Меры по улучшению инвестиционного климата субъекта Российской Федерации




 

Меры по улучшению инвестиционного климата субъекта Российской Федерации реализуются по следующим основным направлениям:

- создание благоприятной для инвестиций административной среды;

- создание подготовленной инфраструктуры для инвестиций;

- формирование финансовых механизмов привлечения и поддержки инвестиций;

- стимулирование спроса на продукцию создаваемых инвесторами производств;

- налоговое стимулирование инвестиций;

- формирование привлекательных тарифных условий для инвестиций;

- обеспечение поставщиками создаваемых в результате инвестиций производств;

- кадровое обеспечение инвестиций.

 

4.1 Создание благоприятной для инвестиций административной среды.

 

Для создания административной среды, способствующей привлечению инвестиций, проводятся следующие мероприятия:

- Создание в субъекте Российской Федерации постоянно действующего совета по улучшению инвестиционного климата и взаимодействию с инвесторами. Совет возглавляет Губернатор, состав формируется из руководителей профильных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, инвесторов, представителей предпринимательского и экспертного сообщества.

- Обеспечение оперативной связи и эффективного взаимодействия инвесторов с руководством субъекта Российской Федерации (включая предоставление инвесторам номеров мобильных телефонов руководства) и решения в режиме «он-лайн» возникающих в процессе инвестиционной деятельности проблем и вопросов.

- Создание специального агентства по привлечению инвестиций и работе с инвесторами (далее – Агентства). Основными функциями Агентства являются: повышение в России и за рубежом инвестиционной известности и привлекательности субъекта Российской Федерации; регулярный поиск и привлечение инвесторов; разработка перспективных направлений инвестиций; создание проектных команд по поддержке конкретных инвестиционных проектов; системная поддержка реализуемых инвестиций; выработка предложений по улучшению инвестиционного климата. Наблюдательный совет Агентства возглавляет Губернатор.

- Принятие инвестиционной декларации и регламента по работе с инвесторами, обеспечивающего реализацию принципа «одного окна» и сокращение сроков реализации инвестиционного проекта. Выполнение разрешительных и согласовательных процедур силами Агентства с минимально необходимым участием инвестора во взаимодействии с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления, органами государственного и муниципального контроля (надзора) и регулирующими службами, организациями естественных монополий.

- Проведение аудита административных процедур и функций органов государственной власти с целью оптимизации, сокращения количества и упрощения.

- Разработка и принятие Закона субъекта Российской Федерации «О государственных услугах», обеспечивающего формирование системы стандартов предоставления государственных услуг, информатизацию процедур предоставления государственных услуг, контроль качества их предоставления и ответственность за несоблюдение стандартов качества предоставления государственных услуг.

- Создание общественных советов при органах государственного и муниципального контроля (надзора) с целью общественного контроля административной среды и улучшения защищенности бизнеса и инвесторов.

- Разработка и принятие Закона субъекта Российской Федерации, устанавливающего гарантии безопасности инвестиций и механизмы защиты прав инвесторов по ключевым актуальным рискам.

- Создание специализированного многоязычного интернет-портала об инвестиционной деятельности в субъекте Российской Федерации. Интернет-портал дожжен обеспечивать наглядное представление инвестиционных возможностей субъекта Российской Федерации, его инвестиционной стратегии и инфраструктуры, потенциальных направлений инвестиций, а также сбор и оперативное рассмотрение жалоб, обращений инвесторов.

- Ежегодное издание доклада «Инвестиционный климат в субъекте Российской Федерации». Включение в состав редакционной группы по подготовке доклада инвесторов, представителей предпринимательского и экспертного сообщества. Организация широкого публичного обсуждения доклада.

- Обеспечение участия руководителей органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в тематических международных и российских инвестиционных и экономических форумах, саммитах, выставках и конференциях с целью доведения профильной аудитории информации об инвестиционном климате и возможностях субъекта Российской Федерации.

 

4.2 Создание подготовленной инфраструктуры для инвестиций:

 

- Создание подготовленных «промышленных площадок»: проведение комплекса землеустроительных работ, постановка сформированного земельного участка на государственный кадастровый учет, регистрация прав на земельный участок, подведение к земельному участку энергетической, инженерной, транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры.

- Создание региональных особых экономических зон индустриальных и технологических парков для формирования благоприятных инфраструктурных условий, ускорения административных и разрешительных процедур, снижения расходов инвесторов на инфраструктуру. Привлечение частных организаций с успешным опытом создания индустриальных и технологических парков в качестве разработчиков и организаторов соответствующих парков.

- Разработка моделей финансирования инфраструктуры индустриальных и технологических парков, привлекательных для инвесторов и эффективных для экономики и бюджета субъекта Российской Федерации, устанавливающих размеры и формы платности, возвратности, срочности использования различных источников финансирования.

- Стимулирование частных операторов индустриальных и технологических парков путем предоставления им вознаграждения (например, гранта субъекта Российской Федерации), размер которого зависит от суммы налогов, фактически уплаченных в бюджет субъекта Российской Федерации привлеченными инвесторами – резидентами индустриального или технологического парка.

- Создание офисной, транспортной (аэропорты, ж/д вокзалы), социально-рекреационной инфраструктуры инвестиционной деятельности.

 

4.3 Формирование финансовых механизмов привлечения и поддержки инвестиций:

- Разработка порядка предоставления государственных гарантий субъекта Российской Федерации по реализуемым инвестициям.

- Разработка порядка предоставления инвестиционных грантов субъектом Российской Федерации.

 

- Разработка порядка субсидирования процентной ставки по кредитам, привлекаемым инвесторами.

- Создание инвестиционного фонда субъекта Российской Федерации. Разработка механизма формирования капитала фонда, процедуры участия фонда в финансировании реализуемых в субъекте Российской Федерации инвестиций.

- Организация взаимодействия субъекта Российской Федерации с инвестиционными и венчурными фондами, банками, иностранными государственными инвестиционными агентствами, специализированными финансовыми учреждениями и организациями с целью использования их потенциала и возможностей по финансированию и поддержке инвестиций на территории субъекта Российской Федерации.

- Организация взаимодействия субъекта Российской Федерации с российскими и международными институтами развития (Корпорация Развития «ВЭБ», Российский Инвестиционный Фонд, Европейский Банк Реконструкции и Развития, Всемирный банк, международные инвестиционные и инфраструктурные банки и финансовые учреждения) с целью использования их потенциала и возможностей по финансированию и поддержке инвестиций на территории субъекта Российской Федерации.

- Разработка моделей финансирования инвестиционных проектов в субъекте Российской Федерации с учетом специфики конкретного инвестиционного проекта, определение пропорций и оптимального сочетания различных источников финансирования.

 

4.4 Стимулирование спроса на продукцию создаваемых инвесторами производств:

- Разработка, принятие и регулярная актуализация долгосрочного плана размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, а также нужд организаций, находящихся в региональной или муниципальной собственности. Обеспечение открытости и доступности этого плана, создающего ориентиры спроса целевым инвесторам и бизнес-сообществу.

- Формирование регионального плана создания в субъекте Российской Федерации конкурентоспособных производств импортозамещающей продукции. Стимулирование спроса на импортозамещающую продукцию посредством государственных закупок, а также закупок для нужд организаций, находящихся в региональной или муниципальной собственности.

- Содействие, включая софинансирование, обследованию конкурентоспособности продукции и эффективности сбытовых структур с получением независимых заключений. Введение обязательности указанных обследований для каждой организации, претендующей на получение мер поддержки от субъекта Российской Федерации.

- Административное и информационное содействие производителям конкурентоспособной продукции в заключении договоров с розничными сетями и оптовыми организациями для замещения импортной продукции.

- Субсидирование расходов производителей по продвижению продукции, в том числе, расходов на международную сертификацию товаров, (работ, услуг), системы менеджмента качества, а также на необходимые консультационные услуги. Софинансирование субъектом Российской Федерации проектов совершенствования продукции, имеющих целью выход на новые рынки.

- Содействие производителям в получении экспортных кредитов, субсидирование процентных ставок по экспортным кредитам, предоставление гарантий субъекта Российской Федерации по экспортным кредитам.

- Координация взаимодействия производителей и инвесторов, осуществляющих свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации, со структурами Министерства иностранных дел Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, торгово-промышленными представительствами, российскими и зарубежными бизнес-ассоциациями и организациями для поддержки экспорта.

- Содействие кооперации отраслевых производителей в финансировании расходов по выходу на новые рынки, а также по выпуску инновационной продукции.

- Создание центров кластерного развития. Определение целевых производственных кластеров и программ их развития, согласование региональных программ с Правительством Российской Федерации и заинтересованными субъектами Российской Федерации.

- Софинансирование субъектом Российской Федерации создания, приобретения баз данных покупателей продукции, поставщиков. Организация совместных с заинтересованными организациями переговоров с потенциальными покупателями продукции, включая зарубежных.

- Проведение отраслевых и технологических выставок, конференций, ярмарок, форумов для потребителей и поставщиков на территории и за пределами субъекта Российской Федерации с участием администрации субъекта Российской Федерации в финансировании. Организация дней экономики субъекта Российской Федерации в России и за рубежом. Организация регулярного обмена деловыми делегациями с другими субъектами Российской Федерации и зарубежными странами.

- Содействие созданию, совершенствованию и продвижению интернет-сайтов, направленных на поиск и установление деловых связей между производителями и поставщиками.

- Создание в субъекте Российской Федерации Центра деловых связей, оказывающего консультационные, информационные услуги, техническую поддержку процесса переговоров, предоставление малому и среднему бизнесу помещений, оборудованных для проведения переговоров.

- Проведение мастер-классов с привлечением лучших российских и иностранных бизнесменов с успешным опытом создания продуктов и организацией продаж.

4.5 Налоговое стимулирование инвестиций:

- Разработка комплекса налоговых стимулов для привлечения иностранных и российских инвестиций.

- Создание системы регулярной оценки экономической оправданности предоставления налоговых льгот, обеспечивающих определение интегрального эффекта (бюджетной стоимости) для экономики субъекта Российской Федерации от предоставления налоговых льгот. Использование результатов такой оценки при установлении налоговых льгот.

- Разработка комплекса налоговых льгот, стимулирующих выполнение программ энергоэффективности, внедрение использования энергосберегающего оборудования и технологий.

 

4.6 Формирование благоприятных тарифных условий для инвестиций:

- Проведение аудита энергоэффективности и эффективности использования ресурсов, обоснованности затрат с целью формирования целевых значений экономически обоснованных тарифов естественных монополий и услуг жилищно-коммунального хозяйства.

- Формирование программы мероприятий по приведению тарифов к целевым значениям, обязывающей ресурсоснабжающие организации к исполнению соответствующих энерго- и ресурсосберегающих программ.

- Упрощение процедур присоединения к сетям ресурсоснабжающих организаций, включая субсидирование затрат на присоединение.

- Повышение прозрачности закупок и инвестиций региональных и муниципальных организаций естественных монополий, в том числе, путем установления открытых процедур их осуществления и использования электронных площадок.

- Создание системы контроля за размером и обоснованностью текущих затрат и инвестиций региональных и муниципальных организаций естественных монополий, включая обеспечение публичности данной информации.

- Оптимизация финансирования деятельности организаций естественных монополий, включая рациональное использование заемных средств и иных источников финансирования для удовлетворения инвестиционных потребностей таких организаций.

- Включение представителей инвесторов и общественных объединений предпринимателей в Советы директоров региональных организаций естественных монополий.

 

4.7 Обеспечение поставщиками создаваемых инвесторами производств:

- Создание центров формирования и развития технологических компетенций поставщиков.

- Содействие оперативному формированию и (или) подбору необходимых инвестору региональных поставщиков, в том числе, из числа малого и среднего бизнеса.

- Содействие встраиванию поставщиков в технологические цепочки производства инвестором конечной продукции.

- Содействие созданию саморегулируемой организации региональных поставщиков, ориентированных на оперативную адаптацию к возникающим потребностям инвесторов.

 

4.8 Кадровое обеспечение инвестиционного процесса:

- Организация регулярного обучения и повышения квалификации (прежде всего, в ведущих зарубежных университетах и бизнес-школах) руководителей профильных органов государственной власти Российской Федерации и организаций, участвующих в инвестиционном процессе. Включение в программу обучения изучение лучшего опыта привлечения инвесторов, совершенствования инвестиционных условий и административных процедур.

- Организация процесса постоянного совершенствования квалификации и обмена опытом с лучшими зарубежными регионами, субъектами Российской Федерации, специализированными организациями, ассоциациями и объединениями.

- Упрощение в пределах полномочий субъекта Российской Федерации визовых и миграционных процедур для иностранных инвесторов и квалифицированной рабочей силы. Организация Агентством работы по содействию иностранным инвесторам и специалистам в рамках прорабатываемых и реализуемых инвестиций.

- Организация профессионального ориентирования и совершенствования образовательного комплекса субъекта Российской Федерации с целью своевременного изменения состава и численности выпускаемых специалистов соответствующих специальностей и квалификаций в зависимости от потребности инвесторов и реализуемых инвестиций. Организация взаимодействия между инвесторами, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, образовательными учреждениями по содействию своевременному подбору квалифицированного персонала и руководителей.

- Создание современных центров профессиональной подготовки и переподготовки рабочих специальностей, ориентированных на реальные потребности инвесторов.

- Организация обучения и изучения лучшего опыта по эффективному обеспечению инвесторов персоналом [3].


 

Заключение

 

Инвестиционный климат в целом по Российской Федерации за истекший год несколько улучшился, однако по-прежнему не решен ряд проблем, которые являются барьером на пути иностранных инвестиций.

Все большую активность по вопросам привлечения иностранных инвестиций проявляют некоторые регионы России, рационально формирующие собственную инвестиционную культуру и инвестиционный процесс. Инвестиционная политика в этих регионах осуществляется по следующим направлениям: развитие местного регионального инвестиционного законодательства; поддержка инвестиций со стороны местных властей путем предоставления льгот в рамках компетенции регионов; формирование инвестиционной открытости и привлекательности регионов; формирование инвестиционной инфраструктуры.


 

Список литературы

 

1 https://www.fiac.ru/pdf/EY-investment-climate-in-russia-2015-rus.pdf

2 https://catalog.studentochka.ru/1876.html

3 https://www.mgodeloros.ru/projects/pr-1

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: