Розенкранц и Гильденстерн мертвы




Темы практических занятий

 

Э. Ионеско

Лысая певица

1. История создания пьесы.

2. Смысл заглавия.

3. Охарактеризуйте типы общения, которые мы обнаруживаем в пьесе.

4. Приведите примеры разговорных клише, банальностей, алогизма, автоматизма общения. Какова функция этих элементов?

5. Почему Ионеско называл свой текст пьесой о «трагедии языка»?

6. Согласны ли Вы со следующим утверждением И. Дюшена: «кажущийся алогизм языка позволяет Ионеско приводить в порядок логическое мышление»?

7. С какими трудностями герои Ионеско сталкиваются, пытаясь ориентироваться в мире?

8. С какими трудностями мы сталкиваемся при попытке охарактеризовать героев пьесы? В чем, по Вашему мнению, причина этих затруднений? Проблема тождества человека самому себе.

9. Как организованы время и пространство в пьесе Ионеско?

10.Приведите примеры нарушения в пьесе причинно-следственных связей. Какова функция этих нарушений?

11.Попытайтесь охарактеризовать действие пьесы. Как связаны герои и действие?

12.Какова функция вставных текстов в пьесе Ионеско?

13.Какие значения слов «парадокс», «абсурд» и производных от них прилагательных предлагаются толковыми словарями?

С. Беккет

 

Эндшпиль (вариант перевода: «Конец игры»)

1. Что А.-Л. Ботон имеет в виду, называя эту пьесу «постапокалиптическим фарсом»? О каком апокалипсисе идет речь, если вспомнить историческую ситуацию?

2. Почему персонажей так интересуют показания анемометра, гелиометра, гидрометра, и каковы показания этих приборов?

3. Сравните сообщения о внешнем мире в пьесе Беккета с ранним состоянием мира по Библии (Быт., 1). Попытайтесь обнаружить другие библейские реминисценции в «Эндшпиле». В чем состоит их функция?

4. Присутствует ли Бог в мире беккетовской пьесы?

5. Почему все-таки «фарс»? Прокомментируйте определение «метафизический театр», которым исследователи часто пользуются, рассуждая о театре Беккета?

6. О какой, собственно, игре идет речь в пьесе, названной «конец игры»? Встречаются ли в пьесе «игровые» метафоры («игра», «комедия» и т.п.)? Попытайтесь выделить формы игрового поведения персонажей. Возможен ли выигрыш в этой партии?

7. Что такое «эндшпиль» в шахматах?

8. Как можно интерпретировать игру с собачкой и стремление Хамма оказаться точно в центре комнаты?

9. Почему Хамм пытается писать роман? Почему он не может написать роман?

10. Какую функцию выполняют повествования Хамма о прошлом?

11. Что символизируют физиологические характеристики персонажей (слепота, неподвижность Хамма, невозможность сидеть для Клова и т.п.)? Продолжается ли разрушение тел персонажей?

12. Имеют ли какой-то смысл имена персонажей?

13. Отличаются ли Хамм и Клов от двух других персонажей пьесы?

14. Какие традиционные в драме типы/формы человеческих отношений пародируются в пьесе? Рассмотрите отношения в парах «Клов vs. Хамм», «Хамм vs. Наг», «Наг vs. Нелл».

15. Можно ли рассмотреть Хамма как пародию на трагического героя?

16. Каковы особенности диалога в пьесе?

17. Охарактеризуйте пространство в пьесе. Попытайтесь рассмотреть организацию сценического пространства через соответствие элементам человеческой головы.

18. Можно ли назвать пьесу Беккета как «могильником философских систем»? Что именно подлежит захоронению?

19. В чем, по Вашему мнению, смысл финала пьесы?

М. Фриш

 

Homo faber

1. Смысл заглавия (а. Перевод с латыни: какие ассоциации вызывает сочетание «homo faber»? обозначается ли этим словосочетанием тип людей или индивид? б. Кто назвал Фабера «homo faber»?)

2. Раскройте основные моменты традиционного противопоставления культуры цивилизации (О. Шпенглер). Признаки культуры и цивилизации.

3. Сопоставьте мировоззрения «человека культуры» и «человека цивилизации» (отношение к судьбе и случайности, к науке и статистике, к чувствам и математике, к искусству (и шире – к прошлому)).

4. Можно ли разделить основных персонажей романа на представителей цивилизации и представителей культуры?

5. Сыграет ли половая принадлежность персонажей какую-то роль в такой классификации?

6. Попытайтесь рассмотреть места, в которые попадает путешествующий Вальтер Фабер, в рамках оппозиции «культура vs. цивилизация» (Можно ли обнаружить в тексте безусловное «пространство культуры»? Какие места (локусы) принадлежат цивилизации? Значим ли способ передвижения? Обнаруживаются ли какие-то закономерности в путешествии Фабера?)

7. Чем оборачивается встреча культуры и цивилизации?

8. Попытайтесь рассмотреть, как реализуется мотив прозрения в романе. Связан ли этот мотив с мотивом инцеста? Попытайтесь обнаружить отсылки к мифам об Эдипе и Персефоне.

Том Стоппард

Розенкранц и Гильденстерн мертвы

Проблема: «свое» и «чужое» слово в современной драме

 

1. Сопоставьте текст шекспировского «Гамлета» с текстом Стоппарда (следует воспользоваться переводом М. Лозинского). Как перерабатывается шекспировский текст (проблема точки зрения)?

2. Каким образом текст «Гамлета» цитируется Стоппардом (следует обратить внимание на контексты, в которых появляется шекспировский текст; на случаи взаимодействия текста и паратекста)?

3. Соотнесите эстетическую программу шекспировского Гамлета («цель и назначение искусства … служить как бы зеркалом для природы…») с воззрениями Первого актера.

4. Свободен ли человек перед лицом Текста? Соотносим ли Текст с классическим трагедийным понятием понятием Судьбы? Вольны ли герои выбирать свою судьбу?

5. Кризис идентичности человека: индивидуализованы ли Розенкранц и Гильденстерн? Можно ли говорить о прогрессирующей утрате идентичности, или герои деиндивидуализованы с самого начала пьесы?

 

Х.-Л. Борхес

 

Короткая проза

Играющий творец: концепция Бога и Автора в «Everything and Nothing»

Смерть богов: «Рагнарек»

Игра: «Лотерея в Вавилоне», «Смерть и буссоль».

Лабиринты времени: «Тайное чудо», «Сад расходящихся тропок», м.б. «Богословы».

Играющий автор: «Everything and Nothing», «Пьер Менар, автор «Дон Кихота»», «Борхес и Я».

Мир и текст: «Тлён, Укбар, Orbis Tertius»

Рассмотрите следующие концепты в их взаимосвязи:

I. Игра и реальность

В каких текстах обнаруживаются мотивы игры?

Что есть игра – развлечение или основной принцип мироздания?

II. Реальность мифа

1. Проблема времени: живет ли человек Борхеса в мире исторического времени или доминирует время циклическое? Какое время вводит Борхес как значимое для человека независимо от того, осознает он себя в историческом или циклическом временах.

2. Метафора «лабиринта».

3. Мотив Апокалипсиса – конца «игры».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: