Формирование системы непрерывного образования




Система подготовки кадров социально –культурной сферы.

Существует несколько моделей решения кадровых проблем:

1. Государственная система среднего и высшего специального образования в сфере культуры, искусства, досуга, туризма (опыт стран Восточной Европы, СНГ, Балтии).

2. Негосударственная двухступенчатая структура, т.е. на базе университетского гуманитарного образования 1-2-х годичные курсы (опыт США и англоязычных стран). Половина университетов имеют отделения или факультеты со специализациями парковых рекреаторов, социальных педагогов, менеджеров в зрелищном досуге. Особое внимание уделяется социальной педагогике, педагогике досуга, в которой видят эффективное средство влияния на семью, культурно-досуговые общности, различные социальные группы.

В Германии эту функцию выполняют педагоги свободного времени, во Франции – социальные аниматоры. В других случаях это – семейный психолог, семейный педагог, педагог-правовед, педагог-реабилитатор и т.п. Всех их объединяет единая задача – охватить активным культурно-воспитательным воздействием на сферу досуга, быта, семейных отношений, способствовать позитивной самореализации, удовлетворению творческих интересов и склонностей.

3. В последнее время распространена практика неограниченного приема в высшие учебные заведения людей, вышедших на пенсию. Чаще всего – это гуманитарные специальности и квалификации: журналистов, менеджеров в сфере культурных, досуговых, бытовых услуг, информационных, рекламных, страховых, туристических, социальных агентов, парковых дизайнеров, гувернеров, организаторов кружков и любительских творческих коллективов, культурно-досуговых программ по месту жительства. Во Франции создано около 100 специальных университетов для людей зрелого возраста. Ее опыт распространяется по всей Европе. Наибольший спрос на пожилых, опытных людей, владеющих садово-парковым искусством. Рантье, смотрителей музеев, сиделок в хосписах и госпиталях, гидов по старинным замкам и историко-культурным комплексам.

4. Волонтерская практика в сфере культуры, искусства досуга, туризма, спорта, творчества. Во Франции добровольцы составляют половину социальных аниматоров. В Австралии, других англоязычных странах благодаря тем, кто в свободное время исполняет обязанности работников культуры и досуга, экономится до 75-80% расходной части бюджета. Волонтеры, основной профессией которых является научный, учительский, политический, рабоче-крестьянский труд, формируются в социокультурный актив. Часто проходят стажировку у профессионалов или посещают семинары деятелей культуры и искусства, опытных менеджеров.

2) 5.Британская модель подготовки специалистов для социокультурной сферы представляет собой сеть профессиональных курсов, университетов на базе политехнических институтов и других учебных заведений. Для новичков имеются 4-х годичные курсы. На завершающей стадии обучения студенты стажируются в учреждениях культуры и готовят дипломные работы на звание бакалавра или магистра искусств, магистра культуры.

6.Во Франции – 4 основных направления подготовки кадров:

а) подготовки специалистов для сферы культуры: библиотек, музеев, Домов молодежи, Центров досуга;

б) подготовки руководящих кадров для системы культуры на местном и государственном уровнях;

в) обучение культурно-управленческим специальностям в школах администрации и коммерции;

г) обучение в университетах: на базе гуманитарного образования 2-х годичные курсы.

Для Европы в целом характерны 2 вида обучения: повышение квалификации – частое и динамичное; получение новой специальности с интенсивной программой академических и практических занятий, стажировки в лучших Центрах культурных технологий.

Система повышения квалификации и аттестация кадров в социокультурной сфере


Стремительные преобразования в экономической, социальной и культурной жизни общества вносят радикальные изменения в содержание социально-культурной деятельности, заставляя руководителей и персонал, работающих в этой сфере, постоянно обновлять свои профессиональные знания, находить и использовать инновационные методики и формы работы, адекватные новым условиям.

Формирование системы непрерывного образования

Проблема состоит в том, чтобы найтимеханизм постоянного повышения квалификации всех занятых специалистов в процессе перехода от одного уровня имеющихся знаний и навыков к другому - более высокому, инвариантному.

Поиски механизма повышения образовательного уровня кадров привели к появлению целого ряда государственных программ. Речь идет сегодня не о том, нужна ли переподготовка или нет, а о том, кто и как будет ее осуществлять и кто платить.

Система повышения квалификации работников включает в себя отраслевые институты повышения квалификации, курсы, институты, факультеты переподготовки и дополнительного образования в высших и средних специальных учебных заведениях, постоянно действующие курсы при областных комитетах по культуре и искусству.

Задача этих учреждений состоит в том, чтобы осуществлять переподготовку всех категорий работников, в том числе кадров культуры и искусства:

а) имеющих специальную профессиональную подготовку;

б) имеющих не специальную профессиональную подготовку;

в) не имеющих никакой специальной профессиональной подготовки.

 

3) Система дополнительного образования и переподготовки кадров нацелена на решение следующих задач:

а) охват всех категорий работников;

б) непрерывность образовательного процесса;

в) разносторонность системы повышения квалификации работников системы повышения квалификации работников — повышение профессионального и общекультурного уровня кадров.

Учебный процесс в системе повышения квалификации и переподготовки обусловлен решением следующих задач:

— распространение новых научных знаний;

— создание условий для обмена идеями и опытом работы;

— поддержание инновационных региональных и местных программ по расширению возможностей участия общественности в управлении социокультурной сферой;

— повышение профессионального мастерства.

Учебный процесс в данной системе образования имеет свои особенности, которые следует учитывать при организации и осуществлении программ обучения:

— разноплановый состав обучающихся (по образованию, занимаемым должностям, опыту работы, возрасту, условиям работы и др.);

— методика преподавания (акцент на активные формы обучения: деловые игры, вовлечение в решение реальных проблем);

— привлечение в учебный процесс лучших специалистов-практиков;

— насыщение учебных планов и программ актуальной тематикой и острыми проблемами.

И руководителям, и обучающимся необходимо усвоить некоторые принципиальные педагогические требования, относящиеся к системе повышения квалификации.

1. Человек всегда лучше усваивает новые знания, когда непосредственно сам участвует в решении реальной проблемы.

2. Эпизодическое обучение в аудитории всегда менее эффективное, чем практика.

3. Лучший результат дает активное обучение в неоднородных группах и в незнакомых ситуациях.

4. Инструментом эффективного обучения является личное знакомство с инновационной деятельностью других учреждений.

5. Руководитель должен осознать необходимость обучения, выделять для этого средства и время, поощрять людей за учебу, лично участвовать в нем, если процесс обучения идет на рабочем месте.

Указанные принципы формируют особый метод обучения — обучение через деятельностъ, в котором люди учатся наиболееэффективно, в том числе друг у друга, работая над проблемами и используя свой опыт. Обучение через деятельность преодолевает проблему трансформации знаний в навыки, а в его основе находится система низовых обучающих форм — районные семинары работников культуры.

Такие семинары, как правило, проводятся не реже одного раза в месяц в течение 1-2-х дней. Учебный год, как правило, начинается в сентябре и заканчивается в июне.

Участие в семинарах представителей названных органов и организаций создает условия для оказания эффективной помощи в решении вопросов укрепления материальной базы социально-культурных учреждений, социально-бытовых и других проблем.

Учебный год в постоянно действующих районных семинарах целесообразно завершать проведением научной, научно-практической или научно-методической конференции.

В настоящее время еще многие клубные учреждения страны не укомплектованы квалифицированными кадрами. В среднем процент специалистов в различных регионах колеблется от 45 до 75.

Следовательно, на работу в клубы приходят лица, не имеющие необходимых знаний и навыков в работе. Для этой категории целесообразно проводить стажировки на базе лучших учреждений культуры.

Такая форма повышения квалификации многое дает и выпускникам вузов и училищ культуры. На уровне района используются и другие формы повышения квалификации. Это могут быть школы передового опыта, творческие лаборатории, деловые игры и т.д.

4) Для того, чтобы вся система повышения квалификации, все ее звенья на различных уровнях функционировали эффективно, необходимо вырабатывать у слушателей готовность к самостоятельному изучению материалов. Это условие является изначальным в системе повышения квалификации.

Аттестация кадров

Фактором, стимулирующим у работников потребность в повышении квалификации, является аттестация кадров. Аттестационные комиссии, как правило, предъявляют высокие требования к профессиональным качествам работников культуры.

Как показывает практика, большинство успешно проходят аттестацию, но в итоге комиссия высказывает и фиксирует в протоколе критические замечания и пожелания в их адрес.

Аттестация сотрудников проводится по решению руководителя учреждения или руководства вышестоящих организаций и по результатам деятельности за один, два или три года. Оценивая достигнутые сотрудниками результаты, руководитель учреждения намечает систему мер по их поощрению: повышение зарплаты, продвижение по служебной лестнице, премирование и т. д.

Поощрение работника за его труд основывается, прежде всего, на уровне его квалификации, но не на квалификации, которая записана в дипломе или другом документе об образовании (это имеет значение в большей степени при подборе кадров), а на уровне квалификации выполняемой работы, на квалифицированном исполнении поставленных задач.

Немало примеров, когда сотрудник со средним специальным образованием, проработавший много лет в одном учреждении, может получить более высокую зарплату, чем молодой специалист с высшим образованием, только что принятый на работу.

Однако в условиях современной социально-культурной деятельности специалист с высшим образование изначально, по определению имеет значительно большие возможности для успешного участия в решении творческих и производственных задач, для повышения своей квалификации, для овладения более широким кругом профессий (написание сценария, ведение деловых переговоров, руководство творческим коллективом, решение хозяйственных вопросов, организация людей), чем тот, кто высшего образования не имеет. Поэтому большинство людей с высшим образованием намного быстрее продвигаются по службе и по уровню оплаты труда.

Управление кадрами социально-культурного учреждения, исходя из вышесказанного, можно разделить на несколько крупных блоков: прием на работу, вопросы штатов, заработная плата, непосредственное руководство работой и людьми, контроль за исполнением принимаемых решений сотрудниками.

Квалификация — это интегральная характеристика уровня сформированной профессиональной деятельности, которого специалист может достичь в результате образования и практического опыта работы (менеджер социально-культурной деятельности, артист 1-й категории, режиссер-педагог, арт-менеджер и т.д.)

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: