Преимущественно глобальный характер изучаемых проблем.




 

Что такое философия? В переводе с древнегреческого это слово означает «любовь к мудрости». Зарождается философия действительно как бескорыстная любовь, стремление к мудрости, истине, пересмотр мифов с точки зрения разума. С зарождением философии зарождается теоретическая мысль вообще. Происходит переход от наглядно-образного мышления к понятийному. Философия – это система наиболее общих теоретических взглядов на мир в целом (точнее, на мир как целое), место в нем человека, уяснение, понимание различных форм отношения человека к миру.

Предмет философии конкретно-историчен. Сфера философской проблематики в ту или иную эпоху вытекала и вытекает, в конечном счете, из конкретно-исторических условий жизни людей, их опыта и знаний. Решение «вечных» философских проблем в любую эпоху не должно претендовать на получение абсолютной истины в последней инстанции – на окончательное слово в философии. Это не означает нерешаемости философских проблем. Можно говорить об их относительной решаемости для определенного этапа развития общества, характеризующегося определенным уровнем развития производства, науки, духовной культуры в целом, которые и создают условия для появления философов, подготовленных к постановке и решению данных проблем (причем решению многими способами – единственно верной философии не существует!). Да и сама необходимость в постановке этих проблем тоже «вызревает» исторически. С точки зрения многих ученых можно говорить лишь об определенном прогрессе в решении «вечно возвращающихся» философских проблем: каждая новая эпоха их «поворачивает» новой стороной, открывает новые аспекты и взаимосвязи и пытается разрешить уже по-своему, хотя перекличка тем и преемственность в постановке проблем и подходах к их решению зачастую прослеживается.

Предмет философии – преимущественно, наиболее общие и наиболее важные вопросы, проблемы в системе «человек – мир», рассмотренные сквозь призму человеческих оценок, целей, интересов. Примерами философских вопросов могут быть вопросы о возникновении мира и человека, о смысле человеческой жизни, о познавательных способностях человека, о специфике отношения человека к природе, о свободе и ответственности и т. п. Речь идет не о получении знания обо всем на свете и в подробностях, речь идет о познании всеобщих закономерностей и осмыслении предельно общих вопросов. Внутренний мир человека, место человека в мире – тоже предмет философской рефлексии. Здесь можно усмотреть внутреннюю противоречивость самого предмета философии. Всеобщие, универсальные вопросы и проблемы предполагают всеобщие, универсальные ответы. Но человек не может удовлетвориться всеобщими абстракциями, он ищет ответ не только для всех людей, но и для себя. Он хочет знать не только о том, в чем смысл человеческой жизни вообще, но и о том, в чем смысл именно его жизни, на какие ценности он должен ориентироваться и т. д.

Одним из философских вопросов является вопрос об отношении материального и духовного. С точки зрения Фридриха Энгельса (одного из основоположников марксизма) основным вопросом философии является вопрос об отношении духа к природе, мышления к бытию, сознания к материи, духовного к материальному вообще. У этого вопроса Энгельс выделил две стороны:

1) что первично (в смысле, что было ранее, или, что породило что);

2) познаваем ли мир?

Почему Энгельс назвал этот вопрос основным? Он считал, что в зависимости от того, как человек отвечает на этот вопрос, он будет отвечать и на другие мировоззренческие вопросы. Например, если человек считает, что мир сотворен Богом, то именно в Боге он будет видеть основное начало всех позитивных способностей и возможностей человека, а также ту силу, которая направляет историю. Если же человек считает происхождение мира естественным процессом, то, скорее всего, он так же естественным путем будет объяснять как историю человечества, так и способности человека. (Кстати сказать, у каждого философа есть свое представление о том, какие вопросы философии являются основными.)

Если в качестве первоначала философ выбирает материю, то его самого можно считать материалистом, а его учение – материализмом. Под материей материалисты понимают философскую категорию для обозначения объективной реальности, которая может отображаться человеческим сознанием, существуя независимо от него. Это может быть как макротело, так и микрообъект, как вещество, так и поле. Материалистическим является такой взгляд на эволюцию: некогда была пылегазовая туманность (такая форма материи, которая существовала объективно, не от Бога, а сама по себе, и появилась в результате Большого взрыва или какого-либо другого естественного процесса), затем образовалась твердь, вода, в воде зародилась жизнь, появились микроорганизмы, растения, животные, наконец, человекообразная обезьяна развилась в человека, наделенного сознанием и способностью творить мир духовного, идеального. То есть, материя была первична и на определенном этапе своего развития породила сознание, т. е. идеальное, духовное. Если в качестве первичного философ выбирает сознание, мышление, идею, духовное, то он – идеалист, а его учение – идеализм (от греч. «идея»). Можно принять такую точку зрения, которая называется объективным идеализмом: в качестве исходного начала мира берется высшая духовная реальность, например, Бог, который сотворил материю. Возможна и другая точка зрения, когда мир объявляется таким, каким он представляется человеку, каким он его воспринимает, и в этом смысле сознание человека творит этот мир. Это позиция субъективного идеализма, когда в качестве исходного начала берется сознание человека (субъекта), от которого все и зависит, в отношении к которому все и рассматривается. Крайней формой субъективного идеализма является солипсизм (от лат. «один», «единственный» и «сам»), в котором несомненной реальностью признается только мыслящий субъект, а всё остальное объявляется существующим лишь в его сознании.

Исторические истоки идеализма многие ученые видят в присущем мышлению древних людей антропоморфизме. Гносеологические корни (т. е. теоретико-познавательные корни) идеализма ученые усматривают в постепенном развитии у первобытного человека способности мышления к абстрагированию, к созданию общих понятий. Обобщая свой трудовой и вообще житейский опыт, человек учился образовывать общие понятия: «твердое», «мягкое», «сухое», «влажное», «вода», «дерево», «человек» и т. д. Так вот, приписывание самостоятельного реального существования этим общим понятиям (в отрыве от их материальных носителей или корней) и способствовало появлению идеализма. Этому также способствовало и разделение труда на физический и умственный. Однако вопрос о происхождении идеализма и его разновидностей намного сложнее, чем мы сейчас схематично наметили.

В истории философии выделяют такие основные виды материализма:

1) «наивный» материализм древних греков и римлян;

2) «механистический» материализм XVII-XVIII вв., основное свойство материи усматривающий в ее протяженности;

3) диалектический материализм (получивший свое развитие с возникновением философии марксизма).

Можно еще выделить так называемый «вульгарный» материализм, сводящий все мыслительные процессы к физиологической основе.

Философов, признающих существование двух самостоятельных первооснов (материальной и духовной) называют дуалистами (от лат. «двойственный»). Когда выбирают только одну первооснову – это монизм (от греч. «один, единица»). Когда выбирают много (по крайней мере, больше двух) первооснов – это плюрализм (от лат. «множественный»).

 

Философию с частными науками сближает стремление теоретически обосновать свои положения. Однако есть и различия. В отличие от философии, специальные (частные, конкретные) науки заняты изучением определенных видов (областей, сфер) бытия; их предмет рассмотрения – соответствующий фрагмент действительности. Кроме того, основной характеристикой научного знания является его объективность. Она присуща и философии, однако, философия как объективна, так и субъективна, философский текст раскрывает особенности мировоззрения своего автора, его ценности, настроения, сомнения, особенности веры…

Философия имеет свой специфический категориальный аппарат, опирающийся на весь совокупный опыт развития человечества и формирующийся исторически. Категории философии – это универсальные понятия, отражающие наиболее общие связи, отношения вещей, процессов... Знания о мире, о человеке развиваются, вместе с этим меняется и содержание категорий – они тоже развиваются. Так, в античности были свои представления о материи, движении, пространстве, времени, сущности человека и т. д., в средневековье – свои, в Новое время – свои и так далее.

 

Основные области философии:

1) онтология (от греч. «сущее» и «учение») – учение о бытии как таковом, о его сущности, формах, основополагающих принципах. Бытие – философская категория для обозначения того, что уже существует, и объясняющая особенности этого существования. Можно говорить о бытии природы, общества, человека. Бытие не сводится к бытию материально-предметному, есть еще бытие духовного мира – идеальное бытие: общезначимые нравственные, эстетические, религиозные, познавательные принципы и ценности, например. Кроме того, есть индивидуализированное духовное бытие – сознание индивида.

2) гносеология (от греч. «познание», «знание» и «учение») – теория познания, раздел философии, в котором изучаются проблемы познания: его возможности, условия, источники, методы, формы и т. п.

3) натурфилософия (от лат. «природа») – философия природы, умозрительное истолкование природы в целом.

4) антропология (от греч. «человек» и «учение») – философское учение о человеке.

5) этика (от греч. «место общего пребывания», «нравы определенного сообщества») – философская наука о морали.

6) эстетика (от греч. «чувствующий», «чувственный») – философская наука о воспитании чувств, о творчестве по законам красоты, о природе художественного творчества.

7) аксиология (от греч. «ценность» и «учение») – учение о ценностях, о духовных образованиях, имеющих для человека абсолютное значение.

8) логика (от греч. «построенный на рассуждении», «слово», «понятие», «рассуждение», «разум») – наука об общезначимых формах и средствах мысли.

9) социальная философия – учение об обществе и его истории.

 

Так как философия изучает принципы взаимосвязи человека и мира в их целостности, многие философы пытались создать целостные философские системы, в которых мир действительно бы представал как целостность в своих наиболее общих закономерностях. Поэтому в таких системах онтология оказывается связанной с гносеологией, аксиологией, этикой.

 

Философский метод

Метод философии (от греч. «способ», «путь исследования, познания») – это способ, каким ведется философствование, каким получается философское знание. К основным философским методам относятся диалектический метод, герменевтический и феноменологический методы.

Диалектический метод отличается тем, что вещи, явления, процессы окружающего мира и мышления исследуются во взаимной связи и развитии. Диалектический метод опирается на диалектику. Диалектика как таковаяэто учение о развитии в природе, обществе и мышлении. Под развитием в самом общем смысле будем понимать появление чего-то совершенно нового.

Герменевтический (от греч. «искусство толкования») метод связан с проблемой понимания и толкования, интерпретации текстов.

Феноменологический метод (от греч. «кажущееся, видимое, являющееся» ) связан с раскрытием (усмотрением) сущности вещи в процессе переживания, осмысления этой вещи. Сознание наше обнаруживает себя как направленное на предмет. Всякая наша мысль – это мысль о чем-то. Она всегда направлена на что-то, на определенный объект, который вообще в целом осознается человеком (переживается, осмысливается). Анализируется сам процесс сознания как процесс формирования определенного спектра значений, смыслов, усматриваемых в предмете. Предмет как - бы «являет себя» сознанию человека.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: