Форма утверждена постановлением Правительства РФ от 2 сентября 2010 г. № 671.




Правовая основа государственного задания

Государственное задание бюджетного учреждения определяет требования к составу, объему и качеству деятельности учреждения. Порядок финансирования работы учреждения зависит от статуса государственного учреждения. Бюджетные учреждения получают государственное (муниципальное) задание и субсидии на госзадание. Подробнее о госзадании бюджетного учреждения и муниципальном задании – в материале эксперта журнала «Учет в бюджетных учреждениях».

Статус государственного учреждения

Основной документ, регулирующий реформу бюджетной сферы, – Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Согласно ему, все государственные (муниципальные) учреждения делятся на казенные, бюджетные, автономные. Для того чтобы они могли определиться со статусом государственного учреждения, законодатели дали время (переходный период) до 1 июля 2012 года.

Если учреждение не готово принципиально менять систему финансирования, оно выбирает статус казенного учреждения (здесь предусмотрена сметная система, причем пока учреждение не определится с новым статусом, ему следует работать по нормам, предусмотренным именно для казенных учреждений).

Бюджетное и автономное учреждения финансируются иначе. Им выделяются субсидии на госзадание.

Напомним, что бюджетное учреждение нового типа владеет имуществом на праве оперативного управления и может распоряжаться им, за исключением особо ценного движимого и недвижимого имущества.

Полученными от ведения деятельности доходами, а также приобретенным за счет этих средств имуществом бюджетное учреждение может распоряжаться самостоятельно (п. 3 ст. 298 Гражданского кодекса РФ).

Однако заключать крупные сделки можно только с согласия учредителя (ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

По своим обязательствам бюджетное учреждение отвечает всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, кроме особо ценного. При этом собственник не несет субсидиарную ответственность по обязательствам бюджетного учреждения.

На основании общепринятых норм приказом Росархива от 28 апреля 2011 г. № 31 определены правила работы по формированию государственных заданий в отношении подведомственных Росархиву федеральных бюджетных учреждений и контролю их выполнения.

Государственное (муниципальное) задание

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ, государственное (муниципальное) задание (госзадание бюджетного учреждения) – документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг и выполнения государственных (муниципальных) работ.

Форма утверждена постановлением Правительства РФ от 2 сентября 2010 г. № 671.

Основные нормы, регламентирующие действие государственного задания бюджетного учреждения, прописаны в статье 69.2 Бюджетного кодекса РФ. В частности, там определено, что государственное задание бюджетного учреждения содержит:

· показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ);

· порядок контроля исполнения государственного (муниципального) задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения;

· требования к отчетности об исполнении госзадания бюджетного учреждения.

Государственное задание бюджетного учреждения на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам также включает в себя:

· определение категорий физических и (или) юридических лиц – потребителей соответствующих государственных и муниципальных услуг;

· порядок оказания таких услуг;

· предельные цены (тарифы) на оплату этих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления цен (тарифов) в случаях, определенных законодательством.

Порядок формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания утвержден постановлением Правительства РФ от 2 сентября 2010 г. № 671 (далее - Положение № 671).

Обратите внимание: бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания. Это четко сказано в пункте 6 статьи 9.2 Закона № 7-ФЗ.

Однако если в нормативные акты, на основании которых было сформировано государственное задание бюджетного учреждения, внесены изменения, госзадание бюджетного учреждения может быть откорректировано.

Также, согласно пункту 5 Положения № 671, изменение объема субсидии из федерального бюджета федеральному бюджетному учреждению на финансовое обеспечение выполнения государственного задания (субсидии на госзадание) в течение срока выполнения госзадания бюджетного учреждения возможно только при соответствующем изменении государственного задания бюджетного учреждения.

Субсидии на госзадание

На выполнение государственных (муниципальных) заданий средства выделяются из соответствующего бюджета. Причем если речь идет о казенном учреждении, финансирование происходит в рамках утвержденных смет. Бюджетным и автономным учреждениям выделяются субсидии на госзадание.

Размер субсидии на госзадание определяется путем суммирования следующих показателей:

· нормативные затраты на оказание государственных услуг в рамках государственного задания бюджетного учреждения;

· нормативные затраты на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного им за счет средств, выделенных учредителем (за исключением имущества, сданного в аренду).

Методические рекомендации по расчету нормативных затрат утверждены приказом Минфина России, Минэкономразвития России от 29 октября 2010 г. № 137н/527.

 

 

Формирование государственных (муниципальных) заданий. Формирование перечней государственных (муниципальных) услуг. Формирование требований к количеству и качеству услуг. Установление задания для государственного (муниципального) образовательного учреждения. Ответственность за невыполнение государственного (муниципального) задания

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ государственное (муниципальное) задание – документ, устанавливающий требования к качеству и (или) объему (содержанию), оказываемых услуг (выполненных работ).

Государственное/муниципальное задание – это ключевой управленческий и мотивирующий инструмент органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, осуществляющего функции и полномочия учредителя, и основа для финансового обеспечения деятельности учреждений. Бюджетное и автономное учреждение осуществляют в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с оказанием услуг и выполнением работ, относящихся к их основным видам деятельности.

В него могут быть включены как образовательные, так и иные услуги. Например, в составе государственного (муниципального) задания может быть профинансировано питание, либо услуга присмотра и ухода. В этом случае они должны быть выделены отдельной строкой и отдельно же должны определяться нормативные затраты на их оказание. В случае, если они не включены в задание, финансировать их за счет средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания в текущем финансовом году невозможно.

Государственное (муниципальное) задание должно содержать:

· наименование услуги (работы),

· категории потребителей услуг,

· показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) оказываемых физическим и (или) юридическим лицам государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ),

· порядок контроля за исполнением государственного (муниципального) задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения;

· требования к отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания.

Эта норма позволяет включать показатели качества не только в само задание, но и проверять их в порядке контроля, показывать в отчетности и, в случае несоответствия, например, по качеству, досрочно прекращать задание. Право на досрочное прекращение задания подразумевает и право на его сокращение, в том числе при планировании на новый период. Для реализации таких прав необходимо, чтобы требования к качеству и условия прекращения (сокращения) задания были прописаны в задании и в законах (решениях) о бюджете. При этом решение о сокращении планируемого к выдаче на следующий год (трехлетний период) государственного (муниципального) задания может быть принято в любой момент и не требует для себя специальных оснований.

Формирование государственного (муниципального) задания осуществляется в порядке, установленном (соответственно принадлежности учреждений) правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местной администрацией, на срок до 1 года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до 3 лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период с возможным уточнением при составлении проекта бюджета. Таким образом, Правительство РФ, субъекты федерации и местные администрации имеют возможность планирования бюджета с использованием заданий, сформированных с учетом качества услуг, что оказывает определяющее влияние на последующие решения об объеме финансирования.

Перечни государственных (муниципальных) услуг

Для перехода на финансирование образовательных учреждений по заданию учредителя составляются базовый и ведомственный перечни оказываемых бюджетными и автономными учреждения услуг и выполняемых работ. Формирование перечня услуг (работ) является ключевым условием реализации положений Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Согласно ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ, с учетом изменений, внесенных в нее в 2013 году (федеральным законом от 23.07.2013 № 252-ФЗ) в рамках совершенствования механизмов финансирования по 83-ФЗ, установлены следующие нормы о порядке формирования перечней услуг (работ):

«Ведомственные перечни государственных (муниципальных) услуг и работ формируются и ведутся в соответствии с базовыми (отраслевыми) перечнями государственных и муниципальных услуг и работ, утвержденными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.

Порядок формирования, ведения и утверждения ведомственных перечней государственных услуг и работ, оказываемых и выполняемых федеральными государственными учреждениями, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Порядок формирования, ведения и утверждения ведомственных перечней государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых и выполняемых государственными учреждениями субъектов Российской Федерации, муниципальными учреждениями, устанавливается соответственно высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями муниципальных образований с соблюдением общих требований, установленных Правительством Российской Федерации.

Порядок формирования и ведения базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ устанавливается Правительством Российской Федерации».

Указанные положения ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 252-ФЗ) в части формирования ведомственных перечней в соответствии с базовыми (отраслевыми) перечнями государственных и муниципальных услуг и работ применяются при формировании государственного (муниципального) задания начиная с государственных (муниципальных) заданий на 2016 год (на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов) с учетом положений, предусмотренных частью 5 статьи 5 Федерального закона от 23 июля 2013 г. № 252-ФЗ.

Услуга – это результат деятельности образовательного учреждения в интересах определенного физического (юридического) лица – получателя услуги (например, реализация образовательных программ по уровням образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).

Работа – это результат деятельности образовательного учреждения в интересах неопределенного количества лиц или общества в целом (например, разработка научно-методического обеспечения).

При формировании базового перечня целесообразно предусмотреть две части, первая – «Услуги», вторая – «Работы». При определении наименований услуг (работ) для включения в перечень необходимо четко сформулировать суть услуги (работы).

Ведомственный перечень услуг в соответствии с проектом рекомендаций Минфина России:

Реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в соответствии с федеральными государственными требованиями

Реализация дополнительных общеобразовательных предпрофессиональных программ в соответствии с федеральными государственными требованиями:

1. В области искусств

2. В области физической культуры и спорта

Категория потребителей:

Физические лица в возрасте до 18 лет

Реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в области физической культуры и спорта, в соответствии с учебно-тренировочными программами подготовки спортсменов (программы реализуются до 2015 г.).

Ведомственный перечень работ в соответствии с проектом рекомендаций Минфина России:

В интересах общества:

Организация и проведение олимпиад, конкурсов, мероприятий, направленных на выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности, творческой деятельности, физкультурно-спортивной деятельности.

Методическое обеспечение деятельности образовательных учреждений.

Проведение прикладных научных исследований.

Организационное и информационное обеспечение инновационной деятельности.

Ведомственный перечень услуг (работ) формируется учредителем, путем включения в него услуг (работ), предусмотренных отраслевыми перечнями услуг в соответствующих основной деятельности подведомственных учреждений сферах, в целях последующего формирования заданий для подведомственных учреждений. Ведомственный перечень услуг утверждается нормативно-правовым актом органа исполнительной власти (местного самоуправления), выполняющим функции и полномочия учредителя учреждения. Функции учредителя учреждения дополнительного образования (либо иного образовательного учреждения, реализующего данный вид программ) выполняют региональные либо муниципальные органы управления образованием, которые и должны выдавать задания.

Перечни услуг должны содержать не только сами наименования услуг, но и ряд показателей, характеризующих процесс и результаты оказания каждой услуги. Так, целесообразно, чтобы отраслевой и ведомственный перечни услуг включали следующие разделы:

- наименование услуги/работы;

- категория потребителей услуги/работы (физические и юридические лица/общество в целом);

- единица измерения объема услуги (единица измерения объема необходима для расчета размера субсидии на обеспечение государственного (муниципального) задания);

- показатели, характеризующие качество услуги;

- перечень, категории (группы) учреждений, которые оказывают услугу.

По усмотрению органов власти (учредителей), возможно включение в перечень услуг и других разделов, например, перечень базовых нормативно-правовых актов, регламентирующих процесс оказания услуги (выполнения работы) – это, в первую очередь, стандарты, СанПины, СНИПы и др. В случае наличия федеральных государственных требований в задании должна быть дана ссылка на соответствующие требования.

Необходимо обеспечить прозрачность и доступность информации о перечнях образовательных услуг для потребителей, а также провести четкую грань между государственными (муниципальными) услугами, оказываемыми за счет бюджетных средств в рамках государственных (муниципальных) заданий бесплатно для населения, и дополнительными услугами, которые могут оказывать образовательными учреждения на платной основе. Целесообразно утвердить перечни образовательных услуг и опубликовать их для сведения потребителей как перечни гарантированных услуг, оказываемых образовательными учреждениями в соответствии с государственным (муниципальным) заданием за счет средств соответствующего бюджета. Вместе с этим рекомендуется утвердить перечни платных образовательных услуг и опубликовать их для сведения граждан и юридических лиц, являющихся потребителями платных образовательных услуг.

Рекомендуется указывать все используемые и планируемые к использованию способы информирования потенциальных потребителей услуг по реализации образовательных программ:

· Размещение информации у входа в здание образовательного учреждения;

· Размещение информации на информационных стендах, как внутри образовательного учреждения, так и за его пределами в специально отведенных местах, доступных не только для обучающихся в данном образовательном учреждении и их родителей, но и для других заинтересованных граждан;

· Размещение информации в справочниках, буклетах

· Размещение информации в сети Интернет;

· Размещение информации в СМИ и т.п.

Для каждого из способов информирования необходимо указывать состав размещаемой информации и частоту ее обновления, например, «ежегодно», «к началу очередного учебного года», «по мере изменения».

Формирование государственного (муниципального) задания

Государственное (муниципальное) задание для образовательных учреждений формируется в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами учреждения, учитывающими требования законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность в сфере образования.

Государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) федеральными учреждениями, учреждениями субъекта Российской Федерации, муниципальными учреждениями формируется в соответствии с ведомственным перечнем государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых (выполняемых) государственными (муниципальными) учреждениями в качестве основных видов деятельности, в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Используемые в государственном (муниципальном) задании формулировки государственных (муниципальных) услуги, а также показатели объема и качества государственных (муниципальных) услуг должны быть идентичны формулировкам и показателям объема и качества государственных (муниципальных) услуг, указанным в ведомственном перечне государственных (муниципальных) услуг).

Таким образом, ключевую роль играют учредительные документы учреждения, в которых указаны основные виды его деятельности. Выдать задание в соответствии с иными (не основными) видами деятельности учредитель не вправе. Соответственно, в случае введения новых услуг требуется изменение уставов образовательных организаций в этой части с тем, чтобы соответствующие работы и услуги были включены в основные виды деятельности данной организации, и на них могло быть выдано задание. Финансировать за счет субсидии (в отличие от сметы) можно не любую уставную деятельность учреждения, а только деятельность по выполнению задания, т.е. по оказанию тех услуг и выполнению тех работ, которые указаны в задании.

Каждое учреждение общего образования получает одно государственное (муниципальное) задание на соответствующий период.

Государственное (муниципальное) задание состоит из 2-х частей:

часть 1 – на оказание услуг,

часть 2 – на выполнение работ.

Если учреждение не выполняет работ, а только оказывает услуги, то часть 2 для такого учреждения не формируется. Часть 1 формируется в Задании при установлении государственного задания одновременно на оказание государственной (муниципальной) услуги (услуг) и выполнение работы (работ) и содержит требования к оказанию государственной (муниципальной) услуги (услуг). Часть 2 в Задании формируется при установлении государственного (муниципального) задания одновременно на оказание государственной (муниципальной) услуги (услуг) и выполнение работы (работ) и содержит требования к выполнению работы (работ).

Каждая из 2-х частей государственного (муниципального) задания может состоять из нескольких разделов – на каждую услугу (работу) составляется свой раздел. Разделы формируются в государственном (муниципальном) задании в том случае, если учреждение оказывает несколько услуг (выполняет несколько видов работ). Таким образом, если учреждение общего образования оказывает несколько образовательных услуг, то часть 1 Задания для такого учреждения будет состоять из нескольких разделов: число разделов будет соответствовать перечню оказываемых услуг. Если учреждение выполняет несколько видов работ, то часть 2 Задания для такого учреждения будет состоять из нескольких разделов: число разделов будет соответствовать количеству видов выполняемых учреждением работ.

При характеристике объема государственной (муниципальной) услуги (в натуральных показателях) необходимо привести:

· показатель для измерения объема услуги и единицы его измерения в соответствии с ведомственным перечнем;

· значения показателя, в том числе за отчетный год – фактическое, за текущий год – плановое либо фактическое (при наличии информации), за очередной финансовый год и плановый период – плановые.

· В государственном (муниципальном) задании необходимо:

· указать наименование показателей качества, единицы их измерения и формулы расчета в соответствии с утвержденным перечнем показателей качества соответствующей государственной (муниципальной) услуги;

· привести значения показателей качества, в том числе за отчетный год – фактическое, за текущий год – плановое либо фактическое (при наличии информации), за очередной финансовый год и плановый период – плановые;

· указать источник информации о значении показателей.

Показатели качества рекомендуется устанавливать:

· достижимыми в рамках деятельности всех соответствующих образовательных учреждений, предоставляющих услуги по реализации образовательных программ. При этом достижение показателей качества должно в большей степени зависеть от деятельности образовательного учреждения и в меньшей степени - от деятельности государственных органов исполнительной власти (местного самоуправления) или потребителей образовательных услуг;

· исходя из возможности достижения целевого значения показателя качества в условиях финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания в пределах бюджетных ассигнований без выделения образовательному учреждению дополнительного объема субсидии.

Не рекомендуется устанавливать показатели качества, создающие стимулы для осуществления образовательными учреждением экономически неэффективных, социально неответственных действий, являющихся основанием для ухудшения положения учащихся, а также создающие у работников образовательного учреждения «ложные стимулы» (например, ориентированных на достижение целей и задач «любой ценой», в том числе с помощью «приписок»).

Показатели качества не обязательно должны быть идентичны для всех подведомственных образовательных учреждений. Например, отдельные образовательные организации могут иметь более высокие показатели по учебным достижениям обучающихся, иные – вместо учебных достижений цениться за социальные достижения (снижение случаев асоциального поведения и хулиганства и т.п.). При формировании показателей качества услуг по реализации образовательных программ, прежде всего, следует опираться на требования, предусмотренные федеральными государственными требованиями, при их наличии.

К общим показателям качества предоставления государственной услуги по обучению, воспитанию и содержанию в образовательных учреждениях, независимо от их типа и вида могут быть отнесены:

· укомплектованность кадрами;

· наличие качественного педагогического состава;

· доля педагогического состава, повысившего квалификацию;

· наличие оснащенной библиотеки (методического кабинета) образовательного учреждения;

· наличие в образовательном учреждении общей (единой) системы оценки индивидуальных образовательных результатов, обоснованное использование разных оценочных шкал, процедур, форм оценки и их соотношение;

· наличие свободного доступа к ресурсам сети Интернет;

· материально-техническое обеспечение;

· применение и использование различных методик и технологий обучения (в том числе и инновационных);

· отсутствие обоснованных жалоб обучающихся и их родителей (законных представителей) на действия работников учреждения;

· уровень удовлетворенности родителей (законных представителей) качеством образования;

· привлечение родителей к управлению образовательным учреждением.

· Для образовательных учреждений, реализующих образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, к специальным показателям качества могут быть отнесены:

· доля обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, для которых в полном объеме созданы специальные условия для получения образования в образовательном учреждении;

· доля родителей (законных представителей) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, удовлетворенных условиями и качеством получения образования детьми.

Ответственность за невыполнение государственного (муниципального) задания и контроль деятельности учреждений

Задание, количественно и качественно, является обязательством учреждения, невыполнение которого влечет санкции, в том числе может влечь и финансовые последствия. Согласно ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ, государственное (муниципальное) задание должно содержать порядок контроля за исполнением государственного (муниципального) задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения; требования к отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания.

Государственное (муниципальное) задание может быть досрочно прекращено по результатам проверки. Объектом контроля в таком случае является соблюдение требований к качеству государственных (муниципальных) услуг, а также соблюдение порядка оказания государственных (муниципальных) услуг. Вместе с тем следует подчеркнуть, что досрочное прекращение выполнения задания по реализации образовательных программ требует предельной осторожности и тщательного соблюдения всех предусмотренных соответствующим распорядительным актом условий и процедур. Досрочное прекращение выполнения задания может в качестве своего результата повлечь реорганизацию учреждения или изменение типа учреждения.

Условия и порядок досрочного прекращения государственного (муниципального) задания должны быть определены непосредственно в государственном (муниципальном) задании.

Органами, выполняющими функции учредителя, может быть принят распорядительный акт, регламентирующий порядок досрочного прекращения выполнения задания учредителя, т.к. реализация образовательных программ напрямую затрагивает права и интересы обучающихся, а также работников образовательного учреждения. Соответственно, такой порядок должен предусматривать обязательства по защите законных прав, как обучающихся, так и работников.

Основанием для досрочного прекращения выполнения задания по реализации образовательных программ может являться, прежде всего, возникновение угрозы аварийной ситуации, несоответствие условий оказания услуг требованиям СанПиНа. Досрочное прекращение выполнения задания учредителя должно быть возможно только при условии перевода учащихся в другое образовательное учреждение.

Кроме того, вопросы финансовых последствий досрочного прекращения задания могут быть определены в соглашении о предоставлении соответствующей субсидии. В частности, могут быть предусмотрены такие финансовые санкции, как приостановление доведения субсидии, сокращение объемов доводимой субсидии, либо возврат (частичный или полный) уже доведенной до учреждения субсидии.

Вопросы ответственности за невыполнение задания крайне сложны по следующим причинам. Целью любого учредителя является обеспечение максимального качества тех образовательных и связанных с ними услуг, организацию предоставления которых он осуществляет. С одной стороны, невыполнение может быть «наказано» негативными последствиями, например, финансового плана. С другой стороны, такие негативные последствия ни в коем разе не будут способствовать росту качества работы учреждения, а, возможно, будут ухудшать это качество. Например, невыполнение задания повлечет сокращение объемов финансирования, что, в свою очередь, создаст финансовые дефициты, которые вызовут в следующем финансовом году еще более плохую ситуацию с невыполнением задания (еще большие санкции и так далее вплоть до ликвидации учреждения). Поэтому далеко не всегда «наказание» учреждений, не выполнивших требования задания, является оптимальным в долгосрочной перспективе.

Одобрения заслуживает практика коллегиального решения вопроса о применении финансовых санкций в отношении учреждений, когда причины невыполнения задания тщательно оцениваются специальной комиссией, которая и принимает решение, следует ли, например, сократить субсидию в данном конкретном случае, либо не следует предпринимать таких действий.

В этом смысле возможен и другой механизм стимулирования учреждений – не только потенциальные негативные последствия от невыполнения задания, но и стимулирование исправить те проблемы, которые не позволили выполнить его в данном году. Например, выявление проблемных точек в деятельности учреждения, и разработка и финансирование программы развития учреждения с тем, чтобы ликвидировать проблемы. Данное решение стратегически целесообразно, однако также может иметь свои проблемы. В частности, как только учреждение начинает претендовать на дополнительные средства на собственное развитие по факту невыполнения задания, шансы, что задание будет намеренно не выполнено, резко растут.

Контроль за выполнением заданий осуществляется в следующих основных формах:

· камерально (на основании представляемых с установленной периодичностью отчетов о выполнении задания);

· путем сбора дополнительной информации о выполнении задания (опросы, исследования, материалы, представленные самими учреждениями);

· путем выездной проверки для контроля достоверности представленной учреждением информации.

Объектом контроля является степень выполнения государственными (муниципальными) образовательными учреждениями государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг:

· объем выполнения государственного (муниципального) задания;

· соблюдение требований к качеству государственных (муниципальных) услуг;

· соблюдение порядка оказания государственных (муниципальных) услуг;

· иные параметры, указанные в соглашении о порядке и условиях предоставления субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания.

Контроль за деятельностью бюджетных и казенных учреждений осуществляется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, - в отношении бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации; в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования, - в отношении муниципальных бюджетных учреждений. Данная норма содержится в ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Контроль за деятельностью автономных учреждений осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях». Статьей 3 данного Закона устанавливаются такие же нормы, как и для бюджетных и казенных учреждений.

В порядке контроля за выполнением заданий, установленном учредителем, может содержаться детализация контрольных мероприятий, а именно:

· наименование структурного подразделения, уполномоченного осуществлять контроль;

· цели и задачи контроля;

· формы контроля;

· порядок осуществления камеральных проверок, например, по мере поступления отчетности о выполнении государственного задания;

· порядок формирования и утверждения графиков проведения последующих выездных проверок выполнения государственных (муниципальных) заданий;

· периодичность контроля, например, в соответствии с планом графиком проведения выездных проверок, но не реже _______;

· порядок проведения выездных проверок, например, по мере необходимости (в случае поступлений обоснованных жалоб потребителей);

· требования к форме и содержанию документов, представляемых в процессе осуществления контроля;

· права и обязанности сторон в процессе осуществления контроля;

· перечень и описание мер, которые могут быть приняты учредителем по результатам осуществления контроля.

В государственном/муниципальном задании должны быть установлены требования к отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания, в том числе установлены:

· форма отчета об исполнении государственного (муниципального) задания;

· сроки представления отчетов об исполнении государственного (муниципального) задания, например, (ежегодно до __ числа …, ежеквартально);

· иные требования к отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания, например:

- требование о предоставлении пояснительной записки с прогнозом достижения годовых значений показателей качества и объема оказания государственной (муниципальной) услуги;

- требования представить детальную информацию о состоянии кредиторской задолженности, в том числе просроченной;

- требования о представлении копий подтверждающих документов и т.д.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: