Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.




Темы для устного собеседования во время экзамена

1. Организация власти в России после свержения самодержавия. Двоевластие.

2. Внутренняя и внешняя политика Временного правительства весной 1917 г. Кризисы власти.

3. Борьба политических партий между февралем и октябрем 1917 г.

4. Корниловский мятеж – попытка правого переворота.

5. Углубление общенационального кризиса в России в сентябре-октябре 1917 г.

6. Подготовка и осуществление партией большевиков октябрьского вооруженного переворота в Петрограде.

7. II Всероссийский съезд Советов. Первые декреты Советской власти.

8. Установление Советской власти в российской провинции. Причины победы Октябрьской революции.

9. Внутренняя политика Советского правительства осенью 1917 – весной 1918 гг.

10. Внешняя политика Советского государства осенью 1917 – весной 1918 гг. Брестский мир.

11. Причины и начало гражданской войны и иностранной военной интервенции в России.

12. Боевые действия на фронтах гражданской войны в 1919-1920 гг.

13. Политика «военного коммунизма».

14. Причины победы большевиков в гражданской войне.

15. Переход к новой экономической политике: причины, цели, содержание, результаты.

16. Политический режим в СССР и окончательное закрепление однопартийной системы в 20-е годы.

17. Национально-государственное строительство. Образование СССР.

18. Внутрипартийная борьба в ВКП (б) в 20-е годы.

19. Советская внешняя политика в 20-е годы.

20. Отказ от НЭПа и форсированная индустриализация страны в 30-е годы.

21. Коллективизация сельского хозяйства в 30-е годы.

22. Особенности политического режима в 30-е годы.

23. Внешняя политика СССР в 30-е годы.

24. Советская культура, наука и образование в 20-30-е годы.

25. Начало Второй мировой войны и внешняя политика СССР в 1939-1941 гг.

26. Внутренняя политика СССР в 1939-1941 гг.

27. Начало Великой Отечественной войны. Цели, характер и периодизация истории войны.

28. Причины отступлений и военных поражений Красной Армии в 1941г.

29. Перестройка экономики страны на военный лад. Советский тыл в 1942 г.

30. Разгром немецко-фашистских войск под Москвой. Значение Московской битвы.

31. Военные действия на советско-германском фронте летом-осенью 1942 г. Оборона Сталинграда и Кавказа.

32. Разгром немцев под Сталинградом и международное значение этой победы.

33. Коренной перелом в войне в 1943 г.

34. Решающие победы Красной Армии в 1944 г.

35. Внешняя политика СССР в годы войны и антигитлеровская коалиция

36. Партизанское движение в годы войны.

37. Культура и наука в годы войны.

38. Завершение войны в Европе и капитуляция фашистской Германии.

39. Разгром Японии и окончание Второй мировой войны.

40. Цена Победы советского народа в войне. Итоги и уроки Второй мировой войны.

41. Внешняя политика СССР в 1946-1953 гг. Начало «холодной войны».

42. Восстановление экономики страны в первые послевоенные годы.

43. Общественно-политическая жизнь СССР в 1946-1953 гг.

44. Смерть Сталина и борьба за власть в высшем руководстве страны.

45. XX съезд КПСС и осуждение культа личности Сталина. «Оттепель».

46. Внешняя политика СССР в 50-е – начале 60-х гг.

47. Социально-экономическое развитие СССР в 50-е – начале 60-х гг. Реформы Н.С.Хрущева.

48. Общественно-политическая жизнь страны в 50-е – начале 60-х гг.

49. Советская культура, наука и образование в 50-е – начале 60-х гг.

50. Смещение Хрущева и усиление консервативных тенденций в руководстве СССР в 60-е – начале 80-х гг.

51. Попытки осуществления экономических реформ в 60-е годы.

52. Замедление темпов развития в экономике и социальной сфере в 70-е – начале 80-х гг.

53. Внешняя политика СССР в 60-е – начале 80-х гг.

54. Культура, наука и образование в 60-е – начале 80-х гг.

55. Приход к руководству М.С.Горбачева и начало «перестройки в СССР в 1985 г.

56. Попытки реформирования экономики в 1985-1991 гг. Нарастание экономического кризиса.

57. Реформирование политической системы в СССР в годы «перестройки».

58. Начало формирования многопартийной системы в СССР в годы «перестройки».

59. Внешняя политика СССР в 1985-1991 гг.

60. Распад СССР в 1991 г.

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.

Преподавание курса «История культуры России в советский период (1917-1991)» в высшей школе проводится с помощью лекционно-семинарской системы. Она предполагает теоретическое изучение предмета на лекциях, самостоятельную подготовку студентов к семинарским занятиям по узловым темам с их последующим обсуждением. Студент обязан посещать все лекции по истории, а, следовательно, и иметь свои собственные конспекты лекций по предмету.

Кроме конспектов лекций, учащийся должен иметь конспекты к семинарским занятиям. На семинарах заслушиваются и обсуждаются доклады по вопросам, требующим изучения исторических источников и дополнительной литературы, в том числе и по вопросам дискуссионного характера. Для более успешного освоения материала студентам предлагается следующая последовательность подготовки к семинарам. Во-первых, внимательно ознакомиться с содержанием плана семинарского занятия. Во-вторых, прочитать конспект лекций и познакомиться с соответствующими разделами учебных пособий. В-третьих, прочитать рекомендуемую по теме литературу и составить конспект прочитанного. В-четвертых, провести самоконтроль через соответствующие вопросы, составить план изложения ответа на каждый вопрос семинарского занятия.

Текущая самостоятельная работа студента нацелена на углубление и закрепление знаний студента по истории, развитие их практических навыков исторического анализа. К таковой относятся следующие виды деятельности студента:

- работа с лекционным материалом

- работа с учебниками и учебными пособиями по дисциплине

- работа с историческими источниками

- работа с тестами текущего контроля

- работа с обязательной и дополнительной литературой, включенной в планы семинарских занятий

- выполнение домашних заданий

- подготовка к тестированию и экзамену.

Творческая проблемно-ориентированная самостоятельная работа направлена на развитие интеллектуальных умений, развитие общекультурных компетенций, развитие творческого потенциала личности студента. К такой форме работы относится выполнение студентом творческой работы (эссе). Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.

Изучение курса «История культуры России в советский период (1917-1991)» в высшей школе завершается сдачей экзамена по дисциплине. Подготовка к экзамену состоит из двух взаимосвязанных этапов. Первый – систематический труд на протяжении семестра или учебного года, охватывающий все формы учебного процесса: лекции, изучение и конспектирование рекомендованной литературы, активное участие в семинарских занятиях, выполнение самостоятельной работы. Второй – подготовка непосредственно перед экзаменом, которая позволяет студентам за короткий отрезок времени охватить всю перспективу изученного, систематизировать полученные знания и творчески их переосмыслить. Итоговая оценка по дисциплине учитывает как качество работы студента в течение учебного года, так и проявленный уровень знаний на экзамене.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: