Корпоративная социальная ответственность – понятие, экономические, политические, экологические и социальные аспекты.




Корпоративная социальная ответственность (КСО) - это концепция, в соответствии с которой организации учитывают интересы общества, беря на себя ответственность за влияние их деятельности на заказчиков, поставщиков, работников, акционеров, местные сообщества и прочие заинтересованные стороны общественной сферы. Это обязательство выходит за рамки установленного законом и предполагает, что организации добровольно принимают дополнительные меры для повышения качества жизни работников и их семей, а также местного сообщества и общества в целом.

В классической модели КСО - это средство частного урегулирования нерыночных отношений между компаниями и стейкхолдерами. Для ее применения в отечественных условиях сюда должна быть введена третья сила - региональная власть. Только "тройственному союзу" работников, работодателей и власти под силу достичь баланса интересов и социальных рисков в регионе. Стейкхолдеры - лица и институты внутри или вне компании, либо оказывающие влияние на то, как компания осуществляет свою деятельность, либо испытывающие на себе влияние деятельности компании. Это государство и общество, инвесторы, кредиторы, потребители, поставщики, работники, менеджеры.

В формулировке стандарта CSR/KCO-2008 социальная ответственность - обязательства организации, учитывающие принятую ей ответственность за решение социальных проблем своего персонала, местного населения и общества в целом. Другие стандарты, имеющиеся в области КСО, дают аналогичные общие определения.

Классическая модель КСО основывается на том, что рациональные экономические интересы ориентируют бизнес не только на получение максимальной прибыли, но и на улучшение собственной "среды обитания" - социальной, экологической, политической - путем добровольного инвестирования полученной прибыли в соответствующие институты.

Эффективность классической модели КСО обусловлена открытостью того общества, в котором она применяется. В частности, для решения социальных проблем весьма важно наличие реального рынка труда - возможности оперативного и экономически эффективного перераспределения рабочей силы. Действительно, если работники имеют реальную возможность выбора, то они предпочтут социально ответственного работодателя. Следовательно, работодатель, заинтересованный в лояльных и квалифицированных работниках, должен обеспечивать свою привлекательность для них.

Пренебрежение интересами работников неоднократно приводило бизнесменов к социальным потрясениям разной силы - от "итальянских" забастовок до революций, изменяющих общественное устройство государств. Именно эти обстоятельства и привели как к эволюции базовых принципов общественного устройства в сторону открытости, так и к установлению стандартов взаимной ответственности бизнеса и общества.

Разнообразные интересы сторон можно сгруппировать в три основных направления. Эти направления могут быть представлены как индикаторы результативности корпоративной социальной ответственности. К таким индикаторам мы относим: экономические, экологические и социальные.

К экономическим индикаторам относятся: производство качественного товара, вклад в развитие персонала, добровольное пенсионное обеспечение.

Экологические индикаторы включают: долю используемого вторичного сырья, энергосбережение, снижение выбросов парниковых газов, контроль выброса загрязняющих веществ в атмосферу, рациональное использование пресной воды, инициативы по смягчению воздействия продукции и услуг на окружающую среду и масштаб смягчения воздействия.

Социальные индикаторы представлены: медицинским страхованием, уровнем травматизма на производстве, случаями дискриминации, взаимодействием с органами власти в области общественно значимых задач (социально-экономического развития территории присутствия организации) и др.

Взаимодействия в "тройственной модели" социальной ответственности должны регламентировать следующие документы.

1. Для администрации региона.

1.1. Стратегия социального развития региона, которая отражает значимость социальной ответственности; ставит цели в области социальной ответственности; содержит реализуемый перечень социальных программ.

1.2. Политика поддержки предприятий в сфере социальной ответственности. Она включает принципы и механизм поддержки предприятий, реализующих КСО.

1.3. Методика оценки социальной обстановки в регионе, в которой описывается механизм реализации поставленных целей в сфере социальной ответственности.

2. Для работодателя.

2.1. Стратегия КСО предприятия. Она декларирует приверженность работодателя принципам КСО, формирует цели в области КСО и содержит перечень социальных программ, реализуемых в рамках КСО.

2.2. Стандарт "социального соответствия " (SA 8000, ISO 26000), в котором описываются взаимоотношения работодателя и работника в сфере КСО.

2.3. Стандарт социальной отчетности (GRI, АА 1000), содержащий процесс информирования общественности о целях и достижениях в сфере КСО.

Каждый участник социальных отношений (работники, работодатели, власть), имея разумные и тесно переплетающиеся интересы, обязан, таким образом, вносить свой вклад в развитие социальной ответственности, которая уже перестает быть исключительно корпоративным делом.

В настоящее время практика реализации бизнесом социальных программ расширяется, но далеко не каждая фирма имеет стратегический план их осуществления. Эффективность выполнения социальных инициатив бизнеса во многом зависит от взаимодействия властных, предпринимательских структур и некоммерческого сектора. Однако власть и бизнес понимают корпоративную социальную ответственность по-своему, что нередко является причиной конфликтов и неэффективного сотрудничества.

Характер взаимодействия власти и бизнеса является одним из важнейших индикаторов состояния общества в целом, и чем выше эффективность сотрудничества предпринимательского и государственного секторов, тем большее положительное влияние оно оказывает на благосостояние общества в целом. Поэтому необходимы поиск возможных взаимовыгодных направлений деятельности в решении социальных проблем общества, совершенствование и разработка механизмов такого взаимодействия. Эффективность сотрудничества органов власти и бизнес-структур является одним из основных критериев оценки КСО и социального партнерства.

 

  1. Внутренние и внешние контексты КСО.

Корпоративная социальная ответственность - принцип, который организация добровольно формулирует для себя и реализует в интересах получения экономических и репутационных преимуществ. Имеется в виду ответственность перед обществом за свои действия с точки зрения соблюдения экологических стандартов, осуществления добросовестной деловой практики, выстраивания гармоничных социально-трудовых отношений. В рамках КСО можно выделить внутреннюю и внешнюю ответственность.

Внутренняя корпоративная социальная ответственность ограничена пространством компании и обычно направлена на ее работников, развитие корпоративной культуры. Это устойчивая структура управления системой взаимодействия внутри организации, основанная на учете социальных потребностей работников и выстраиваемая в зависимости от социальной стратегии предприятия. К внутрикорпоративной социальной ответственности также относится принятие и следование социальным обязательствам, нормам и ценностям как руководителей, так и работников.

Внешняя корпоративная социальная ответственность ориентируется на местные сообщества, развитие территории, где предприятие осуществляет свою деятельность. Это ответственность перед населением в целом и различными контактными группами бизнеса (потребителями, инвесторами, акционерами, органами власти, общественными организациями, средствами массовой информации).

В нашей стране введение принципа социальной ответственности инициировалось властью, которая призвала компании быть социально ответственными, переложив тем самым часть обязанностей (социальных обязательств) государства на бизнес. Социальная ответственность невозможна без неукоснительного исполнения законодательства, в том числе налогового и экологического, выплаты "белой" заработной платы, постоянного повышения качества услуг и продукции, обеспечения охраны труда и соблюдения техники безопасности, эффективного использования энергоресурсов. Такова своего рода обязательная программа для развивающегося бизнеса. Следующий шаг, свидетельствующий о более высоком уровне ответственности, предполагает заключение соглашения о социальном партнерстве, регламентирующем отношения с местной властью, разработку комплексной программы участия в социально-экономическом развитии территории, постоянное повышение квалификации и профессионального уровня работников, активное участие в реализации национальных и региональных проектов, прозрачность благотворительной деятельности, содействие общественной жизни региона.

Важнейшим инструментом управления социальными программами организации является внутренняя и внешняя оценка эффективности социальных программ, на основе которых руководством организации принимается решение либо о подготовке новых социальных программ по реализованным направлениям в случае успешной их реализации, либо об определении новых приоритетов социальных программ в случае их неэффективной реализации.

Эффективность социальных программ можно оценивать в трех аспектах:

1) по совокупности количественных и качественных показателей;

2) по соотношению затрат, результатов и долгосрочного воздействия результатов социальных программ;

3) по возможности применения способов достижения эффективности деятельности организации в результате реализации корпоративных социальных программ.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: