№ п/п | Учебно-образовательный модуль. Цели практического занятия | Перечень практических занятий | |
Модуль 1. Введение в макроэкономику. | |||
1. | Цель: понять содержание основных макроэкономических показателей и структуру системы национальных счетов, освоить методы расчёта макроэкономических показателей, понять различие между номинальным и реальным ВВП. | Тема 1.1. Общественное воспроизводство и основные макроэкономические показатели. | |
2. | Цель: уяснить, как в экономике получают агрегированные показатели, совершенствовать навыки построения и применения экономических моделей (графики совокупного спроса и совокупного предложения); учиться анализировать экономическую динамику через влияние детерминант совокупного спроса и совокупного предложения. | Тема 1.2. Общее экономическое равновесие. Модель AD – AS. | |
3. | Цель: освоить навыки расчёта предельных величин (предельная склонность к потреблению и предельная склонность к сбережениям) и мультипликаторов (инвестиций, государственных расходов, налогов); уяснить разницу между экономическими процессами на микро- и макроуровне. | Тема 1.3. Потребление, сбережения, инвестиции в национальной экономике. Теория мультипликатора. | |
4. | Цель: понять сложную структуру финансового рынка (денежный и кредитный рынок, рынок ценных бумаг) функции, которые выполняют его структурные элементы; усвоить структуру денежной массы и научиться рассчитывать основные денежные агрегаты (М0, М1, М2); понять механизм достижения равновесия на денежном рынке. | Тема 1.4. Финансовый рынок и его составляющие. Денежный рынок. | |
5. | Цель: усвоить понятие ценной бумаги, разобраться в видах ценных бумаг и их назначении, понять, как функционирует рынок ценных бумаг и его экономическую роль; | Тема 1.5. Рынок ценных бумаг и фондовая биржа. Кредитный рынок. | |
6. | Цель: понять сущность инфляции и её механизм, освоить навыки расчёта показателей инфляцию (индекс цен, темп роста цен), уметь определять виды инфляции и адекватные им меры антиинфляционного регулирования; понять сущность безработицы и её показатели (уровень безработицы), уметь различать виды безработицы по причинам её порождающим, уяснить социально-экономические последствия безработицы. | Тема 1.6. Макроэкономическая нестабильность: инфляция и безработица. | |
7. | Цель: понять значение экономического роста для жизни людей; познакомиться с показателями экономического роста (прирост ВВП, ВВП на душу населения, коэффициент Джини) и способами их расчёта; уяснить содержание моделей экономического роста Кобба - Дугласа, Харода – Соллоу. | Тема 1.7. Экономический рост. | |
8. | Цель: изучить показатели макроэкономической динамики (темпы роста ВВП, темп роста цен, уровень безработицы) и способы их расчёта, уяснить значение динамических показателей, учиться формулировать заключения о состоянии экономики на основе значений экономических показателей. | Тема 1.8.Теориия и практика экономических циклов. | |
Модуль 2. Макроэкономика и государственное экономическое регулирование. | |||
9. | Цель: познакомиться со структурой банковской системы, понять функциональную роль её элементов; получить представление о вариантах кредитно-денежной политики ЦБ; получить навыки анализа эффективность мер, принимаемых ЦБ России, для развития экономики. | Тема 2.1. Банковская система и кредитно-денежная политика. | |
10. | Цель: усвоить понятия (налоги, налоговая система); разобраться в способах классификации налогов, понять их функциональную роль; уяснить характер зависимости между налоговыми ставками и величиной бюджетнгых поступлений (кривая Лафера). | Тема 2.2. Налоги и налоговая система. | |
11. | Цель: усвоить структуру бюджетной системы и структуру государственного бюджета, научиться определять сбалансированность бюджета (дефицит – профицит); получить навыки анализа эффективности фискальной политики. | Тема 2.3. Государственный бюджет и фискальная политика. | |
12. | Цель: уяснить трактовку макроэкономического равновесия в различных научных школах (кейнсианцы, монетаристы, неолибераля и ордолибералы); понять механизм достижения макроэкономическое равновесия в модели IS – LM, связь между инфляцией и безработиценй (кривая Филлипса). | Тема 2.4. Сравнительный анализ эффективности инструментов макроэкономического регулирования. | |
13. | Цель: познакомиться с этапами формирования мирового хозяйства и их содержанием, понять причины международного движения капитала и труда, осознать преимущества свободного движения капитала и рабочей силы и проблемы, связанные с этими процессами. | Тема 2.5. Интернационализация экономики. Международное движение капитала и труда. | |
14. | Цель: познакомиться с показателями включённости национальной экономики в мировое хозяйство (экспортная, импортная доля, внешнеторговый оборот.), вариантами и инструментами торговой политики. | Тема 2.6. Внешняя торговля и внешнеторговая политика. | |
15. | Цель: уяснить структуру международной валютной системы, соотношение её различных элементов, понять содержание этапов эволюции МВС, уяснить понятия: валюта и валютный курс, паритет покупательной способности, понять различия в видах валют и способах формирования валютных курсов. | Тема 2.7. Международная валютная система и валютные курсы. | |
16. | Цель понять разницу между интернационализацией экономики и глобализацией, осознать глобальные проблемы (демографический взрыв, бедность), их динамику и возможные пути решения. | Тема 2.8. Глобализация и национальная экономика. |
Таблица 6.