МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ




Гибкость — способность выполнять движения с большой

амплитудой. Наличие гибкости связано с фактором наследствен-

ности, однако на нее влияют и возраст, и регулярные физичес-

кие упражнения. Различные виды спорта по-разному воздейству-

ют на воспитание гибкости.

Высокие требования к гибкости предъявляют различные

виды спорта (художественная и спортивная гимнастика, прыж-

ки в воду и на батуте) и некоторые формы профессиональной

деятельности. Но чаще гибкость выступает как вспомогательное

качество, способствующее освоению новых высококоординиро-

ванных двигательных действий или проявлению других двига-

тельных качеств.

Различают гибкость динамическую (проявленную в движе-

нии), статическую (позволяющую сохранять позу и положение

тела), активную (проявленную благодаря собственным усили-

ям) и пассивную (проявленную за счет внешних сил).

Гибкость зависит от эластичности мышц, связок, сустав-

ных сумок; при эмоциональном подъеме уже в предстартовом

состоянии гибкость увеличивается, а при повышенной степени

утомления растягиваемых мышц может уменьшиться. Чтобы уве-

личить гибкость, применяются предварительная разминка, мас-

саж растягиваемых групп мышц или кратковременное их напря-18

жение непосредственно перед выполнением движения. На гиб-

кость влияют внешняя температура (низкая уменьшает гибкость),

время суток (наивысшие показатели гибкости от 10 до 18 ч, в

утренние и вечерние часы подвижность в суставах понижается).

Как правило, физически более сильные люди менее гибки из-за

высокого тонуса их мышц. Очень гибкие люди меньше способны

к проявлению скоростно-силовых качеств.

Поэтому для лиц со стойкими ограничениями подвижнос-

ти в суставах необходимы увеличенные — более частые и про-

должительные нагрузки в упражнениях «на растягивание». В оп-

ределенные периоды они могут даваться 2—3 раза в день ежед-

невно (включая и самостоятельные индивидуальные занятия

дома по заданию преподавателя). Напротив, для лиц с повы-

шенными от природы показателями гибкости необходимо огра-

ничивать упражнения в растягивании и принимать специаль-

ные меры по укреплению опорно-двигательного аппарата с по-

мощью избирательно направленных силовых и общеразвиваю-

щих упражнений. При необходимости обеспечить значительные

сдвиги в развитии гибкости за относительно сжатые сроки ре-

комендуются такие пропорции в упражнениях (по Е.П. Василь-

еву): примерно 40 % активно-динамических, 40 % пассивных и

20 % статических упражнений.

Для воспитания гибкости применяются упражнения на ра-

стягивание мышц, мышечных сухожилий и суставных связок с

постепенно возрастающей амплитудой движения. Движения мо-

гут быть простыми, пружинистыми, маховыми, с внешней по-

мощью (дозированной и максимальной), с отягощениями и без

них. Разработаны также ориентировочные рекомендации по ко-

личеству повторений, темпу движений или времени выдержек.

Для движений в плечевых и тазобедренных суставах до 30—45

повторений в серии. Темп при активных упражнениях — в сред-

нем одно повторение в секунду, при пассивных — одно повторе-

ние за 1—2 с. Выдержка статических положений — 4—6 с, пас-

сивные статические упражнения в растягивании целесообразно

применять в основном тогда, когда с возрастом существенно

возрастает масса мышц, и связочный аппарат мало поддается

деформации.

Упражнения могут применяться как в учебных, так и в

самостоятельных формах занятий, и чем чаще они применяются,19

тем выше их эффективность. Установлено, что ежедневные двух-

разовые тренировки с 30-кратным повторением упражнений в

каждом подходе через один-два месяца приводят к заметному

приросту гибкости. При прекращении же тренировки гибкость

довольно быстро возвращается к исходному или близкому к нему

уровню.

В последние годы в нашей стране стал распространяться

стретчинг — система упражнений, направленных на улучшение

гибкости, повышение подвижности суставов. Считается, что мед-

ленное и спокойное выполнение упражнений на растягивание

используется не только для решения различных оздоровительно-

спортивных задач, но и способствует снятию нервно-эмоцио-

нальных напряжений, активному отдыху.

Задача акцентированного воспитания и совершенствования

основных физических качеств человека — силы, быстроты, лов-

кости, гибкости — легче решается на начальных этапах система-

тических упражнений. Если в этот период, мы развиваем силу,

то улучшается и выносливость, если развиваем гибкость, то со-

вершенствуется и силовая подготовленность. Не случайно на этой

стадии подготовки наибольший эффект дает комплексный ме-

тод тренировки, т. е. общефизическая подготовка.

Однако по мере повышения тренированности в каком-либо

отдельном физическом качестве, с постепенным повышением

спортивной квалификации от новичка до спортсмена-мастера ве-

личина эффекта параллельного развития нескольких физичес-

ких качеств постепенно уменьшается. Требуется тщательный подбор

специальных упражнений в процессе тренировки, тем более что

двигательные качества нервно-мышечного аппарата человека на

высоком уровне развития связаны между собой обратно пропор-

циональной связью, т. е. при высоком уровне подготовленности

развитие одного физического качества начинает тормозить раз-

витие другого. Вот почему, например, штангисту высокого клас-

са трудно достигнуть высоких показателей в упражнениях на

выносливость, а бегуну на длинные дистанции — в силовых

упражнениях.20



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: