носить глубоко индивидуальный характер и должны быть тесно связаны с самовоспитательной деятельностью.

 

Проанализировав план-конспект занятия, можно сделать следующие выводы на пути к выбору профессии ученику: Чтобы стать счастливым и преуспевающим в жизни человеком, надо правильно выбрать профессию. Для правильного выбора профессии необходимо учитывать и свои интересы, и способности, и возможности, и востребованность профессии на рынке труда. Главный секрет кроется в том, что все эти три фактора должны совпадать в одной точке пересечения. Когда они совпадут, то можно с уверенностью говорить о том, что вы будете получать удовлетворение, удовольствие от своей работы, и тогда счастье действительно найдет вас. Сделать этот выбор непросто. Необходимо, чтобы не только профессия подходила вам, но и вы подходили ей. Первым шагом на пути самопознания в профессиональном самоопределении будет тест “Мои профессиональные предпочтения”, который поможет определить свой профессиональный тип личности.

 

Наша северная соседка Финляндия уже не первый год возглавляет список европейских стран как с наиболее конкурентоспособной экономикой, так и с наиболее эффективной системой образования, что – согласитесь – взаимосвязано. Россия стремится к такому же результату.

К профессиональной ориентации выпускников в Финляндии подходят очень серьезно. Вот один показательный факт: если ученик, окончив девятый класс, так и не понял, чем он будет заниматься в жизни, ему дается еще один год для профессионального самоопределения. В течение этого периода с ним и подобными активно работают профессиональные консультанты. И надо сказать, что они не зря едят свой хлеб. В Финляндии система среднего профессионального образования популярнее высшего. Ведущий ректор федерации муниципалитетов по образованию, директор центра образования «Эдуполи» и эксперт международного класса Маркку Кантонен, который представил на семинаре опыт своей страны, рассказал российским педагогам, что курсы профессиональной ориентации начинаются в Финляндии с седьмого класса. И они обязательно включают период введения в трудовую жизнь, составляющий, как правило, одну-три недели, в течение которых подростки работают по-настоящему. Возможность сделать что­либо своими руками, по мнению зарубежного эксперта, очень сильно влияет на профессиональное самоопределение. В восьмом классе изучаются вопросы построения карьеры, а в девятом к процессу выбора профессии подключаются сотрудники кадровых служб предприятий и служб по найму. Отвечает за работу по профессиональной ориентации и построению карьеры министерство образования страны. Выпускникам финских школ предоставляется право подать документы в 7 профессиональных учебных заведений.

В школьные консультанты берут в основном людей с университетским образованием, потому что на них возлагается очень большая ответственность. Во-­первых, далеко не все ребята знают, чего они хотят, во-вторых, не каждый адекватно оценивает свои возможности и, в-третьих, кроме желания выпускника, есть еще потребности в кадрах государства. Несмотря на трудности, консультанты должны добиваться, чтобы выбор сделал каждый девятиклассник.

Каков общий результат профориентационной работы? Как сообщил Маркку Кантонен, высшее профессиональное образование выбрали 45 процентов юных финнов, среднее – 47, в десятый класс отправились 2 процента и 6 – не выбрали ничего.

В отличие от соседей в России свои подходы к профессиональной ориентации школьников. В частности, считается, что приступать к такому важному делу нужно как можно раньше и работу вести сообща, всем заинтересованным учреждениям и организациям. Упор предлагается делать на создание системы межведомственного взаимодействия. В Марий Эл, чей опыт тоже был представлен на семинаре, работу по профориентации возглавляет Республиканский координационный совет по подготовке квалифицированных рабочих и специалистов. Считается, что он имеет большую силу, так как создан при региональном правительстве. В Марий Эл реализуются целевые и комплексные программы, организуются ярмарки вакансий, конкурсы, фестивали, акции, концерты и много других мероприятий, нацеленных на знакомство школьников с рынком труда и востребованными профессиями, а также образовательными организациями, где их можно получить. Новым в подходе к профессиональной ориентации в министерстве образования и науки республики считают организацию курсов повышения квалификации и планирования карьеры. Проводят их Департамент государственной службы занятости населения Республики Марий Эл и научно-методический центр. На курсах учатся преподаватели учреждений профессионального образования и учителя технологии – образовательной области, содержание которой связано с профориентацией. Взаимное общение педагогов помогает более качественному освоению знаний об особенностях профессий. Окончив обучение, они могут консультировать выпускников, быть проводниками в мире востребованных профессий. Практикуется проведение уроков технологии на базе учреждений СПО.

Еще одна инновация – профессиональная подготовка старших школьников в свободное от учебы время, которая очень нравится молодежи. Желающих больше, чем позволяют возможности. Ведь свидетельство о профессиональной квалификации является для владельца гарантией социальной защищенности.

Анализ зарубежного и отечественного опыта показал, что разноплановая и тонкая профориентационная работа может стать одним из хороших способов решения большой государственной задачи – массовой подготовки тех самых специалистов с начальным и средним профессиональным образованием, без которых вряд ли сможет существовать экономика будущего.

 

Кейс № 13.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: