Невостребованное богатство




РЕБЕНОК ПРЕОБРАЗУЕТ МИР

Эта книга – звено в цепи наших раз­мышлений и нашей деятельности по защите великой силы детства.

Сегодня мир разделен, но он пытается определить пути своего будущего преобразо­вания. Обучение признано одним из важней­ших средств этого преобразования, посколь­ку бесспорно, что цивилизация не достигла до сих пор того уровня, на котором психиче­ский потенциал человека мог бы раскрыться полностью.

Я тоже думаю, что человечество по-прежнему слишком далеко от того, к чему страстно стремится, т.е. далеко от построения общества, в котором царят мир и согласие, в котором нет войн. Люди еще не в состоянии контролировать события и управлять ими. Скорее они остаются жертвами последних.

И хотя в обучении видят средство, спо­собное возвысить человечество, его трактов­ка все еще основана на устаревших концеп­циях. Обучение по-прежнему понимают только как развитие рассудка, в то время как оно должно стать источником сил обновле­ния и созидания.

Благородные мысли и возвышенные чувства всегда посещали людей и всегда переда­вались посредством образования, но войны от этого не прекращались. Бессмысленно на­деяться на лучшее будущее мира, если мы, как и прежде, станем втискивать обучение в старые схемы передачи знания. Чего стоит это знание, если мы пренебрегаем общим формированием человека? Есть некая особая психическая сущность, о которой мы ранее не догадывались. Некое социальное единст­во, с которым необходимо считаться. Если к нам когда-нибудь и придут помощь и спасе­ние, то принести их могут только дети, ведь именно они вырастают в человечество.

Ребенок наделен великими возможнос­тями. И если мы действительно стремимся к преображению общества, целью обучения должно стать развитие человеческих спо­собностей.

В последние годы психическая жизнь новорожденного вызывала большой инте­рес. Одни исследователи сосредоточили свое внимание на первых трех часах после рожде­ния. Другие, в результате тщательных на­блюдений, пришли к убеждению, что наибо­лее важным периодом в развитии человека являются первые два года его жизни.

Величие человеческой личности изна­чально. Это весьма мистическое утверждение приводит нас к странному, на первый взгляд, выводу: обучение человека должно начинать­ся с момента его рождения. Но как практиче­ски обучать новорожденного младенца, ре­бенка первого или второго года жизни? Чему следует учить крошечное существо, которое не понимает наших слов и даже не умеет передвигаться? Может быть, говоря об обуче­нии совсем маленьких детей, мы имеем в ви­ду правила гигиены? Разумеется, нет.

Обучение в этот период должно пони­маться как помощь в развитии врожденных психических возможностей личности. И сле­дует отметить, что обычная, традиционная форма обучения, использующая в своем ар­сенале слово, в данном случае неприменима.

Невостребованное богатство

Исследования последних лет убедитель­но доказали, что малыши обладают совер­шенно особой психикой. Это открытие ука­зывает нам новый путь в процессе обучения, его новую форму, которая обращена к самой природе человека, до сих пор не принимав­шейся в расчет. Подобно тому, как в далекие времена человек выравнивал поверхность земли, а затем возделывал ее, не зная о неве­роятных богатствах, хранящихся в ее недрах, и не заботясь о них, так и современный чело­век продвигается по пути цивилизации, не подозревая о сокровищах, скрытых в психи­ческом мире ребенка.

С самого начала человеческой истории люди подавляли и истребляли в себе те силы, о существовании которых догадывались лишь немногие, да и то только в последнее время.

Мы только начинаем осознавать значи­мость этого доселе не использованного и по­истине неоценимого богатства – умственных способностей человека.

Изучение первых двух лет жизни распах­нуло перед нами новые горизонты. Сам ребенок даровал нам эту возможность, приоткрыл перед нами свою психологию, совершенно отличную от психологии взрослого. Вот она, новая жизнь! Не учитель применяет методы психологии по отношению к ребенку, но сами дети раскрывают ученым свою психологию.

Эти рассуждения могут показаться весьма туманными, однако все сразу же встанет на свои места, как только мы перейдем к приме­рам. Даже поверхностные наблюдения дока­зывают, что детский разум обладает способно­стью впитывать знания и возможностью само­обучения. Дети говорят на языке своих роди­телей. Овладение языком – величайшее интел­лектуальное завоевание: ведь ребенка никто специально не учит, и все же он начинает бе­зошибочно использовать в своей речи имена существительные, глаголы, прилагательные.

Наблюдение за развитием у детей языко­вых навыков представляет особый интерес. Те, кто занимался этим вопросом, единодуш­но признают, что использование отдельных слов и имен, т.е. первых элементов речи, при­ходится на вполне конкретный период жизни, словно эта деятельность подчиняется какому-то временному закону. Создается впечатле­ние, что малыш точно следует определенной программе, заложенной в нем природой. При­чем он следует ей гораздо более неукосни­тельно, чем любая школа – своей программе.

Самые важные годы

Можно сказать, что в каждом ребенке живет заботливый внутренний наставник, способный добиться одних и тех же результатов от любого малыша, в какой бы стране он ни жил. Человек в совершенстве владеет лишь тем языком, который был освоен им в первые годы детства. И если впоследствии, повзрослев, ребенок начнет изучать другой язык, никакой учитель не добьется, чтобы его ученик пользовался иностранным язы­ком с той же легкостью, с какой он говорит на родном, усвоенном с младенчества. Зна­чит, существует некая психическая сила, по­могающая развитию ребенка. Это касается не только языковых навыков. К двум годам малыши умеют различать людей и предме­ты, окружающие их. Если мы задумаемся над этим фактом, станет очевидным мас­штаб их созидательной деятельности – ведь все наши знания приобретены тем малышом, которым каждый из нас был в первые годы жизни. Речь идет не только о том, что дети учатся узнавать то, что их окружает, пони­мать и приспосабливаться к этому окруже­нию. Равным образом важно, что в тот пери­од, когда никто не может стать для него учи­телем, ребенок сам формирует основу своего интеллекта, создает некий прообраз будуще­го религиозного чувства и особенностей сво­его национального и социального сознания. К трем годам дети уже закладывают в себе основы человеческой личности и начи­нают нуждаться в специальной помощи обу­чающего воспитания. Успехи, достигнутые малышом, так велики, что трехлетнего ре­бенка уже можно признать сформировав­шимся человеком. Сравнивая способности детей и взрослых, психологи утверждают, что нам потребовалось бы шестьдесят лет напряженного труда, чтобы добиться того, к чему ребенок приходит всего за три года. Выводы психологов дословно совпадают стем, о чем я только что сказала: к трем годам ребенок формируется как человек, несмотря на то, что его способность впитывать в себя окружающий мир к этому времени далеко не исчерпана.

В наши детские учреждения малыши приходили трехлетними. Никто не пытался их чему-нибудь учить, поскольку они еще не были восприимчивы к преподаванию. И тем не менее они демонстрировали поразитель­ные проявления величия человеческого разу­ма. Наше заведение не было собственно школой. Скорее его можно назвать Домом ребенка, местом, специально приспособлен­ным для того, чтобы дети, не подвергаясь обучению, могли впитывать в себя культуру, разлитую в окружающей их обстановке. Ма­лыши из наших первых школ принадлежали к беднейшим слоям общества, родители их были неграмотны. И все же в пять лет дети уже могли читать и писать, хотя с ними ни­кто не занимался этим. Если посетители школы спрашивали: «Кто же научил тебя пи­сать?», ребенок в недоумении отвечал: «На­учил? Меня никто не учил». Казалось чудом, что дети четырех с половиной лет умеют пи­сать и при этом не чувствуют, что получили образование.

Газеты заговорили о «спонтанном овла­дении культурой». Психологи задавались во­просом, не отличались ли эти дети изначаль­но особыми способностями, а мы сами дол­гое время находились в растерянности от полученных результатов. Только после много­кратных опытов мы пришли к убеждению, что все дети без исключения обладают этим даром «абсорбировать» культуру. Если же де­ло обстоит именно так, – сказали мы себе, – если культура может быть воспринята без усилий, дадим же ребенку возможность «впитать» в себя остальные ее элементы. И тогда мы увидели, как с той же легкостью, спонтанно, без тяжелого труда дети освоили не только чтение и письмо, но и ботанику, и зоологию, и математику, и географию.

Мы обнаружили, что образование – не столько ответственность учителя, сколько естественный процесс развития ребенка. Он происходит не благодаря восприятию им слов взрослых, а представляет собой накоп­ление опыта практических действий, само­стоятельных открытий, которые он черпает в окружающей его среде.

Я проводила свои эксперименты в раз­ных странах в течение сорока лет. По мере того, как дети становились старше, их роди­тели обращались ко мне с просьбами про­должать воспитание подрастающих малы­шей. В результате мы узнали, что только ин­дивидуальная деятельность стимулирует и осуществляет развитие ребенка, и это в рав­ной степени относится как к малышам дошкольного возраста, так и к школьникам младших и более старших классов.

Рождается новый человек

Перед нашими глазами открылась совер­шенно новая картина. Мы увидели не новую систему обучения или воспитания, но ново­го Человека, раскрывающего и свободно раз­вивающего свой истинный характер. Он про­являет свое величие, если ничто не сдержи­вает его внутренней работы и не довлеет над его душой.

Поэтому я полагаю, что все преобразо­вания в сфере обучения должны ориентиро­ваться на развитие личности. В центр обу­чения следует поставить самого человека. При этом необходимо помнить, что умст­венное развитие начинается не в стенах университета, а с момента рождения, и наи­более интенсивно оно протекает в первые три года жизни. Именно в этот период, бо­лее чем в какой-либо другой, детей необхо­димо окружить неусыпной заботой. Если мы будем действовать согласно этому импе­ративу, ребенок превратится из объекта тяжкого труда в удивительное утешение, в чудо природы. Он перестанет быть для нас бессильным существом, неким пустым сосудом, который мы должны наполнить сво­ей мудростью. Его достоинство будет расти в наших глазах по мере того, как мы осозна­ем в нем конструктора нашего разума и пой­мем, что это существо, ведомое по опреде­ленному пути внутренним наставником, без устали, но с радостью и счастьем трудится над построением величайшего чуда приро­ды, коим является Человек. Мы, учителя, можем только помогать ребенку в этой ра­боте, как слуги помогают своему хозяину. И тогда мы станем свидетелями развития че­ловеческой души, свидетелями рождения Нового Человека.

 


[1] Монтессори М. Разум ребенка // Монтессори. — М., 1999. — С. 28-93.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: